ОРИГИНАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Д-РА ЭКОН. НАУК, ПРОФЕССОРА И.С. ГЛАДКОВА МЕНЕДЖМЕНТ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. – 3-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. – М.: ИЕ РАН; ПРОСПЕКТ, 2016. – 216 С.)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В предлагаемой рецензии рассматриваются основные параметры третьего переиздания учебной публикации, в которой всесторонне и подробно анализируются многочисленные аспекты менеджмента. Книга содержит не только обширный материал по методологическим аспектам менеджмента, но также и по иным аспектам данной отрасли знаний (включая такие, как исторический аспект развития менеджмента и национальные особенности современного менеджмента). Существенное внимание автором уделено анализу экономического механизма управления.

Ключевые слова:
менеджмент, история, эволюция, теории управления, фирма, национальные особенности управления.
Текст

Рецензируемое издание представляет собой профессионально и качественно написанное учебное пособие по проблемам менеджмента, которое может быть интересным и полезным не только для студентов экономических специальностей, но и для существенно более широкой аудитории, включая лиц, принимающих значимые экономические и политические решения.

            Представленное издание является третьим переизданием учебного пособия с аналогичным названием. В этой связи нельзя не упомянуть, что  каждое последующее её опубликование включало в себя новые фактические данные. Данное обстоятельство является очевидным «плюсом» рецензируемой работы.

            Необходимо подчеркнуть, что путь автора к созданию этого оригинального учебного издания оказался весьма успешным. Кроме первых двух изданий пособия под наименованием «Менеджмент» важными вехами к появлению рецензируемой работы являлись многочисленные труды автора по вопросам внешней торговли, международных экономических связей, международной интеграции, применения санкций, развития азиатских национальных экономик, а также истории отечественной экономики (см.: [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 27]).

             Во многом третье издание учебного пособия по менеджменту призвано не только обобщить обширный объем информации, приведенный в многочисленных научных публикациях д-ра экон. наук, профессора И.С. Гладкова, но также в доступной форме представить его студентам и другим заинтересованным читателям с целью повышения их квалификации в столь значимой прикладной дисциплине, как менеджмент. При этом следует признать, что наличествующая в работе информация содействует усвоению необходимых знаний, но никак не наоборот (как это зачастую бывает), перегружает учебное пособие, делая таковое более «наукообразным», но никак не способствующим успешности в освоении его в учебном процессе.

            Важно также подчеркнуть, что материалы рецензируемого учебного пособия могут применяться в научных исследованиях. Кроме того, учебное пособие профессора И.С. Гладкова может с успехом использоваться преподавателями, студентами и аспирантами при изучении таких дисциплин, как «История управленческой мысли», «Международный менеджмент», «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Международная торговля», «История экономики», «Внешнеэкономические связи России» и пр. (см.: [22; 23; 24; 25; 26; 28; 29; 30; 35]).

            Важно, по мнению рецензента,  упомянуть о том, что представленную работу вполне уместно также применять в процессе обучения студентов по таким специальностям, как «туризм», «реклама и связи с общественностью», «политология» и некоторым другим.

            При этом особую ценность учебному пособию профессора И.С. Гладкова придает раздел «Исторические аспекты развития менеджмента» [1, С. 18–31]. В нем автор продемонстрировал не только высокий уровень эрудиции в вопросах развития управленческой мысли, но и шире – исторических знаний в целом.

            Другой раздел, который бы рецензенту хотелось выделить особо, озаглавлен «Национальные особенности современного менеджмента». В нем автором кратко, но ёмко изложены основные положения управленческих практик, принятых в США, Западной Европе, Японии, Южной Корее, Российской Федерации. Нельзя не отметить, что § 3 раздела, названный «Особенности менеджмента в Республике Корея» написан в первую очередь на основе ряда научных трудов самого профессора И.С. Гладкова (кроме него этой проблематикой в Российской Федерации мало кто занимается) [31; 32; 33; 34].

            Относительно содержания раздела «Фирма и её организационная структура» никак нельзя не упомянуть об обращении автора к научному наследию нобелевского лауреата в области экономики 1991 г. Р. Коуза, а также У. Баумоля, Р. Мэрриса, О. Уильямса. Следует признать, что данная часть рецензируемой работы написана на высоком уровне, особенно в плане подачи материала для студентов и аспирантов.

            Прочие разделы труда профессора И.С. Гладкова также отличаются высокой степенью авторской эрудиции не только в сфере экономики, но и в других отраслях знания, а также качеством подачи материалов для студентов, других групп читателей.

            Нельзя также не указать, что автор проявил научную добросовестность, так как заметно, что многочисленные фактические данные были проверены им, уточнены, с тем, чтобы не допустить повторения искажений, которые часто появляются в современной учебной литературе (да и научной, порою, тоже).

            Наконец, стоит отметить высокопрофессиональный стиль изложения включенных в книгу фактов и комментариев к ним. Это позволяет судить о высокой научной квалификации автора, находящегося в постоянном поиске приемлемых форм изложения наиболее важных и существенных фактов, статистических данных, которые в совокупности и характеризуют особенности менеджмента в разных регионах планеты.

