аспирант
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье речь идет о становлении и развитии процесса подготовки курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике наркомании. Историко-педагогический анализ осуществлялся с учетом накопленного отечественного опыта работы с личным составом в российской военно-педагогической традиции. Автор предлагает дифференцированный подход к проблеме подготовки курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике наркомании. Предлагается рассмотреть советский этап становления и развития процесса подготовки курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике наркомании.
советский этап борьбы с наркоманией, криминальная угроза, процесс подготовки курсантов, профилактика наркомании, наркотические и психотропные средства, педагогическая профилактика, наркотическое поведение, историко-педагогический анализ.
Историко-педагогический анализ становления и развития процесса подготовки курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике наркомании проводился в интересах учёта накопленного отечественного опыта работы с личным составом в российской военно-педагогической традиции.
В основу подхода к дифференциации основных этапов подготовки курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике наркомании положена идея о приоритетности влияния общественных отношений и характера существующих угроз криминогенного характера.
В первые годы Советской власти спекуляция наркотиками официально признавалась «самой отвратительной из всех видов спекуляций».
Специальным предписанием Совета народных комиссаров от 31 июля 1918 г. «О борьбе со спекуляцией кокаином» структурам ВЧК и милиции вменялось в обязанность «беспощадно арестовывать всех этих мерзавцев, наживающих деньги на полном расстройстве жизни и здоровья огромного числа людей». Вместе с тем в Уголовном кодексе 1922 г. еще отсутствовали статьи, предусматривающие ответственность за незаконные действия с наркотиками.
Такие дополнения в этот момент были внесены только через 3 года. В соответствии со статьей 140 д. изготовление, хранение и сбыт наркотиков наказывались лишением свободы на срок до 3 лет. В Уголовном кодексе, принятом 22 ноября 1926 г. были предусмотрены нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов.
Постановление ВЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» также ввело меры дополнительного правового регулирования за оборотом наркотиков. В статье 1 Постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей».
В связи с Февральской революцией 1917 г. большие изменения произошли и МВД. Уже в первые дни революции революционеры дезорганизовали деятельность государственного аппарата, арестовав не только полицейских, но и крупных чиновников различных ведомств, в том числе МВД. Так как МВД Российской империи было главным звеном государственного механизма, определенным и многими ненавистным символом старой власти, то оно подверглось наибольшим изменениям. В частности из него были выделены в отдельные ведомства Министерство духовных дел иностранных исповеданий, Министерство почт и телеграфов, Министерство государственного призрения. 6 марта Временное правительство ликвидировало Отдельный корпус жандармерии, а 10 марта Департамент полиции. На пост Министра МВД был назначен князь Г.Е. Львов.
Главнейшей задачей МВД провозгласили подготовку и проведение реформы местного самоуправления.
26 февраля 1917 г. на заседании городской думы Петрограда было объявлено о создании столичной милиции, главой которой избрали архитектора Д.А. Крыжановского.
В Москве милицию образовали 1 марта 1917 г. решением городского комитета общественных организаций, возникшего в ходе революции. Начальником московской милиции был избран известный адвокат А.М. Никитин. По примеру Петрограда и Москвы милицию стали создавать и в других городах и уездах.
17 апреля 1917 г. Временное правительство издало постановление «Об учреждении милиции», в котором она объявлялась исполнительным органом государственной власти в земских и городских управлениях.
Требования к кандидатам, поступающим на службу были следующие. Начальник милиции и его заместитель должны были иметь образование не ниже среднего, специальность по образованию не имела значение. На рядовые должности принимали практически всех желающих, за исключением лиц, находившихся под следствием. На службу могли попасть даже лица, осужденные за кражу, лихоимство, ростовщичество, содержатели домов терпимости, если со дня отбытия наказания прошло не менее 5 лет.
Стоит отметить, что проведенная чиновниками Главмилиции ревизия состояния милиции на местах в июле-августе 1917 г. выявила ее крайне слабое состояние, это проявлялось как в неукомплектованности личным составом отделов милиции, так и в их слабой профессиональной подготовке.
25-26 произошла Октябрьская революция, после которой на смену МВД пришел новый орган - Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).
Народным комиссаром был избран А.И. Рыков.
Главной задачей НКВД стало руководство организацией местных органов (советов).
