САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья раскрывает специфику и проблемы квалификационных требований к преподавателю высшего учебного заведения в рамках самообразования. Рассмотрены особенности самообразования педагогов высших учебных заведений на современном этапе реформирования образовательной системы в Российской Федерации. В статье анализируются традиционно сложившиеся подходы к самообразованию, достоинства и недостатки форм повышения профессионального мастерства при помощи самообразования. Представлены рекомендации по улучшению процесса самообразования преподавателя высшей школы.

Ключевые слова:
самообразование, компетенции, профессиональная подготовка, повышение квалификации, преподаватель высшего учебного заведения, квалификационные требования.
Текст

Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, от его профессиональных компетенций и педагогического мастерства в первую очередь зависит качество обучения. В силу данного подхода к преподавателю высшего учебного заведения предъявляются следующие требования: организация и проведение учебной и учебно-методической работы по всем видам учебных занятий; участие в научно-исследовательской работе кафедры, организация научной деятельности обучаемых; разработка методических пособий по видам проводимых занятий; организация и планирование методического и технического обеспечения учебных занятий; участвует в создании условий для формирования у обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников; участие в воспитательной работе с обучающимися, организация их  в профессиональной ориентации; контроль и проверка самостоятельной подготовки; участие в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения; повышение своей квалификации в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками[1]. Соответственно мы видим, что обязательным элементом профессиональной деятельности педагога ВУЗа является его самообразование. Деятельность по самообразованию профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, в том числе и учебных заведений министерства внутренних дел Российской Федерации – это систематический, целенаправленный процесс самостоятельного приобретения знаний в какой-либо области профессиональной деятельности, предполагающий непосредственный личный интерес преподавателя в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Необходимо отметить, что суть самообразования профессорско-преподавательского состава, заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и что самое главное профессиональным совершенствованием.

Самообразование как структурный компонент является неотъемлемой частью общей подготовленности преподавателя ВУЗа, соответственно на самообразование педагога также должно быть предусмотрено время из общих нормативов преподавательской деятельности. Самообразование педагога преследует цель непрерывного обновления педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения. Однако время эффективной деятельности преподавателя не безгранично, и он не может заниматься самообразованием после проведенного трудового дня, поэтому назрела объективная необходимость, вернутся к хорошо зарекомендовавшей себя системе предоставления методических дней преподавателю для совершенствования своих компетенций.

Исходя из организации педагогической деятельности в высшем учебном заведении, формы проведения самообразования профессорско-преподавательского состава можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители предметно-методических секций кафедр, начальники кафедр, а также научно-исследовательская и редакционно-издательская группа могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма самообразования в высшем учебном заведении выражается в виде деятельности методического объединения, семинаров, конференций, практикумов, стажировок, курсов повышения квалификации, переподготовки, и до недавнего времени школы педагогического мастерства.

И групповая и индивидуальная форма процесса сообразования имеет ряд объективных и субъективных проблем. К объективным проблемам самообразования можно отнести несовершенство руководящих документов определяющих объем нагрузки преподавателя ВУЗа, высокая временная загруженность преподавателя, возросший объем отчетных документов требуемых от преподавателя ВУЗа, не современность процесса организации и проведения повышения квалификации. К субъективным проблемам самообразования относят профессиональную деформацию педагога выражающуюся в нежелании тратить время на самообразования, завышение своей самооценки как профессионала, также можно отнести к субъективным причинам. Отсутствие материальной базы для самообразования, как на рабочем месте, так и в бытовых условиях, т.е. нет возможности использовать всемирную компьютерную сеть, информационные сервисы. Отсутствие выплат на приобретение специализированной литературы преподавателем во многих высших учебных заведениях также можно отнести к субъективным причинам.

Рассмотрим часто используемые формы повышения компетенций преподавателя при помощи самообразования.

1. Курсы повышения квалификации преподавателя.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от профессионального преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов повышения квалификации (раз в 5 лет);
  •  время проведения – как правило, во время учебного периода, что влечет большие изменения в режиме работы кафедры;
  •  качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т.к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
  • обучение без учета следующих особенностей: категории обучающихся (составляют в основном взрослую аудиторию), имеющих различный жизненный и педагогический опыт, свои устоявшиеся взгляды на социальную среду, свои убеждения и привычки, имеющие индивидуальный опыт профессиональной деятельности (не всегда положительный) и профессиональные убеждения.

Рассматривая повышение квалификации хотелось бы отметить, что педагогика все больше становится наукой о решении педагогических задач в работе с любыми категориями обучаемых, причем не только в образовательных и воспитательных учреждениях, но и в различных жизненных ситуациях, условиях и видах деятельности[2], поэтому специфика профессионального обучения по программам повышения квалификации педагогов должна соответствовать современным потребностям практики.

2. Научная работа над диссертационными исследованиями, монографиями, учебными пособиями, статьями, а также получение второго высшего образования или второй педагогической специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

Недостатки:

  •  нехватка у сотрудников свободного времени.
  • высокие морально-материальные затраты.

3. Интерактивное обучение, дистанционные  курсы повышения квалификации, семинары, конференции, конкурсы педагогического мастерства.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

  • чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию которая включает в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в научно-методических сборах, научно-методических объединениях;
  • взаимопосещение занятий преподавателей кафедры, участие в разборе открытых занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку материалов по комплексному методическому обеспечению занятий, подготовку методических материалов, докладов, лекции, а также практическую апробацию разных форм проведения занятий, внеаудиторных мероприятий.

В заключении, хотелось бы отметить, что самообразование преподавателя высшего учебного заведения является и средством самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств, для улучшения процесса самообразования профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях в рамках профессиональной подготовки необходимо хотя бы раз в три месяца предусмотреть выступление педагогов центра интерактивных технологий, для ознакомления с новыми современными технологиями обучения и методами их использования в прочесе обучения.

Список литературы

1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2011 N 20237).

2. Темняков Д.А. Воспитание культуры личной профессиональной безопасности в органах внутренних дел. Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Научно-практическое издание.  Старотеряево: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016. С. 215-218.


Войти или Создать
* Забыли пароль?