ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА УПРАВЛЯЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ ОПЕРАТОРА ЭРГАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изложена технология анализа управляющих движений оператора эргатической системы и результаты ее использования в интересах эргономической экспертизы алгоритмов прицеливания при сбросе грузов с маневрирующего летательного аппарата, проведенных на полунатурном моделирующем комплексе.

Ключевые слова:
авиационная эргономика, управляющие движения, безопасность полетов, эргатические системы.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Введение

Важным аспектом инженерно-психологических и эргономических исследований является оптимизация законов управления эргатическими системами с точки зрения психофизиологических возможностей оператора [1–8]. К числу показателей, наиболее полно характеризующих функциональную надежность оператора, относятся характеристики управляющих воздействий (УВ) оператора на органы управления эргатической системой при решении задач профессиональной деятельности [1–4, 8, 9]. Анализ моторного компонента деятельности — УВ на органы управления — важен по следующим причинам:

  • во-первых, УВ характеризуют функциональную надежность профессиональной деятельности оператора и эффективность выполнения ее задач;
  • во-вторых, УВ непосредственно связаны с процессами восприятия, анализа, переработки информации, существенно влияющими на структуру деятельности оператора.

Если восприятие приборной и неинструментальной информации является основой для формирования психологического образа профессиональной деятельности, то УВ отражают характер и качество реализации программы действий и направлены на выдерживание заданных значений показателей функционирования эргатической системы и устранение (адаптивную компенсацию) отклонений от них. 

Анализировать УВ целесообразно с позиций концепции физиологии активности Н.А. Бернштейна в той ее части, которая утверждает, что «…формирование навыка есть активная психомоторная деятельность» [9]. В результате этой деятельности формируется иерархия уровней регуляции — ведущего и фонового. По мнению Н.А. Бернштейна, ведущий уровень обеспечивает смысловую коррекцию действий, а фоновый — элементарные движения. Исходя из этих положений, УВ подразделяют на действия и движения.

Управляющее действие определяется как манипуляция оператором органом управления эргатической системой (руля, штурвала и т.п.) в интервале времени от момента его отклонения от нейтрального положения более чем на величину порога абсолютной чувствительности по отклонению до момента возвращения в исходное положение. Например, исследования показывают, что величина порога абсолютной чувствительности летчика по отклонению ручки управления самолета (РУ) составляет 2,5–3,5 мм, а по усилиям на РУ — 1,96–5,88 Н [2—4].

Войти или Создать
* Забыли пароль?