ТРАНСГРАНИЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ, КАК ОДИН ИЗ САМЫХ БЫСТРОРАСТУЩИХ РЫНКОВ В МИРЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена одному из самых актуальных направлений современного мира, а конкретно трансграничной интернет-торговле. В данной работе раскрываются основные предпосылки расширения масштабов дистанционной торговли по Интернету. Отражены свежие статистические данные, на основании которых проведен анализ. Раскрыт вопрос правового регулирования в данной сфере, а конкретно введение таможенных пошлин для поставок товаров в РФ из-за рубежа и введение НДС.

Ключевые слова:
интернет-торговля, трансграничная интернет-торговля, рынок, сети Интернет, трансграничные покупки, интернет-магазин.
Текст

Интернет-торговля – является одним из динамично развивающихся технологичных рынков мирового масштаба. Быстрый рост обуславливается достаточно быстрым распространением широкополосного (фиксированного и мобильного) доступа к глобальной сети Интернет. Стоит отметить, что рост розничной торговли в глобальной сети Интернет упрощает приобретение товаров покупателями на территории Российской Федерации, которые, в свою очередь, экспортируются из-за рубежа посредством международных почтовых отправлений[1]. По состоянию на конец 2016 г. объем трансграничной торговли достиг 35% от объема всего рынка электронной коммерции в России и составил 300 млрд руб. В среднем, каждый год в 2 или 3 раза темп роста трансграничной торговли опережает темпы роста локальной торговли[2].

В качестве основного фактора, способствующего росту интернет-торговли, выступает расширение торговых площадок электронного вида, таких как (alibaba, eBay и т.д.). Аналогичным образом влияет возможность приобретения товара посредством заказа покупки через Интернет (см. рис. 1), а также высокое качество работы Почты России по доставке международных отправлений на современном этапе развития.

 

 Рис. 1. Распределение трансграничных покупок по товарным категориям по состоянию на 2016 г.[3]

Активный рост трансграничной интернет-торговли также связан с более дешевыми китайскими онлайн-магазинами. По оценкам экспертов, доля розничной онлайн-торговли с Китаем составляет около 50% в денежном выражении и 90% в общем объеме посылок штуках) (см. рис. 2).

Еще одной наиболее значимой экономической предпосылкой для расширения масштабов дистанционной торговли по Интернету являются существенным образом отличающиеся условия налогообложения внешней и внутренней дистанционной торговли, онлайн и офлайн торговли.

 

Рис. 2. География российской трансграничной интернет-торговли по состоянию на 2016 г.[4]

 

Отметим, что правовое регулирование в области защиты прав потребителей, налогообложения, а также технического регулирования распространяется только на онлайн продавцов, осуществляющих торговлю в пределах Российской Федерации. Приобретение товаров из-за границы посредством сети Интернет регулируется Соглашением таможенного союза «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». При этом товары, купленные онлайн нашими соотечественниками, доставляются при помощи международных почтовых отправлений, приобретённые для личного пользования. В тоже время зарубежные магазины не несут издержек по ведению бизнеса на территории Российской Федерации и не вправе выставлять более низкие цены на свои товары[5]. Широкое распространение это получило в период экономического кризиса 2014–2015  гг.

Подчеркнем, что отечественные онлайн-магазины в полном объеме уплачивают определенный российским законодательством ввозной НДС, который составляет 18%, иные виды ввозных пошлин, что порядка 8% и налоги и сборы. Помимо этого рыночные участники, развивающие легальный бизнес в Российской Федерации, несут как прямые, так и косвенные издержки[6], которые, в свою очередь, связаны с обеспечением соответствия ввозимых товаров требованиям законодательства Российской Федерации (к примеру, декларирование или прохождение сертификации), от которых напрямую зависит отпускная цена на товар.

Отсутствие правового регулирования в данной сфере способствует росту доли зарубежных представителей на отечественном рынке. Помимо этого, на современном этапе развития отмечается вывод крупного и среднего отечественного интернет-бизнеса из юрисдикции Российской Федерации. Основная масса в Китай, Латвию и иные государства, находящиеся за рамками ЕАЭС, именно такие данные предоставляет Ассоциация компаний интернет-торговли (далее – АКИТ)[7]. Продавцы розничной торговли формируют трансграничные каналы реализации товаров (строят логистические терминалы), оптимизируют издержки, переводя их в таможенные пошлины и налоги, а также оптимизируют маркировку, сертификацию и гарантийное обслуживание реализуемой продукции.

В целях уравнивания условий осуществления онлайн-торговли планируется введение таможенных пошлин для поставок товаров в РФ из-за рубежа и ввести НДС. С данной инициативой, в отношении зарубежных онлайн-продавцов, выступила АКИТ еще в начале 2016 г.[8] В результате данных предложений Министерством финансов был включен в проект «Основных направлений налоговой политики на 2017 г. и период 2018 и 2019 гг.» НДС товаров, приобретаемых россиянами на торговых интернет-площадках, расположенных за границей.

Подводя итог, подчеркнем, что введение данного НДС будет выступать в качестве шага, который отрицательным образом отразится на легальной трансграничной интернет-торговле. Таким образом, велика вероятность, что будет произведено перераспределение грузов между легальными и нелегальными потоками, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для снижения уровня налоговых поступлений, как минимум на начальном этапе развития. И это при всем том, что нами не затрагивается еще вопрос сложного администрирования взимания НДС с иностранных торговых представителей. На сегодняшний день остается не понятным сам механизм осуществления уплаты НДС иностранными онлайн-магазинами. Однако, отметим, что данный НДС или налог с продаж будет взыскиваться с российских граждан, поскольку НДС оплачивает конечный заказчик.

Конечно, для создания равных условий деятельности компаний интернет-торговли, нельзя утверждать, что эта мера будет эффективной, тут должен быть разработан целый комплекс мероприятий. В первую очередь, необходимо принимать во внимание тот факт, что важна не сама идея взимания налога, а механизм ее реализации.

 

[1]Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru

[2] Ассоциация компаний интернет-торговли [Электронный ресурс] // URL: http://www.akit.ru/

[3]J’son& Partners Consulting  [Электронный ресурс] // http://www.json.ru/

[4]Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли [Электронный ресурс] // http://www.namo.ru/

[5]Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий» [Электронный ресурс] //  http://ekonomika.snauka.ru

[6]Интернет-магазины могут как самостоятельно импортировать товары, так и закупать их у оптовых посредников в  РФ. В последнем случае издержки, связанные с легализацией импорта в РФ, уже включены, как правило, в оптовую цену товара.

[7]Ассоциация компаний Интернет-торговли [Электронный ресурс] // http://www.akit.ru/

[8]Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru

Список литературы

1. Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru

2. Ассоциация компаний интернет торговли [Электронный ресурс] // URL: http://www.akit.ru/

3. J’son & Partners Consulting [Электронныйресурс] // URL: http://www.json.ru/

4. Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли [Электронный ресурс] // http://www.namo.ru/

5. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий» [Электронный ресурс] // URL: http://ekonomika.snauka.ru

6. Интернет-магазины могут как самостоятельно импортировать товары, так и закупать их у оптовых посредников в РФ. В последнем случае издержки, связанные с легализацией импорта в РФ, уже включены, как правило, в оптовую цену товара.

7. Ассоциация компаний Интернет-торговли [Электронный ресурс] // URL: http://www.akit.ru/

8. Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru

Войти или Создать
* Забыли пароль?