АНАЛИЗ РИСК-ФАКТОРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются внешние и внутренние экологические риски, возникающие в экологической образовательной среде вуза и оказывающие влияние на формирование личностных качеств студента: стрессоустойчивость, адаптированность, мотивированность, экологическая грамотность. Для анализа возникновения рисков и конфликтов автор использует системный подход: SWOT-анализ риск-факторов на примере морского технического университета

Ключевые слова:
риски, экологическая образовательная среда, стрессоустойчивость, адаптация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современных условиях важно отыскать способы укрепления здоровья студентов, преподавателей в период обучения в техническом вузе. Одним из таких способов является создание экологической образовательной среды. Образовательная среда определяется как «психолого-педагогическая реальность, содержащая организационные условия для формирования личности, а также ресурсы её развития, включающие социальное и пространственно-предметное окружение» [7, с. 112].

Экологическая образовательная среда технического вуза в нашем исследовании рассматривается, с одной стороны, как «комплекс мер и научно-педагогических условий, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса с точки зрения экологии среды, выработку стратегии создания экологически здорового образа жизни всем участникам образовательного процесса [1, с. 90], с другой стороны, как «целостная система экологических знаний, умений, навыков, ориентирующая личность студента на формирование таких личностных качеств, как стрессоустойчивость, адаптированность, сопротивляемость к различным конфликтам, мотивированность, активность, ответственность, то есть на развитие экологического сознания и экологической культуры» [2, с. 439] Иными словами, в условиях экологической образовательной среды «человек становится экологическим субъектом, т.е. субъектом экологического процесса развития личности» [5, с. 10].

Поэтому экологическая образовательная среда технического вуза определяется степенью её влияния на экологическое сознание студентов. Будучи системным объектом, экологическая образовательная среда создаёт условия формирования экологического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с учётом экологических рисков и конфликтов, возникающих в процессе обучения. Поскольку важнейшим условием развития технического вуза является устранение или снижение любого вида рисков, в своем исследовании мы рассматриваем риск-факторы как сложную педагогическую категорию, связанную с экологической образовательной средой. Определение риск-факторов в экологической образовательной среде позволяет администрации вуза принять обоснованные решения для повышения качества экологической подготовки обучающихся, улучшения их здоровья, снижения уровня стресса и повышения адаптации студентов к обучению. Учёт риск-факторов очень важен для морского образования, так как студенты в период обучения должны научиться работать в экстремальных условиях: условиях повышенного риска, ответственности, стресса. Как известно, в начале своего обучения в вузе студент не может сразу включиться в образовательную среду, у него не сформирована мотивация к обучению, он испытывает познавательные, психологические и социальные риски. Это приводит к увеличению нервно-психического напряжения студента, долговременному стрессу и, как следствие, ухудшению состояния его здоровья из-за отсутствия нужных знаний и достаточного опыта в области экологии и гигиены человека.

Следовательно, экологическая образовательная среда технического вуза обеспечивает удовлетворение потребностей студентов, преподавателей, администрации в здоровом образе жизни, в жизненных ценностях, что актуализирует процесс становления экологического самосознания личности. Кроме того, для технического вуза важно, что экологическая образовательная среда – управляемая система и зависит от материально-технических, информационных ресурсов. Причем материально-технические, информационные ресурсы предполагают обеспечение не только учебно-воспитательного процесса, но и научно-исследовательского, инновационного. Экологическая образовательная среда технического вуза включает в себя совокупность экологических рисков и конфликтов, которые являются движущей силой ее развития.

В своем исследовании мы придерживаемся теории управления рисками в условиях модернизации профессионального образования (Н.Д. Сорокина) [8], основываемся на признании областью повышенного риска инновационного педагогического образования (В.Л. Овечкин, А.Е. Причинин) [4], анализируем социальные риски в молодёжной студенческой среде (А.А. Калюжный) [3].

При проведении исследования анализ возникновения рисков и конфликтов в экологической образовательной среде морского технического университета [9] проводили с помощью SWOT-метода.

