ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья раскрывает вариативную модель организации студентов на учебном уроке. В ней описаны используемые и применяемые методы и методические приёмы на этапах урока: мотивационно-ориентированном, на этапе изучения нового материала или формирования практических умений и навыков, на этапе рефлексии

Ключевые слова:
вариативная модель, методы, мотивация, схема, взаимообучение, рефлексия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Открывая дверь учебного кабинета, постоянно задумываемся, пройдет ли урок успешно или будут неудачи в процессе педагогической деятельности.

Во время учебного процесса хочется, чтобы студенты раскрывали свой личностный потенциал, находили смысл деятельности и жизни в целом, ставили значимые для собственного развития цели и выбирали оптимальные средства и методы для их достижения. Поэтому, готовясь к проведению учебных уроков, стараемся выстраивать и конструировать образовательный процесс в соответствии с личностными склонностями и интересами и индивидуальными особенностями студентов; стараемся проектировать диалог и взаимодействие и включать обучающихся в процесс занятия как активных субъектов познания, творчества, общения; стремимся к актуализации и проблематизации каждым студентом его собственного опыта, целеполагания.

Другими словами, стараемся создать вариативную развивающую модель проведения урока, отличную от традиционной.

Осуществляя выбор методов и методических приемов, способствующих развитию интеллектуально-познавательных способностей студентов, автор статьи исходит из особенностей развития когнитивных процессов и предполагает, что выбор методов будет наиболее эффективным, если использовать в постановке целей учебного занятия:

1. знания – репродуктивное воспроизведение предметного материала;

2. понимание – способность учащегося отделять мнения от субъективного мнения, формулировать собственный вывод, приводить пример;

3. применение – выполнение практических работ;

4. анализ – умение студента расчленить информацию, знания на составляющие части, выделить отдельные элементы и установить связи между ними;

5. синтез – способность комбинировать, соединять отдельные части, элементы целого, создавать конспекты образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;

6. оценку – формирование у учащегося способности оценивать предоставленную информацию, вырабатывать собственное аргументированное суждение.

Использование методов и методических приёмов, способствующих эффективному теоретическому анализу изучаемых проблем, соответствует трём основным этапам обучения:

1. подготовка студентов к изучению новой проблемы или освоению нового содержания учебного материала;

2. процесс обучения;

3. использование методов и приёмов для вовлечения студентов в совместную практико-ориентированную деятельность.

Необходимым условием успешного формирования умений студентов на занятии является стремление самого обучающегося к познанию. Созданию у них положительной мотивации к выполнению умственных и практических действий – задача, которую мы решаем в начале занятия. От умения преподавателя овладеть вниманием студентов будет зависеть их желание самостоятельно выполнять задания, стремление к приобретению новых знаний и умение управлять собственной познавательной деятельностью.

Чтобы завладеть вниманием группы в начале урока, мы используем следующие приёмы и варианты организации:

1. Приём «Информационная минутка» – рассказ преподавателя с показом фотографий или видеосюжета на тему занятия с влечением студентов в активное обсуждение.

2. Приём «Представьте, что вы воспитатель и вам нужно провести…. (вид детской деятельности)».

3. Решение загадки, подводящей к теме занятия и вызывающей интерес.

4. Приём «Разгадывание кроссворда»: студенты заполняют сетку кроссворда, вспоминая материал прошлого урока, и в результате выходят на «зашифрованное» в сетке новое слово, обсуждение которого и будет составлять цель занятия.

Следующим этапом является вхождение в тему, где формулируется тема урока, и сообщаются цели урока с привлечением студентов, что повышает их познавательную мотивацию и активность во время занятия, а, следовательно, возрастает результативность урока. С этой целью мы используем следующие приемы:

1. Приём «Список покупок»: студентам предлагается представить себя в роли покупателей и заполнить «потребительскую корзину», сформулировав задачи, которые необходимо решить в течение урока по предложенной теме.

2. Приём «Дерево ожиданий»: студенты записывают на подготовленных листочках свои ожидания от предстоящего знакомства с темой и вывешивают на общем плакате, изображающем дерево. В конце урока определяют, чьи ожидания оправдались в большой степени.

Изучая учебный материал с использованием учебной литературы на этапе проработки содержания темы, мы применяем графическую схему:

1. Что вам уже известно?

2. Какие аспекты содержания могут быть раскрыты с помощью данного текста? Обучающиеся прочитывают предложенный текст и выделяют наиболее важные смысловые части представленной темы.

3. Какие вопросы у вас возникли? Что вызвало интерес? Студенты формулируют вопросы, вызывающие интерес, или вопросы, ответы которые содержатся в данном разделе.

4. С помощью каких понятий может быть структурирована информация?

5. Объясните понятия.