Весной на наркомат возлагается задача охраны общественного порядка. Первоначальное намерение возложить охрану общественного порядка на общественную милицию столкнулось со значительными трудностями. К марту 1918 г. стала очевидной формирования профессиональной милиции, для управления которой требовались специальные органы. Рассмотрев вопрос о милиции, 21 марта 1918 г. СНК предложил НКВД разработать положение о штатной милиции. 16 мая 1918 г. коллегия принимает решение о милиции как постоянном государственном органе.
7 июня 1918 г. для руководства милицией создается специальное подразделение центрального аппарата. В составе Отдела местного управления был учрежден подотдел советской рабоче-крестьянской милиции, на который возложили задачу по организации во всероссийском масштабе милицейской работы. 7 октября 1918 г. управление преобразуется в Главное управление советской рабоче-крестьянской милиции. В его составе создали отделы: общий, инструкторский, снабжения, информационный, культурно-просветительский и Центральное управление уголовного розыска. Также на НКВД была возложена новая задача - регистрация актов гражданского состояния, для чего был создан Центральный отдел ЗАГС.
Классовый подход к формированию милицейских кадров требовал их целенаправленного политического воспитания. В январе 1920 г. в резолюции 3 Всероссийского съезда заведующих отделами управления губернских исполкомов было записано: «Для ведения политической работы признать желательным организацию при отделах милиции политотделов. Поручить Народному комиссариату внутренних дел план организации». Политическому воспитанию сотрудников милиции придавалось особое значение в связи с тем, что в условиях нэпа усилилось влияние буржуазной идеологии, которое усугублялось тяжелым материальным положением милиции. Политсекретариаты проводили не только политико-воспитательную работу. Важным направлением их деятельности являлась общеобразовательная и общекультурная подготовка сотрудников милиции. Это объясняется тем, что подавляющее большинство милиционеров были неграмотными. Политсекретариаты организовали курсы и школы по ликвидации неграмотности. Одновременно с политсекретариатами были введен институт комиссаров или политруков. Комиссары назначались для осуществления политического контроля за работой командного и административно-командного состава советской милиции, проведению работы по повышению ее боеспособности и укреплению дисциплины. Они обязаны были развивать у работников милиции классовое сознание и воспитывать коммунистическое мировоззрение. Комиссары несли ответственность за организацию и проведение политико-просветительской работы. Политруки назначались в низовые органы милиции. Они проводили с милиционерами занятия по политическим вопросам, организовывали групповые чтения книг, газет, читали лекции по различным отраслям знаний. Политсекретариаты просуществовали 2,5 года и были упразднены 27 июля 1923 г. Их функции были переданы в губернские комитеты партии, губполитпросветы и культотделы. Было признано необходимым иметь при губернских и областных комитетах партии по одному инструктору для работы в милиции и уголовном розыске. Непосредственное руководство инструкторами возлагалось на губкомы партии.
Необходимость обеспечения твердого общественного порядка требовала изыскания более эффективных организационно-правовых форм деятельности милиции. Одним из главных условий улучшения ее работы являлось повышение профессионального уровня кадров. Различные формы подготовки работников милиции складывались уже на начальной стадии ее существования.
20 мая 1918 г. состоялось открытие Московской школы командного состава милиции. Она ставила задачу «сообщить специальные знания лицам командного состава милиции, а также внести общее просвещение и первоначальные знания в среду милиционеров». В ноябре 1918 г. в этой школе командного состава милиции были проведены выпускные экзамены первой группы слушателей. Тогда же она перешла в ведение Главного управления милиции и стала функционировать как Всероссийская школа инструкторов милиции, рассчитанная на 300 слушателей.
В октябре 1918 г. в Петрограде организуется Школа отдела наружной охраны Комиссариата по внутренним делам. После окончания гражданской войны подготовка кадров для милиции велась в губернских школах среднего и младшего командного состава.
Деятельность милицейских школ регламентировалась Положением о курсах командного состава милиции, утвержденном НКВД РСФСР 17 апреля 1921 г. В нем подчеркивалось, что курсы служат для того, чтобы «всесторонне подготовить своих слушателей к занятию должностей начальника уездной милиции». Штат курсантов в каждой губернии устанавливался применительно к местным условиям, но не менее 100 и не более 150 человек. Курсы содержались на местном бюджете, обучение длилось три месяца. В конце 1922 и в 1923 гг. в связи с переходом милиции на местный бюджет милицейская школьная сеть значительно сократилась. Школы, созданные губернскими управлениями милиции начали расформировывать. В местах где они оставались обучение было организовано плохо из-за отсутствия финансирования.
