Методика обучения военнослужащих навыкам психической саморегуляции
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья рассматривает подход к обучению военнослужащих навыкам психической саморегуляции. Анализируется технология подготовки личного состава методу произвольной саморегуляции состояний сознания по В.Е. Попову. Детализировано содержание шести занятий применительно к обучению военнослужащих. Предлагаемый способ мобилизации внутренних резервов и активизации учебно-боевой деятельности может стать эффективным подспорьем и надежным помощником в повседневной жизни военнослужащих. Овладение методами психической саморегуляции повышает культуру личного состава, обеспечивая психическое здоровье и профессиональное долголетие.

Ключевые слова:
психическая саморегуляция, управление поведением, психические состояния, навыки, программа подготовки военнослужащих.
Текст

Актуальной проблемой работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации является управление индивидуальным поведением военнослужащих [5]. Речь идет и о дисциплинированности, и о самоконтроле, и об ответственности, и о бесконфликтности взаимодействия с сослуживцами. Краеугольным здесь выступает саморегуляция поведения. Именно психическая саморегуляция лежит в основе самостоятельного, целенаправленного и сознательного изменения субъектом регуляторных механизмов собственной психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня. Психическая саморегуляция лежит в основе профилактических, реабилитационных и коррекционных технологий [1, 2, 3].

Считается, что в обычном режиме психической деятельности практически невозможно сознательно управлять непроизвольными функциями организма, т.к. большинство жизненно важных систем автоматизировано и, в известной степени, неподвластно произвольной регуляции (сердечно-сосудистая, пищеварительная, эндокринная и другие системы). На любое изменение окружающей человека среды, его организм как бы автоматически, самостоятельно, непроизвольно (вне сознательного волевого вмешательства) изменяет состояние этих систем на основе врожденных и приобретенных программ. Эмоциональная сфера также напрямую зависит от состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. В результате у человека незаметно для его сознательного контроля изменяется эмоциональное состояние, появляются вегетативные реакции, которые модулируют его деятельность.

Поскольку военнослужащий постоянно подвержен влиянию различных неблагоприятных экстремальных факторов, то для него важной задачей является овладение непроизвольными функциями, способностью управлять ими произвольно и реализовывать в нужный момент отработанные автоматизированные программы. Решить эту задачу можно с помощью психической саморегуляции. Специалисты полагают, что самостоятельно освоить методы саморегуляции несложно. Необходимо лишь поставить перед собой конкретную цель и ежедневно стремиться к ней, отрабатывая определенные упражнения. Однако еще успешнее можно достичь этого под руководством психолога, при сочетании групповых и самостоятельных занятий. На помощь приходит обучающий психологический тренинг [2, 5].

Востребованным в практике психологической работы с военнослужащими является их обучение методу произвольной саморегуляции состояний сознания по В.Е. Попову.

Метод произвольной саморегуляции состояний сознания разрабатывался на основе технологии управляемой саморегуляции. Обучение производится специально подготовленным специалистом (психологом, преподавателем психологии). Организация занятий аналогична обучению управляемой саморегуляции в группах по 7-14 человек. Ресурс времени: 6 занятий по 1 часу. Рассмотрим программу специальной подготовки.

Занятие 1. Психолог рассказывает обучаемым об особенностях взаимоотношений сознания и подсознания как структурных элементов психики в условиях принятия решения на деятельность и в процессе деятельности. Он объясняет значение образа для достижения взаимопонимания и гармонии между этими частями психики и проводит в игровой форме тренировку образных представлений и воображения обучаемых. Военнослужащие отрабатывают прием «раскачивание тела», которыми достигается образным представлением этого раскачивания. Возникающее при этом своеобразное состояние легкой «погруженности» сознания в подсознание («сужение сознания») закрепляется ощущением легкости, возникающей при этом в руках. Участник могут непроизвольно подниматься (как бы «всплывать»). Эта реакция закрепляется образным представлением полета, невесомости (образ парящей в небе птицы и т.п.). Достигнутое ощущение, характеризующее изменение состояния сознания, связываемое с наиболее удавшимся образом, который обучаемый может произвольно вызывать у себя в любое время для включения состояния саморегуляции.

