АВТОРСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Большие и ответственные задачи в области воспитания встают и перед преподавателями общетехнических дисциплин. В современных условиях совершенно необходимо, чтобы обучающиеся умели осваивать передовые достижения науки и техники с тем, чтобы в дальнейшем внедрять их в производство, владели современными методами управления, обладали чувством нового, видели перспективу, могли находить наиболее эффективные пути решения возникающих перед ними задач. В данной статье предлагаются авторские принципы построения воспитательной системы группы, которые реализуются при освоении программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

Ключевые слова:
воспитание, образование, принципы, система работы, личность студента
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей профессиональными и общими компетенциями, обеспечивающими умение решать задачи во всех её деятельностях (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. Да, Россия заинтересована в том, чтобы её граждане были способны активно действовать реальных жизненных обстоятельствах, а к этому их необходимо готовить. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально активной социальной, трудовой жизни.

Автор статьи работает в Волжском политехническом колледже в роли классного руководителя 17 лет. И каждый год в образовании происходит что-то новое. А современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Согласно последней концепции в образовании в образовательных учреждениях необходимо вводить инновации. Автор считает, что именно она должна вводить эти инновации: не потому, что «такая умная», а потому, что работает в компьютерном классе. И первое, что стала делать – это мультимедийные презентации. Было всякое, что-то не получалось, что-то удавалось. Но изучить самой – это одно! А автору статьи нужно было внедрить это в образовательный процесс, заинтересовать обучающихся. Были бессонные ночи, проблемы, ошибки, пока в глазах ребят не появился интерес! Это и придавало силы. Вскоре процесс создания презентации освоили обучающиеся и коллеги по учебному заведению.

В образовательном процессе автор руководствуется следующими принципами:

1. Принцип целеполагания и мотивации. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью обучающихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

  •  на одних уроках обучающиеся совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;
  •  на других – выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
  •  на третьих – учитель на доске записывает только ключевые и вопросительные слова типа:

а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего?

б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д., а обучающиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей на занятие.

2. Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого обучающегося на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

3. Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет мне объективно определять количество обучающихся, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приёмами взаимообучения и взаимопроверки.

4. Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

5. Принцип направленности обучения на развитие личности обучающегося осуществляется через создание условий для каждого по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно, через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.

6. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого обучающегося, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности обучающихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества обучающихся, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

Авторская система работы состоит из следующих компонентов:

  •  Диагностика обучаемости и обученности обучающихся как условие реализации технологии личностно ориентированного обучения.
  •  Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет мне использовать индивидуальный подход, управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
  •  Рефлексивный характер обучения; оценка обучающимися своих возможностей и результатов учения; предоставление выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля обучающегося и контроля со стороны преподавателя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.
  •  Создание условий для самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки и коррекции своих знаний, умений и навыков.
  •  Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка обучающимися к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление обучающимися кроссвордов, карточек-заданий, написание ими рефератов, докладов, сообщений...

Авторские методы обучения и воспитания состоят в том, что преподаватель:

  •  управляет познавательной деятельностью обучающегося, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся;
  •  мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
  •  организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации;
  •  включает всех обучающихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;
  •  создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
  •  создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
  •  организует самоанализ собственной деятельности обучающегося и формирует его адекватную самооценку;
  •  внедряет проектный метод обучения с использованием компьютерных технологий.

Различные приёмы, методы и формы организации учебной деятельности, используемые автором статьи, обеспечивают высокую степень самостоятельности работы обучающегося; позволяют развивать личность обучающегося, более полно реализовывать ее творческие возможности; дают простор интеллектуальной и нравственной свободе, обеспечивают достаточно высокий процент качества знаний:

  •  по информатике – 60%;
  •  по математике – 45%, – что способствует формированию ключевых компетенций, готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач, утверждению общечеловеческих ценностей в становлении и развитии личности обучающегося.

Всё вышесказанное в авторской формулировке можно выразить следующим образом:

СУ = М + АФ + МО + ЛК    ОК, ПК; т.е. Слагаемые успеха (СУ) = Мотивация (М) + Активные формы (АФ) + Методы обучения (МО) + Личностные качества (ЛК), отсюда следуют компетенции (ОК, ПК).

Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей профессиональными и общими компетенциями, обеспечивающими умение решать задачи во всех её деятельностях (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. Да, Россия заинтересована в том, чтобы её граждане были способны активно действовать реальных жизненных обстоятельствах, а к этому их необходимо готовить. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально активной социальной, трудовой жизни.

Автор статьи работает в Волжском политехническом колледже в роли классного руководителя 17 лет. И каждый год в образовании происходит что-то новое. А современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Согласно последней концепции в образовании в образовательных учреждениях необходимо вводить инновации. Автор считает, что именно она должна вводить эти инновации: не потому, что «такая умная», а потому, что работает в компьютерном классе. И первое, что стала делать – это мультимедийные презентации. Было всякое, что-то не получалось, что-то удавалось. Но изучить самой – это одно! А автору статьи нужно было внедрить это в образовательный процесс, заинтересовать обучающихся. Были бессонные ночи, проблемы, ошибки, пока в глазах ребят не появился интерес! Это и придавало силы. Вскоре процесс создания презентации освоили обучающиеся и коллеги по учебному заведению.

В образовательном процессе автор руководствуется следующими принципами:

1. Принцип целеполагания и мотивации. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью обучающихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

  •  на одних уроках обучающиеся совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;
  •  на других – выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
  •  на третьих – учитель на доске записывает только ключевые и вопросительные слова типа:

а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего?

б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д., а обучающиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей на занятие.

2. Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого обучающегося на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

3. Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет мне объективно определять количество обучающихся, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приёмами взаимообучения и взаимопроверки.

4. Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

5. Принцип направленности обучения на развитие личности обучающегося осуществляется через создание условий для каждого по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно, через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.

6. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого обучающегося, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности обучающихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества обучающихся, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

Авторская система работы состоит из следующих компонентов:

  •  Диагностика обучаемости и обученности обучающихся как условие реализации технологии личностно ориентированного обучения.
  •  Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет мне использовать индивидуальный подход, управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
  •  Рефлексивный характер обучения; оценка обучающимися своих возможностей и результатов учения; предоставление выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля обучающегося и контроля со стороны преподавателя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.
  •  Создание условий для самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки и коррекции своих знаний, умений и навыков.
  •  Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка обучающимися к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление обучающимися кроссвордов, карточек-заданий, написание ими рефератов, докладов, сообщений...

Авторские методы обучения и воспитания состоят в том, что преподаватель:

  •  управляет познавательной деятельностью обучающегося, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся;
  •  мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
  •  организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации;
  •  включает всех обучающихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;
  •  создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
  •  создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
  •  организует самоанализ собственной деятельности обучающегося и формирует его адекватную самооценку;
  •  внедряет проектный метод обучения с использованием компьютерных технологий.

Различные приёмы, методы и формы организации учебной деятельности, используемые автором статьи, обеспечивают высокую степень самостоятельности работы обучающегося; позволяют развивать личность обучающегося, более полно реализовывать ее творческие возможности; дают простор интеллектуальной и нравственной свободе, обеспечивают достаточно высокий процент качества знаний:

  •  по информатике – 60%;
  •  по математике – 45%, – что способствует формированию ключевых компетенций, готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач, утверждению общечеловеческих ценностей в становлении и развитии личности обучающегося.

Всё вышесказанное в авторской формулировке можно выразить следующим образом:

СУ = М + АФ + МО + ЛК    ОК, ПК; т.е. Слагаемые успеха (СУ) = Мотивация (М) + Активные формы (АФ) + Методы обучения (МО) + Личностные качества (ЛК), отсюда следуют компетенции (ОК, ПК).

 

Список литературы

1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

2. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Е.В. Головнева. - М.: Высш. шк., 2006. - 256 с.

3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.

4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. - М., 1993. - 80 с.

5. Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день / В.М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. - 160 с.

6. Селевко Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.

7. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 160 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?