Россия
В статье рассматривается эвристический потенциал педагогических идей Ж.-Ж. Руссо с целью выявления возможности их использования в условиях современной начальной школы, что объясняется необходимостью совершенствования процесса обучения и воспитания, а также стремлением к гуманизации образования в целом. Являясь противником формализации детского образования, Руссо на страницах романа «Эмиль, или О воспитании» представляет свое видение способов преодоления ограниченности рационального мышления, предлагает варианты самостоятельного овладения знаниями и повышения познавательной активности при обучении ребенка. Идеи французского просветителя Ж.-Ж. Руссо дают возможность проследить динамику развития естественного отношения к ребенку, глубже понять проблемы развития мышления, умственных способностей и организации познавательного процесса в начальной школе на современном этапе, наметить пути их решения. Автором анализируются идеи Руссо о принципах и условиях развития интеллектуальных способностей детей, их мыслительных операций во взаимосвязи чувственного и рационального при решении учебных задач, выявляется значимость творческого усвоения знаний, исследовательских заданий как средства определения сущности объектов по их внешним проявлениям. Особое внимание в статье уделяется идеям Руссо о развитии сенсорного опыта, сознательности обучения, управлении чувственным восприятием на основе модели и оригинала в процессе генерации и приобретения новых знаний. Следование педагогическим принципам Руссо ведет к пересмотру акцентов в школьном образовании, где учащимся в большинстве случаев приходится выполнять задания на воспроизведение пройденного материала и отвечать на стандартные вопросы. Пример образовательной системы Руссо ярко демонстрирует, как работа учителя с учеником способствует положительным изменениям в развитии интеллектуальных способностей последнего.
интеллектуальные способности, чувственное, рациональное, младший школьник
1. Баранов С.П. Заметки о связи обучения с жизнью // Начальная школа. 1961. № 5. С. 15-19.
2. Баранов С.П. Об использовании чувственных знаний при первоначальном формировании понятий // Начальная школа. 1959. № 10. С. 23-29.
3. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. 143 с.
4. Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. Под ред. И.Ф. Свадковского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 124 с.
5. Знаменский М.А. Трудовая школа в Германии. Русская школа. 1912. № 10. С. 80.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
7. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Педагогические сочинения: в 2-х т. Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 656 с. (Пед. б-ка / АПН СССР).
8. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
9. Dalleggio A. Beitr?ge zur Psychologie J.-J. Rousseau’s mit besonderer Ber?cksichtigung des Gef?hlslebens. Jena: Neuenhahn, 2012. 73 S.
10. Davidson T. Rousseau and Education According to Nature. London: Heinemann, 2014. 253 p.
11. Findeisen H. Die philosophischen Grundgedanken der P?dagogik J.-J. Rousseau’s. Borna / Leipzig: R. Roske, 2006. 87 S.
12. Gehrig H. Jean-Jacques Rousseau. Sein Leben und seine p?dagogische Bedeutung. Neuwied / Leipzig: Heufer, 2015. 192 S.
13. Hudson W.H. Rousseau and Naturalism in Life and Thought. Edinburgh: T. & T. Clark, 2011. 260 p.
14. Rang M. Jean-Jacques Rousseau (In: Klassiker der P?dagogik. Von Erasmus von Rotterdam bis Herbert Spencer). Bd. I. M?nchen: Beck, 1979. S. 116-134.
15. Rundstr?m E. Das Naturgef?hl J.-J. Rousseau‘s im Zusammenhang mit der Entwicklungsgeschichte des Naturgef?hls. Hamburg: Hartung, 2010. 108 S.
16. Spangenberg E. Rousseau’s «Emil oder Von der Erziehung» im Lichte der heutigen Erziehungsansichten. Kassel: Scheel, 2007. 74 S.