Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (кафедра начального и дошкольного образования, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Автор ставит вопрос о многообразии детства как закономерности развития природы и общества, рассматривает многообразие дошкольного детства через призму образовательного стандарта, раскрывает понятия «диверсификация» и «вариативность» образования, дает обзор вариативных форм и образовательных технологий, показывает связь многообразия и уникальности, свободы и ответственности, делает вывод о многообразии и вариативности как критериях качества современного образования.
детство, единство, многообразие, диверсификация, вариативность, образовательный стандарт, образовательное пространство, образовательная программа, свобода, самосознание педагога, ответственность, стратегия, качество образования.
Кто, когда и как «напишет» портрет современного детства? Сегодня перед обществом и наукой поставлена важная задача – создание портрета современного детства как сложнейшей социально-экономической, культурологической, психологической и педагогической проблемы. По мысли А.Г. Асмолова, решение данной задачи связано с ответами на следующие вопросы: «Каков статус детства?», «Как он меняется?», «Как относится общество к детям?», «Учитывает оно эти изменения или нет?» [3]. Эти вопросы напрямую связаны с проблемой осмысления и поддержки многообразия детства.
Концепция эволюции о многообразии в природе. В ХIХ в. Чарльз Дарвин выявил и описал механизм эволюции, объясняющий многообразие живых существ и их удивительную приспособленность к условиям существования [6]. Он доказал, что в пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по любым признакам (морфологическим, физиологическим, поведенческим и др.). Эта изменчивость существует всегда, она может иметь непрерывный количественный или прерывистый качественный характер. В условиях напряженной борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и к образованию новых видов.
В начале XX столетия произошел синтез дарвинизма и генетики. Решающую роль в осуществлении этого синтеза сыграл выдающийся отечественный генетик С.С. Четвериков. На основании своих работ по анализу генофонда природных популяций он пришел к пониманию механизмов накопления и поддержания индивидуальной изменчивости. В дальнейшем эта линия популяционно-генетических исследований процесса эволюции была продолжена в трудах его последователей Н.В. Тимофеева-Ресовского и Ф.Г. Добржанского. Одновременно с С.С. Четвериковым к синтезу идей корпускулярной генетики с классическим дарвинизмом пришли Р. Фишер (R. Fisher), Дж. Холдейн (J. Haldane) и С. Райт (S. Wright). Крупный вклад в формирование современной синтетической теории эволюции внесли систематики Э. Майр (E. Mayr) и Дж. Хаксли (J. Huxley). Теория естественного отбора была развита в трудах выдающегося отечественного ученого И.И. Шмальгаузена. Основы экологии, биогеографии, филогенетической систематики и этологии (науки о поведении животных), заложенные в трудах Дарвина, развились в самостоятельные науки и, в свою очередь, внесли важнейший вклад в формирование современных представлений о путях, механизмах и закономерностях эволюции.
Единство и многообразие в обществе. Можно ли применить принципы биологической эволюции Ч. Дарвина к эволюции социальной и выявить причины разнообразия многочисленных народов, культур, общественных устройств, государств? Томас Дитц (Thomas Dietz) и Том Бернс (Tom Burns) назвали ряд условий:
- передача опыта от человека к человеку (от поколения к поколению) в знаковой форме ведет к неопределенности формулировок, появлению новых смыслов и их разной интерпретации;
- применение универсальных принципов в конкретных ситуациях приводит к изменению (даже искажению) изначального смысла;
- эксперименты человека с прежними знаниями, способами, правилами, нормами и открытие новых, ведущее к иным смыслам, правилам, нормам;
- знакомство человека (народа) с опытом, правилами, ценностями, нормами другого человека (другого народа).
Существуют разные теории эволюции человеческого общества. Например, в неоэволюционизме акцент смещается от человечества к отдельным народам, странам, цивилизациям. Главное внимание при этом уделяется причинно-следственным механизмам и закономерным стадиям развития данных систем. В XX столетии последней универсальной теорией социальной эволюции стала теория модернизации. Опираясь на идеи Маркса, Вебера, Дюркгейма, теория модернизации утверждает, что вслед за промышленным развитием возникают разнообразные демосоциальные, политические и духовные системы общества. В настоящее время получила признание пульсирующая теория социального развития, суть которой в выявлении циклов-закономерностей между азиатским (политическим) и европейским (рыночным) типами общественного строя, через смешанный (конвергентный) тип. В результате возник смешанный, гибридный, конвергентный тип обществ (по материалам статьи: Теории развития общества // Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/teorii-razvitiya-obshchestva.html).
