«ЖИВАЯ» ЭКСПОЗИЦИЯ – ИСТОЧНИК ЭМОЦИЙ И ПОЗНАНИЯ ПРИРОДНОГО МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время научно-просветительские учреждения рассматриваются как фактор развития региона. Приморский край отличается уникальным биологическим разнообразием. При этом местное сообщество не только проявляет интерес к учреждениям такого плана, но и активно принимает участие в мероприятиях, которые связаны с популяризацией науки. «Приморский океанариум» – филиал ННЦМБ ДВО РАН (Национальный научный центр морской биологии Дальневосточного отделения Российской академии наук) – объект, обладающий культурно-просветительским ресурсом. Коллекция живых организмов «Приморского океанариума» представлена на девяти постоянных тематических экспозициях, однако работа сотрудников с посетителями дошкольного возраста имеет свою специфику. Дети дошкольного возраста наиболее чувствительны к восприятию окружающего мира, в связи с этим, включение «живой» экспозиции в педагогический процесс имеет свои особенности. В статье раскрываются психологические особенности детей дошкольного возраста, педагогические принципы, на которых выстраиваются предложенные алгоритмы педагогической работы, направленной на знакомство детей со способами познания водной среды обитания; на приобретение первичных знаний о природе живого организма; что в дальнейшем подготовит дошкольников к восприятию мира живых существ в дикой природе.

Ключевые слова:
Приморский океанариум, дошкольник, «живая» экспозиция, познание, окружающий мир, водная среда
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На сегодняшний день научно-просветительские учреждения: музеи, библиотеки, художественные галереи, планетарии, зоопарки, океанариумы, – рассматриваются как фактор развития региона.

Важнейшую часть производственного процесса таких организаций составляет культурно-просветительская деятельность, способствующая инкультурации и социализации личности, гуманизации современного общества; в одних случаях такая деятельность состоит в оказании специализированных образовательных услуг, в других – представляет собой реализацию проектов и программ социально-культурной направленности [5, с. 1856].

Одним из перспективных предприятий социально-культурной сферы в Дальневосточном регионе стал «Приморский океанариум» – филиал ННЦМБ ДВО РАН (Национальный научный центр морской биологии» Дальневосточного отделения Российской академии наук).

В состав данного центра входят Музей ННЦМБ ДВО РАН (ранее – Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского), где хранится богатейшая, уникальная коллекция морских организмов, собранная учеными института за 45 лет исследовательской работы в разных точках Мирового океана [3], музей «Природа моря и ее охрана» Дальневосточного морского заповедника и «Приморский Океанариум», являющийся значимой ресурсной составляющей при планировании различных совместных культурно-просветительских проектов и программ местного сообщества. В качестве примера можно привести участие вышеназванных структур в совместном проекте «Путешествие в науку. Наука в путешествии», согласно которому разработан семейный межмузейный маршрут, который связывает экспозиции естественнонаучных музеев и морское побережье Приморского края. Интерес местного сообщества к структурам нашего региона возрастает, так как водные ресурсы Приморского края отличаются биологическим разнообразием, что определено своеобразными гидрологическими условиями.

Однако работа сотрудников с посетителями имеет свою специфику в каждой из перечисленных структур, обладающих своеобразным, уникальным культурно-просветительским потенциалом, который, по мнению исследователей, представляет собой «совокупность возможностей всех видов ресурсов: кадрового, материально-технического, информационно-методического» [5, с. 1860].

Практика музейных мероприятий перечисленных структур: тематических праздников, мастер-классов, интерактивных экскурсий, игровых, познавательных программ, событий, связанных с Фестивалем науки, – показывает, что основной целевой аудиторией являются дети.

Дети дошкольного возраста наиболее чувствительны к восприятию окружающего мира. Природный мир – самый очаровательный и хрупкий. Только благодаря внимательности и наблюдательности, он раскрывает свои тайны человеку. Но как создать условия для ребёнка, в которых он пришёл бы к пониманию ценности каждого живого организма, жителя Природного мира? И вот таким необычным для педагога и привлекательным для ребёнка становится пространство «Приморского океанариума».