SWOT-анализ внутренних факторов морского технического университета при определении сильных сторон вуза выявил следующие риск-факторы: недостаточный уровень экологических знаний профессорско-преподавательского состава; невозможность введения в учебные планы подготовки морских инженеров экологической тренажёрной техники и специальных курсов в соответствии с международными требованиями по экологии среды; неумение проводить мониторинг среды; недостаток информационной среды; низкий уровень сотрудничества с работодателями; отсутствие разработанных программ дополнительного образования по вопросам экологического обучения и воспитания.

При определении слабых сторон морского технического университета были выявлены следующие риск-факторы: отсутствие в содержании ФГОС морских специальностей требований по экологической безопасности при работе в экстремальных условиях; отсутствие в вузе учебно-методических, нормативно-правовых документов по экологической образовательной среде; отсутствие опыта учёта экологических рисков и конфликтов; недостаточность программно-информационных ресурсов, финансового обеспечения; несогласованность действий в цепочке «администрация – преподаватели – студенты».

Применение метода SWOT-анализа показал, что учёт риск-факторов экологической образовательной среды необходим для формирования экологического сознания и экологической культуры. Экологическая культура и экологическое сознание оказывает влияние на риск-факторы и способствует их минимизации, что улучшает здоровье, работоспособность, активность, стрессоустойчивость, адаптивность всех субъектов образовательной среды. В табл. 1 приведём примеры риск-факторов и определим мероприятия, необходимые для их минимизации.

 

Таблица 1 – Риск-факторы экологической образовательной среды

 

№№ п/п

Риск-факторы

Мероприятия по минимизации риск-факторов

  1.  

Не созданы условия для эколого-профессиональной подготовки студентов

Позиционирование экологической образовательной среды вуза с точки зрения создания условий для эколого-профессиональной подготовки студентов, связанных не только с изучением экологических дисциплин, но и изучением элективных, альтернативных курсов, проектированием и моделированием экологических рисков, конфликтов, связанных с морской профессиональной деятельностью

  1.  

Низкий уровень экологических знаний, умений, компетенций у профессорско-преподавательского состава

Высокий уровень преподавания экологических, инженерно-технических дисциплин, их нацеленность на развитие экологических знаний, кругозора, направленных на решение задач, как в стандартной, так и нестандартной ситуации: нетипичная, рисковая, экстремальная экологическая проблема. Охрана здоровья студента и его окружения, ответственность в принятии самостоятельных эколого-ориентированных решений направлено на понимание ценности экологических знаний, развивает эколого-познавательные и личностные качества студента. Овладение студентами системными экологическими знаниями через научно-исследовательскую работу позволяет усвоить методы прогнозирования и проектирования результатов принимаемых эколого-профессиональных решений.

  1.  

Низкий уровень взаимодействия и сотрудничества администрации, преподавателей, студентов, работодателей

Эффективность и качество экологической подготовки студентов зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества субъектов экологической образовательной среды вуза ф с целью формирования у студентов междисциплинарных, экологических, общенаучных, гуманитарных и специальных знаний. Вовлечение работодателей и рыбопромышленных компаний и организаций в разработку экологических проектов, в формирование образовательной политики и нормативно-правовой базы экологической образовательной среды вуза позволит повысить качество экологической подготовки студентов

  1.  

Низкое качество учебно-методических материалов, отсутствие информации и модельных проектов

Создание формирующей системы модельных проектов и мероприятий: инициирование создания преподавателями высокоэффективных методических материалов по экологической подготовке; проведение конкурсов, отбор материалов и их публикация; осуществление модельных проектов по внедрению идей экологической образовательной среды вуза для апробации методики; разработка предложений по реализации модельных проектов; взаимодействие и сотрудничество субъектов среды (преподавателей, студентов, администрации, работодателей) в области сбора информации, ее анализа и апробации в экологической образовательной среде вуза

  1.  