Губернские милицейские школы и краткосрочные курсы не удовлетворяли потребности в квалифицированных кадрах. Милиция нуждалась в учебных заведениях повышенного типа, где начальствующий состав получал бы более высокие знания. О необходимости создания средних школ командного состава говорилось на 1 Всероссийском съезде работников милиции, состоявшемся в марте 1922 г. Вскоре такие школы были открыты в Петрограде, Омске и Новочеркасске. Данные школы содержались из государственного бюджета, что позволяло планомерно распределять средства на учебно-воспитательные цели. Обучение среднего комсостава милиции было двухгодичным. Однако из-за большой потребности в квалифицированных работниках сроки обучения зачастую сокращались. Квалифицированных кадров по прежнему не хватало.
Стремясь улучшить положение с кадрами Центральное административное управление НКВД СССР в сентябре 1925 г. открывает госбюджетные областные школы младшего командного состава всо сроком обучения в один год в городах: Свердловске, Саратове и Воронеже. Школы готовили участковых надзирателей, помощников начальников волостной милиции, старших милиционеров и агентов уголовного розыска. Первоначальную подготовку милиционеры проходили в школах – резервах при губернских управлениях. На четырехмесячный период обучения курсанты освобождались от несения службы. За 1922-1925 гг. школы-резервы подготовили не менее 10 тыс. рядовых милиционеров. Однако в целом система подготовки кадров милиции по - прежнему была неудовлетворительной. 22 июня 1928 г. было выпущено совместное Постановление Президиума ЦКК ВКП(б) и коллегии НК РКИ СССР от 22 июня 1928 г. о необходимости расширения сети учебных заведений по подготовке и переподготовке работников милиции и открытии во всех союзных республиках курсов по подготовке высшего начальствующего состава.
Несмотря на то, что в учебных программах образовательных учреждений осуществлявших подготовку профессиональных кадров НКВД СССР отсутствовали предметы, направленные на обучение курсантов формам, методам и средства оперативной работы по выявлению и пресечению преступников осуществляющий незаконный оборот наркотиков, проблема наркомании остро стояла в то время. Об этом свидетельствует предписание Совета Народных Комиссаров от 31 июня 1918 г. «О борьбе со спекуляцией кокаином».
Дикретом ВЦИК и СНК от 27 июля 1922 г. к лицам, которые способствовали распространению и употреблению наркотиков применялись штрафы в размере до 300 золотых рублей или принудительных работ от 1 до 3 месяцев.
9 апреля 1924 г. по предложению ВЦИК и СНК Президиумом Госплана СССР была создана специальная комиссия для организации борьбы с распространением наркотических средств.
22 декабря 1924 г. Дикретом ВЦИК и СНК РСФСР была введена уголовная ответственность за распространение наркомании.
Одной из причин распространения наркомании в стране стал запрет на употребление алкоголя в 20-е гг. XX в., после введения которого многие люди переключились на употребление кокаина и опиума.
Благодаря систематизации законодательства в области контроля за оборотом наркотиков в 20-30-е гг. XX в. органами МВД удалось получить некоторый опыт в борьбе с преступления данной направленности. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934 г. был введен запрет на выращивание опиумного мака и индийскую коноплю, кроме государственных посевов, осуществляемых в медицинских целях.
В 1928 г. все госбюджетные школы получили единые учебные планы и единое наименование - школа административно – милицейских работников. При наборе курсантов выдерживался классовый подход: более 90% составляли выходцы из рабочих и крестьян.
В июне 1929 г. в Москве были открыты Высшие курсы для подготовки старшего начальствующего состава милиции и исправительно – трудовых учреждений.