В 2015 году отдел экологического просвещения «Приморского океанариума» на краевом уровне стал участником Приморского Форума образовательных инициатив, ежегодно проводимого на базе Приморского Института развития и образования в г. Владивостоке, и получил статус инновационной региональной площадки. Тема заявленной программы – «Океанариум – эколого-биологический комплекс по развитию познавательных интересов у дошкольников, школьников и студентов к морской биологии». Данная тема выбрана потому, что современные тенденции образования ориентируют педагогов на выход и организацию учебного процесса вне стен школ. В качестве примера можно при вести создание детских городков («Киндер-Сити»), обучение на базе музеев, зоопарков, океанариумов.

В рамках данной площадки нами накоплен опыт работы с детьми дошкольного возраста – результат взаимодействия с «Центром развития ребёнка №171» ДВО РАН г. Владивостока в 2014-2015г. Продукт взаимодействия – эколого-просветительная программа «Морской калейдоскоп», состоящая из двух модулей: «В море живет красота» и «Путешествие вокруг Земли». Продуктом создания эколого-биологической студии «Белёк», которая представляет собой первую ступень по развитию познавательных интересов у дошкольников к морской биологии, стала эколого-просветительская программа «Как Японская мохнатоголовая собачка «стеклянный дом» изучала». Результатом апробации тематического цикла занятий, раскрывающего особенности водной среды и его обитателей, стали тематические абонементы «Загадки Зазеркалья», «Кругосветка», «Загадки имён морских обитателей».

Обратимся к описанию понятия «океанариум». Это – научно-просветительное учреждение, как правило, некоммерческое, музей живой морской природы [5], «подводный музей» с живыми экспонатами – обитателями водной среды [15], «водоем или бассейн для изучения морских животных и рыб» [1], «морской музей, включающий живую экспозицию» [2]. Из данных трактовок можно выделить три важных понятия: «научно-просветительское учреждение», «морской музей», ««живая» экспозиция».

В Приморском Океанариуме «живая» экспозиция представлена тематическими экспозициями: «Тропический дождевой лес», где можно почувствовать таинственную атмосферу вечнозелёных джунглей, встретиться с наиболее характерными представителями, как растительного мира, так и ихтиофауны тропиков; «Российское водное пространство» (Японское море, Берингово и Охотское моря, река Амур и озера Ханка и Байкал), особенности природы этих значимых объектов дают возможность увидеть уникальных пресноводных байкальских тюленей, северного морского котика, ощутить мощь дальневосточных водорослевых лесов, где находятся сотни обитателей подводного мира. Две специализированные экспозиции посвящены одним из наиболее загадочных морских существ – осьминогам и медузам. В главном танке Приморского океанариума (7000м3) сквозь акриловый тоннель можно увидеть тропических рыб, снующих в колониях кораллов, акул разных видов и других крупных пелагических рыб [8].

Задействование «живой» экспозиции является главной составляющей любой тематической встречи ребёнка дошкольного возраста с педагогом, который продумывает содержание данного события, и это отвечает такой характеристике культурного продукта «Приморского океанариума» как аттрактивность (привлекательный, притягивающий).

Педагоги-исследователи отмечают, что «повышение аттрактивности производимого продукта – главная задача, стоящая перед организациями социально-культурной сферы» [6, с. 215].

«Приморский океанариум» – филиал ННЦМБ ДВО РАН, в связи с этим продукт, созданный на его базе, должен отвечать такому принципу как соответствие современным научным представлениям, когда любой объект, о котором идет речь в экспозиции «Приморского океанариума», рассматривается как часть экосистемы. Посетителю предоставляется возможность увидеть объект в среде обитания и понять природу этого живого существа и осознать ответственность за его будущее. При этом задача проектировщиков культурного продукта заключается в том, чтобы предвосхитить эмоциональное восприятие, в нашем случае ребёнка, и управлять процессом чувственного проживания, выстраивания цепи гармонично связанных впечатлений [6, с. 216].

