ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются дидактические принципы, технологии системно-деятельностного подхода, которые способствуют развитию личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формирование умения учиться.

Ключевые слова:
системно-деятельностный подход, дидактические принципы, технологии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Г

лавная цель образования состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в развитии личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формирование умения учиться. Для этого рекомендую использовать дидактические принципы, технологии.

Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

4. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

5. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

6. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения.

7. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

8. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. [1]

Технологии:

1. Технология, основанная на реализации проектной деятельности.

2. Технология Способа диалектического обучения.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

4. Технология творческой мастерской.

5. Игровые технологии.

В основу «технологии проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам.[2]

Технология Способа диалектического обучения разработан сотрудниками Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.И. Гончаруком, В.Л. Зориной. (Патент №126 от 29.03.1996 г. Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства. Использование словесно-логического способа обучения помогает правильно рассуждать. Сила ее в том, что она дает возможность получать новые знания без наблюдения или опыта, а лишь при помощи размышления и рассуждения. Новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Логика помогает систематизировать (классифицировать) и обобщать знания. [3]

Информационно-коммуникационные технологии включают в себя: использование тренинговых (тренировочных) программ; использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; дистанционное обучение, конкурсы. [4]

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [5].

Деятельность обучающихся может быть организована в виде творческой мастерской, которая представляет собой оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего творческий характер деятельности учеников.

Таким образом, использование технологий системно-деятельностного подхода в основной школе дают возможность учителю работать на высокие результаты, формировать у учащихся универсальные учебные действия, а значит готовить учащихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

 

Список литературы

1. Головко Т.Г. Информационные технологии в образовании / Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. - 120 с.

2. Зорина В.Л., Еремеевская И.Д., Митрухина М.А., Ковель М.И. Использование современ-ного дидактического инструментария познания при изучении физической географии на основе Способа диалектического обучения: учебно-методическое пособие / В.Л. Зорина, И.Д. Еремеевская, М.А. Митрухина, М.И. Ковель. - Красноярск: ККИПКиППРО, 2010. - 120 с.

3. Попова Н.П. Деятельностный способ обучения. - ОАОУ НИРО, 2011.

4. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

5. https://vbgschool12.jimdo.com/фгос-нового-поколения/

6. http://lomonpansion.com/articles_2_3363.html

7. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/02/11/formirovanie-i-razvitie-universalnykh

8. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2bd78a5d53b89521216d26_0.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?