С появлением политорганов активизировалась работа по повышению образовательного и общекультурного уровня сотрудников милиции. С октября 1932 г. вводится обязательная марксистко-ленинская учеба для лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава, налаживается система ликвидации безграмотности. Центрами политической и культурно-воспитательной работы стали возникшие в 20-е гг. ХХ в. красные столы и ленинские уголки. Они создавались во всех органах и подразделениях милиции со штатом более 25 человек. В ленинских уголках обязательно создавался отдел истории милиции с подотделом истории милиции данного района. Изучение осуществлялось по следующим разделам:
-
Зарождение рабоче-крестьянской милиции;
-
Милиция при Керенском;
-
Милиция после Октябрьской революции;
-
Милиция на фронтах гражданской войны и борьба с бандитизмом;
-
Милиция в восстановительный и реконструктивный период.
В соответствии с циркуляром от 8 октября 1932 г. «О развитии общеобразовательной работы в органах РК милиции» все сотрудники, нуждающиеся в улучшении своего образования должны были пройти обучение в специально организованных кружках.
Для ведения занятий привлекались грамотные сотрудники милиции.
Продолжала совершенствоваться система профессиональной подготовки работников милиции, приобретая более четкие формы.
Кадры среднего начальствующего состава готовили девять школ, которые ежегодно выпускали более 1600 специалистов. Продолжали работать школы и курсы для младшего начальствующего состава. Тем не менее в масштабе РСФСР только 8 % лиц младшего состава прошли профессиональную подготовку.
Положение о рабоче-крестьянской милиции от 25 мая 1931 г. поделило сотрудников милиции на высший, старший, средний, и младший начальствующий состав в зависимости от занимаемых должностей. Это отразилось на системе учебных заведений, готовивших милицейские кадры.
В 1931 г. Институт административного строительства, объединившись с Высшими курсами усовершенствования, стал Центральной высшей школой главного управления РКМ при совете народных комиссаров РСФСР – со сроком обучения в один год. На данную школу возложили подготовку и переподготовку высшего и среднего начальствующего состава.
В 1931 г. в Ленинграде и в 1932 г. в Москве открывают школы для подготовки старшего начальствующего состава со сроком обучения в 10 месяцев. Однако подготовка кадров для милиции проходила достаточно сложно. 8 милицейских школ были сняты с государственного бюджета. Продолжительность обучения в них было сокращено до 5 месяцев, что непосредственным образом повлияло на качество обучения. Не решало проблемы подготовки рядового и младшего начальствующего состава и создание в краевых, областных и крупных районных центров двухмесячных курсов. Лица рядового и младшего начальствующего состава, принятые в милицию могли быть допущены к службе только после окончания этих курсов. В начале 1934 г. кадры милиции готовились: в Центральной высшей школе, Ленинградской, Киевской, Тифлисской, Кокандской школах старшего начсостава, школах среднего начсостава Московской, Тульской, Ленинградской, Западной областей, Северного края, Горьковского края, Башкирской АССР, Средней Азии, Татарской АССР, Иваново-Промышленной области, Средне-Волжского края, Центрально-Черноморской области, Западно-Сибирского края, Дальне –Восточного края.
После образования НКВД СССР система подготовки и переподготовки милицейских кадров приобрела более стройный вид. Центральная высшая школа НКВД СССР в Москве готовила руководящий состав милиции. Программа школы включала существенные элементы высшего образования.
В 1936 г. Центральная высшая школа и все школы старшего и среднего начальствующего состава были переведены на двухгодичное обучение.
В РСФСР школы старшего начсостава имелись в Москве и Ленинграде, среднего начсостава – Новочеркасске, Воронеже, Горьком, Саратове, Куйбышеве, Ленинграде, Смоленске, Омске, Свердловске, Москве.
В марте 1939 г. НКВД СССР создает годичные межкраевые школы подготовки оперативных работников для перифирийных органов милиции.
Можно отметить, что в 30-е гг. ХХ в. был сделан заметный шаг вперед в профессиональной подготовке кадров милиции. Однако доля сотрудников прошедших профессиональную подготовку оставался низким. Во-вторых, система подготовки не предусматривала получения образования по полной вузовской программе.
29 января 1936 г. СССР присоединился к Международной конвенции о наркотических средствах 1925 г. В конвенции были определены основные правила, предъявляемые к ввозу, вывозу, продаже и применению наркотических средств, в зависимости от медицинской или научной необходимости каждого государства. В данный период в законах СССР уже были закреплены нормы данной конвенции, в связи с этим в законодательстве СССР несколько десятилетий в данной сфере не осуществлялось. Несмотря на ряд принятых мер, в первые годы правления СССР не удалось добиться снижения уровня наркомании в стране, но в то же время удалось сдерживать преступность, связанную с наркотиками, на уровне не представляющим серьезную угрозу для населения страны.
