ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ (ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ КАЛМЫКОВА С.Б.)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье, подготовленной на основе публикаций Калмыкова С.Б., проанализированы экономические аспекты социорекламного взаимодействия с целевой аудиторией, что представляет собой мало изученную область экономических знаний. Исследованы разработки автора по предложенной модели поведения целевой аудитории, межрегиональному социально-экономическому неравенству, критериям оценки, методологическим основаниям изучения социальной рекламы.

Ключевые слова:
социальная реклама, социорекламное взаимодействие, эффективность, качество, модель, критерии, экономика, финансы, затраты, методологические основания, целевая аудитория.
Текст

Экономические аспекты социорекламной сферы, нацеленной на решение острых социальных проблем современного российского общества, с ключевыми субъектами в лице государства, некоммерческого сектора и социально ориентированного бизнеса, как это не парадоксально, являются одними из приоритетных. Правительством Российской Федерации, с точки зрения содействия развития института социальной рекламы, предусмотрено проведение общественных слушаний по вопросам организации кампаний в ее сфере, финансируемых из бюджетных источников [1], [2]. Среди экспертных оценок главных проблем, мешающих развитию социальной рекламы, Калмыковым С.Б. в [3] установлен низкий уровень финансирования – так считают 95,5% опрошенных рекламопроизводителей, что в 1,4 раза выше, чем вторая по значимости проблема –  отсутствие государственной политики в социорекламной сфере и в 1,5 раза  по отношению к третьему негативному приоритету – недостаточной востребованности социальной рекламы у государственных органов власти. Среди обеспечивающих факторов качества социальной рекламы в совместной авторской монографии с д-ом экон. наук, профессором Пашиным Н.П. [4] финансирование занимает первое место, наряду с другими важными, но менее значимыми факторами: социальная ответственность основных субъектов социорекламной деятельности и законодательное обеспечение качества.

 

Роль экономики в разработанной автором  модели поведения целевой аудитории в ходе социорекламного взаимодействия

В ряде авторских исследований выявлена устойчивая детерминанта, определяющая эффективность социальной рекламы, влияющая на поведенческую составляющую и морально-нравственные ориентиры – уровень материального положения целевой аудитории [4], [5], [6].

Указанная взаимосвязь проецирует аналогичный вектор влияния на макроуровне.

Экономический аспект внешней среды, уровня жизни населения и прогнозируемая эффективность социорекламной кампании в региональном разрезе

Автором доказано приоритетное место экономического аспекта внешней среды и уровня жизни населения, оказывающих воздействие на  эффективность социальной рекламы. С помощью двух критериев: уровня абсолютной бедности и покупательной способности населения регионов, в [7] и [8] сформированы субъекты Российской Федерации с благоприятными  и неблагоприятными условиями для эффективной социорекламной деятельности.

Экономика и критерии качества социальной рекламы

В ряде авторских публикаций – [5], [6], [9], [10], посвященных исследованию критериально-измерительных инструментов эффективности и качества социальной рекламы, выделен  экономический модуль, включающий  следующие критерии медиапланирования: СPT  – показывает стоимость 1000 рекламных контактов представителей целевой аудитории; CPP – отражает стоимость 1 пункта рейтинга на заданную целевую аудиторию (определяется отношением  стоимости размещения рекламы – ролика, рекламного обращения, к количеству рейтингов, набранных указанными рекламными средствами; SOS – показывает соотношение затрат на социальную рекламу к затратам всей категории.

Экономика и методология исследования социальной рекламы как социорекламного воздействия на целевую аудиторию через взаимосвязь институционального, социокультурного, коммуникативного и социально-технологического подходов

В разработанных авторских методологических основаниях исследования социальной рекламы [4], [11] и [12] сформулировано взаимодействие социально-экономических, национально-культурных и конкретно-исторических аспектов, реализующих: 1) габитус социальной рекламы по П. Бурдье, 2) авторский методологический принцип конструирования социальной рекламы – взаимозависимости, развивающий принцип планирующего мышления по К. Мангейму, 3) рациональность коммуникативного действия  по Ю. Хабермасу, обеспечивающуюся ресурсами жизненного мира. В [13] речь идет о функциях социальной рекламы, в частности – о качестве, которое предусматривает затратный аспект, позволяющий внедрить систему менеджмента качества, передовые технологии, стандарты, аудит и сертификацию. Указанная поливариативность экономических и социологических знаний доказывает взаимосвязь институциональной, социокультурной, коммуникативной, социально-технологической и экономической составляющей социорекламного взаимодействия с целевой аудиторией.

Таким образом, по материалам публикаций Калмыкова С.Б. представляется целесообразным сформулировать характерные сущностные черты экономической составляющей социальной рекламы, обеспечивающей ее эффективность и качество. Они проявляются в: 1) разработанной авторской модели поведения целевой аудитории в ходе социорекламного взаимодействия; 2) в показателях социально-экономического неравенства субъектов Российской Федерации; 3) критериях качества и основываются на предложенных автором методологических основаниях исследования социальной рекламы.

Список литературы

1. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1054-р от 30 июля 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009 г. № 32. ст. 4052.

2. Калмыков С.Б. Социальная реклама: почему нет массовости и регулярности /C.Б. Калмыков, О.О.Савельева //Современная коммуникативистика. 2017. № 3. С. 58-64.

3. Калмыков С.Б. Социальная реклама здорового образа жизни: комплексная оценка /С.Б.Калмыков. М.: «Спутник+», 2011. 307 с.

4. Калмыков С.Б. Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией: монография /С.Б.Калмыков, Н.П.Пашин. М.: ИНФРА-М, 2017. 229 с. DOI:https://doi.org/10.12737/23289.

5. Калмыков С.Б. Операционализация в сфере социальннойрекламы /C.Б.Калмыков, Н.П.Пашин //Наукоемкие технологии. 2016. Т.17. № 10. С.69-76.

6. Калмыков С.Б. Качество социальной рекламы: критерии оценки/ C.Б.Калмыков, Ф.И.Шарков //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие) 2017. Т.8. №1. С.60-71.

7. Калмыков, С.Б. Влияние внешней среды на социальную рекламу здорового образа жизни / C.Б.Калмыков, С.Н.Кавокин//Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 11. С.114-120. DOI:https://doi.org/10.12737/1943.

8. Калмыков С.Б. Влияние уровня жизни на социальную рекламу/ C.Б.Калмыков//Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 5. С. 101-106.

9. Калмыков С.Б. Коммуникативный анализ социальной рекламы/ C.Б.Калмыков // Социальная политика и социология. 2010. №5. С.236-245.

10. Калмыков С.Б. Концепция социальной рекламы организации здорового питания в системе образования Российской Федерации /C.Б.Калмыков // Ученые записки РГСУ. 2010. № 7. С.129-137.

11. Калмыков С.Б. Социальная реклама здорового образа жизни (К вопросу о теоретических основах исследования. Статья 1) / C.Б.Калмыков //Управление мегаполисом. 2012. № 1. С.109-116.

12. Калмыков С.Б. Методология исследования социальной рекламы: социологические аспекты / C.Б.Калмыков//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия социология. 2014. №4. С.161-170.

13. Калмыков С.Б. Концепция организации социальной рекламы /C.Б.Калмыков // Социология власти. 2010. № 8. С.109-115.

Войти или Создать
* Забыли пароль?