Л.С. Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Суть культурно-исторической концепции состоит в обосновании идеи о том, что психика и поведение современного культурного человека являются не только результатом его целенаправленного развития с раннего детства, но и естественным продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменяются и развиваются не только взаимоотношения людей, отношение человека к окружающему миру, но также изменяется и развивается сам человек, в результате чего меняется его природа. При этом развитие каждого человека идет по индивидуальной траектории и приводит к формированию уникальной личности.
В настоящее время психология и социология, антропология и этнография, культурология и семиотика, археология и филология, политология и генетика, биология и история ищут пути преодоления межведомственных границ при анализе развития человека в эволюции природы, истории общества и становлении индивидуальной жизни личности (А.Г. Асмолов) [1, 4]). Особый интерес представляет важнейший этап человеческой жизни – дошкольное детство.
Стандарт поддержки разнообразия детства. По мнению А.Г. Асмолова, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации [3]. Этот документ можно рассматривать как уникальное соглашение между семьей и государством о праве каждого ребенка на качественное образование с учетом его индивидуальности и запроса родителей (или законных представителей). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это целостная система государственных гарантий и требований к образовательным программам, адекватным условиям и оптимальным результатам получения каждым юным россиянином бесплатного доступного качественного образования на всех уровнях, начиная с дошкольного. Анализируя стандарт, А.Г. Асмолов называет следующие направления модернизации отечественного образования, связанные с выявлением и поддержкой многообразия дошкольного детства:
- расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
- обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
- минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе с одного уровня образования на другой (в первую очередь, при переходе с уровня дошкольного на уровень начального общего образования);
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в разнообразных видах деятельности, соответствующих возрастным, гендерным и индивидуальным особенностям каждого ребенка как уникальной личности;
- поддержка интереса и развитие мотивации детей дошкольного возраста к познанию мира, общению, творчеству;
- создание вариативных образовательных программ (комплексных, парциальных, основных образовательных), учитывающих и поддерживающих социокультурное разнообразие дошкольного детства;
- разработка оптимальных нормативов комплекса условий, обеспечивающих организацию взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве;
- соблюдение прав ребенка, родителей (или их законных представителей) и других участников образовательного процесса.
Диверсификация системы образования. Исследователи отмечают острую потребность развития отечественного образования в направлении диверсификации и вариативности. Диверсификация (от лат. diversus – разный и facere – делать) – принцип структурирования системы образования, обеспечивающий реальную возможность вариативности типов и видов образовательных учреждений, образовательных услуг, образовательных программ и технологий, форм взаимодействия педагога с детьми и их родителями и т.п. Диверсификация системы образования предполагает разнообразие и вариативность образовательного пространства (в первую очередь, учреждений для разных уровней образования и органов управления) и содержания образования (образовательных программ, технологий, методик). При этом предполагается усложнение внутренней инфраструктуры системы образования, благодаря следующим условиям:
- разнообразие видов и типов образовательных учреждений;
- интеграция различных видов, типов и форм образования;
- расширение сферы деятельности образовательных учреждений;
- многообразие содержания образовательных программ;
- свобода использования образовательных технологий;
- распространение влияния образования на различные сферы социума.
В российской системе образования, наряду с государственными общеобразовательными организациями, появились учреждения муниципальные и частные, а также лицеи, гимназии, колледжи, центры развития ребенка, образовательные центры и др. Получила новый импульс развития система дополнительного образования детей и подростков. В целом система отечественного образования стала многоуровневой, более адаптированной к запросам конкретного ребенка. Диверсификация системы образования гибко направляется на создание разнообразных условий для оптимального удовлетворения различных образовательных запросов, потребностей, интересов граждан России – детей и их родителей (или законных представителей).
