СОДЕРЖАНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показано, что дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни является комплексной проблемой, выявлены основные аспекты данного сопровождения. Разработано содержание и дидактическое сопровождение курса внеурочной деятельности для учащихся первого класса «Азбука безопасной и здоровой жизни», нацеленного на формирование функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни. В статье приведены: примерное тематическое планирование курса на учебный год; схема проведения занятий с примерами. Работа выполнена в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках выполнения государственного задания, номер проекта 27.7948.2017/БЧ «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях».

Ключевые слова:
функциональная грамотность младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни, содержание функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни, дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников, тематическое планирование занятий на учебный год.
Текст

Понятие функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни. Функциональную грамотность младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни можно определить как наличие у детей устойчивого сплава знаний и навыков поведения в ситуациях, когда возникает непосредственная или потенциальная опасность их жизни и здоровью. Такие навыки основаны на прочных знаниях ребёнка: во-первых, о таких ситуациях, т.е. он умеет выделить по определенным признакам, что та или иная ситуация опасна, во-вторых, знает, как действовать в таких ситуациях. Навыки поведения должны быть доведены практически до автоматизма путем тренировки.

Такое определение вполне соответствует общепринятому понятию «функциональная грамотность», которое было предложено на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965).

Почему именно о функциональной грамотности идет речь в исследовании? В настоящее время существует немало пособий, рекомендаций, разделов в учебных изданиях для детей с информацией о том, как обезопасить жизнь ребенка, как научить его заботиться о своем здоровье. Однако одних знаний недостаточно, нужно научить ребёнка связать их с реальной жизнью, с теми каждодневными ситуациями, с которыми он сталкивается дома, во дворе, на улице, в спортивной секции, в школе, в общении со взрослыми и сверстниками. А самое главное – научить, не задумываясь, действовать так, чтобы всегда избегать угрозы жизни и здоровью.

Актуальность проблемы в социальном и научном плане. Актуальность формирования функциональной грамотности детей в сфере безопасного и здорового образа жизни не вызывает сомнения у родителей, воспитателей, педагогов. Ценность жизни и здоровья ребёнка является приоритетной для каждой семьи, для общества и государства.

Поэтому возникает ряд актуальных научно-методических проблем по воспитанию и обучению младших школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в современной социально-информационно-культурной ситуации развития общества привить им основы функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Актуальной является разработка дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни. В нашем исследовании речь идет о внеурочной деятельности младших школьников.

Анализ последних исследований и публикаций, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В настоящее время проведены исследования, посвященные проблеме формирования функциональной грамотности населения как гарантии безопасности его жизнедеятельности [1; 9; 10].

Авторы обращают внимание на важность формирования функциональной грамотности для безопасности жизнедеятельности, характеризующей сегодня качество жизни, показывают структуру безопасности жизнедеятельности. В исследованиях даётся представление о функциональной грамотности, ее структуре и функциях, охарактеризованы структурные компоненты функциональной грамотности (глобальные виды грамотности и специфические для конкретной страны), направленные на формирование компонентов безопасности жизнедеятельности, и практика их овладения в российском образовании. Также показана модель развития функциональной грамотности в условиях изменений.

Основательно исследованы общие вопросы безопасности жизнедеятельности [4; 6; 11; 15].

Результаты данных исследований представляют большую ценность для дальнейшей разработки проблемы формирования функциональной грамотности как у взрослого населения, так у детей и подростков. Необходимо выявлять специфическое, соответствующее тому или возрасту содержание такой педагогической работы, искать и апробировать эффективные методы, которые будут полезными и интересными для младших школьников.

В начальном образовании уделяется немало внимания обучению младших школьников основам безопасного поведения в различных социальных ситуациях. Такие знания даются детям в курсе предмета «Окружающий мир» [7], в учебных пособиях, дополняющих данный предмет и посвященных непосредственно формированию основ безопасности жизнедеятельности [12; 13; 14].

