К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ОБЗОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена общим проблемам изучения народных художественных промыслов, уделено внимание некоторым периодам в истории НХП, формированию знаний о реальных исторических явлениях и процессах в отрасли, деятельности художественных мастерских в Абрамцеве, Талашкине, Соломинках и других местах, выставкам народных художественных промыслов, научно-исследовательской работе, проводимой в целях сохранения и развития народного искусства и народных промыслов. Автор обращается к творчеству деятелей науки и искусства, таким как: В.В. Стасов, Г.Ю. Стернин и др. Также представлен обзор некоторых дизайнерских решений с орнаментальными мотивами самых известных национальных промыслов России. Цель настоящей работы: провести анализ основных тенденций в отрасли, современного состояния и перспективности рассматриваемого направления.

Ключевые слова:
наука, искусство, народные художественные промыслы, традиция, современность.
Текст

Корни народных промыслов лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились ещё в промысловой деятельности монастырей и в дворянской помещичьей культуре. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. Виды промыслов, не требовавшие отрыва от земельного надела, назывались кустарными.

В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков, как например, холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро.

В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мстерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Нередко монастыри являлись не только центрами духовной жизни, но и  были местами, где создавались мастерские иконописи, золотого шитья, ковроделия, резьбы по дереву и т.п.

В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с экономическими формами существования [5].

К началу XIX в. и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах наряду с домашним производством продолжают развиваться художественные промыслы.

Труды В.В. Стасова положили начало изучению русского народного искусства, отмечал влияние на него искусства народов Востока [10]. Его исследования способствовали в дальнейшем изучению факторов, определивших специфические черты русского народного искусства. В 1872 г. выходит в свет труд В.В. Стасова «Русский народный орнамент».

Надо отдать должное тем собирателям, коллекционерам, меценатам, которые на рубеже XIX–XX вв. спасали народные художественные промыслы. Так, например, в 80-е годы XIX в. в подмосковном имении крупного промышленника и мецената С.И. Мамонтова в Абрамцеве было создано своеобразное творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства как Абрамцевский кружок [12].

Рис. 1. Усадьба Абрамцево, Дом-изба (Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево») [12]

 

Продукция мастерской пользовалась спросом, экспонировалась и продавалась на выставках за границей. В Абрамцеве находились столярно-резчицкая мастерская, которой руководила жена Мамонтова – Елизавета Григорьевна, и музей народного творчества. В связи с этим следует упомянуть об истории происхождения русской матрешки, которая существует в нескольких версиях.  Одна из них непосредственно связана с Е.Г. Мамонтовой, которой пришла идея сделать игрушку в игрушке в виде молодой крестьянской девушки. Один из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве художник Сергей Малютин по некоторым источникам также имел отношение к созданию деревянной куклы с российской спецификой [6]. За  оригинальность формы и своеобразную роспись матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, получила призовую медаль и за границей появились заказы на её изготовление.

Аналогичные попытки оказать помощь народным художественным промыслам предпринимались и другими благотворителями и меценатами. Мастерские появились в Талашкине, Соломинках и других местах. Некоторую попытку поддержать художественные промыслы пытались оказать и губернские земства. С этой целью Московским губернским земством в 1885 г. был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства. Однако все попытки облегчить положение кустаря, защитить народные промыслы от чужеродных влияний были обречены на провал. Обусловлено было незначительностью всех проводимых земских мероприятий по сравнению с огромным размахом деятельности кустарной России, подверженной законам капиталистического развития.

В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX – начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

Предпринимаются первые экономико-статистические исследования кустарной промышленности России. Выход в свет целого ряда подобных исследований непосредственно связывается с выставками, их подготовкой или изучением представленного на них материала, ибо кустарные промыслы получают, наконец, достойное место в экспозициях.

После октябрьских событий 1917 г. начинается новый период истории развития народных промыслов и деятельности музея, в основу организации которых был положен ленинский кооперативный план, который создал благоприятную почву для развития художественной промышленности [7]. В этот период  характер кооперации носит массовое явление, и многие ремесленники объединяются в промысловые артели.

Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы уже известный Кустарный музей. В 20-х годах при музее создаётся ряд экспериментальных мастерских [8].

После образования СССР большое политическое, хозяйственное и культурное значение имели выставки народных художественных промыслов [2].

Наиболее значительной выставкой 20-х годов была первая Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, прошедшая в 1923 г. Москве.

В 1925 г. на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В 1932 г. на базе Кустарного музея был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, призванный оказывать практическую помощь народным художественным промыслам.

В период с начала 30-х годов отделом научно-исследовательского института художественной промышленности, выросшего на его базе, стал Музей народного искусства, который, как и весь институт, постоянно поддерживал связь с мастерами и предприятиями народных художественных промыслов.

В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников. В 1960 г. решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты.

До рубежа 80–90-х годов следует отметить характерные тенденции в отрасли: существовала государственная поддержка, предпринимались комплексные меры в отдельных регионах, создавались многоуровневые программы.