Отсутствие системы учебно-воспитательных мероприятий

Совокупность учебных и воспитательных мероприятий, необходимых для формирования системы экологического сознания и экологической культуры: система целостного воздействия различного рода занятий (лекции, практики, лабораторные, физкультурные, оздоровительные и пр.) на духовной, нравственной и физическое развитие студентов, на их способность прогнозировать, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Внеаудиторная работа со студентами обеспечивает здоровый, нравственно-психологический климат

  1.  

Недостаточная база или отсутствие материальных и человеческих ресурсов необходимых для решения задач экологической образовательной среды вуза

Учебно-материальная база: аудитории, лаборатории, читальные залы, библиотека, места отдыха, питание, занятия физкультурой, различные современные информационно-методические средства: программное обеспечение, ЭВМ, беспроводная сеть Интернет, тренажеры и пр. способствуют организации взаимосвязанной учебно-воспитательной, научной, правовой, эстетической и проектной деятельности администрации, студентов, преподавателей вуза

  1.  

Невозможность ввести учебные планы подготовки морских инженеров экологическую тренажерную технику и специальные курсы в соответствии с международными требованиями по экологии среды

Разработка специальные курсы в соответствии с международными требованиями по экологии среды. Разработка программы иммитационных морских экологических задач с использованием тренажерной техники. Обеспечить финансовую поддержку для приобретения тренажерной техники и разработки программ

8.

Не проводится мониторинг среды; недостаток информационной среды; не разработаны программы дополнительного образования экологического обучения и воспитания; отсутствие в содержании ФГОС морских специальностей требований по экологической безопасности при работе в экстремальных условиях

Разработать в рамках научно-исследовательской работы критерии и технологию проведению мониторинга экологической образовательной среды. Обеспечить гласность результатов мониторинга. Приобрести программное обеспечение и ЭВМ для функционирования информационной экологической среды.

В рамках института профессиональной педагогики университета разработать программы переподготовки и повышения квалификации преподавателей для повышения их экологических знаний. Для студентов в рамках факультативов разработать дополнительные экологические программы

В вариативной части ФГОСов предусмотреть дисциплины экологической безопасности при работе в море

9.

Отсутствие в вузе учебно-методических, нормативно-правовых документов по экологической образовательной среде; недостаточность программно-информационных ресурсов, финансового обеспечения

Разработка администрацией вуза проекта «Экологическая образовательная среда» с привлечением студентов, преподавателей, работодателей с пакетом учебно-методических и нормативно-правовых документов

10.

Отсутствие опыта учета экологических рисков и конфликтов

Разработка методики учета экологических рисков и конфликтов, мероприятий по их минимизации или устранения

 

Рассматривая риск-факторы экологической образовательной среды в техническом вузе, необходимо определить их влияние на формирование экологического сознания и экологической культуры в комплексе её структурных компонентов.

Как известно, любая образовательная среда рассматривается как часть социокультурной среды [5, с. 70]. Каждый структурный компонент вносит вклад в развитие целеполагания (обеспечение результативности экологической образовательной среды), поскольку позволяет определять и реализовывать принципы, формы, методы, средства, технологии эколого-педагогической деятельности с научной точки зрения. Структурный характер экологической образовательной среды определяет характеристики риск-факторов каждого компонента, необходимые для оценки условий формирования экологического сознания и экологической культуры. Экологическая культура служит фундаментальным условием развития экологического сознания и всех субъектов экологической образовательной среды. Экологическая образовательная среда вуза нами рассматривается как совокупность компонентов [1, с. 91]:

  •  эколого-социального (эмоционального);
  •  эколого-мотивационного (мотивационного);
  •  эколого-профессионального (знаниевого);
  •  эколого-дидактического (организационного);
  •  эколого-технологического (информационного).

