ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной работе рассматриваются основные вопросы проведения выездных налоговых проверок. Автором выделены основные субъекты налоговых правоотношений, подпадающие под обязательный контроль налогового органа в рамках выездной налоговой проверки, а также определены максимальные сроки выездной налоговой проверки. Проанализированы причины качественности выездных налоговых проверок с применением статистических материалов в Республике Бурятия. В статье рассматриваются: общее поступление налогов и сборов, прирост налоговых поступлений, динамика поступлений налоговых платежей в Республике Бурятия за 2015 г., а также выявляется связь данных показателей с подходами к проведению выездных налоговых проверок. Значительное внимание уделено вопросу сбора доказательственной базы налоговыми органами для отстаивания своей позиции в суде. Автором указаны причины отрицательной и положительной судебной практики, касающейся выездных налоговых проверок. В заключении автором предлагаются пути совершенствования и модернизации выездных налоговых проверок.

Ключевые слова:
выездная налоговая проверка, проведение выездной налоговой проверки, судебное рассмотрение выездных налоговых проверок, результативность выездных налоговых проверок, методика проведения выездных налоговых проверок, пути совершенствования выездных налоговых проверок.
Текст

Сведения о руководителе студента при написании статьи: Алексеева Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры конституционного,  административного и муниципального права юридического факультета Бурятского государственного университета, канд. юрид. наук.

В настоящее время, когда государство приводит в исполнение поставленную задачу Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, направленную на снижение административных барьеров и уменьшение давления на бизнес, методика проведения проверок налоговыми органами становится более чем актуальной.  Несомненно, особый интерес вызывают именно выездные налоговые проверки, которые являются на порядок более сложными, чем камеральные, как в организационном,  структурном, финансовом, так и психологическом плане.

Главным предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Отбор налогоплательщиков, которые будут подвержены выездной налоговой проверке, происходит путем проведения предпроверочного анализа, осуществляющимся специальным отделом налогового органа – отделом предпроверочного анализа и истребования документов. При этом анализируется деятельность предприятия в целом. Если в ходе проведения данного анализа в деятельности налогоплательщика выявляются факты сокрытия своих доходов, ухода от налогообложения, занижения показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, то он включается в план проведения выездных налоговых проверок. План проведения выездных налоговых проверок утверждает вышестоящая организация, т.е. Управление территориальной налоговой инспекции, в которой будет проводиться проверка.

В первую очередь, выездной налоговой проверке должностных лиц налоговых органов подвергаются в следующих случаях:

– организации, неоднократно изменявшие финансовое положение, что влияло на отрицательный финансовый результат;

– налогоплательщики, многократно нарушавшие законодательство о налогах и сборах, что было обнаружено и доказано при проведении предыдущих проверок;

– предприятия, систематически уклоняющиеся от представления отчетности или обладающие более тремя расчетными, текущими счетами;

– обнаружены факты, вызывающие подозрения в подлинности налоговых расчетов и бухгалтерских отчетов.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах [1, абз. 2 п. 1 ст. 82], предусмотренных НК РФ.

В соответствии со ст. 90-98 НК РФ в период проведения проверки налоговый орган правомочен использовать материалы, полученные в результате осуществления различных мероприятий налогового контроля.

Что касается сроков проведения выездной налоговой проверки организации, то они не превышают двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке. Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырёх месяцев, а в исключительных случаях этот срок продлевается и до шести месяцев. Также выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать 6-ти месяцев. Таким образом, максимальный срок выездной проверки с учетом продления и приостановлений может составить двенадцать месяцев.

Перейдём к анализу контрольной работы налоговых органов Бурятии. Так, по данным УФНС России по Республике Бурятия в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Бурятии в 2015 г. поступило налогов и сборов в сумме около 27.0 млрд руб. Общий прирост налоговых поступлений составил 23,0% или около 5,0 млрд руб. Без учета инфляции реальная динамика поступлений налоговых платежей составила 107,5% [2].

На протяжении последних лет налоговая служба в Республике Бурятия существенно изменила подходы к организации контрольной работы.  Теперь цель контрольных мероприятий – не проверить всех, а выйти на проверку туда, где предпроверочный анализ выявил схемы минимизации налогов.

Более того, с проверкой приходят только тогда, когда налогоплательщику была доведена суть претензий налогового органа, и он отказался их признать, либо не согласился с предъявленной позицией. Такое построение работы приводит к точечноcти и обоснованности налоговых проверок, и является важнейшим резервом пополнения доходной части бюджета.

При сокращении на 11% количества выездных налоговых проверок в 2015 г. (в 2015 г. – 142, в 2014 г. –159, в 2013 г. – 221) уровень доначислений по результатам контрольной работы не только сохранился на прежнем уровне, но и увеличился на 1,0% благодаря росту доначислений по выездному контролю (1039,4 против 1027,4 млн руб.).

В среднем эффективность 1 выездной проверки увеличилась в 2,5 раза с 2,5 до 6,3 млн руб.

По результатам работы непосредственно налоговых инспекторов, консолидированный бюджет пополнился почти на 900 млн руб., в том числе 374 млн руб. в консолидированный бюджет Республики Бурятия [3].

Что касается судебных рассмотрений споров, связанных с проведением выездных проверок, то на сегодняшний день ситуация в Республике Бурятия не однозначная. Налоговому органу для доказывания неоспоримости вынесенного им решения необходимо выстроить чёткую схему доказательственной базы в соответствии с действующим законодательством. Чаще всего налоговые органы проигрывают суды, если налогоплательщики проявляют должную осмотрительность, требуя у контрагентов следующее:

– учредительные документы, лицензии, информационные письма об учете в Статрегистре Росстата, копии паспортов руководителей;

– представляют при проведении проверки рекламу, отзывы клиентов, прайс-листы, скриншоты сайта, приказы о назначении руководителей и главных бухгалтеров;

– удостоверяются в наличии надлежащих полномочий у лиц, действовавших от имени контрагентов (доверенности), и идентифицируют лиц, подписывавших документы от имени руководителей указанных контрагентов.