На уроках дети получают знания, также проводятся дидактические и ролевые игры, моделирование объектов и явлений окружающего мира, во внеурочное время – экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.

Однако в учебное время невозможно охватить весь спектр тем, необходимых младшему школьнику для формирования у него функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни, в полном объеме. А главное – организовать тренировку навыков безопасного поведения. Гораздо больше возможностей для получения знаний, а также, что важно, – для активной тренировки навыков поведения предоставляет внеурочная деятельность. Но для ее эффективности необходимо продуманное дидактическое сопровождение, включающее разработку и содержания, и методического арсенала.

Задачи исследования. На основании вышеизложенного на данном этапе исследования выделены следующие актуальные задачи:

  1. обоснование содержания функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни;
  2. выявление основ эффективного дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности).

Содержание функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни. Полнота содержания. Содержание тем, входящих в функциональную грамотность младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни, должно охватывать все области реальной жизни, в которых ребенок этого возраста активно участвует, делает самостоятельные шаги.

Для выявления данного содержания были сделаны следующие шаги:

  • анализ образа жизни типичного младшего школьника (первоклассника), выявлены ситуации, с которыми он сталкивается каждый день или может потенциально встретиться в реальной жизни;
  • опрос родителей и педагогов;
  • анализ программ по учебному предмету «Окружающий мир» [7];
  • анализ дополнительных информационных источников, адресованных младшим школьникам: энциклопедий, сайтов, развивающих пособий по данной тематике; научно-методических материалов [5; 8; 12; 13; 14].

Соответствие возрасту. Содержание должно соответствовать возрасту, и чем более дифференцированно это будет сделано, тем более адекватно это будет восприниматься детьми. Ситуации, в которых участвует первоклассник, и ситуации, в которые может быть включен ученик четвертого класса, существенно различаются.

Доступность и увлекательность. Содержание должно быть понятно младшему школьнику, в изложении не должно быть сложных терминов. Кроме этого, информация должна быть донесена в увлекательной форме, сопровождаться красочными иллюстрациями и примерами.

Соответствие содержания поставленным задачам. Так как поставлена задача не просто дать детям знания по безопасному и здоровому образу жизни, а формировать у них функциональную грамотность, предлагаемое содержание должно быть максимально практичным, содержать правила поведения в конкретных ситуациях, обучать детей, как использовать эти правила.

Содержание курса внеурочной деятельности для первоклассников «Азбука безопасной и здоровой жизни». В соответствии с вышеизложенными подходами разработано содержание курса внеурочной деятельности для учащихся первого класса «Азбука безопасной и здоровой жизни». Курс нацелен на формирование функциональной грамотности у учащихся в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Полнота содержания, соответствие возрасту. Издательство «Русское слово – учебник» в 2013 г. издало учебное пособие «Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первоклассников» (80 с.) [2]. Тираж этого издания 17 000 экземпляров. Книга успешно используется учителями во внеурочной деятельности на протяжении всех этих лет. В 2016 г. вышел дополнительный тираж 2000 экземпляров, в который добавлен раздел «Информационная безопасность» [3]. Содержание курса представлено в табл. 1.

 

Таблица 1

Содержание курса «Азбука безопасной и здоровой жизни»

 

Раздел

 

Темы

 

БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ

 

Электричество в моей квартире

Вода и водопровод

Газовые приборы

Острые, колющие и режущие предметы

Бытовая химия

Как избежать пожара в квартире

Помощь при ожогах

Остерегайся высоты

Беспорядок – причина травмы

Будь осторожен, выходя из дома

БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ И НА ДОРОГЕ

 

Опасные места на улице и на дороге

Правила перехода дороги

Правила поведения на остановке общественного транспорта, правила посадки и высадки

Как правильно перейти дорогу после высадки из общественного транспорта

Если потерялся. Чужие люди

Бесхозные вещи

Бродячие животные

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРИРОДЕ

 

Поход в лес. Если заблудился

Ядовитые растения

Ядовитые и съедобные ягоды

Ядовитые и съедобные грибы

Опасные насекомые

Купание в водоёме

На водоёме зимой

На солнышке

Гроза, молния

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕДА

 

Правильное питание

Безопасность при приёме пищи

Почему нужно мыть овощи и фрукты?