Принцип вариативности образования – ключ к преодолению унификации детства и образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» современное дошкольное образование носит вариативный характер. Понятие «вариативность» имеет свою историю, происходит от прилагательного «вариативный» (из совр. лат. variativus «изменчивый», от класс. лат. variatus «разнообразный», далее от variare «изменять», далее из varius «разный»). Вариативность – один из основополагающих дидактических принципов и одно из приоритетных направлений развития современной системы образования в Российской Федерации. Вариативность – свойство, способность любой системы образования (от федеральной до локальной, т.е. конкретной образовательной организации) предоставлять детям многообразие полноценных, качественно специфичных и при этом привлекательных вариантов программ, образовательных траекторий, спектр возможностей выбора своего образовательного маршрута. Вариативность образовательных программ, методик, технологий, форм взаимодействия – результат осознания государством, обществом, образовательным сообществом и каждым педагогом необходимости преодоления унификации и единообразия образования, важности индивидуализации содержания и методов образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного.
Сегодня уже можно назвать основные результаты реализации политики развития вариативности образования в Российской Федерации:
- разработка качественных образовательных программ – комплексных, парциальных (авторских) и основных образовательных программ, проектируемых в конкретных образовательных организациях с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
- поддержка разнообразия образовательных организаций, реализующих свою основную образовательную программу в специально созданной предметно-пространственной среде, учитывающей особенности региона (например, прогулочные веранды в детских садах Крайнего Севера; мини-музеи, включающие предметы искусства, созданные местными мастерами, художниками);
- разработка региональных концепций и моделей развития образования с учетом природных и социокультурных особенностей (в том числе национальных, этнических) конкретного региона (республики, края) Российской Федерации;
- плюрализм и гибкость (трансформируемость) образовательных программ и сопровождающих их учебно-методических пособий, дидактических материалов, информационно-коммуникационных технологий;
- возможность свободного выбора не только каждой образовательной организацией, но и каждым педагогом программно-методического обеспечения и педагогических технологий для успешной реализации образовательной программы.
При этом следует заметить, что все современные образовательные программы ориентированы на поддержку разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; уважение личности каждого ребенка, проектирование содержания образования с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей. Вариативные образовательные программы созданы авторами или авторскими коллективами в ответ на запрос современного социума – семьи и государства – на воспитание одухотворенного человека-созидателя, готового к встрече с быстро меняющимся миром и стремительно обновляющейся культурой, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах жизни.
Все современные образовательные программы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) к структуре, содержанию, объему и научно-методическому обеспечению образовательных программ, согласованы с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). При этом каждая программа имеет свое лицо и предлагает свой вариант реализации базисного содержания. Комплексные образовательные программы (до 2014 г. – примерные) прошли общественную и научную экспертизу, имеют гриф Учебно-методических объединений (УМО), вошли в «Навигатор образовательных программ дошкольного образования» [11] и представлены в свободном доступе на сайте Федерального института развития образования (ФИРО).
По мнению Б.М. Бим-Бада, образовательные системы, построенные на принципе вариативности образования, требуют адекватного построения организационной структуры образовательного учреждения (детского сада, школы, колледжа, вуза) и специфического подхода со стороны систем внутреннего управления [12, с. 31]. Поэтому в современных образовательных системах необходимы новые органы, службы и формы работы, связанные с мониторингом (диагностикой) различных образовательных потребностей и возможностей детей. Эти службы призваны проводить объективный анализ образовательных траекторий и устанавливать их соответствие (или несоответствие) потребностям каждого ребенка (как наличным, так и перспективным), выявлять потребности детей в дифференциации и индивидуализации образовательного и воспитательного процесса.
Вариативные формы дошкольного образования. Принцип вариативности предполагает широкое разнообразие видов образовательных учреждений при равноправии правового, экономического (финансового) и образовательного статусов, в том числе возможности организации условий для кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Уже десять-пятнадцать лет назад были апробированы и введены в широкую практику следующие виды дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
В настоящее время вариативные формы дошкольного образования понимаются как структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования (Т.В. Волосовец). Вариативные формы дошкольного образования организуются с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также для более широкого охвата детей дошкольным образованием. Вариативные формы образования детей дошкольного возраста предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Существуют следующие виды вариативных форм дошкольного образования: центр игровой поддержки ребенка, группа кратковременного пребывания, семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, консультативный пункт.
