Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрены профессиональные стандарты, принятые в 2017 г. Внедрение профстандартов и замена ими прежних квалификационных справочников выгодна всем сторонам трудовых отношений. Работодателям, – потому что конкретизирует требования к той или иной профессии. Работникам, – потому как уравнивает заработок специалистов с одним уровнем квалификации.

Ключевые слова:
профессиональные стандарты, система обучения персонала, стандарт.
Текст

научный руководитель: Зацаринная Елена Ивановна,

канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансовый контроль, анализ и аудит»

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»

e-mail: e29175z@yandex.ru

Профессиональные стандарты стремительно вторглись в нашу жизнь в 2016 г. Тем не менее, надо понять, как с ними работать, кому это нужно в первую очередь, а также чего ждать от Минтруда в 2017 г.

Некоторое время назад функцию классификации требуемых навыков к знаниям и навыкам сотрудников реализовывали квалификационные справочники. Однако в соответствии с жизненным состоянием рынка на сегодняшний день в большинстве случаев употребляется система профессиональных стандартов, которые соответствуют текущим запросам работодателей. Данная система благоприятна еще и тем, что она разрешает постепенно воссоздавать рыночные требования в процессе обучения молодых специалистов [4, С. 127].

Профессиональным стандартом принято называть документ, который включает информацию о всех видах квалификации, нужных работнику определенной сферы для качественной реализации своих рабочих обязанностей. Именно данная формулировка внесена в Кодекс законопроектов о труде, и в настоящее время она применяется для определения требований и обязательств для тех или иных профессий. Настоящий документ, по сути, является элементарно комплексом запросов к определенным профессиям, которые ратифицированы правительством, и если раньше он только советовался к применению, то сегодня для большинства профессий он станет обязательным.

Основной функцией стандартов является разрыв между обязанностями людей и официальным рынком труда, поэтому для каждой определенной профессии они разрабатываются в индивидуальном порядке, но они схожи по принципам формирования и концепции. Они созданы именно с той целью, чтоб увеличить эффективность образования и позволить властям следить за качеством выполнения тех или иных обязанностей.

Применять профессиональные стандарты с 1 января 2017 г. в обязательном порядке необходимо лишь к тем должностям, для которых это прямо предусмотрено Трудовым кодексом или иными законами. В частности, обязательными стали профстандарты в сфере образования, здравоохранения, бухгалтерского учета. Но даже в этих областях они не вводятся непосредственно с 1 января.

Правительством еще в 2016 г. установлен переходный период для всех отраслей до начала 2020 г. За это время необходимо принять все необходимые стандарты. Например, в сфере образования уже действует с 2013 г. стандарт «Педагог», но до сих пор не разработан профессиональный стандарт преподавателя высшей школы, в 2017 г. его еще только планируется утвердить [5, С. 129].

Обязательно использование профстандартов с начала 2017 г. для тех должностей, которые дают право на получение различных льгот, в том числе и льготной пенсии. Трудовой договор с новыми работниками обязательно заключается уже с учетом требований стандартов. Что же до уже работающих в этой должности сотрудников, то для перевода их на профстандарты в организации разрабатывается план специальных мероприятий.

Для работодателей, которые вопреки требованиям ТК РФ или отраслевого законодательства не применяют профстандарты, предусмотрена ответственность. Им грозит административный штраф. Для всех прочих организаций, особенно коммерческих, внедрение стандартов пока остается добровольным. Но рано или поздно, использование новых правил станет общеобязательным.

Профессиональный стандарт проходит определенную процедуру составления и утверждения. По сути – это нормативный правовой акт. Инициатором введения того или иного стандарта выступает не только Минтруд, но и объединения работодателей и даже отдельные граждане. Проект профстандарта направляется в Минтруд, где проходит первичную экспертизу. Затем документ публикуется на сайте Министерства для общественного обсуждения. После рассмотрения всех замечаний и предложений проект дорабатывается и только после этого утверждается и становится общеобязательным [1, С. 26].

В настоящее время в реестре Минтруда находится уже более 2000 стандартов. Все они разделены на 40 категорий для удобства поиска необходимых. Следует помнить, что в одном стандарте может содержаться несколько наименований должностей, поскольку документ охватывает не конкретную профессию, а целое направление деятельности.

Так, например, профессиональный стандарт педагога в 2017 г. включает в себя требования к квалификации и учителя средней школы, и профессиональный стандарт воспитателя в 2017 г. В то же время, профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» в 2017 г. введен отдельно. Таким образом, ведение педагогической деятельности отделяется от ее методического обеспечения и оказания учащимся педагогической и социальной поддержки.

То есть план профессиональных стандартов на 2017 г. предусматривает конкретизацию требований к различным специальностям в рамках одного профессионального направления. Например, профессиональный стандарт библиотекаря в 2017 г. будет включать сразу несколько направлений: «Библиотекарь-педагог», «Специалист в области библиотечного дела», а возможно и ряд других. Посмотреть, какие профстандарты уже включены в реестр, какие обсуждаются, и даже принять участие в общественной экспертизе можно на сайте Минтруда.

Решая ввести у себя на предприятии или в организации профстандарты, руководитель должен учитывать несколько моментов:

1. Включение требований этих нормативных документов возможно не только во вновь заключаемые трудовые договоры. Для уже принятых сотрудников составляется дополнительное соглашение. Но при этом необходимо соблюсти определенный порядок (ст.72 ТК РФ).