Авторы исследовательских работ С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин выдвинули положение о необходимости органического соединения нравственного и просветительского аспектов в целостном процессе формирования особого гуманного отношения личности к природе, определяя такой тип отношения как нравственный, субъектно-этический. В этом случае природный мир выступает для ребёнка в качестве субъекта, партнёра [16].

В связи с этим включение «живой» экспозиции в любое событие, организованное вне стен детского образовательного учреждения, – очень важный компонент: встреча с живым организмом расширяет представления детей о тех или иных его особенностях и является подготовительным моментом к реальной встрече с ним на морском побережье.

Выстраивая педагогический процесс, с задействованием «живой» экспозиции, мы опираемся в первую очередь на деятельностный принцип (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип субъектности (А.В. Петровский) и принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов (В.А. Ясвин).

Опора на деятельностный принцип позволяет рассмотреть возможности практической деятельности, заложенные педагогом на «живой» экспозиции, участниками которых являются дошкольники. Данный принцип позволяет педагогу отследить, как на практике дети могут переносить уже известные им способы познания, взаимодействия друг с другом, в разные виды и формы деятельности.

Принцип субъектности обеспечивает понимание ребёнка как субъекта познания, проявляющего психическую активность в освоении опыта взаимодействия с живыми организмами и со своими сверстниками [7].

В соответствии с принципом ориентации на актуализирующий потенциал стимулов организация «встреч» ребёнка с живым организмом основана на привлекательности природных объектов, их положительном эмоциональном восприятии, индивидуализированности природных объектов, наличии у них факторов, актуализирующих установления параллелизма с человеком, что позволяет «включать» такие психологические механизмы, как субъектификация, интеллектуализация эмоций [15]; на данном этапе «встречи» актуализируют проявление сопереживания по отношению к живым существам.

Раскрывая возможности «живой» экспозиции «Приморского океанариума», как значимого пространства для выстраивания педагогического процесса, при организации встреч с детьми, мы, во-первых, учитываем такие особенности дошкольного возраста как эмоционально-окрашенное восприятие материала, преобладание наглядно-образного, наглядно-чувственного восприятия окружающего мира [9].

Во-вторых, учитываем важнейшие особенности детского мышления: анимизм (одушевление всего неживого) и артификализм (рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей) [12].

В-третьих, мы принимаем во внимание и общепринятый факт, что если ребёнку предоставляется возможность для собственного открытия, то это вызывает у ребёнка чувство удивления и изумления. В.А. Сухомлинский в данном чувстве усматривает «источник воли к познанию, т.е. «способность заставить себя думать» [14].

В-четвертых, мы опираемся на мнение детского психолога М.В. Осориной, что каждый внешний объект из мира природы становится для ребёнка толчком для мгновенной активизации внутреннего психического механизма, потоком рождающего новые образы, которые ассоциативно связываются с этим объектом [4]. Это позволяет ребёнку проявить себя в освоении способов познания объектов природы, творческой деятельности.

Коллекция живых организмов «Приморского океанариума» представлена на девяти постоянных экспозициях, где установлено в общей сложности 500 аквариумов, общий объем воды в них – 15000 м3.

Согласно воспитательной задаче, которая решается при реализации эколого-воспитательных программ на базе «Приморского океанариума», – способствовать формированию ценностного отношения к обитателям водной среды обитания посредством выявления их уникальности, – мы в полной мере видим перспективные направления в раскрытии педагогического потенциала такого уникального ресурса, как «живая» экспозиция.

В связи с этим в рамках тематических встреч, согласно заявленной цели и задачам эколого-просветительских программ, мы разработали несколько алгоритмов с задействованием «живой» экспозиции. Остановимся на двух из них.

Первый алгоритм связан с выявлением уникальности живого организма с опорой на признаки, выявляющие его особенности.