Из всех составляющих экологической образовательной среды наиболее важен эколого-социальный (эмоциональный) компонент, который определяет характер взаимоотношений и взаимодействия «студент – студент», «студент – преподаватель», «преподаватель – преподаватель», администрация – преподаватель – студент», «администрация – работодатель – родитель»; выявляет причины экологических рисков и конфликтов; формирует эколого-ориентированное сознание студентов.

Эколого-дидактический (организационный) компонент отбора содержания и методов экологического обучения определяет условия реализации и внедрения здоровьесберерегающих, информационных, интеллектуальных технологий в воспитательной, образовательной, организационной и управленческой деятельности вуза; проектирует модели управления экологической образовательной средой вуза с учетом экологических рисков и конфликтов; оценивает экологоориентированные решения; организует культурно-массовых, оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия.

Экологическая культура, экологическое сознание участников образовательного процесса определяет эколого-мотивационный (мотивационный) компонент, который стимулирует активность, работоспособность студентов; формирует личностные качества: стрессоустойчивость, адаптивность, самосознание, самостоятельность и др.

Учёт риск-факторов необходим для снижения стресса и повышения стрессоустойчивости студентов, что находит выражение в мотивах, потребностях студента. Именно учёт риск-факторов обеспечивает эколого-профессиональный (знаниевый) компонент, необходимый для формирования профессиональных качеств студента: ответственности, самостоятельности в принятии экологоориентированных решений; организованности, адаптации к профессиональной деятельности; экологического сознания, культуры. Из всех компонентов экологической образовательной среды эколого-профессиональный (знаниевый) компонент является особенно важен, так как определяет потребность в учёте риск-факторов, принятии решений для ее дальнейшего развития. Помимо вышеописанных четырёх компонентов экологическую образовательную среду структурирует эколого-технологический (информационный) компонент, который определяется информационными ресурсами, материально-техническими, кадровыми, финансовыми, научными, организационными, методическими условиями вуза; мониторингом; нормативно-правовым сопровождением и научно-исследовательской, проектной деятельностью для анализа влияния рисков и конфликтов; проведением мероприятий по сбору экологической информации для создания и апробации модельных проектов.

Согласно модели экологической образовательной среды, разработанной в морском вузе, каждый выделенный компонент соотносится с риск-факторами и оказывает влияние на формирование экологического сознания и культуры на различных этапах обучения. Так, через коммуникативное взаимодействие администрации, преподавателей, студентов эколого-социальный соотносится с организацией отбора содержания и методов экологического обучения с учетом экологических рисков и конфликтов; с принятием экологоориентированных решений; с организацией культурно-массовых, оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий. В качестве основных риск-факторов эколого-социального компонента экологической образовательной среды рассматриваются несформированность социальных и практических экологических навыков, умений и опыта; уровень воспитания и культуры; личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса; несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья, которые оказывают влияние на содержание других компонентов, которые, в свою очередь, имеют свои риск-факторы: отсутствие в вузе учебно-методических, нормативно-правовых документов по экологической образовательной среде; недостаточность программно-информационных ресурсов, финансового обеспечения, отсутствие материальных и человеческих ресурсов необходимых для решения задач экологической образовательной среды вуза, низкий уровень экологических знаний, умений, компетенций у профессорско-преподавательского состава и т.д. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу экологической образовательной среде, развитию личности её участников, формированию экологического сознания и экологической культуры.

Поскольку экологическая культура декларирует ценности экологической образовательной среды, то в ней усматривается направленность эколого-мотивационного компонента. Эколого-дидактический компонент соотносится с эколого-профессиональным в части формирования личностных качеств студентов и их профессиональных способностей с учетом риск-факторов. Эколого-технологический (информационный) компонент взаимодействует со всеми компонентами экологической образовательной среды и обеспечивает технологию формирования экологической сознания и экологической культуры всех ее субъектов. Развитие компонентов экологической образовательной среды во взаимосвязи оказывает влияние на вовлеченность администрации, преподавателей, студентов в коммуникативное общение и сотрудничество, на все формы вузовской коммуникации: лекции, занятия, симпозиумы, конференции, соревнования, олимпиады, экскурсии, семинары, коллективные проекты и пр.