Вариативность педагогических технологий. Огромное количество разнообразных педагогических технологий (более 200!) подтверждает, что многообразие детства в нашей стране – уже давно не миф. Педагогическая технология – специально выстроенная система форм, методов, способов, условий и средств взаимодействия педагога с детьми в образовательном процессе, приводящая к достижимому и прогнозируемому результату с допустимой нормой отклонения.
Виды технологий (по Г.К. Селевко [13]).
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества; гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система Е.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего человека).
Педагогические технологии на основе активизации деятельности детей: игровые технологии; проблемное обучение; технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов); технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов); культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова); технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков); групповые технологии; компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов); «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов); укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев).
Частнопредметные педагогические технологии: технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев); технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин).
Альтернативные технологии: вальдорфская педагогика (Р. Штайнер); технология свободного труда (С. Френе); технология вероятностного образования (А.М. Лобок); технология мастерских.
Природосообразные технологии: природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир); технология саморазвития (М. Монтессори).
Технологии индивидуализированного воспитания: модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман); технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева).
Технологии развивающего обучения: система развивающего обучения Л.В. Занкова; система (технология) развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов); личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская); технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).
Педагогические технологии авторских школ: школа адаптирующей педагогики «Школа для всех» (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде); модель «Русская школа»; «Школа самоопределения» (А.Н. Тубельский); школа-парк (М.А. Балабан); «Школа завтрашнего дня» (Д. Ховард).
Выводы. Многообразие детства в образовательном пространстве России сегодня уже не миф, а реальность. Каждый ребенок имеет право на индивидуальный образовательный маршрут. Каждая семья имеет право выбора образовательной организации и согласования с воспитателем (педагогом, учителем) программы развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Коллектив каждого детского сада разрабатывает образовательную программу своей организации с учетом примерной и ряда других – вариативных (комплексных, парциальных) – по своему выбору, с учетом конкретных условий (природно-климатических, национальных, социокультурных, экономических и др.). Каждый педагог вправе сделать свободный выбор программно-методического обеспечения, но для этого он учится самостоятельно ставить цели, определять стратегии развития детей и создавать оптимальные условия для позитивной социализации и гибкой индивидуализации каждого ребенка как уникальной личности. Предоставление вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий выступает сегодня одним из важнейших показателей качества образования на всех уровнях, начиная с дошкольного. Принцип вариативности образования – ключ к преодолению унификации дошкольного детства и образования.
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
2. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 2003. -№ 4. - С. 3-15.
3. Асмолов А.Г. «Стандарт - это норма необходимого разнообразия» [Текст]: Интервью с А.Г. Асмоловым / А. Г. Асмолов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 5. - С. 14-18.
4. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С.65-86.
5. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании [Текст] / Е. Н. Водовозова; Сост., вступ. ст.: Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. М.: ИД «Карапуз», 2009.
6. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь [Текст] / Ч. Дарвин. Пер. с 6-го изд. (Лондон, 1872); Отв. ред. А.Л. Тахтаджян. СПб.: Наука, 1991.
7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. М.: Русский язык, 2000.
8. Кулагина Л.И. Вариативность образования как условие результативного обучения младших школьников [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук Л.И. Кулагина. Карачаевск, 2002.
9. Лыкова И.А. Качество как метакатегория и ее трактовка в современном образовании [Текст] / И.А. Лыкова // Гуманитарное пространство: Международный альманах. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 373-384.
10. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников [Текст]: Дис. … докт. пед. наук / И.А. Лыкова. М., 2009.
11. Навигатор образовательных программ дошкольного образования // Федеральный Институт развития образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684.
12. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учеб. пос. / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.
14. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Первое сентября, 2000.
15. Толстой Л.Н. Воспитание в свободе. Избранные педагогические статьи [Текст] / Л.Н. Толстой; Сост., вступ. ст.: М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный. М.: ИД «Карапуз», 2005.