  1.  Наблюдение за живым организмом.
  2.  Зарисовка живого организма.
  3.  Выявление значений имен признаков живого организма.
  4.  Использование приёма «сравнение», с выявлением уникальности живого организма.
  5.  Освоение способа составления загадки по заданной модели на основе приема сравнения с другим живым организмом.
  6.  Освоение способа воссоздания особенностей данного живого организма в изобразительной деятельности.
  7.  Рефлексия нового открытия, переживания творчества.

Второй алгоритм касается игровой практики, которая проходит на «живой» экспозиции.

  1.  Свободный выбор детьми объектов на «живой экспозиции».
  2.  Выбор детьми деятельности, которая предлагаются в виде карточек активностей.
  3.  Разбивка детей на группы.
  4.  Выполнение заданий на «живой» экспозиции, согласно карточкам активностей.
  5.  Презентация детьми, полученных продуктов.
  6.  Рефлексия открытого знания, взаимодействия со сверстниками.

         Данные алгоритмы имеют под собой основания.

С.Л. Рубинштейн, отечественный психолог, рассматривает «наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием» [10, c. 39].

Яркие впечатления, которые возникают у ребёнка от движения живых организмов – это результат непроизвольных наблюдений. В связи с этим, работая с детьми на «живой» экспозиции, мы выстраиваем организацию наблюдения так, чтобы знания у ребёнка накапливались и систематизировались постепенно, а также зарождалось осознанное отношение к живому объекту. Содержание наблюдений на «живой» экспозиции складывается из выявления особенностей строения живого организма, разных форм поведения, определения свойств и характеристик живого организма (цвета, размера, формы и др. признаков); выделения особенностей внешней среды, выявления созданных людьми необходимых условий для жизни живого организма.

Данное содержание помогает ребёнку, наблюдая за организмом на экспозиции, устанавливать связь между организмом и условиями его обитания. На основе такого опыта происходит накопление чувственных, конкретных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе [10]. Однако создать условия для организма, живущего в разных климатических зонах, на экспозициях «Приморского океанариума» непросто. В связи с этим дети знакомятся со специалистами тех профессий, которые создают наиболее благоприятные условия для жизни пресноводных и морских обитателей (водолаз, гидрохимик, инженер, ветеринар, учёный-зоолог, ихтиолог-рыбовод и др.).

Хочется отметить один из способов наблюдения, который мы используем на «живой» экспозиции, – авторское пособие «Кольцо наблюдения» Т.А. Сидорчук, научного руководителя общественной организации «Волга-ТРИЗ», которым вооружается каждый ребёнок, выходя на «живую» экспозицию. Цель использования такого пособия – способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения; научить детей понимать, как и для чего проводятся наблюдения [11, с. 63]. Благодаря данному способу, ребёнок отмечает изменения и схематизирует их.

Выявленные значения имён признаков живого объекта ребёнок закрепляет в зарисовке организма. Именно зарисовка помогает ребёнку зафиксировать полученные знания в результате наблюдения, касающиеся особенностей живого организма. Дизайн аквариумов и танков позволяет создать приближенный к дикой природе ландшафт, характерный для места обитания живого существа. В связи с этим для воссоздания полной картины, отражающей биоразнообразие определённого танка (большой по объему аквариум), ребёнку дается задание тщательно прорисовать другие живые объекты, включая водоросли и водные растения. Эта зарисовка помогает ребёнку в дальнейшем определиться в выстраивании взаимосвязей между живыми организмами, в выборе творческого способа представления живого объекта (сказка, игра, инсталляция и т.д.).

Увлекательным и познавательным занятием для детей после наблюдения за живым организмом стало освоение способа составления загадок с помощью пособия «Царица загадок»[11] (авторы: С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко). Особенность в составлении загадки о живом организме находится в сравнении двух живых объектов, имеющих отличительные характеристики. Если детям предоставлять возможность использовать данный способ, тогда выявленные им значения имён признаков живого объекта будут усвоены, и у ребёнка появится желание самостоятельно составить и загадать загадку другим детям при встрече с новым организмом на «живой» экспозиции.