Опасности фастфуда

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Твои персональные данные

Информационная безопасность в людном месте

Интернет – источник информации

Мир реальный и мир виртуальный

Информация нужная и полезная

ЗДОРОВЬЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

 

Режим дня

Зарядка

Здоровый сон

Правила гигиены. Зачем мыть руки и мыться

Правильный уход за волосами

Правильный уход за зубами

Безопасное использование компьютера и телевизора

 

Памятка «Будь осторожен при общении с незнакомыми людьми»

 

Доступность и увлекательность. Текст книги вполне доступен первоклассникам для самостоятельного чтения. Если первоклассник еще не может самостоятельно прочитать текст, рекомендуется его прочтение взрослыми. Язык изложения и употребляемые термины соответствуют особенностям возрастного развития детей, которые недавно научились читать. Шрифт текста крупный, в издании много цветных иллюстраций. Книга в целом яркая, красочная, привлекательная для младших школьников.

Соответствие курса задаче формирования функциональной грамотности младших школьников. Конечно, знания, изложенные в книге, не могут в полной мере формировать функциональную грамотность, так как понятие «функциональная грамотность» предполагает, прежде всего, наличие у детей устойчивого сплава знаний и навыков поведения в ситуациях, когда возникает непосредственная или потенциальная опасность их жизни и здоровью (см. определение, данное в начале статьи). Навыки поведения же возможно отрабатывать либо в ролевых играх, либо в реальных ситуациях.

Однако в тексте книги при изложении каждой темы заложены основы, которые дают детям не просто знания по безопасному поведению, но и нацеливают детей на правильные действия в каждой опасной для жизни или здоровья ситуации. Достигается это за счет того, что в тексте каждой темы выделены следующие рубрики:

  • Секрет безопасности (секрет здоровья);
  • Я буду действовать так.

Рубрика «Секрет безопасности» показывает детям, что можно или чего нельзя делать в той или иной ситуации, а рубрика «Я буду действовать так» дает четкую пошаговую инструкцию действий.

Приведем примеры изложения тем в учебном пособии «Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первоклассников»:

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОЖАРА В КВАРТИРЕ

 

С давних времён огонь – друг и помощник человека. Почти всегда красные язычки огня – наши друзья, помогают приготовить еду, нагреть воду. Но при неосторожном поведении и невнимательном обращении огонь становится опасен. Ты включил электроприбор в розетку и оставил без присмотра? Ушёл из дома и забыл выключить конфорку на газовой плите?

Включил несколько электроприборов в одну розетку? Играл со спичками и зажигалками? Увидел оголённые электрические провода и никому не сказал? Всё это опасно, может быть короткое замыкание, возгорание и пожар!

Что делать, если начался пожар?

 

Секрет безопасности

При пожаре очень опасен дым, для защиты от него нужно намочить ткань и закрыть ею нос и рот.

Нельзя прятаться от огня в угол или под кровать.

Нельзя пользоваться при пожаре лифтом, нужно бежать вниз по лестнице.

 

Я буду действовать так

Если возникла угроза пожара:

1) быстро покину помещение;

2) если не смогу быстро убежать, закрою рот и нос влажной тканью;

3) сообщу взрослым;

4) позвоню в службу спасения 01 или 112.

 

Проверь себя, ответишь ли ты на вопросы, которые задаёт дежурный в службе спасения: «Кто звонит?», «Что случилось?», «По какому адресу приехать?».