2. Соответствие или несоответствие работников требованиям стандарта должна подтвердить независимая оценка их квалификации. Система ее проведения в настоящий момент отрабатывается.

3. Пока механизм внедрения профстандартов на местах, равно как и сроки, законодательно жестко не закреплен. Поэтому каждая организация вправе действовать по собственному графику  [3, С. 93].

Именно о таком графике и пойдет речь дальше. Минтруд в настоящее время разрабатывает Методические рекомендации для работодателей, но пока они еще на стадии проекта. Следовательно, внедряя профстандарты, следует ориентироваться на положения Трудового законодательства.

А в них, в частности, сказано, что о предстоящих изменениях необходимо заблаговременно поставить в известность работников. Минимальный срок извещения – 2 месяца. Следовательно, составить и довести до сведения коллектива план мероприятий придется не менее, чем за указанный период.

Примерный план-график мероприятий будет следующим:

1.  Создание рабочей группы или комиссии, которая будет заниматься разработкой документов и проведением основных мероприятий. В нее целесообразно включить тех сотрудников, в чьи профессиональные обязанности входит разработка и принятие локальных актов: юристов, специалистов кадровой службы, представителей профсоюза.

2.  Выбор из перечня профессиональных стандартов с 2017 г. тех, которые отвечают сфере деятельности организации. Одновременно проводится работа со штатным расписанием, где выбираются должности, требования к которым должны быть приведены в соответствие стандартам.

3. Издать приказ, уведомляющий сотрудников, занимающих выбранные для внедрения стандартов должности, о предстоящих изменениях в их трудовых договорах. Именно этот приказ должен выйти минимум за два месяца до даты внедрения стандарта [2, С. 61].

4.  Провести информационно-разъяснительную кампанию среди сотрудников. Для этого удобно использовать стенды с наглядно представленной информацией о том, что такое профстандарты и как их введение отразится на каждом сотруднике. В школе можно провести педсовет «Профессиональный стандарт педагога 2017». Желательно также создать консультативную группу, в которую можно обратиться за разъяснением непонятных моментов.

5. Подготовить и провести аттестацию для выявления соответствия уровня квалификации сотрудников на определенных должностях требованиям обязательного для них профстандарта. Аттестация может быть внутренней, но тогда потребуется разработка Положения о ней и прочей нормативной базы для ее проведения. Или работодатель может командировать своих сотрудников для сдачи независимого профессионального экзамена. Но только с их согласия.

6. Подготовить новые должностные инструкции и другие локальные документы, связанные с введением профстандартов. Изменения затронут, в частности, положение об оплате.

7. Подготовить дополнительные соглашения к трудовым договорам с теми сотрудниками, кто выразил согласие на изменение их существенных условий в связи с использованием профстандартов. Подписать допсоглашения.

8. Направить на дополнительное обучение тех сотрудников, чья квалификация, согласно профстандарту, оказалась недостаточной для той должности, которую он занимает в данный момент, если сделать это позволяют финансовые возможности работодателя. Сотрудники могут повысить квалификацию и за свой счет, если об этом с ними достигнута договоренность [6, С. 113].

Хотя внедрение профстандартов является обязанностью работодателя, работник имеет право отказаться вносить изменения в свой договор или проходить дополнительное обучение. В таком случае работодателю следует действовать, как предписано ст. 74 ТК РФ: предложить сотруднику перевод на должность, не связанную с действием профстандарта, а при отказе и от этой возможности – уволить. Основанием для этого будет п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Увольнение ждет и тех сотрудников, чья квалификация не отвечает требованиям стандартов. Но этот факт должен обязательно подтверждаться результатами аттестации. Впрочем, неудовлетворительный результат должен стать, прежде всего, поводом для направления такого сотрудника на повышение уровня квалификации. И только при невозможности это сделать, работодатель проявляет инициативу и увольняет работника по п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Внедрение профстандартов и замена ими прежних квалификационных справочников выгодна в итоге всем сторонам трудовых отношений. Работодателям – потому что конкретизирует требования к той или иной профессии. Работникам – потому как уравнивает заработок специалистов с одним уровнем квалификации. Сфера профессиональных стандартов и перспективы их внедрения становится интересной среди все большего числа исследователей  [7].

Список литературы

1. Зайцева Н.А., Ушанов Ю.В. Национальная система профессиональных квалификаций: организационно-методические основы создания: монография. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 34с.

2. Муравьева А.А. Профессиональные стандарты. - М.: Глобол, 2014. - 88 с.

3. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., М. Коулз. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. - М.: РИО ТК им.А.Н.Коняева, 2014. - 115 с.

4. Олейникова О.Н. Модульные технологии и разработка профессиональных стандартов: учебное пособие. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2016. - 256 с.

5. Пермякова С.А., Шендель Т.В. Профессиональные стандарты как основа изменения системы обучения персонала компании // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 127-131.

6. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие / М.В.Привезенцев, А.А.Муравьева и др. - М.: Альфа-М, 2015. - 160 с.

7. Титова Е.Н. Экономика образования [Электронный ресурс] /Е.Н. Титова // Журнал экономических исследований. - 2016. - Т.2. - №2. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26600764

Войти или Создать
* Забыли пароль?