Мы предлагаем своим студентам опорные конспекты оформлять в виде рисунков, символов, знаков, условных обозначений, что способствует развитию их познавательных способностей. С этой целью мы используем методический приём «Инсерт», который включает несколько этапов:

1-й этап: обучающимся предлагается система условных обозначений и даётся задание прочитать текст и произвести с помощью условных обозначений его маркировку, с тем чтобы разбить его на части по определенным основаниям:

  • (галочкой) отметить для них известные факты;

– (знаком «минус») пометить части текста, которые противоречат их представлениям;

+ (знаком «плюс») отметить то, что вызывает интерес;

? (вопросительным знаком) – вопросы, возникшие по прочитанному.

2-й этап: знакомясь с текстом, работая в группах, индивидуально, коллективно с комментированием преподавателя, учащиеся производят маркировку текста.

3-й этап: студенты структурируют полученную информацию в таблицу:

 

Таблица 1

  •  

+

?

 

 

 

 

 

4-й этап: организация коллективного обсуждения, разрешение при помощи преподавателя возникших противоречий. Отмеченное в тексте, как интересное, служит основанием для постановки познавательных целей. А возникающие вопросы – источник дискуссии по проблемам, которые предложил не педагог, а нашли для себя сами учащиеся.

Данный методический приём вырабатывает умение работать с текстами разной информативной направленности и сложности. Он развивает аналитическое и критическое мышление, является инструментарием, позволяющим преподавателю определить степень действительного понимания изученного.

Организация на уроке работы с применением данного приёма предполагает для нас выбор его реализации:

  •  выведение графической схемы на экран через проектор и организация индивидуальной работы с применением вариативных источников информации;
  •  работа в парах или микрогруппах;
  •  организация коллективной работы;
  •  использование индивидуальной и коллективной работы и работы в парах как отдельных этапов реализации метода;
  •  применение методики учебного сотрудничества, когда после завершения работы в группе группам предлагается поменяться графическими схемами и выполнять задания по рефлексии, ответив на вопросы: «Чем ваша работа отличается от работы другой группы? Какие дополнения вы считаете необходимым внести в свою работу? Что вы бы посоветовали изменить в работе другой группы?».

Интересной и активной формой групповой работы на практических занятиях является взаимобучение. Преподаватель определяет количество и состав групп, составляет задания для каждого члена группы, затем предлагает студентам разделить в каждой группе задания по количеству человек и взять материал для каждого. Затем каждому участнику группы даётся задание для ознакомления, после этого студенты объединяются в новые группы с теми, кто имеет аналогичное задание в другой группе. В составе новой группы учащиеся начинают работать над выполнением заданием, обсуждая различные варианты. Выполнив задания, каждый участник возвращается в свою группу и выступает консультантом по своему вопросу. Результатом совместной работы становится выполненный конспект образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.

В завершении каждого урока с целью саморазвития и самореализации студента в образовательном процессе проводятся педагогические техники и приёмы, позволяющие решать задачи рефлексии.

С целью выявления ориентации в учебной информации, уровня осознания, запоминания и понимания содержания пройденного, структурирования сведений, установления логических связей между ними, оценки информации по степени значимости и практической направленности мы применяем такой приём как «Чемодан, корзина, мясорубка», в процессе которого каждый студент определяет для себя: «чемодан» – запомнить и не стоит расставаться в пути по получению профессии; «мусорная корзина» – сведения, которые не вызвали интерес и не могут впоследствии быть практически использованы; «мясорубка» – важная информация, но для применения она требует переработки, осмысления, дополнения.

Выявление оценки отношения, чувственного восприятия и настроения студентов, мы используем приёмы рефлексивной деятельности учащихся.

Одним из таких приёмов является «Барометр настроения»: каждый студент в конце учебного занятия подбирает цвет, который соответствует его настроению, при этом объясняя свой выбор.

Также мы используем технику «Незаконченное предложение». Педагог просит закончить следующие предложения: «Мне было интересно то, что…», «Я узнал, что…», «Мне было трудно…», «Мне не понравилось…», «Мне не удалось сегодня…», «В следующий раз хотелось бы больше узнать о …».

В течение урока проводятся разминки с целью снятия напряженности и усталости.

Целью применяемых методов и приёмов является задействование в усвоении знаний, умений, навыков всех психических процессов.

Перечисленные выше методы и приёмы позволяют сделать вывод об их значительной роли в формировании и освоении общих и профессиональных компетенций студентов, которые особенно актуальны в связи с введением федерального государственного стандарта среднего профессионального образования и играют ключевую роль как для формирования ощущения успешности студентов, так и для становления профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: КАРО, 2005. - 368 с.

2. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий / авт.-сост. О.А. Уварова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 254 с.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.

4. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 392 с.

5. Фастова Е.И. Инновационные педагогические технологии. - Волгоград: Учитель, 2015. - 79 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?