 

ЕСЛИ ПОТЕРЯЛСЯ. ЧУЖИЕ ЛЮДИ

 

Представь, что ты потерялся в городе, заблудился, когда шёл куда-нибудь один. А может быть, в большом магазине или на вокзале зазевался и не заметил, что родителей нет рядом. Конечно, страшно! Но, главное, не паникуй! Если у тебя есть мобильный телефон, то нужно сразу позвонить маме или папе. Можно обратиться за помощью к продавцу, полицейскому, охраннику. Рядом всегда найдутся люди, готовые откликнуться на чужую беду и помочь. Взрослые люди, как правило, помогают детям в таких ситуациях. Не надо этого бояться. Запомни: незнакомые люди, к которым ты сам обратишься за помощью, гораздо безопаснее тех, которые предлагают её сами. Вспомни и повтори свой домашний адрес, телефоны родителей. Если ты их твёрдо помнишь, домой тебя вернуть будет нетрудно.

 

Секрет безопасности

Нельзя быть рассеянным в многолюдных местах: магазинах, улицах, вокзалах – можно потеряться.

Нельзя отходить от родителей в лесу или лесопарке – надо всё время их видеть.

 

Я буду действовать так

Если потерялся:

1) и у меня есть мобильный телефон, сразу позвоню родителям;

2) останусь стоять на месте – родители меня ищут и обязательно вернутся. Не надо никуда бежать, так может быть только хуже;

3) выйду на открытое место, чтобы меня было видно; 4) не буду плакать, а громко позову родителей.

 

Помни главное – никуда не уходи с незнакомым человеком, дождись родителей.

 

Секрет безопасности

Нельзя никуда уходить с незнакомыми людьми. Тебя могут похитить, обидеть, нанести травму.

Нельзя оставаться один на один с незнакомым человеком в безлюдном месте: пустынной игровой или спортивной площадке, беседке, подвале. Особенно это опасно в вечернее время, когда начинает темнеть!

Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни как комплексная проблема. Основу данного дидактического сопровождения составляют следующие аспекты:

Во-первых, наличие научно-обоснованного содержания тех знаний, которое необходимо усвоить младшему школьнику в сфере безопасного и здорового образа жизни. Содержание знаний должно отличаться полнотой: если будут упущены какие-либо важные ситуации, несущие опасность для жизни и здоровья, ребенок может быть подвержен угрозе потери жизни и здоровья. Содержание знаний должно быть доступно ребенку, соответствовать его уровню понимания, психологическим особенностям восприятия информации детей данного возраста.

Во-вторых, наличие методических форм и приемов, увлекательных для детей младшего школьного возраста, которые помогли бы донести до детей содержание необходимых знаний.

В-третьих, наличие игровых форм и приемов, имитирующих реальные жизненные ситуации, в которых дети могли бы отрабатывать полученные знания.

В-четвертых, включение детей в реальные жизненные ситуации, в которых необходимо проявлять бдительность и быть готовыми к встрече с опасностями.

В-пятых, наличие форм и приемов взаимодействия учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей с целью координации формирования у детей функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Дидактическое сопровождение курса внеурочной деятельности на основе учебного пособия «Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первоклассников». Для эффективного проведения занятий с использованием данного учебного пособия необходимо разработать дидактическое сопровождение, которое помогало бы педагогам и воспитателям проводить занятия с младшими школьниками. В соответствии с выделенными выше аспектами, помимо обоснованного и полного содержания (о котором уже сказано), данное сопровождение должно включать:

  • примерное тематическое планирование занятий на учебный год;
  • примерную схему проведения занятий;
  • методические формы и приемы, увлекательные для детей младшего школьного возраста, для каждого занятия;
  • игровые формы и приемы, имитирующие реальные жизненные ситуации, в которых дети могли бы отрабатывать полученные знания и тренировать необходимые навыки поведения.

Дополнительно педагогам и воспитателям должны быть даны рекомендации по включению детей в реальные жизненные ситуации, в которых нужно проявлять бдительность и быть готовыми к встрече с опасностями.

