О СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ФЕНОМЕНА ОДАРЕННОСТИ
Рубрики: ТЕЗИСЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье ставится и решается актуальная для современного психологического знания задача общеметодологического характера - концептуального оформления понятия одаренности. Решение этой задачи позволит создать целостную систему исследования феномена одаренности, которая смогла бы адекватно отобразить его качественное своеобразие. Гипотеза исследования состояла в том, что поставленная задача может быть решена путем использования ряда познавательных процедур, в частности, таких как анализ понятийного аппарата, обозначение границ феномена одаренности и выделение основных подходов к его познанию. Избранная методология позволила установить, что понятие одаренности отражает, с одной стороны, не в полной мере теоретически отрефлексированное понимание сущностных характеристик одаренности, а с другой, устоявшиеся в психологии многочисленные и разнообразные представления об этом феномене. В силу наличия ряда смежных понятий границы анализируемого в статье понятия оказываются размытыми, что делает значимой задачу детального анализа смысловой структуры одаренности, которая складывается из предложенного автором перечня его определяющих характеристик. Данный подход обладает серьезным эвристическим потенциалом, позволяет выявить причины многообразия подходов к исследованию одаренности как целостной системы и таким образом существенно расширить возможности его познания. Выделенные в результате исследования подходы по-разному трактуют одаренность, ее природу и структуру. Этот факт подтвердил предположение о том, что наличие огромного числа теорий одаренности является следствием не только и не столько существующих многообразных проявлений феномена одаренности. Речь следует вести о различиях философских оснований этих подходов

Ключевые слова:
сущностные характеристики, феномен одаренности, подход, смысловая структура
Список литературы

1. Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. Учебное пособие. М.: МГТУ «МАМИ», 2003.

2. Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York: McGrow-Hill. 1967.

3. Joyce VanTassel-Baska. Theories of Giftedness: Reflections on James Gallagher’s Work // Journal for the Education of the Gifted. Vol. 38, Issue 1, February 10, 2015. P. 18-23.

4. Теплов Б. М Способности и одаренность // Избранные труды. М.: Издательство «Педагогика», 1985. Т.1. С. 15-41.

5. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.

6. Majed M. AL-Khayat, Mosa A. AL-Hrout, Mizyed A. Hyassat. Academically Gifted Undergraduate Students: Their Preferred Teaching Strategies // International Education Studies. Vol. 10, No 7. 2017. P.155 - 164.

7. Ивлева М.Л. Формирование психологической концепции одаренности: теоретико - историческое исследование. М.: МГТУ «МАМИ», 2008.

8. Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York: McGrow-Hill. 1967.

9. Теплов Б. М Способности и одаренность // Избранные труды. М.: Издательство «Педагогика», 1985. Т.1. С. 15-41.

10. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М: Школа-пресс. 1993.

11. Mary Ruth Coleman, Shelagh A. Gallagher. Dr. James Gallagher: Pragmatist, Pioneer, Visionary // Journal for the Ed-ucation of the Gifted. Vol. 38. Issue 1. March 2015. P. 3-5.

12. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2017.

13. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.

14. Sandra N. Kaplan. Challenge vs. Differentiation. Why, What and How // Gifted Child Today. Vol. 39. Issue 2. March 16, 2016. P. 114-115.

15. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы Психологии. 1998. №1. С. 76-82.

16. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.

17. Ивлева М.Л. Философские основания психологической концепции одаренности. Учебное пособие. М.: МГТУ «МАМИ», 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?