            В качестве резюме вполне можно констатировать, что рецензируемая работа является своего рода итогом многолетней успешной научной и преподавательской деятельности И.С. Гладкова. В ней автор проявил себя в равной мере и как экономист-теоретик высокого уровня, и как преподаватель-методист со значительным стажем.

            В этой связи рецензенту видится уместным рекомендовать как студентам разных специальностей (не только экономических!), равно как и людям, интересующимся вопросами управления, обращаться к новой работе д-ра экон. наук, профессора И.С. Гладкова «Менеджмент: учебное пособие». – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2018.

Список литературы

1. Гладков И.С. 2016. Менеджмент: учебное пособие. 3-е изд. - М.: ИЕ РАН, Проспект. - 216 с.

2. Гладков И.С., Пилоян М.Г. 2016. История мировой экономики: Научное издание. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: ИЕ РАН; Проспект. - 384 с. ISBN: 978-5-98163-055-2; ISBN: 978-5-392-23706-7

3. Гладков И.С. 2017. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г. - Власть. - Т. 25. - № 3. - С. 94-105.

4. Гладков И.С. 2017. Внешнеторговые связи Европейского Союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 г., заглядывая в 2017 г.). - Международная экономика. № 4. - С. 59-74.

5. Гладков И.С. 2017. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 г. - Власть. - Т. 25. - № 5. - С. 91-97.

6. Гладков И.С. 2017. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе. - Международная торговля и торговая политика. - № 2 (10). - С. 91-107.

7. Гладков И.С. 2016. Европейский союз в системе современной международной торговли. - Современная Европа. - № 1. - С. 85-94.

8. Гладков И.С. 2016. Внешняя торговля Российской Федерации на современном этапе: новые тренды 2015 г. - Власть. № 3. - С.136-145.

9. Гладков И.С. 2016. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в. - Власть. № 4. - С. 52-61.

10. Гладков И.С. 2016. Международная товарная торговля 2001-2015: тренды и провалы 2015 года. - Власть. № 6. - С. 92-100.

11. Гладков И.С. 2016. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период. - Власть. № 12. - С. 32-39.

12. Гладков И.С. 2015. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления (2014 г.) - Власть. № 4. - С. 48-52.

13. Гладков И.С. 2015. Внешняя торговля Российской Федерации и санкции: предварительные итоги. - Международная жизнь. № 5. - С. 112-130.

14. Гладков И.С. 2015. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза в XXI в. - Власть. № 9. - С. 53-57.

15. Гладков И.С. 2015. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского союза. - Международная торговля и торговая политика. № 4 (4). - С. 30-38.

16. Гладков И.С. 2015. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001-2014 годов. - Международная экономика. № 11-12. - С. 37-50.

17. Гладков И.С. 2014. Международная товарная торговля в 2001-2013 гг.: тренды в группе лидеров. - Власть. - № 5. - С.15-18.

18. Гладков И.С. 2014. Посткризисная эволюция международной торговли. - Международная экономика. № 7. - С. 31-38.

19. Гладков И.С. 2013. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации. - Власть. № 5. С. 014-018.

20. Гладков И.С. 2012. XXI век: новый «триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером). - Власть. - № 7. - С. 139-143.

21. Гладков И.С. 2011. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования). - Власть. - № 9. - С. 160-165.

22. Гладков И.С. 2009. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Бином. Лаб. знаний. 4-е изд. - 341 с. ISBN: 978-5-94774-388-3

23. Гладков И.С., Зорина И.Ю. 2009. Развитие российской промышленности в XIX - начале XX веков. - Региональная экономика: теория и практика. - № 5. - С. 72-76.

24. Гладков И.С., Зорина И.Ю. 2008. Генезис российской промышленности. - Региональная экономика: теория и практика. - № 34. - С. 81-85.

25. Гладков И.С., Пилоян М.Г. 2007. История мировой экономики. - М.: Бином. Лаб. знаний. - 215 с. ISBN: 978-5-94774-663-1

26. Гладков И.С. 2006. Менеджмент: учебное пособие. 2-е изд. - М.: Издательство Бином. Лаб. знаний. - 216 с. (С. 107-158) ISBN: 5-94774-429-5

27. Гладков И.С. 2005. Внешнеторговые связи России и Евросоюза в контексте расширения ЕС. - М.: ИЕ РАН. - 100 с. ISBN: 5-9722-0030-9

28. Гладков И.С. 2005. Экономика: интегрированный курс. - М.: Изд. компания КноРус. - С. 218-368. ISBN: 5-85971-181-6

29. Гладков И.С. 2003. Менеджмент: учебное пособие. - М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». - С. 152-165. ISBN: 5-94798-199-8

30. Гладков И.С. 2003. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». - 296 с. ISBN: 5-94798-248-Х

31. Гладков И.С. 2000. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М. - 104 с.

32. Гладков И.С. 1999. Сеул в фокусе экономической жизни страны. - Азия и Африка сегодня. № 10.

33. Гладков И.С. 1997. Реалии и перспективы «чуда на реке Хан». - Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. № 1-2.

34. Гладков И.С. 1997. Автомобили в Республике Корея (мифы и реальность). - Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. № 5-6 (88-89).

35. Гладков И.С. 1996. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. - М. - 107 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?