Каждый компонент экологической образовательной среды содержит экологические риск-факторы, которые оказывают влияние на специфику экологической образовательной среды, а именно: особенности морского образования по содержанию, методам, технологиям обучения; определение квалификационных характеристик морских специалистов в соответствии с международными экологическими требованиями, особая подготовка профессорско-преподавательского состава. Преподаватели в условиях экологической образовательной среды морского технического вуза являются основными субъектами образовательного процесса по анализу риск-факторов и отбору содержания экологического морского образования, с учётом индивидуального подхода к каждому студенту.

Иерархичность построения экологической образовательной среды морского технического вуза как системы означает, что каждый её компонент рассматривается с позиции подсистемы, подчинённой единой цели формирования экологического сознания и экологической культуры с учётом риск-факторов. Границы системы определены экологическим обучением, воспитанием в коммуникативном взаимодействии и сотрудничестве «студент – преподаватель – администрация – работодатель – родитель». Характеристики компонентов формируются и проявляются в динамике экологической образовательной среды морского технического университета с учётом риск-факторов.

В модели экологической образовательной среды, предложенной автором, каждый выделенный компонент представляет собой подсистему формирования экологического сознания на различных уровнях экологической культуры вуза. Так, ценности экологической подготовки студентов в вузе зависят от высокого уровня экологической культуры преподавателей, их нацеленности на развитие у студентов экологического сознания, эколого-познавательной деятельности. Как известно, субъектами экологической образовательной среды морского технического вуза являются все участники образовательного процесса, включая работодателей и родителей. Тесное взаимодействие администрации, преподавателей, работодателей позволяет сформировать экологическую образовательной политику с учётом риск-факторов и направить её на системное формирование экологического сознания.

Экологическая культура формируется на фоне разработанных в вузе учебных и воспитательных мер и мероприятий, направленных на обеспечение системного и целостного воздействия учебного процесса на духовное, нравственное и физическое развитие студентов, на обеспечение здорового, нравственно-психологического климата без стрессов и конфликтов.

Наличие материальных ресурсов (учебные аудитории, лаборатории, читальные залы, библиотека, столовая, места отдыха, спортзалы; медобслуживание, оздоровление, питание, обеспечение занятий физкультуры и спортом), система мер по привлечению к занятиям физкультуры и спорта коллектива вуза и студентов в целом; различные современные информационно-методические средства и другое, – всё перечисленное и является базой экологической образовательной среды в техническом вузе.

Оценка и учёт риск-факторов позволяет своевременно спрогнозировать нежелательные результаты, создать формирующую систему модельных проектов и мероприятий, включающую разработку высокоэффективных методических материалов по экологической подготовке среди преподавателей, проведение конкурса материалов; публикацию адаптированных переводов лучших мировых образцов методических материалов по экологическому образованию; осуществление модельных проектов по внедрению идей экологической образовательной среды среди преподавателей и студентов; взаимодействие студентов и преподавателей с администрацией вуза в области сбора экологической информации, ее анализа и принятия решений; определение возможностей технического вуза по апробации экологической образовательной среды.

Анализ риск-факторов позволяет уточнить основные характеристики экологической образовательной среды: качественно-содержательные, структурно-содержательные, структурно-динамические. К качественно-содержательным характеристикам экологической образовательной среды морского технического вуза мы отнесли активность всех участников образовательного процесса в формировании среды на различных этапах и уровнях. К структурно-содержательной характеристике нами отнесены вовлечённость всех субъектов (администрации, преподавателей, студентов, работодателей) и их взаимодействие при формировании среды по вопросам качественной эколого-профессиональной подготовки, обмена информации с другими учебными заведениями, при проведении различных мероприятий: конференций, семинаров, обмена студентами и др. Структурно-динамическая характеристика экологической образовательной среды морского технического вуза показывает «степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями вуза» [10, с. 115], то есть определяется её адаптивностью, обеспеченностью, технологичностью.