Также дидактическое сопровождение должно включать рекомендации по взаимодействию учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей с целью координации формирования у детей функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

 

Примерное тематическое планирование занятий на учебный год

Продолжительность каждого занятия – 1 час.

№№

занятий

Тема

 

Примерные сроки проведения

БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ

1

Электричество в моей квартире

1-я неделя сентября

2

Вода и водопровод

2-я неделя сентября

3

Газовые приборы

3-я неделя сентября

4

Острые, колющие и режущие предметы

4-я неделя сентября

5

Бытовая химия

1-я неделя октября

6

Как избежать пожара в квартире

2-я неделя октября

7

Помощь при ожогах

2-я неделя октября

8

Остерегайся высоты

3-я неделя октября

9

Беспорядок – причина травмы

1-я неделя ноября

10

Будь осторожен, выходя из дома

2-я неделя ноября

БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ И НА ДОРОГЕ

11

Опасные места на улице и на дороге

3-я неделя ноября

12

Правила перехода дороги

4-я неделя ноября

13

Правила поведения на остановке общественного транспорта, правила посадки и высадки

4-я неделя ноября

14

Как правильно перейти дорогу после высадки из общественного транспорта

1-я неделя декабря

15

Если потерялся. Чужие люди

2-я неделя декабря

16

Бесхозные вещи

3-я неделя декабря

17

Бродячие животные

3-я неделя декабря

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРИРОДЕ

18

Поход в лес. Если заблудился

2-я неделя января

19

Ядовитые растения

3-я неделя января

20

Ядовитые и съедобные ягоды

4-я неделя января

21

Ядовитые и съедобные грибы

1-я неделя февраля

22

Опасные насекомые

1-я неделя февраля

23

Купание в водоёме

2-я неделя февраля

24

На водоёме зимой

2-я неделя февраля

25

На солнышке

3-я неделя февраля

26

Гроза, молния

4-я неделя февраля

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕДА

27

Правильное питание

1-я неделя марта

28

Безопасность при приёме пищи

1-я неделя марта

29

Почему нужно мыть овощи и фрукты?

2-я неделя марта

30

Опасности фастфуда

2-я неделя марта

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

31

Твои персональные данные

3-я неделя марта

32

Информационная безопасность в людном месте

4-я неделя марта

33

Интернет – источник информации

1-я неделя апреля

34

Мир реальный и мир виртуальный

1-я неделя апреля

35

Информация нужная и полезная

2-я неделя апреля

ЗДОРОВЬЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

36

Режим дня

3-я неделя апреля

37

Зарядка

3-я неделя апреля

38

Здоровый сон

4-я неделя апреля

39

Правила гигиены. Зачем мыть руки и мыться

1-я неделя мая

40

Правильный уход за волосами

2-я неделя мая

41

Правильный уход за зубами

2-я неделя мая

42

Безопасное использование компьютера и телевизора

3-я неделя мая

 

Памятка «Будь осторожен при общении с незнакомыми людьми»

3-я неделя мая

 

Примерная схема проведения занятий

Каждое занятие может быть построено по следующей схеме. Педагог, конечно, имеет право исключать или менять последовательность выполнения некоторых пунктов в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на занятии.

Схема проведения занятий:

        1. Мотивирующие вопросы и задания, помогающие детям актуализировать имеющиеся знания по теме. Предварительное обсуждение темы. Четкое формулирование темы занятия.
        2. Чтение текста (вслух или индивидуально).
        3. Рассматривание и обсуждение иллюстраций в книге (по вопросам педагога).
        4. Вопросы педагога детям на понимание прочитанного (услышанного).
        5. Чтение текста в рубрике «Секреты безопасности» («Секреты здоровья»).
        6. Обсуждение в форме беседы содержания рубрики «Секреты безопасности» (по вопросам педагога): почему что-то можно делать, а что-то категорически нельзя.
        7. Чтение текста в рубрике «Я буду действовать так».
        8. Обсуждение в форме беседы содержания рубрики «Я буду действовать так» (по вопросам педагога): почему предлагаются именно такие правила поведения.
        9. Повторение каждым ребенком этих правил по памяти.
        10. Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.
        11. Задание на дом: рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы, по возможности выполнить рекомендации в реальной жизненной ситуации (с ведома родителей или под их контролем).