Занятие 2. Психолог объясняет обучаемым, что уже знакомое им с первого занятия состояние измененного сознания позволяет по-новому ставить перед собой цели деятельности и более эффективно их достигать. В состоянии саморегуляции «суженное» сознание может лишь сосредотачиваться на образе выполняемого действия (программы), а не концентрироваться на способе выполнения задачи, как в обычном состоянии. При этом реализация образа необходимого действия полностью передается подсознанию, в котором заложено множество природных и приобретенных в процессе жизни автоматизированных программ. Если сознательно не контролировать процесс, а сосредоточить внимание только на конечной цели (через образ), то требуемая программа реализуется автоматически, легко и без напряжения за счет богатого бессознательного опыта индивида. Этим значительно повышается эффективность выполняемой деятельности. Повторяется и закрепляется навык произвольного «вхождения в образ» состояния саморегуляции. Военнослужащим демонстрируется опыт с обезболиванием руки, когда нечувствительность к боли вызывается ярким образным представлением, что «руки нет вообще» или она «одета в перчатку» и т.п. Психолог обучает тому, как выходить из состояния активной саморегуляции бодрым, посвежевшим, энергичным и отдохнувшим, как делать установку на время пребывания в состоянии саморегуляции.

Занятие 3. Закрепляется полученный навык произвольной саморегуляции. Тренируется «вход» в состояние саморегуляции и «выход» из него. Психолог дает возможность обучаемым поделиться впечатлениями и взаимо обогатиться опытом построения образов по достижению различных целей. Военнослужащим демонстрируется опыт «каталептический мост», в ходе которого они убеждаются в возможности повышения физической силы мышц тела за счет реализации соответствующего образного представления («мое тело защищено бронежилетом» т.п.). Психолог добивается, чтобы каждому из обучаемых удалось продемонстрировать свои успехи в овладении саморегуляцией.

Занятие 4. Психолог рассказывает, как составляются программы действий в различных видах деятельности на основе образных представлений. Обучаемые выполняют наиболее привычные в обыденной жизни автоматизированные действия (несение караульной службы, управление автомобилем и т.д.). Психолог убеждает военнослужащих в том, что они освоили необходимые навыки саморегуляции и приобрели тем самым новые возможности. Теперь каждый, как никогда ранее, может быть уверенным в своих силах и способностях. психолог объясняет, что в состоянии саморегуляции возможна образная идентификация обучаемых с выдающимися личностями и повторением их интеллектуальных и физических данных («я – выдающийся полководец», «я – лучший боец", «я – самый сильный» и т.д.). Проводятся эксперименты с демонстрацией успешных результатов.

Занятие 5. Навык реализации образа в знергию мышечной активности развивается на новых для обучаемых заданиях по программированию менее привычных действий. Психолог предлагает спортивные (двигательные, танцевальные и т.п.) учебные задания, помогает составить программы их выполнения. Закрепление принципа «Я все могу!». Развитие успеха в выполнении программ. Индивидуальная работа с отстающими.

Занятие 6. Повторение приемов обезболивания и каталепсии мышц. Проверка навыков «погружения» и «выхода» из состояния саморегуляции. Организация обмена опытом среди обучаемых. Закрепление навыков самопрограммирования.

В ходе занятий психолог организует работу индивидуально с каждым из обучаемых при одновременной опоре на всю учебную группу. Он использует заражающий эффект группы и тех военнослужащих, у которых освоение регуляции получается лучше. Полученный навык саморегуляции легко передается как бы из «рук в руки», из «уст в уста», от «учителя к ученику». Творческий поиск и новаторство при обучении методу лишь повысят его доступность и универсальность.

Рассмотренный метод психической саморегуляции не является панацеей от всех бед или «волшебной палочкой», с помощью которой можно легко и просто «творить чудеса» управления собственным поведением. В целом методики психотренинга не подменяют основных методов обучения, воспитания и самовоспитания военнослужащих. Однако как способ мобилизации внутренних резервов, активизации учебно-боевой деятельности, психическая саморегуляция может стать эффективным подспорьем и надежным помощником в повседневной жизни военнослужащих. Овладение методами психической саморегуляции повышает культуру личного состава, обеспечивая психическое здоровье и профессиональное долголетие.

Список литературы

1. Биккинина Г.М., Исхаков Э.Р. Профессионально-производственный стресс у молодых сотрудников силовых структур // Медицина труда и промышленная экология. 2010. № 6. С. 38-42.

2. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Концептуальная модель психологического тренинга с оперативными сотрудниками полиции // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов: сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. / Московский областной филиал Московского университета МВД России. Руза, 2015. С. 103-106.

3. Митасова Е.В. Теоретико-методологические подходы к проблеме психологической реабилитации // Ежемесячный научно-практический журнал «Психотерапия». №15 (149). 2015. С. 58.

4. Петров В.Е. Психологическая коррекция эмоциональных состояний у сотрудников полиции // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. М., 2014. № 2. С. 20-27.

5. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / М.И. Марьин, Т.В. Мальцева, В.Е. Петров, А.Д. Сафронов. Руза : Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. 195 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?