Главной проблемой для НКВД СССР в довоенный период по прежнему оставалась борьба с бандитизмом, что обусловило программы обучения милиционеров, которые главным образом сводились к обучению приемам задержания и конвоирования преступников, умению пользоваться огнестрельным оружием и составлять различные административные документы.
Проблема наркомании в советские годы решалась главным образом не мерами реагирования государства, а существовавшим в то время «железным занавесом», который существенно ограничивал отношения СССР с капиталистическими странами, в том числе тех, из которых возможен был ввоз наркотических веществ в страну. Данное положение просуществовало вплоть до 60 гг. XX в. Этим же объясняется поверхностное обучение кадров милиции в ведомственных учебных заведениях НКВД направленное на выявление преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также формам, методам и средствам оперативной работы с людьми употребляющими наркотиками и осуществляющие их распространение. В тот временной отрезок советской истории наиболее актуальными были вопросы подготовки кадров к предстоящей войне, а в послевоенные годы –ликвидация оставшихся банд-формирований и отдельных преступных элементов, промышлявших бандитизмом, разбоями, кражами и другими преступлениями.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. изменились и задачи НКВД СССР. Советская милиция находилась в боевом резерве Красной армии и принимала активное участие в борьбе с гитлеровскими захватчиками. Работники милиции обучали партизан и подпольные диверсионные отряды основным правилам конспирации и ограждали их от вражеской агентуры. Важной задачей милиции в военные годы стало обеспечение надежной охраны тыла. Сформированные истребительные батальоны также действовали под руководством органов внутренних дел. Их главной задачей было борьба с вражескими парашютными десантами и диверсантами, охрана важных объектов народного хозяйства, поддержание общественного порядка. На истребительные батальоны также возлагались следующие задачи: борьба с возможными контрреволюционными выступлениями; организация усиленного патрулирования и оказание содействия органам милиции в поддержании общественного порядка во время воздушной тревоги; установление тщательного наблюдения в районах возможной высадки десантов.
В годы войны на НКВД также была возложена задача по борьбе с дезертирством и мародерством. За эти наказания милиционеры могли применять меры различного характера вплоть до расстрела на месте.
Сотрудники уголовного розыска решительно пресекали преступную деятельность махинаторов, дельцов, расхитителей, жуликов, пытавшихся нажиться на трудностях со снабжением.
После окончания войны на милицию была возложена задача по охране общественного порядка в населенных пунктах, так как в послевоенные годы уровень преступности был очень высок. Для этого организовывались круглосуточные патрулирования.
Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1947 г. «Об укреплении милиции и об улучшении материально-бытового положения работников милиции в 12 городах» устанавливалось, что младший начальствующий состав и милиционеры комплектовались из лиц сержантского состава, из наиболее дисциплинированных и проверенных военнослужащих Советской армии и войск МВД, прослуживших действительную военную службу, имеющих общеобразовательную подготовку не ниже 7 лет, крепкого телосложения, ростом не менее 170 см. Начальствующий состав комплектовался преимущественно лицами, окончившими двухлетние офицерские школы МВД и милиции.
Одной из первоочередных задач в послевоенные годы стало повышение общеобразовательного уровня работников милиции. Весь начсостав милиции, не имевший семилетнего образования должен был обучаться по программе «семилетки». Из числа сержантского и рядового состава к обучению привлекались только те, кто по своим качествам соответствует требованиям и не подлежит увольнения из милиции. Обучение организовывалось за счет вечернего свободного времени из расчета 8 часов в неделю.
В послевоенные годы из-за нехватки профессиональных кадров в МВД стали брать на службу демобилизованных военнослужащих Советской армии, бывших партизан, рабочих, колхозников. Это обстоятельство благоприятно сказалось на качестве боевой выучки личного состава, но в то же время они не были обучены со спецификой оперативно-служебной деятельности. Исходя из этого вновь стало необходимо организовывать профессиональную подготовку кадров милиции. Формы профессиональной подготовки были разными. Девизом того времени в милиции было: «Работать и учиться, учиться и работать!». На местах стали организовываться учебные группы с учетом служебной специфики. В Москве была организована подготовка кадров в резервном полку. В полку велась подготовка как вновь принятых на службу сотрудников, так и проводилась переподготовка и повышение квалификации кадров. Полк привлекался к выполнению отдельных заданий служебно-оперативного характера, в ходе которых обучаемые получали практические навыки.
