ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены особенности анализа финансовой ликвидности с учетом отраслевой специфики на примере предприятия оптовой торговли. Рассчитаны и проанализированы показатели ликвидности и деловой активности для конкретного предприятия. Определены финансовые результаты деятельности предприятия за пятилетний период.

Ключевые слова:
управление финансами предприятия, ликвидность предприятия, платежеспособность, предприятие торговли, отраслевые особенности.
Текст

Одним из главных показателей финансового состояния предприятия считают его платежеспособность. Платежеспособность является непременным условием выживаемости и основой стабильного положения предприятия. Она означает возможность имеющимися денежными ресурсами своевременно и полностью погашать обязательства. В конечном счете, это такое состояние финансовых ресурсов предприятия, при котором оно может свободно маневрировать денежными средствами, направляя их для достижения максимального эффекта, обеспечивая при этом непрерывность процесса производства и реализации продукции,  с учетом возникающих требований по его расширению и обновлению.

На платежеспособность влияет как внешняя экономическая среда предприятия, так и его собственные результаты функционирования, обусловленные эффективностью реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Анализируя платежеспособность предприятия, следует учитывать его отраслевую специфику. Торговые организации, особенно организации оптовой торговли, имеют свои особенности работы, которые проявляются при финансово-экономическом анализе их деятельности, особенно при анализе показателей платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости.

 По мнению специалистов, стандартные процедуры, приемы и рекомендуемые коэффициенты финансово-экономического анализа, разработанные для производственных организаций, неудовлетворительно работают для организаций сферы услуг, к которым относится и торговля. Результат такого применения – некорректные выводы, искажающие картину финансового состояния организации [1].

Среди особенностей работы торговых организаций специалисты отмечают:

  1. Низкое значение величины основных средств по сравнению с величиной торгового оборота (торговой выручки). Для торговых организаций характерны такие виды основных средств, как торговые и складские помещения, транспорт. На практике чаще всего наблюдается ситуация, когда небольшие компании арендуют все перечисленные виды основных средств, средние компании имеют свои торговые помещения на балансе, а склады и транспорт арендуют, а у крупных компаний большая часть основных средств находится в собственности.
  2. Низкое значение уставного и собственного капитала и высокое значение капитала заемного. На средства, полученные в кредит, закупается продукция, подлежащая реализации, средства от реализации поступают с некоторой задержкой (оптовые предприятия часто отдают товар «на реализацию» с получением средств после продажи товара).
  3. Невысокое значение величины свободных денежных средств. Чтобы получать максимальную выручку, денежные средства требуется постоянно держать в обороте.

В бухгалтерских балансах торговых организаций эти особенности находят отражение в форме финансово-экономических показателей. В активе: невысокое значение величины основных средств и внеоборотных активов вообще, высокое значение величины дебиторской задолженности со сроком взыскания менее 12 месяцев, низкое значение величины денежных средств. Существенную долю дебиторской задолженности занимает задолженность покупателей и заказчиков. В пассиве: низкое значение величины уставного капитала и капитала и резервов вообще, высокое значение краткосрочных займов и кредитов, высокое значение кредиторской задолженности. Задолженность поставщикам и подрядчикам часто составляет существенную долю кредиторской задолженности.

Рассмотрим показатели платежеспособности, ликвидности и деловой активности за период 2012 – 2016 гг. на примере предприятия оптовой торговли Общество с ограниченной ответственностью «Компания МИРТА». Данное предприятие основано 29 октября 2010 г. с целью производства и оптовой торговли алкогольными и безалкогольными напитками, а также неспециализированными пищевыми продуктами. Расположено в г. Ростове-на-Дону. Большинство из перечисленных выше особенностей находят отражение в отчетности рассматриваемого предприятия. Так, на балансе данного предприятия не числится каких-либо внеоборотных активов, в том числе отсутствуют основные средства, в течение всего рассмотренного периода. Основную долю выручки в течение всего рассмотренного периода предприятие получало от реализации продукции под торговой маркой «Чешские традиции». Под этой маркой предприятие продавало различные сорта пива, произведенного из солодов премиум-класса. В среднем за пять лет реализация продукции торговой марки «Чешские традиции» составила 42,1% от общего объема реализованной продукции.