Так, например, конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых областях России были созданы региональные системы сохранения и развития народной художественной культуры, в структуре которых были широко представлены социально-культурные и образовательные учреждения. Деятельность этих социальных институтов строилась на основе единой комплексной программы и координационного плана [3].

Однако, в 90-е годы в большей мере давал себя знать потребительский подход к искусству, поддерживавшийся и поощрявшийся массовыми салонно-академическими поделками и быстрым превращением изделий декоративно-прикладного мастерства в заурядную промышленную продукцию [11].

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики в 1990 г. для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

Активное освоение «профессиональным искусством композиционных приёмов народного искусства» породило во второй половине XX в. такое особое стилевое явление, как «произведения по мотивам народного искусства» [4]. Также для данного периода характерно проявление коммерческого подхода, который сложился в течение этих последних лет.

В своей массе художественные промыслы функционируют как производители сувенирной продукции, в том числе, корпоративных сувениров. В современных условиях рыночной экономики развитие народного декоративно-прикладного искусства представляет собой сложный и противоречивый процесс. Как считает М.Ю. Спирина, возрождение народных промыслов вполне могло бы стать локомотивом в развитии малого и среднего бизнеса в провинциальной России [9].

В  2011 г.  в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» был представлен необычный проект «Русские росписи в современном дизайне», связанный с народным искусством, народной живописью [14].

      


Рис. 2, 3. Оформление витрин и одежды с включением орнаментальных мотивов. Сочи-2014; Элементы орнамента на форменной одежде [14]

Рис. 4. Северная Двина, элементы преображенного паттерна [14]

   
Рис. 5.
Важская роспись, элементы преображенного паттерна [14]

В качестве успешного использования традиционных принтов и техник можно привести пример Саровбизнесбанка, который выпустил серию карт с дизайном, посвященных народным промыслам Нижегородской области, в частности, Казаковской филиграни [17].

   

Рис. 6. Саровбизнесбанк карты «Мир» с дизайном по мотивам городецкой росписи и казаковской филиграни [17]

 

Важно учитывать  реалии современности и специфику маркетинга на рынке товаров народных промыслов. Нельзя не согласиться с тем, что «культурные коды считываются, только если они качественно упакованы. Маркетинг решает» [12, 1, с. 216–242]. Необходимо обстоятельное исследование рынка народных промыслов, проводить анализ и изучение существующих и планирование перспективных товаров народного промысла, рассматривать традиционные народные   ремёсла как  стратегический ресурс декоративно-прикладного искусства, всесторонне способствовать процессу обучения по дизайнерским и художественно-прикладным специальностям в местах бытования центров народных промыслов, разрабатывать на платной основе спецкурсы, ориентированные на экономику соответствующей индустрии и так далее.

Весной текущего года наметилась важная положительная тенденция: президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать план по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел. По поручению президента, должны быть созданы условия для увеличения закупок юридическими лицами изделий народных художественных промыслов «признанного художественного достоинства» [15].

Рис. 7. Владимир Путин, роспись матрешки [15]

Список литературы

1. Багновская Н.М. Коммуникации брендов в контексте различных социокультурных систем // Бренд-коммуникации: в 2 кн. - М.: ФГБОУ «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2017. Кн. 2. Гл.22.

2. Декреты Советской власти. Т.V. М., 1971. С. 102-105.

3. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: диссертация… доктора педагогических наук: 13.00.05 Москва, 2001 486 c. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dissland.com.

4. Кошаев В.Б. Автореф. доктор искусствоведения. Дом - образ: Художественно-образные процессы сложения традиционного жилища Западного Приуралья 17.00.04. М., 2001.

5. Кошаев. В.Б. Народные промыслы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://finam.fm.

6. Легенда о русской матрешке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/legenda-o-russkoy-matreshke.html.

7. Музей народного искусства и художественные промыслы [Сборник статей. М., «Изобразительное искусство», 1972]. Вып. 5. С. 12.

8. НИИХП. М., Сб. тр. Вып.2. Госместпромиздат, 1962-72. С. 15.

9. Спирина М.Ю.: «Всегда на Руси народные мастера были предпринимателями» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://polygamist.narod.ru .

10. Стасов В.В. Русский народный орнамент: Шитьё, вышивка, кружева. СПб., 1872. С. 372.

11. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. Изд-во «Искусство». М., 1970. С. 15.

12. Усадьба Абрамцево (Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево») / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org.

13. Шумский Александр. Культурный код в эпоху глобализации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://iz.ru/638187/kulturnyi-kod-v-epokhu-globalizatcii.

14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://Ru.brending (проект «Черешневый лес).

15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://nazaccent.ru/content/24024-putin-poruchil-pravitelstvu-prodvigat-narodnye-promysly.html.

16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.sbbank.ru/news/20462/

Войти или Создать
* Забыли пароль?