Приведем пример проведения занятия по предлагаемой схеме «Правила поведения на остановке общественного транспорта, правила посадки и высадки»:

Текст раздела в учебном пособии

Ура! Мы с друзьями едем в гости. Или в кино. Нужно добираться на автобусе. Найти остановку общественного транспорта нетрудно. Она обозначается бело-синим знаком с чёрным изображением автобуса. На знаке трамвайной остановки вместо автобуса изображён трамвай.

 

Секрет безопасности

Нельзя играть на остановке, бегать толкаться. Можно случайно выбежать на проезжую часть или толкнуть товарища.

Нельзя стоять на краю тротуара или на бордюре. Автобус иногда заносит, он может тебя случайно задеть или сбить.

Нельзя выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идёт ли автобус или троллейбус.

 

Если тебе нужно ехать на трамвае, будь особенно внимателен при посадке и высадке. Иногда, чтобы подойти от остановки к трамваю, нужно перейти дорогу. Машины должны остановиться.

Но ты не торопись: лучше опоздать на трамвай, чем оказаться под колёсами автомобиля!

 

Я буду действовать так

При посадке в общественный транспорт:

1) начну посадку, когда автобус полностью остановится;

2) не буду толкаться, буду соблюдать очередь;

3) не буду останавливаться при входе.

При высадке из общественного транспорта:

1) подойду поближе к дверям;

2) не буду заранее спускаться на ступеньки – меня могут защемить открывающиеся двери.

 

Мотивирующие вопросы и задания, помогающие детям актуализировать имеющиеся знания по теме. Предварительное обсуждение темы. Четкое формулирование темы занятия.

  • Куда ты ездил с родителями на общественном транспорте? Расскажи о последних поездках.
  • Какой общественный транспорт вы использовали: автобус, трамвай, троллейбус, метро?
  • Можно было бы добраться до цели вашего путешествия без помощи транспорта?
  • Расскажи, где вы ждали транспорт? Много ли людей было на остановке? Как люди ждали транспорт: стояли в очереди?
  • Бывают ли такие ситуации, что ты самостоятельно или вместе с друзьями-сверстниками ездишь на общественном транспорте?

 

Чтение текста (вслух или индивидуально).

Дети читают самостоятельно (либо кто-то из детей читает вслух, либо педагог читает вслух) начало раздела (первый абзац) в учебном пособии.

 

Рассматривание и обсуждение иллюстраций в книге (по вопросам педагога).

  • Что ты видишь на рисунке рядом с текстом? (Знаки, обозначающие остановку.)
  • Что еще обычно бывает на остановке?

 

Вопросы педагога детям на понимание прочитанного (услышанного).

  • Как можно найти остановку общественного транспорта в городе или поселке?

 

Чтение текста в рубрике «Секрет безопасности».

Дети читают самостоятельно (либо кто-то из детей читает вслух, либо педагог читает вслух) текст рубрики.

 

Обсуждение в форме беседы содержания рубрики «Секреты безопасности» (по вопросам педагога): почему что-то можно делать, а что-то категорически нельзя.

  • Можно ли играть на остановке, бегать и толкаться? Почему? Что может произойти?
  • Можно ли стоять на самом краю тротуара? Почему? Что может произойти?
  • Можно ли выходить на проезжую часть? Почему? Что может произойти?

 

Чтение текста перед рубрикой и в рубрике «Я буду действовать так».

Дети читают самостоятельно (либо кто-то из детей читает вслух, либо педагог читает вслух) текст рубрики.

 

Обсуждение в форме беседы содержания рубрики «Я буду действовать так» (по вопросам педагога): почему предлагаются именно такие правила поведения.