Большой удельный вес в выручке предприятия занимает оптовая торговля снековой продукцией – 26,3% в среднем за пять лет. Это реализация различной пищевой продукции (рыба, орешки, сухарики, чипсы и т.п.), которая обычно сопутствует продаже пива и приносит около 30% прибыли пивным точкам.

Таким образом, основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля. В дальнейшем предприятие планирует постройку собственной производственной линии разливного пива.

В табл. 1 приведем показатели деловой активности и ликвидности предприятия за 2012 – 2016 гг.

Коэффициент текущей ликвидности определяется способностью коммерческой организации погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов. Традиционно хорошим считают значение показателя более 2. Значение более 3 может служить указателем на нерациональную структуру капитала, причиной которой может послужить замедление оборачиваемости средств, которые были вложены в запасы, неоправданный рост дебиторской задолженности.

 

Таблица 1

 Показатели деловой активности и ликвидности предприятия

 

Показатели

Годы

Изменение (+,-) 2016 г. к

2012

2013

2014

2015

2016

2012 г.

2015 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,003

0,004

0,061

0,06

0,04

0,04

-0,02

Коэффициент текущей ликвидности

1,01

1,56

3,05

4,36

4,19

3,19

-0,17

Коэффициент критической ликвидности

0,06

0,21

0,30

0,26

0,33

0,28

0,08

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

3,05

5,43

4,08

2,64

3,04

-0,02

0,40

Коэффициент оборачиваемости активов

3,05

5,43

4,08

2,64

3,04

-0,02

0,40

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

85,38

29,71

8,83

4,20

3,66

-81,72

-0,54

 

На рассматриваемом предприятии в течение первых двух лет рассматриваемого периода значение показателя было ниже нормативного (1,01 в 2012 г. и 1,56 в 2013 г.), затем показатель превысил рекомендуемое значение и в 2016 г. составил 4,19. Это связано с ростом оборотных активов предприятия при одновременном снижении суммы кредиторской задолженности.

Коэффициент критической ликвидности свидетельствует о том, насколько считается возможным погасить текущие обязательства, если положение станет действительно критическим, при этом исходя из предположения, что товарно-материальные запасы вообще не имеют никакой ликвидационной стоимости. Чтобы правильно оценить данный коэффициент, нужно определить качество ценных бумаг и дебиторской задолженности.  

При покупке ненадежных ценных бумаг и росте количества сомнительных дебиторов показатель быстрой ликвидности может создать благоприятное впечатление. Но есть вероятность того, что при продаже этих ценных бумаг предприятие потерпит убыток, а дебиторская задолженность либо не совсем будет выплачена, либо же будет погашена через длительный промежуток времени, что часто равносильно невыплате. На предприятии в основном наблюдался рост этого коэффициента.

Показателем оборачиваемости оборотных активов характеризуется эффективность использования (скорость оборота) оборотных активов. Он отражает, сколько раз за период (за год) оборачиваются оборотные активы или сколько рублей выручки от реализации приходится на рубль оборотных активов. Снижение данного коэффициента говорит об уменьшении деловой активности предприятия. В ООО «Компания Мирта» рост показателя произошел в 2013 г. в сравнении с 2012 г., а затем наметилось снижение  в 2014 г. в сопоставлении с 2013 г. и в 2015 г. по сравнению с 2014 г. В 2016 г. выявлено небольшое увеличение этого коэффициента, но не до уровня 2013 г.

Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов на предприятии рассчитать не представляется возможным, поскольку внеоборотные активы на балансе предприятия не числятся. По этой же причине значения коэффициента оборачиваемости активов в целом совпадают со значениями показателя оборачиваемости оборотных активов. Уменьшение показателя оборачиваемости капитала в 2014 г. по сравнению с 2013 г. свидетельствует о снижении деловой активности и уменьшении эффективности используемого собственного капитала. В 2015 г. произошло увеличение показателя.