Но, несмотря на это, налоговые органы успешно отстаивают свои позиции, если:

– анализ договоров, доверенностей и накладных не подтверждает факт доставки;

– выявлена взаимозависимость руководителей контрагентов, заведено уголовное дело на руководителя (в прошлом);

– у сотрудников организаций установлена минимальная заработная плата (сопоставимая с региональным МРОТ);

– осуществлялся перевод внутри холдингов в другие организации без заявлений работников;

– отсутствует «деловая репутация» у контрагентов (нет отзывов на соответствующих сайтах).

Также важно отметить, что и к спорным вопросам, которые разрешаются в судах, относится определение правильности применения налоговых вычетов, использование права на применение ставки в размере 0% по НДС, экономическая обоснованность принятия к вычету различных расходов для целей исчисления налога на прибыль, применение правил определения места реализации при расчете НДС, а также освобождений по этому налогу.

Налоговые органы выигрывают дела в судах с учетом следующих оснований:

– нарушения в документальном оформлении операций;

– учет расходов или заявление вычетов по фиктивным операциям;

– отсутствие у контрагента лицензии;

– невозможность совершения операции по техническим или организационным причинам;

– нереальность сделки, подтвержденная опросами.

Таким образом, налоговые органы работают над улучшением методов планирования и проведения выездных налоговых проверок. На сегодняшний день методология планирования проведения выездных проверок далека от идеала, на наш взгляд, это связано с постоянным внесением изменений в законодательство о налогах и сборах и иных нормативных актов.

Подводя итоги, необходимо отметить, что пути совершенствования проведения выездных налоговых проверок заключаются в  следующем:

1) совершенствование налогового законодательства. Сегодня уже устранена часть несоответствий и неотработанных норм налогового законодательства и значительно упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, так как в итоге совершенствование налогового законодательства, как на федеральном, так и региональном уровне, позволят свести к минимуму вероятность непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров в связи с неправильным пониманием закона;

2) создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, которые дадут возможность выбрать оптимальное направление использования ограниченных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной эффективности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

3) необходимо продолжать проведение налоговыми органами совместных проверок с правоохранительными органами, и на законодательном уровне урегулировать чёткое взаимодействие данных структур. Результативность таких проверок, как показывает практика, очень высока и приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет;

4) усиление мер юридической ответственности за особо опасные общественные налоговые правонарушения в случае неоднократного выявления выездной налоговой проверкой грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематического несвоевременного и неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Как показывает практика, ответственность за такие нарушения, особенно для крупных налогоплательщиков, не велика, что и приводит к повторным нарушениям, это поправимо, мы считаем, ужесточением санкций налогового законодательства;

5) снижение количества безрезультативных проверок. Руководители налоговых органов с этой целью должны проводить анализ причин каждой бузрезультативной проверки (возможные причины: необоснованный отбор объекта для проверки; плохо проведенный предпроверочный анализ, не выявивший перспективных направлений для проверки; некачественное проведение самой проверки). При этом к лицам, персонально ответственным за проведение безрезультативной проверки и, следовательно, непроизводительную потерю рабочего времени, должны применяться меры воздействия, в том числе дисциплинарные;

6) повышение качества подготовки кадров для налоговой службы. Сегодня повышению квалификации специалистов, занятых контрольной работой, уделяется особое внимание, причина – неоднократное изменение структуры налоговых инспекций, а также постоянное совершенствование налогового законодательства. Сегодня наряду с организацией обучения в высших учебных заведениях в системе ФНС России в ряде регионов функционируют учебные центры, которые ведут работу по повышению квалификации и переподготовке кадров (у ФНС есть свои институты повышения квалификации в г. Санкт-Петербург, Нижний Новгород);

7) информационное обслуживание граждан – потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях. Сегодня на сайте ФНС России достаточно много материалов и информации, которые описаны доступным языком для простого обывателя, также можно активно пользоваться интернет-сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который позволяет налогоплательщику: получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом; контролировать состояние расчетов с бюджетом; получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей; оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи через банки – партнеры ФНС России; обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию и т.д.

Но, несмотря на все выше перечисленные рекомендации, несомненно, первоочередным важнейшим и прогрессивным фактором повышения результативной работы налоговой службы является совершенствование действующих процедур налогового контроля, а именно:

– использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

– система отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

– форм и методов налоговых проверок.

Данные направления, на наш взгляд, способны качественно изменить порядок проведения и организации выездных налоговых проверок, но предлагаемый перечень путей совершенствования не является исчерпывающим и требует последовательного уточнения и расширения в соответствии с развитием рыночных отношений, а также политической, экономической, социальной сферой в целом. С развитием системы налогообложения необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых органов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ: (ред. от 28.12.2016 № 475-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2016) .- Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.

2. Поступления налогов и сборов с территории Республики Бурятия по итогам 2015 года [электронный ресурс]: официальный сайт ФНС - Режим доступа:https://www.nalog.ru/rn03/news/activities_fts/5955424/. - (Дата обращения: 18.02.2017 г.).

3. Итоги контрольной работы налоговых органов по Республике Бурятия за 2015 год [электронный ресурс]: официальный сайт ФНС - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn03/news/activities_fts/5955461/. - (Дата обращения: 20.02.2017 г.).

Войти или Создать
* Забыли пароль?