ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ В МЕНЕДЖЕРИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ФИРМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Работа посвящена рассмотрению менеджериальной теории фирмы на предмет отражения в ней проблем энергопотребления энергосбережения. Автор уделяет внимание таким аспектам темы, как актуальность исследования, сущность и проявления менеджериальной теории фирм, структура управленческих затрат, рискованность развития электроэнергетики для формирования поведения фирмы; минимальный уровень прибыли, определяющий допустимый уровень внедрения энергосберегающих технологий, роль электротехнической стратегии для принятия управленческих решений. Также в работе выделены внешние институциональные барьеры деятельности фирм, влияющие на энергосбережение и энергопотребление.

Ключевые слова:
теория фирм, менеджериальная теория фирм, энергопотребление, энергосберегающее поведение фирмы, управленческие затраты.
Текст

Примечание. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00102.

 

Актуальность темы исследования связана с необходимостью анализа путей достижения стратегической цели страны, отраслей и ведомств, фирм в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Теоретическое обоснование прикладных возможностей на любом уровне хозяйствования позволит определить слабые и сильные стороны реализуемых энергосберегающих мероприятий, потенциал фирмы, эффективность организационно-управленческих решений менеджмента.

Экономическая теория создала большое количество теорий, рассматривающих различные аспекты финансово-экономической, производственной, инвестиционной и управленческой деятельности фирмы. В обобщенном виде они даны в исследованиях Г.Б. Клейнера [1]. Следует заметить, что почти во всех теориях фирм проблемы энергопотребления и энергоэффективности завуалированы другими процессами, в частности, в неоклассической теории оперированием капиталом и трудом [2]. Однако, на наш взгляд, в современных условиях необходимо больше обращать внимание на другие теории фирм, в частности на менеджериальную. Поведенческая теория фирмы Р. Сайерта и Дж. Марча до сих пор сохраняет важное теоретическое значение и является своего рода «библией» данного теоретического направления.

Менеджериальная теория фирм (поведенческая теория) представляет собой один из исследовательских методов, которые, как правило, считаются альтернативными основному неоклассическому течению экономической науки. Также есть мнение, что поведение фирмы имеет второстепенное значение, так оно производное от цели фирмы, где фирма – это «черный ящик», на входе которого – производственные ресурсы, на выходе – выпуск (и цены товарных рынков).

К менеджериальной теории относятся совокупность концепций и положений, описывающих процесс принятия решений в различных областях экономики и хозяйствования внутри организаций, включая домашние хозяйства. То есть главное – это как принимаются решения относительно использования различных ресурсов, в частности энергоресурсов. Энергопотребление и энергоэффективность постоянно находятся в поле зрения менеджера и входят составной частью в процесс планирования и прогнозирования деятельности фирмы. Кроме того, управленческие затраты как затраты, связанные с обеспечением функционирования отдела, цеха, управления или фирмы, могут занять существенное место в совокупных затратах. Каждый элемент затрат управления в конечном итоге влияет на поведение фирм, на энергоэффективность ее деятельности.

 

Затраты управления  (ЗУ) = З1 + З2 + З3 + З4 + З5 + З6 + З7 + З8 + З9,

 

где З – затраты;

З1 – основная и дополнительная заработная плата управленческих кадров;

З2 – отчисления на социальные мероприятия (начисления на заработную плату);

З3 – расходы на содержание и эксплуатацию средств вычислительной техники и оргтехники (амортизация и ремонт комплекса технических средств и оргтехники, амортизация программных средств, стоимость расходных материалов и электроэнергии, расходы на обслуживание и техническую поддержку комплекса технических средств и оргтехники, расходы на сопровождение программных средств);

З4 – почтовые и телефонные расходы, расходы на электронную почту и Интернет;

З5 – командировочные расходы;

З6 – расходы на служебные разъезды;

З7 – расходы на содержание транспорта;

З8 – канцелярские и типографские расходы;

З9 – расходы на содержание и эксплуатацию зданий, помещений инвентаря.