Финансовые результаты деятельности предприятия определяются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Показатели прибыли и рентабельности ООО «Компания Мирта»  за 2012–2016 гг. приведем в табл. 2.

 

Таблица 2

Финансовые результаты деятельности ООО «Компания Мирта» за 2012–2016 гг.

 

Показатели

Годы

Отклонение от

 

2012

2013

2014

2015

2016

2012

2015

 

 

 

1. Чистая прибыль, тыс. руб.

92

350

909

855

-354

-446

-1209

2. Прибыль от продаж, тыс. руб.

113

414

1013

1026

-171

-284

-1197

3. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

4781

8231

8818

7891

7793

3012

-98

4. Себестоимость                  проданной продукции (работ), тыс. руб.

4668

6867

6662

5321

5996

1328

675

5. Средняя величина активов тыс. руб.

1097,5

1541,5

1840

2578,5

2780

1682,5

201,5

6. Средняя      величина      оборотных активов предприятия, тыс. руб.

1097,5

1541,5

1840

2578,5

2780

1682,5

201,5

7. Балансовая прибыль, тыс. руб.

113

1364

2156

2570

1797

1684

-773

8. Рентабельность     продукции,  % (стр.2/стр.3*100)

2,4

5,0

11,5

13,0

-2,2

-4,6

-15,2

9. Рентабельность      основной      дея­тельности, % (стр.2/стр.4*100)

2,4

6,0

15,2

19,3

-2,9

-5,3

-22,1

10. Рентабельность        продаж,        %  (стр.1/стр.3* 100)

1,9

4,3

10,3

10,8

-4,5

-6,5

-15,4

11. Рентабельность       активов,       % (стр.1/стр.5*100)

8,4

22,7

49,4

33,2

-12,7

-21,1

-45,9

12. Рентабельность              оборотных активов, % (стр.1/стр.6* 100)

8,4

22,7

49,4

33,2

-12,7

-21,1

-45,9

 

Анализ данных табл. 2 свидетельствует, что показатели прибыли и рентабельности на рассматриваемом предприятии в основном менялись в одном направлении в течение пяти лет, а именно:  в начале наблюдался рост показателей (рост всех видов прибыли до 2014 г. и рост рентабельности до 2015 г.), а затем их снижение. Причем в 2016 г. показатели прибыли упали до отрицательных значений, то есть предприятие терпело убытки и было нерентабельным.

Таким образом, ООО «Мирта» является небольшим предприятием. Специализацией предприятия в настоящее время является оптовая торговля неспециализированными пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями. Наибольший удельный вес в выручке предприятия принадлежит продукции под торговой маркой «Чешские традиции».  При анализе размеров ООО «Компания Мирта» выявлено, что предприятие не имеет собственных основных средств.

Показатели деловой активности, ликвидности и рентабельности также менялись в различных направлениях. Наибольшая эффективность производственной деятельности отмечалась в 2014 г., 2016 г. оказался убыточным для предприятия, что говорит о необходимости принятия срочных мер для улучшения его финансового положения.

Для обеспечения платежеспособности предприятию необходимо иметь достаточную величину собственных оборотных средств, ускорять оборачиваемость средств, сокращать чрезмерные запасы товарно-материальных ценностей и как следствие уменьшать отток денежных средств, иметь надежных клиентов и получать оплату вовремя за проданную продукцию, совершенствовать организацию расчетов с покупателями. Применительно к предприятию оптовой торговли перечисленные меры особенно актуальны.

Список литературы

1. Иванов Ю. Расчет финансовых коэффициентов торговой организации / Ю.Иванов //Управляем организацией. - 2013. - № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://upr.ru/article/kontseptsii-i-metody-upravleniya/RASCHET_FINANSOVYH_KOEFFICIENTOV__TORGOVOJ_ORGANIZACII-1050 - (дата обращения 1.06.2017).

Войти или Создать
* Забыли пароль?