         Зафункционирование «живой» экспозиции имеет и творческую составляющую, которая способствует развитию такой способности, как познавать и преобразовывать окружающий мир. Для этого ребёнку нужно не только научиться различать объекты, но и выявлять связи признаков объектов. Перенося объект из реального в волшебный мир, ребёнок отправляется со своим героем в путешествие, проводит удивительные эксперименты, где маленький становится большим, а великан – микроскопическим, где моржу могут сниться сны о свободной жизни в окружении своего семейства. Одним словом, реальность и фантазия позволяет ребёнку сочинять сказочные истории, разрешать проблемы и придумывать невероятные истории про своих героев, в роли которых выступают люди профессий, работающих в «Приморском океанариуме», от которых зависит жизнь всех обитателей «живой» экспозиции.

         В итоге опыт ярких впечатлений от восприятия сюжетов из жизни обитателей экспозиции, их необычных отношений, способствует развитию фантазии у детей. Поэтому, когда мы предлагаем ребёнку свободный выбор вариантов творческой деятельности для воссоздания наблюдаемого организма, он чаще выбирает такие виды изобразительной деятельности как лепка, создание инсталляций на основе рисования и дизайнерского решения в их представлении, а также трудоемкий, но притягательный творческий процесс технологии перекладной анимации, когда ребёнок самостоятельно или в группе может воссоздать увиденный сюжет, проявить фантазию и оживить героев экспозиции.

         Заключительный этап данного алгоритма, касающийся «рефлексии», позволяет ребёнку обратиться к своим переживаниям, помочь себе «объяснить себя». В данном случае для дошкольного возраста идет речь о развитии способности к рефлексии.

         Отправным ключевым моментом является и то, что освоение способов познания живых организмов на экспозиции является важной практикой для ребёнка в понимании, как устроен организм. В чем он нуждается, чтобы выжить, и кто его друзья, кого и чего он может бояться. Поэтому опыт, полученный на «живой» экспозиции «Приморского океанариума» подготовит ребёнка к восприятию «живого» организма в дикой природе, где он сможет проявить свою любознательность без нанесения вреда обитателю водной среды, осознавая его ценность, когда чувства людей диктуют, что надо... созерцать, относиться с уважением, признанием [13].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, мы приходим к выводу, что раскрытие ресурсной составляющей «живой» экспозиции в педагогических целях имеет перспективное направление для педагогов, работающих в любых образовательных учреждениях в области экологического образования детей.

В перспективе мы видим разработку других алгоритмов включения «живой» экспозиции в педагогический процесс на базе «Приморского океанариума» – филиала ННЦМБ ДВО РАН в рамках взаимодействия с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы

1. Википедия, [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Океанариум (дата обращения: 29.06.2017).

2. Владивостокский Океанариум [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vl.ru/afisha/vladivostok/company/okeanarium-947 (дата обращения: 29.06.2017).

3. Музей Национального научного центра морской биологии ДВО РАН [Электронный ресурс]. - URL: http://museumimb.ru/ (дата обращения 1.06.2017г.).

4. Осорина М.В. Секретный мир в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. - СПб.: Питер, 1999. - 271с.

5. Пермякова О.Г, Прокопчук А.В. Культурно-просветительский потенциал предприятия социально-культурной сферы (на примере Приморского Океанариума ДВО РАН) // В мире научных открытий [Электронный ресурс]. - URL: http://journal-s.org/index.php/vmno/article/view/5899 (дата обращения 1.06.2017г.).

6. Пермякова О.Г, Прокопчук А.В. Повышение аттрактивности культурного продукта предприятия социально-культурной сферы: практический опыт // В мире научных открытий. - 2015. - № 7.1(67). - С. 215-216.

7. Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании / А.В. Петровский // Психол. наука и образование. - 1996. - №3. - С. 100-105.

Войти или Создать
* Забыли пароль?