Риск-факторы оказывают влияние на показатели сознательной включенности всех субъектов образовательного процесса в экологическую образовательную среду, а именно, на мотивированность, осведомлённость, ответственность, инициативность. Оценка риск-фактора мотивированности очень важна для эколого-мотивационного компонента экологической образовательной среды вуза, так как определяет формирование личностных качеств студентов: самостоятельность, ответственность, самоутверждение и пр., – которые являются неотъемлемой частью экологического сознания. Формирование экологического сознания напрямую зависит от эколого-дидактического и эколого-профессионального компонентов в части осведомлённости студента о морской профессии, об экологических морских катастрофах и о значении в них человеческого фактора; уважения традиций морского вуза; инициативы в обсуждении проблем экологической образовательной среды вуза. Необходимо привлечение студентов вуза к моделированию и мероприятиям экологической образовательной среды: работа развивает коллективную ответственность за принятые решения, – что, в свою очередь, является важным профессиональным качеством.

Стабильность экологической образовательной среды зависит от учёта риск-факторов, принятия экологоориентированных решений, характеризуется стрессоустойчивостью, удовлетворенностью, адаптивностью. Стрессоустойчивость, адаптивность, удовлетворенность являются характеристиками экологического сознания студентов, преподавателей, администрации. Именно они обеспечивают результативность экологической образовательной среды, поскольку с учётом риск-факторов позволяют определять принципы, формы, технологии, методы, средства экологическо-управленческой деятельности.

Очевидно, что формирование экологической образовательной среды морского технического вуза – закономерный процесс, формирующий экологическое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, отражающий экологические риски и конфликты, обуславливающий необходимость развития экологического сознания на основе экологических знаний, умений, компетенций преподавателей, студентов, администрации вуза с целью их адаптации и повышения стрессоустойчивости.

Таким образом, проведённый анализ риск-факторов показывает необходимость их учёта для повышения результативности экологической образовательной среды технического вуза.

 

Список литературы

1. Даниленкова В.А. Влияние экологической образовательной среды на формирование экологических знаний студентов в техническом вузе [Текст] (3-я глава монографии) / В.А. Даниленкова / Современные образовательные технологии: монография. Книга 4 / Е.Г. Гравицкая, В.А. Даниленкова, Ю.В. Дулепова и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 81-115.

2. Даниленкова В.А., Титова И.В. Системный анализ как теоретическая основа исследования экологической образовательной среды / В.А Даниленкова., И.В. Титова / Системный анализ как теоретическая основа в проектировании и управлении: сборник научных трудов 20-й Международ. научно-практ. конф.- СПб., 2016. - С. 438-443.

3. Калюжный А.А. Исследование социальных рисков в среде студенческой молодежи / А.А. Калюжный // Ученые записки Саратовского гос. ун-та. Т4. - Серия Психология и педагогика. - Саратов, 2011. - С. 8-12.

4. Овечкин В.Л., Причинин А.Е. Инновационное педагогическое образование: область повышенного риска / В.Л. Овечкин., А.Е. Причинин // Вестник Удмуртского ун-та, 2012. - Вып. 2. Философия. Социология. Психология. Педагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.vestnik.udsu.ru/files/originsl_articles/vuu_12_032_08.pdf.

5. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии / В.И. Панов. - М.: Наука, 2004. - 197 с.

6. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.

7. Сотникова О.А., Волкова О.А. Образовательная среда - фундаментальное условие развития методической компетентности преподавателя / О.А. Сотникова, О.А. Волкова // Высшее образование в России. - 2015. - №12. - С. 112-117.

8. Сорокина Н.Д. Управление рисками в условиях модернизации образования / Новации в образовании: угрозы и риски [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ssa-rss.ru/files/File/upravrisk.pdf.

9. SWOT-анализ, его сущность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirznanii.com/a/141432/swot-analiz-ego-sushchnost.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001. - 365 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?