В рамках менеджериальной теории исторически возник ряд концепций (парадигм). Так, с одной стороны, любой менеджер фирмы стремится к максимизации полезности своих функций, с другой стороны, фирма производит и реализует продукцию, привлекая ресурсы в количестве, максимизирующем совокупный доход управляющего, а также относительный и абсолютный объем его полномочий [3]. В рамках электроэнергетики можно исследовать объем привлекаемых энергоресурсов и их влияние на доход топ-менеджеров.

Процесс принятия решения в условиях асимметрии информации является сложной и рискованной деятельностью. Электроэнергетика по сути является рискованной отраслью. Влияние форс-мажорных обстоятельств на принятие решения существенное. Например, внезапное отключение энергии в период природных катаклизмов.

Поведение предприятия на рынке требует нахождение оптимального выбора целей, которые ставит перед собой менеджер. В 2015 г. на предприятиях машиностроения достигнуты хорошие результаты энергоэффективности за счет внедрения энергосберегающих мероприятий и энергоменеджмента.

Наиболее эффективная работа велась в «Казанькомпрессормаш», «ЕлАЗ» (табл. 1).

Таблица 1

Показатели энергоэффективности деятельности по крупным предприятиям отрасли «машиностроение»

 

Наименование

предприятия

Индекс промышленного производства

Организация экономии к объему тов. продукции, тыс. руб./млн руб.

Энергоемкость производства продукции

Т.у.т./млн руб.

%

 

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

 

2015 г.

 

ОАО «Казань-компрессормаш»

93,0

145,6

1,55

4.25

2,98

70,2

 

ОАО «ЕлАЗ»

90,8

101,5

0,84

0,51

0,36

71,2

 

ПАО «КамАЗ»

92,7

71,8

22,05

13.15

105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менеджер должен увидеть всю картину дел на фирме, а значит, способен  определить ее цель, а также видеть различие между фирмой, управляемой менеджерами, и фирмой, управляемой собственником. При этом возможны противоречия целей. Альтернативность целей фирмы ярко проявляется при использовании энергетических ресурсов. В экономическом анализе наиболее распространенной является предпосылка о стремлении любой фирмы максимизировать общую сумму прибыли. Однако при внедрении энергосберегающих технологий прибыль заведомо идет к снижению. Соответственно, минимальный уровень прибыли определяет допустимый уровень внедрения энергосберегающих технологий. Но государство может изменить ситуацию через использование инструментария государственной поддержки.

В рамках стратегического поведения фирмы особое значение имеет электротехническая стратегия, то есть курс на обновление и расширение электроэнергетической мощности ее деятельности. Конкретизация перспектив спроса на энергоресурсы существенно будет влиять на принятие решения относительно продления срока службы техники, техническое перевооружение, реконструкцию или на модернизацию работы электроэнергетической инфраструктуры фирмы. 

В поведении фирмы можно выделить действия и цели внутриструктурных подразделений. Так, в объеме производства – заинтересован отдел производства; в обеспечении энергией – особо заинтересованы отделы производства; в уровне продаж – заинтересовано высшее руководство и отдел продаж; в увеличении доли рынка – заинтересовано высшее руководство и отдел продаж; в величине и норме прибыли – заинтересованы отдел инвестиций, руководство и акционеры. Комплексные системы управления энергоэффективностью предприятия выполняют функции:

– автоматизированный сбор данных производственных показателей из производственных информационных систем предприятия;

– автоматизированный сбор данных о потреблении энергоресурсов из систем учета энергоносителей;

– расчет абсолютных и удельных показателей потребления энергетических ресурсов;

– планирование потребления энергетических ресурсов;

– среднесрочный прогноз потребления энергетических ресурсов;

– контроль за планом и лимитами потребления энергетических ресурсов.

Для каждого из показателей необходимо добиваться не максимального, а определенного взаимовыгодного уровня. Но возникает проблема в ограничении рационального поведения представителей внутриструктурных подразделений. Но необходимость защиты интересов фирмы в целом дает им возможности удерживать в поле зрения все проблемы и согласовывать их оптимальным образом.