В Калининградской области регулярно проводились сборы для работников разных служб милиции. Участковые уполномоченные, работники паспортных аппаратов, милиционеры Пскова обучались на месячных курсах, а начальствующий и оперативный состав управления милиции повышал квалификацию в системе командирской учебы, рассчитанной на 2 года.
В 1947 г. МВД СССР издает два приказа, в которых указывается комплекс мер по развитию системы подготовки и переподготовки руководящих и оперативных кадров. Министерство признало, что подготовка и переподготовка руководящих и оперативных кадров милиции в школах и по внешкольной учебе поставлена неудовлетворительно. Выпускники школ не имели среднего юридического образования, что отрицательно сказывалось на их профессионализме. Теоретического обобщения опыта оперативной работы не проводилось. Среди руководящих работников почти совершенно отсутствуют лица с высшим юридическим образованием и большинство начсостава не имело законченного среднего образования. Заочное образование по специальности не было организовано.
В работе школ и курсов милиции существовали следующие недостатки: нет стабильных учебных и тематических планов по специальным дисциплинам; учебно-методическая и воспитательная работа поставлена слабо; подготовка, переподготовка преподавательского состава по специальным дисциплинам не производилось; разработка учебных пособий по оперативной работе не организована.
МВД наметило в течении 4-5 лет охватить системой школьного и заочного обучения весь руководящий состав, предусмотрев наряду со специальными дисциплинами юридическую подготовку. Республиканские и межобластные школы и курсы милиции реорганизовывались в школы и курсы начсостава милиции. Школы начсостава переводились с 1947 г. на 2 годичный срок обучения, была введена юридическая подготовка в объеме программы средней юридической школы. Курсы милиции в Череповце, Иркутске и Пятигорске были реорганизованы в школы начсостава по подготовке участковых уполномоченных. Помимо проведенных мероприятий было предусмотрено, что Министерство высшего образования в 1951-1952 гг. должно было распределить после выпуска в милицию 800 специалистов (юристов, экономистов, плановиков и инженеров-автомобилистов), а МВД обязалось возвратить 698 милиционеров, ранее переведенных на другие должности, на работу в милицию.
В 1951-1952 гг. Министерству государственной безопасности были отпущены средства для строительства зданий школ милиции в Москве, Хабаровске, Минске и Ростове-на-Дону.
В 1952 г. происходит реорганизация Московской школы милиции в высшее юридическое учебное заведение, а в 1954 г. она становится Высшей школой МВД СССР. В 1956-1958 гг. количество учебных заведений в системе МВД возрастает. Большинство из них имело узкую специализацию, так к примеру какие-то учебные заведения выпускали только участковых –инспекторов, а другие кадры уголовного розыска.
Недостаточное финансирование милиции не давало возможности развить ведомственную систему учебных заведений, отвечающим запросам времени. Тем не менее к 1959 г. удалось восстановить учебные заведения существовавших до Великой Отечественной войны. В 1959 г. в СССР существовало 38 учебных заведений, из них: Высшая школа, 24 школы милиции, 6 специальных школ по подготовке работников исправительно-трудовых учреждений и 1 школа начсостава ИТУ. Ведомственные школы ежегодно осуществляли выпуск 2500 специалистов из них 1500 человек поступало в органы внутренних дел по распределению. Данное положение в осуществлении кадровой политики в органах внутренних дел было критичным для того времени.
На улучшение кадрового положения в органах внутренних дел благоприятно повлияло повышение размеров денежного содержания сотрудникам милиции в период с 1970-1978 гг., а также развитие ведомственных учреждений осуществлявших подготовку кадров с высшим образованием.
30 августа 1962 г. МВД РСФСР было преобразовано в Министерство охраны общественного порядка РСФСР.
В целях укрепления политико-морального состояния личного состояния личного состава в 1968 г. в МВД СССР вновь создаются политорганы. Для руководства ими в составе центрального аппарата образован Отдел политико-воспитательной работы.