  • Почему начинать посадку в автобус (или любой другой транспорт) можно только тогда, когда он полностью остановится?
  • Приятно ли садиться в автобус, если люди толкаются, торопятся?
  • Будешь ли ты толкаться при посадке?
  • Почему, когда вошел в автобус, желательно пройти дальше в салон, а не останавливаться на входе?
  • Почему при высадке из общественного транспорта надо заранее подойти поближе к дверям?
  • Почему нельзя заранее спускаться на ступеньки при выходе?

 

Повторение каждым ребенком этих правил по памяти.

Дети по очереди повторяют правила посадки и высадки из общественного транспорта: не обязательно дословно, главное – чтобы ребенок запомнил суть этих правил.

 

Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.

 

Задание на дом: рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы, по возможности выполнить рекомендации в реальной жизненной ситуации (с ведома родителей или под их контролем).

 

Перспективы дальнейшего развития в научно-методическом плане проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности). На данном этапе исследования показано, что дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни является комплексной проблемой, выявлены основные аспекты данного сопровождения.

На основе общих подходов разработано дидактическое сопровождение курса внеурочной деятельности для первоклассников по формированию их функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Требуют дальнейшей подобной разработки аналогичные курсы для других возрастных групп: как младших школьников, так и учащихся основной и старшей школы.

Особое внимание следует уделить разработке методик, позволяющих тренировать навыки поведения у школьников при включении их в реальные жизненные ситуации.

Ждет своего решения проблема взаимодействия учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей: необходимо координировать их усилия по формированию у детей функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Список литературы

1. Акимова JI.A. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений: монография [Текст] / Л. А. Акимова, Н. В. Сократов, П. П. Тиссен. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 188 с.

2. Артюхова И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первокласс-ников [Текст] / И. С. Артюхова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 80 с.: ил.

3. Артюхова И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первокласс-ников [Текст] / И. С. Артюхова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 80 с.: ил.

4. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие [Текст] / Кол. авторов ; под ред. д-ра техн. наук, проф. А. И. Сидорова. - М.: КНОРУС, 2007. - 496 с.

5. Безопасность жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни: опасно-сти в квартире, на улице, поведение на транспорте: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т. Е. Трифонова. - М.: РХТУ им. Менделеева, 2011. - 68 с.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд. [Текст] / Под ред. Михайлова Л. А. - СПб.: Питер, 2008. - 461 с.

7. Виноградова Н.Ф.: Окружающий мир. 1-4 классы. Программа. ФГОС (+CD) [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2015 (Серия «Начальная школа XXI в.). - 192 с.

8. Григорян P.B. Педагогические условия и механизмы формирования навыков безопасного поведения младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / Р. В. Григорян. - М.: Университет Российской академии образования, 2008. - 26 с.

9. Грохольская О.Г. Основы дидактики безопасности жизнедеятельности. Мо-нография [Текст] / О. Г. Грохольская. - Одесса, Печатный дом, 2010. - 350 с.

10. Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности [Текст] - //Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 166-176.

11. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / А. И. Лобачев. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - С. 52-57.

12. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс. Учебное пособие [Текст] - / Э. Аюбов, М. Муркова, Д. Прищепов, Н. Твердохлебов. - М.: «Русское слово - учебник», 2016. - 48 с.

13. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. Учебное пособие [Текст] - / Э. Аюбов, М. Муркова, Д. Прищепов, Н. Твердохлебов. - М.: «Русское слово - учебник», 2016. - 72 с.

14. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс. Учебное пособие [Текст] - / Э. Аюбов, М. Муркова, Д. Прищепов, Н. Твердохлебов. - М.: «Русское слово - учебник», 2016. - 80 с.

15. Савицкая Н.В. Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности в соци-ально-педагогическом процессе [Текст] // Педагогическое образование России. - 2011. - № 3. - С. 244-248.

Войти или Создать
* Забыли пароль?