При оптимизации поведения фирмы в области энергопотребления большое значение имеет наличие внешних институциональных барьеров:

1. Законодательная база, регулирующая деятельность энергосервисных компаний, несовершенна. В законе об энергосбережении не определены зоны ответственности участников энергосервисного договора (энергосервисной компании, заказчика, финансового института, государства). Также ни один нормативно-правовой акт четко не определяет деятельность и обязанности энергосервисных компаний, нет системы управления рисками неисполнения обязательств по достижению запланированной экономии.

2. Энергетические программы страны, в частности Энергетическая стратегия, является для фирмы отправной точкой в выборе поведения менеджмента. В частности, разработана Энергетическая стратегия России [4]. Законодательством предписано всем бюджетным учреждениям, включая вузы, школы, детские дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования, сокращать ежегодно энергопотребление на 3%. Однако, для непосредственного достижения цели стратегии должны быть созданы соответствующие экономические стимулы в сфере энергосбережения. В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поставлена задача создания новых правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также новые задачи в сфере обеспечения комплексного подхода к энергосбережению перед региональными органами государственной власти [5].

3. Современный технико-технологический уровень сопровождения процессов энергопотребления и энергосбережения. В частности, при передаче теряется колоссальное количество электричества. По данным «Россетей» (оператор энергетических сетей в России и одна из крупнейших электросетевых компаний в мире), средний размер потерь сейчас составляет 9,2%, хотя есть сети, где этот показатель равен 30% и выше.

4. Внедрение концепции интеллектуальной энергетики. Результаты постепенного перехода к «Индустрии 4». «Умные сети» или «Smart Grid», масштабное направление в современной энергетике. Энергетика перестает быть просто средством удобной жизни, а становится средством развития всех направлений деятельности человека [5],[6]. Смысл «Smart Grid» в том, чтобы сделать «интеллектуальными» генерацию, передачу и распределение электрической энергии, насытить электрические сети современными средствами диагностики, электронными системами управления, алгоритмами, техническими устройствами, типа ограничителей токов короткого замыкания сверхпроводящих линий и многим-многим другим, что сегодня появилось в науке и технике. Если говорить обобщённо, это соединение возможностей информационных технологий, уже привычных для нас из Интернета, с силовой электротехникой.

Также среди существенных факторов, влияющих на поведение фирмы, можно выделить конкурентно-финансовые факторы привлечения инвестиций в электроэнергетическую инфраструктуру. Крупная фирма обладает большими инвестиционными возможностями и способна реализовывать капиталоемкие альтернативы технического развития, ориентируясь на новейшие образцы электротехнических средств.

Нельзя оставить на стороне факторы, связанные с межфирменным поведением фирмы. В частности, одой из институциональных проблем является организация технического присоединения к энергосети. Наличие общих интересов, универсализация отношений способствуют сокращению неопределенности и рисков во внешней среде, способствуют выбору фирмой того или иного способа поведения.

Таким образом, создание и внедрение в производство новых видов энерго- и ресурсосберегающей продукции, разрабатывание энергоэффективных технологий, работа по повышению теплозащиты зданий, сооружений, сетей, внедрение в практику энергоаудита и мониторинга фирм и т.д. корректируют поведение любой фирмы, но энергосберегающее поведение фирмы является сложным и дорогостоящим управленческим процессом.

 

Список литературы

1. Клейнер Г.Б. Тенденции развития экономической теории и теория фирм // Актуальные проблемы экономической теории: Сборник научных трудов / Под ред. Г.Б. Клейнера.- М.: РосНОУ, 2006. 240с.

2. Бурганов Р.А. Институциональные аспекты трансформации сферы услуг: монография / Р.А. Бурганов. - Казань: Казан.гос.энерг. ун-т, 2014. - 200с.

3. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат. 1996. 230 с.

4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р / URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/7765.html.

5. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (действующая редакция, 2016) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/.

6. Бурганов Р.А. «Индустрия 4.0» как оболочка стратегического развития отрасли и фирмы // Р.А. Бурганов / Russian Journal of Management. 2017. - Т. 5. - № 2. - С. 165-169.

7. Бурганов Р.А. Институциональная модель взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики // Научные исследования и разработки. Экономика. - 2016. - Т. 4. - № 6. - С. 7-12.

Войти или Создать
* Забыли пароль?