7 июля 1973 г. в СССР создается самостоятельный отдел по борьбе с наркоманией Управления уголовного розыска МВД СССР.
МВД СССР хорошо осознавало недостатки в организации борьбы с преступностью. Причинами недостатков была большая текучесть кадров милиции, серьезно затрудняющая подготовку квалифицированных специалистов. В 1983 г. число зарегистрированных преступлений увеличилось на 21,8%. Все более зримо стала вырисовываться проблема профессионализации преступности.
С 1976 г. отмечается значительный рост числа преступлений, связанных с наркотиками. К 1985 г. оно возросло более чем в 5 раз. В 1986 г. было выявлено около 47, 5 тысяч человек, употребляющих наркотики, в том числе 18 тысяч больных наркоманией. Всего по состоянию на 1 января 1987 г. на учете в органах внутренних дел состояло 111 тыс. потребителей наркотиков, из них 51 тыс. наркоманов. В 1987 было раскрыто 50 тысяч преступлений, связанных с наркотиками, на 40 % возросло количество выявленных фактов сбыта наркотиков, в 2,4 раза –фактов вовлечения в их употребление. Однако по признанию МВД «Коренного перелома в борьбе с наркоманией не произошло».
Результаты 1988 г. подтвердили плохую статистику. В 1988 г. общий рост преступности составил 9,5%, а число преступлений регистрируемых по линии уголовного розыска увеличилось на 16,9%.
В ходе операции «Мак», проводившейся милицией в июле-октябре 1973 г. было выявлено и уничтожено посевы дикорастущих растений, используемых для производства наркотиков, на территории свыше 43 гектаров, на учет было взято 2700 наркоманов. К уголовной ответственности привлекли 1230 преступников, изъяли 2129 килограмм наркотических веществ.
Высокими темпами увеличивалось количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, а также разбойных нападений. Было распространено пьянство и бродяжничество. Преступность несовершеннолетних в 1980 г. выросла на 26 %, а за пять лет на 70%.
В 1989 г. Отдел по борьбе с наркотиками было реструктурировано в 3-е Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлений связанных с иностранными гражданами ГУУР МВД СССР. Два из трех отделов специализировались на проблемы борьбы нарко преступностью.
Существенным образом на такую негативную статистику повлияла война в Афганистане, откуда шли незаконные поставки наркотиков на территорию СССР.
В 1990 г. создается Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. В его структуру входили 2 центральных и 7 межрегиональных отделов по борьбе с наркобизнесом, подчиненные непосредственно МВД СССР.
Целостный историко-педагогический анализ становления и развития процесса подготовки курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике наркомании в рамках данного исторического этапа позволил выявить основные тенденции:
-приоритет в довоенное время (1930-1941 гг.) в образовании курсантов МВД военной подготовки в условиях опасности ВОВ, с целью подготовки кадров МВД к боевым действиям (в частности подготовка кадров к действиям против высадки вражеских десантов и ведение диверсионной войны);
-влияние ВОВ на качество образования курсантов МВД приоритетности, с целью интенсивной подготовки кадров к военным действиям в ограниченные сроки (сокращение сроков обучения курсантов и увеличение количества часов уделяемых на военную подготовку и сокращение времени уделяемых на предметы по непосредственной специализации вплоть до их упразднения);
- приоритетность обучения курсантов вузов МВД в послевоенное время (1945-1960 гг.) борьбы с бандитизмом и подпольными бандформированиями, отсутствие системности в подготовке кадров МВД к борьбе с незаконному обороту наркотиков;
- благоприятное влияние «железного занавеса» на наркотическую ситуацию в СССР, в частности закрытость СССР в политическом и экономическом отношении от других государств оберегало государство от незаконного импорта наркотических и психотропных веществ, что делало неактуальным создание системы подготовки в вузах МВД, направленную на борьбу с данным негативным явлением;
- негативное влияния войны в Афганистане на наркотическую ситуацию в СССР, в частности начало потока контрабандного потока наркотических средств (опиатов) в страну, что сделало актуальным подготовку кадров МВД и введение в программу учебных предметов, направленных на обучение курсантов борьбе с организованной наркопреступностью.
1. Постановление ВЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами».