КРАТКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РОМАНО-ГОТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе автор анализирует развитие историографии культовой романской и готической архитектуры Средневековья в период X – XIII вв.

Ключевые слова:
романская церковь, укрепленная церковь, Окситания, Южная Франция, творческий замысел, идея.
Текст

В работах отечественных исследователей западного романо-готического искусства можно отметить некий дуализм по отношению к средневековому искусству (как проявлению средневековой культуры). Первоначальный этап автор называет эпохой «восторженного непонимания» (XVIII в. – романтизм XIX в.): С одной стороны, мы можем проследить в отечественной медиевистике те же  тенденции, что и в зарубежной историографии, с другой, – были целые периоды времени, когда тема западного Средневековья находилась под негласным запретом. Еще во времена полемики «западников» и «славянофилов», с легкой руки И.В. Киреевского («О характере просвещения Европы», «Московский сборник», т. 1, М., 1852, с. 1–68) было выказано отношение к схоластическому богословию, как к наукообразным спорам о несущественных, формальных сторонах вопроса. В таком подходе не столько самих «славянофилов», сколько их «славянофильствующих» последователей. Напротив, известный историк-западник Т.Н. Грановский видел в эпохе романо-готических соборов ощутимый и зримый «таинственный рост истории». Другие исследователи относились к романо-готике с презрением, считая ее причудливым соединением арабо-византийско-европейской культуры. Об этом писал в своем фундаментальном труде «История искусств» П.А. Гнедич, повторяя тезисы «Мавританской» («арабской») теории происхождения готики Франсуа Блонделя, Шопенгауэра, Кристофера Рена (1632–1723 гг.) и Джона Эвелина (1620–1706 гг.). 

Далее автор выделяет эпоху «великого смешения идей» (втор. пол. XIX в. – нач. XX в.): В конце XIX в. и особенно в начале ХХ столетия новые отечественные исследования Средневековой Европы, такие как Дживелегова А.К. «Вольные города в Западной Европе» (1902), Грацианского Н.П. «Парижские ремесленные цехи в XIIIXIV столетиях» (1911), Тихомирова Л.П. «Религиозно-философские основы истории» (1913–1918) и др. заставили взглянуть русское общество на романо-готическую культуру по-иному. Работы известного русского философа и богослова Л.П. Карсавина: «Основы средневековой религиозности в XIIXIII вв.» (1912), «Культура средних веков» (1918), «Католичество» (1918) открыли целое направление. Выходят работы О.А. Добиаш-Рождественской «Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении)» (1918), «Западная Европа в средние века» (1920), «История письма в средние века» (1923), «Западные паломничества в средние века» (1924), «Западное средневековое искусство» (в книге «История искусств, всех времен и народов», 1924), «Культура западноевропейского средневековья» (1987). Подводя итог развития российской медиевистики, стоит отметить, что смысловые и символические аспекты культовой христианской архитектуры западноевропейского Средневековья практически не рассматривались. Это происходило под влиянием формально-стилистического способа видения культовой архитектуры, которое сложилось в русской школе медиевистики в эпоху историзма. Возможной причиной игнорирования очевидного подхода к «прочтению» идейно-художественных программ религиозной архитектуры могла так же служить естественнонаучная направленность образования российского общества той эпохи.   

Эпоха «активного постижения» (нач. XX в. – 50-е гг. XX в.): издание в Советском Союзе книги известного медиевиста Дворжака М. «Очерки по искусству средневековья» (1934), оказало огромное значение на продолжение исследований романо-готического искусства. Поэтому в 1930–40 гг. выходят прекрасные работы отечественных медиевистов: Брунова Н.И. «Пропорции античной и средневековой архитектуры» (1935), Кулишер И.М. «История экономического быта Западной Европы» в 2-х томах (1931), Некрасова А.Н. «О некоторых пространственных явлениях в готической архитектуре» (1926). Появление в русском переводе трудов зарубежных исследователей: Ференци Б. «Очерки по искусству средневековья Франции» (1936 г.) и Цирес А. «Искусство архитектуры. Художественный образ романских и готических соборов» (1946) дают новый толчок в развитии направления. В период 1950–60 гг. отечественные исследователи получили возможность непосредственно изучать архитектурные формы в странах социалистического блока и Прибалтики. В этот период выходят работы: Лапковской  Э.А. «Прикладное искусство Западной Европы VII-XV вв. Государственный Эрмитаж. Путеводитель по выставке» (1956), Полянского Ф.Я. «Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы XIII-XIX вв.» (1952), Сидорова Н.А. «Очерки по истории ранней городской культуры во Франции» (1953), Доброклонского М.В. «Западноевропейский рисунок средневековья IV-XIV века» (1956), Лазарева В.Н. «Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Проторенессанса» (1956) и др. Далее наступает как бы некоторое затишье в развитии медиевистики. Автор обозначает его термином: «эпоха застоя» (60-е XX в. – 70-е XX в.).

«Эпоха возрождения» (70 -е гг. XX в. – нач. XXI в.): перевод на русский язык и издание в СССР научных трудов представителей французской школы «Аналлов»: М. Блока, Л. Февра, Ж. Дюби в 70-е гг. ХХ в. обусловили новый интерес к романо-готическому искусству. В 1964 г. выходит монография Нессельштраус Ц.Г. «Искусство Западной Европы в средние века», в 1971 г. на кафедре истории зарубежного искусства Исторического факультета МГУ защищается кандидатская диссертация Муратовой К.М. «Готический мастер и методы его работы (по материалам французского искусства ХII-XIII вв.), на базе которой затем выходят в свет прекрасные монографии: «Средневековый бестиарий» (1984) и «Мастера французской готики» (1988). Одновременно издаются серьезные исследования по медиевистике Ястребицкой А.Л. «Западная Европа XIXIII вв.» (1978), Даркевича В.П. «Путями средневековых мастеров» (1972) и «Аргонавты средневековья» (1976), Юваловой Е.П. «Королевский портал Шартрского собора» (1977) и «О некоторых интерпретациях ранней и высокой готики в современном искусствознании» (1977). Последующие 1980 – 90-е годы, по мнению автора, можно без преувеличения назвать «золотым периодом» отечественной медиевистики, поскольку издаются труды мирового уровня: Юваловой Е.П. «Немецкая скульптура.1200-1270 гг.» (1980 г.), «Чешская готика эпохи расцвета.1350–1420 гг.» (1998) и наконец «Сложение готики во Франции» (2000), Гуревича А.Я. «Категории средневековой культуры» (1984), «Культуры и общество средневековой Европы глазами современников» (1989), «Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства» (1990),  «Исторический синтез и школа "Анналов"» (1993), Тяжелова В.Н. «Искусство средних веков в западной и центральной Европе» (1981). А.Я. Гуревич стоял у истоков создания ежегодного сборника «Одиссей», где освещались актуальные вопросы медиевистики, публиковались статьи французских ученых, в том числе связанные с изучением романо-готического искусства.  Причину такого взрыва интереса к романо-готическому искусству следует искать в снятии идеологических барьеров и установлении более интенсивных контактов между отечественными и западными медиевистами. В монографии В.П. Даркевича «Народная культура средневековья» (1988) и переизданной в 2004 г. впервые в отечественной историографии проводится исследование пародийных антиклерикальных мотивов средневекового искусства. Изучению технических аспектов создания готических соборов посвящена монография В.З. Черняка «Уроки старых мастеров» (1989). Исследование Н.К. Соловьева  «История интерьера» (2007) раскрывает мельчайшие подробности составляющих романо-готического искусства. Все больший интерес вызывают диссертационные работы, посвященные Средневековью. Например, диссертация Кравцовой Е.С. «Францисканский орден во Франции в XIII в.», защита которой состоялась в 2010 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета. Исследования художественного языка средневекового искусства было предпринято в 2011 г. на базе «Отдела теории искусства и проблем эстетики НИИ теории и истории изобразительных искусств» Российской академии художеств. Здесь была защищена кандидатская диссертация Р.В. Гадицкого «Западноевропейское искусство XII–XIII вв. Развитие самосознания и становление натуралистического художественного языка». Ранее, в 2006 г. в Москве состоялась защита кандидатской диссертации Т.Ю. Чекулаевой, посвященная особенностям фортификационного искусства Латинского Востока эпохи Крестовых походов XI – XIII вв. Интересная работа, посвященная региональным особенностям средневекового искусства, была выполнена С.Я. Васильевой в 2010 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидатская диссертация Васильевой С.В. «Традиции византийско-русского искусства в живописи острова Готланд XII – начала XIII вв.» заставила по-иному взглянуть на проблему межкультурных связей Восток – Запад в эпоху зрелого Средневековья. Начало формирования «целостного подхода» в медиевистике: В 2010 г. в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова состоялась защита кандидатской диссертации И.И. Орлова на тему «Идейно-художественные программы культовой готической архитектуры Южной Франции». Позднее по материалам диссертации были опубликованы три авторские монографии Орлова И. И. «Культовая готика Лангедока», МГХПА им. С. Г. Строганова, Москва (2010), «Антикатарские крепости веры», LAP LAMBERT Academic Publishing, GmbH, Saarbrucken, Deutschland (2012), «Культовая архитектура Окситании «eglises fottifiees» XIII – XV вв.», Издат-во ЛГТУ, Липецк (2013) и «Богословие в камне. Укрепленные церкви Окситании X–XV вв.» – М.: Издат-во МГХПА им. С.Г. Строганова, 2016. Автор впервые в отечественной историографии предложил вполне обоснованную классификацию региональных культовых готических сооружений юга Франции, основанную, прежде всего, на тех идейно-художественных программах, которые были изначально заложены в эти сооружения средневековыми донаторами и мастерами. Однако, стоит констатировать, что комплексного исследования влияния идейно-художественных программ на формообразование искусства Средневековья в целом сегодня  в отечественной историографии не существует. Естественным образом вытекает необходимость издания настоящего исследования «Загадки страны "Ок". Романские церкви Окситании X – XIII вв.», в которой автор прослеживает зарождение, сложение, развитие и влияние идейно-художественных программ на иконографию укрепленных культовых сооружений Окситании романского периода.

Список литературы

1. Орлов И.И. Культовая готика Лангедока. Липецк, 2010. - С. 375.

2. Lenoir Alexandre, Description artistique et chronologique des monuments de sculpture reunis au muse des monuments francais, An X., 6e edit., p. 120.

3. Орлов И. И. Краткий анализ зарубежной историографии готического искусства.//Вестник МГХПУ им. С.Г. Строганова «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда». - М., 2/2008 часть1. С. 226-230.

4. Субботина О.В. Основные тенденции французской медиевистики второй половины XX века или прикладная историография.//Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради 31 (69)2008. С. 294-300.

5. Субботина О.В. Искусство западного Средневековья и проблема исследовательского метода. Основные тенденции развития французской медиевистики второй половины ХХ века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М. - 2008. - С. 33.

6. N. Pousthomis-Dalle, D. Baudreu L`Abbaye et le village de Caunes-Minervos (Aude), 2010;

7. N. Pousthomis-Dalle, Moines et religieux dans la ville XII-XV siecle, 2010; N. Pousthomis-Dalle, Les oedres religieux militaires dans le Midi XII-XV siecle, 2005.;

8. C. Balagna, L`Arghitectoure Gothique religieuse en Gascogne centrale, Toulouse, 1999 (tome 1-6. Universite de Toulouse “LE MIRAIL 2”, 1999);

9. Archeologie du Midi medieval, tome 27-2009.

10. Centre D`Archeologie Medievale du Languedoc, Carcassonne, 2009. P. 310.

Войти или Создать
* Забыли пароль?