сотрудник с 01.01.1995 по настоящее время
Орел, Орловская область, Россия
В статье представлены результаты анализа исследований, осуществленных в период с 1910 по 1990 гг. в США по проблемам обучения в области безопасности учащихся общеобразовательных школ. Приводимый обзор включает описание социальных предпосылок возникновения обучения в области безопасности в США, основных направлений исследований, позволяет проследить важные вехи в становлении их теоретических основ, базовых понятий в области формирования у учащихся безопасного поведения, динамику представлений о целях и задачах, методах и условиях эффективности данного направления образования.
безопасность, образование в области безопасности, исследовательские проекты, образовательные программы, США, ХХ в.
В начале 90-х годов ХХ в. в педагогике России начинает развиваться научное направление, изучающее закономерности становления жизненного опыта человека в области безопасности, которое В.В. Гафнер предложил обозначить понятием «педагогика безопасности» [1, с. 9]. За 20 лет было осуществлено более 200 диссертационных исследований в области педагогики, предметом которых стало обучение безопасности жизнедеятельности на разных уровнях образования. Из 100 авторов работ, посвященных проблемам обучения обеспечению собственной безопасности на уровне основного общего образования, лишь 5 исследователей обращается к зарубежному опыту. Анализируются некоторые исследования, посвященные различным аспектам проблемы безопасности, приводится общая характеристика используемых в разных странах образовательных программ. В работе Д.А. Шпакина дается подробный сравнительный анализ подходов и программ, призванных решать задачи формирования компетентности личной безопасности в России и Израиле.
Таким образом, практически невостребованным оказался более чем столетний мировой опыт обучения в области безопасности. Следствием этого являются две негативные тенденции. Одна из них состоит в том, что на протяжении двух десятилетий в наших школах апробируются подходы к построению и реализации программ курса «Основы безопасности жизнедеятельности», ранее использовавшиеся в других странах, неэффективность и даже опасность которых для детской психики подтверждена многолетними исследованиями. Можно сказать, что незнание мировой образовательной практики не освобождает экспериментаторов от ответственности за наносимый обучающимся и обществу ущерб. Другая тенденция связана с попытками использовать в России программы в области безопасности, созданные зарубежными специалистами. Без понимания культурного контекста, в котором они созданы, генезиса соответствующей области педагогики в данной стране, выбор программ может быть необоснованным и привести к серьезным негативным последствиям. К сожалению, подобный опыт уже есть.
Целью данной статьи является актуализация накопленного опыта и знаний, описание истории становления практики обучения в области безопасности в школах США. Анализ представленной информации раскрывает широкие возможности для выявления продуктивных подходов к обучению в области безопасности, общих закономерностей и прогнозирования направленности его дальнейшего развития.
Первые идеи о роли системы образования в обеспечении безопасности обучающихся обсуждались в США уже в XIX в. В конце 20-х годов XIX в. формируется понятие «школьная гигиена» и соответствующая область деятельности педагогических работников, руководителей школ и общественности по обеспечению сохранения здоровья детей. В 1829 г. В. Алкоти опубликовал статью о необходимости выдвижения ряда требований к зданиям школ, обеспечивающих сохранение здоровья и безопасность учащихся. В 1837 г. Х. Манн составил подробное описание и анализ сути проблем школьной гигиены. Это дало толчок к развитию физического воспитания в школах, распространению инструкций, содержащих правила гигиены, возникновению служб здоровья в государственных школах.
Бурное развитие цивилизации, возникновение новых угроз в начале XX в. определили необходимость исследования сопряженных с ними проблем безопасности. Л. Питчер писал: «Обычно каждое новое изобретение приносит с собой ранее неизвестные человечеству опасности» [12, с. 1]. По сути, конец XIX — начало ХХ в. можно назвать не только эпохой стремительного прогресса, но и временем лавинообразного роста новых для человека опасностей, которым он не умел противостоять, которые не мог прогнозировать. Осознание этой проблемы приводит к принятию законов, защищающих интересы работников в сфере безопасности труда в Германии (1884), Англии (1897), Франции и Италии (1898), России и отдельных штатах США (1902 – 1912), активному развитию индустрии безопасности, возникновению идей, связанных с целенаправленным обучением в области безопасности.
В 1910 г. в школах США начинается период «здоровой школьной жизни»: строятся первые школы со спортивными залами, бассейнами, медицинскими блоками, лекционными залами, душевыми, вентиляционными системами, более эффективным освещением. В этот период школьная гигиена связана преимущественно с вопросами санитарии и соответствия школьных зданий определенным требованиям [20]. С увеличением числа несчастных случаев с участием школьников в 1913 г. начинается обсуждение вопросов о необходимости обучения в области здоровьесбережения и безопасности.
Впервые в Америке обучение в области безопасности стало частью учебного плана в 1916 – 1917 учебном году в начальных школах Сент-Луиса. В этот же период в педагогическом колледже Гарриса была начата экспериментальная работа по изучению данного направления образования. В 1918 г. комиссией по реорганизации общего среднего образования США обучение в области здоровья было отнесено к главным задачам системы образования. В 1919 г. выходит первое издание пособия Дж. Пейна «Образование в области предотвращения несчастных случаев». В 1922 г. было организовано подразделение образования Национального Совета Безопасности США и деятельность в области безопасности школ получила финансовую поддержку.
В 1918 г. в Америке начинается этап теоретического осмысления вопросов обучения детей в области безопасности. В 1919 г. Дж. Пейн в рамках изучения эффективности методов обучения детей безопасному поведению показал, как можно преподавать вопросы предотвращения несчастных случаев в рамках существующих школьных предметов. Он указывал на необходимость постановки акцента на формирование привычек безопасного поведения дома, в школе и на улице, выделял методы, призванные этому способствовать: драматизация, демонстрация безопасных способов деятельности, написание эссе, экскурсии, проведение классных собраний [11]. В 1922 г. Пейн издал первую программу обучения в области безопасности.
По мере увеличения числа образовательных учреждений, реализующих программы по безопасности, возникает осознание необходимости подготовки педагогов к обеспечению безопасности обучающихся. В 1926 г. М. Эрроусмит писал о том, что учитель должен знать, какие опасности угрожают учащимся, каковы причины их возникновения, что даст возможность предотвратить их. Он отмечал, что условия разных сезонов, видов деятельности, праздничных мероприятий нужно использовать для приобретения учащимися необходимого опыта и навыков безопасного поведения. Первые курсы обучения педагогов в области безопасности в Америке были организованы в 1928 г.
В 20 – 30-е годы в США проведен ряд исследований, посвященных проблемам обеспечения безопасности школьников и обучения детей в области безопасности. В 1926 г. Дж. Шеленбергер выделил причины несчастных случаев в школах и меры их предотвращения [13]. В 1928 г. Дж. Вон опубликовал результаты экспериментального исследования о роли страха и запрещающих правил в обучении в области безопасности. Он доказал, что вербальная инструкция без использования других методов стимуляции мало эффективна в работе с детьми. Запрещающие правила он рассматривал как более эффективный способ предупреждения опасного поведения при условии использования педагогом их подкрепления практикой [19, с. 38].
В 1928 г. М. Хениг раскрыл тесную взаимосвязь между уровнем развития интеллекта индивида и его подверженностью несчастным случаям. Он представил первый учебный план обучения в области безопасности и обосновал принципы его построения. Предполагалось получение обучающимися результатов из актуальных знаний и опыта, а не из теории и статистики. В его работе представлены не только идеи, но и результаты их реализации в учебном процессе [3]. Исследование Х. Стака (1929) об обучении в области безопасности в средней школе и его значении для общества и промышленности, позволило выделить проблемы организации учебного материала, методы обучения, различные меры безопасности в школе, разработать подходы к конструированию и использованию тестов для определения результатов обучения в области безопасности [16].
Начиная с 30-х годов, ряд исследований в области безопасности, проводимых в Америке, опирается на поведенческий подход к безопасности, базирующийся на работе Г. Хайнриха «Предупреждение несчастных случаев в промышленности: научный подход» (1931). Он впервые привел доказательства того, что основной причиной большинства несчастных случаев в промышленных условиях является «небезопасное поведение» работников. Также в этот период получает распространение теория развития детей на основе генетических задатков А. Гезелля (1933), согласно которой созревание индивида следует в изначально заданной последовательности, рост и поведение ребенка предопределены возрастом с небольшими индивидуальными различиями, общий процесс развития мало зависит от воздействия внешней среды.
Среди исследований в области педагогики, проводившихся в 30 – 40 гг. можно выделить работы Ф. Майнера (1930), П. Айбрайта (1930), М. Телфорда (1930), Х. Чемберлейна (1930), В. Джуди (1932), С. Вильямс (1933), Л. Питчера (1935), М. Ваймена (1935), Х. Спенсера (1938), В. Хилла (1940), Х. Хорна (1940), Х. Малоуна (1946), Х. Шмидт (1946).
Диссертация Ф. Майнера, защищенная в 1930 г., была посвящена отбору эффективных методов преподавания в области безопасности [10]. В 1932 г. В. Джуди по результатам проведенного исследования указал на необходимость увеличения доли обучения в области безопасности, отметил, что используемые в школах методы и приспособления не адекватны задачам обучения и обеспечения безопасности учащихся [6]. М. Телфорд выделил факторы, влияющие на физическую и психологическую безопасность школьников [18, с. 15].
В рассматриваемый период в большинстве штатов США делается попытка подготовить учащихся школ и училищ к работе на модернизирующихся производствах. Это приводит к лавинообразному увеличению числа несчастных случаев в школьных мастерских, что обуславливает интерес исследователей и практиков к данной проблеме. С 1926 по 1933 г. выходит множество работ, посвященных безопасности в трудовом обучении, в мастерских школ, училищ, колледжей: Дж. Шеленбергер (1926), Дж. Айронс (1927), Дж. Вичман (1929), Р. Ван Дузи (1930), Х. Сотзин (1931), А. Картер (1932), В. Джуди (1933) и др.
В этот период появляется множество программ, учебных планов и диагностических материалов по обучению в области безопасности для разных уровней образования и учебных заведений. Важным событием стала публикация в 1935 г. в Америке Национальной Конвенции ассоциации родителей и педагогов о безопасном образовании. Этот документ отражал понимание необходимости консолидации усилий семьи и образовательных учреждений в обеспечении безопасности детей и подростков. С выходом Конвенции в исследованиях начинают подниматься вопросы семейного обучения в области безопасности, взаимодействия школы с семьями обучающихся, просвещения родителей по вопросам обеспечения безопасности детей.
Постепенно формируются представления о результатах обучения в области безопасности, предлагаются различные формулировки понятия «безопасность». Л. Питчер предложил рассматривать безопасность как «приобретение, требующее небольшого усилия, но позволяющее быть под его направляющей рукой защищенным навсегда без каких-либо усилий со своей стороны» [12]. Он доказал, что чем раньше у ребенка будет сформировано правильное отношение к необходимости предупреждения несчастных случаев, тем лучшим членом общества он будет.
Питчер предлагает дополнить методы ознакомления учащихся с инструкциями по безопасности использованием прикладной информации о жизненных ситуациях, содержащейся в некоторых школьных предметах и способствующей развитию привычек безопасного поведения. Проведя анализ программ и практики преподавания в различных школах США, Питчер пришел к выводу, что самое значительное место занимают вопросы оказания первой помощи, тогда как вопросам предупреждения несчастных случаев должного внимания не уделяется [12, с. 26].
В работе, защищенной в 1938 г., Г. Спенсер выделил ознакомление с безопасностью, связанной с автотранспортом и автодорогами, как новое поле в образовательной системе Америки [15, с. 2]. В этот период в 24 штатах в законодательном порядке было введено обучение в области дорожной безопасности. По ряду причин обучение в области дорожной безопасности было выделено в отельный курс в рамках физического воспитания. Спенсер находил это логичным, так как в вождении автомобиля важна координация глаз, мыслительных процессов и мышц, формируемая в ходе физического воспитания [15, с. 14].
Среди методов обучения, распространенных в разных штатах, он выделил: использование учебных пособий; интеграцию вопросов безопасности в содержание различных учебных курсов; распространение информации о несчастных случаях; организация выставок, демонстрация причин и последствий аварий; работа в аудиториях (инсценировка пьес, происшествий с целью выявления их причин и последствий; встречи с представителями полиции; дебаты и собрания); средства наглядности (слайды, постеры, фотографии); тексты для домашнего чтения; недели безопасности; газеты и журналы. Оптимальным методом Г. Спенсер считал обучение на практике и деятельность школьных патрулей дорожной безопасности, обеспечивающих охрану и обучение остальных учащихся, в том числе, на основе личного примера [15, с. 25]. Он отмечал, что обучение в области безопасности должно быть процессом, продолжающимся с детского возраста до старости [15, с. 50].
В 1940 г. в исследовании В. Хилла отмечалось, что в США сохраняется тенденция к увеличению несчастных случаев с участием детей и подростков, перемены в отношении к этой ситуации общественности и государства приводят к изменению концепции обучения безопасности, специальные курсы по обучению безопасному поведению приближаются к локальным нуждам регионов. Хилл определил следующие проблемы, подлежащие решению: выделение обучения безопасному поведению в качестве отдельной дисциплины в учебном плане или как части других дисциплин; разработка более качественных программ обучения и наглядных материалов к ним; публикация планов уроков, проводимых опытными учителями; увеличение объема материала по безопасности в учебниках; снабжение учащихся буклетами и книгами по безопасности; назначение муниципальных структур, отвечающих за эффективность данного направления обучения [4, с. 55].
Хилл предложил критерии оценки эффективности учебных курсов по безопасности [4, с. 55–58], проанализировал на их основе существующие программы, разработал собственную программу. Данная программа базировалась на определении цели образования в области безопасности, сформулированной на конференции Белого Дома «Здоровье и защита детей»: «Развитие привычек, потребностей, навыков безопасного поведения приведет к уменьшению числа смертей и травм от несчастных случаев у детей, создаст более безопасных взрослых и даст каждому индивидуальную свободу от страхов и условий, ограничивающих его жизненные возможности» [цит. по 4].
Хилл выделил следующие цели обучения в области безопасности – развивать понимание: необходимости безопасности и ее связи с жизнью, полной рисков; взаимосвязи между индивидуальным поведением и безопасностью окружающих, формировать готовность действовать в соответствии с этим пониманием; необходимости выбирать виды деятельности, одобренные с точки зрения безопасности индивида и группы; взаимоотношений между физическим и ментальным здоровьем и безопасностью. А также – дать детям и молодежи возможность развить привычки и навыки, которые помогут им защититься от опасностей окружающего мира.
Хилл особо отмечал, что обучение в области безопасности не должно запугивать детей, так, чтобы в их глазах «простой переход улицы казался приключением» [4, с. 64]. Задача программ – научить индивида взвешивать, оценивать свои действия с точки зрения их последствий. Программы по безопасности должны составляться на основе современных принципов организации образования, с учетом склонностей, стремлений, интересов каждого индивида, его сегодняшних и завтрашних нужд [4, с. 64–65].
В программе также определены методы обучения и виды деятельности учащихся, с помощью которых могут быть решены те или иные образовательные задачи, приводятся примеры ситуаций, которые целесообразно рассмотреть с учащимися, темы для обсуждения. Хилл выделил способы определения результатов обучения, среди которых главным является наблюдение родителей и педагогов за применением учащимися освоенных знаний и умений в деятельности, определение проявляемого ими отношения к собственной безопасности и безопасности других людей, сформированности привычек безопасного поведения.
Важной и актуальной до сих пор является идея Хилла о необходимости адаптации программ в соответствии с условиями региона, школы – количество обучающихся, оснащение, климат, условия доставки обучающихся в школу и др. Он рекомендует в каждой школе выделять специалиста по образованию в области безопасности, который будет играть роль координатора и консультанта для всех педагогов, реализующих соответствующие программы. Предполагалось, что программа будет реализовываться в ходе учебных занятий, факультативов, индивидуального обучения [4, с. 122–123].
В 1944 г. Л. Ирвин писал о том, что обучение в области безопасности и санитарное просвещение должны стать предметом изучения в государственных школах на всех уровнях образования. Он выделил два основных резона для обучения безопасности во всех классах: во-первых, объем задач образования в области безопасности таков, что необходимо изучать определенное количество материала в каждом классе; во-вторых, потребность в знаниях и практике по безопасности одинаково велика во все возрастные периоды. В начальной школе уровень интеллекта ребенка, по мнению Ирвина, еще недостаточно развит, чтобы соответствовать задаче получения полного знания в области безопасности, как для настоящего периода, так и для его взрослой жизни. Обучение безопасности в начальной школе должно обеспечить нормальную повседневную жизнедеятельность ребенка [5, с. 264].
Анализируя программы обучения в области здоровья, безопасности и физического воспитания, Х. Малоун в 1946 г. пришел к выводу, что без интеграции трех этих направлений обучение не может быть эффективно. Он выделил пересекающиеся области содержания трех направлений обучения. За основу своей работы Малоун взял определения, предложенные Х. Хорном («Обучение в области безопасности – это искусство культивирования тех знаний, умений и отношений, которые обеспечат человеку безопасность») и Национальным Советом Безопасности («Обучение в области безопасности – это область жизненного опыта, посредством которой мальчики и девочки учатся делать благоразумный выбор, когда возможно получение травмы для себя или другого человека» [цит. по 9, с. 9]. Малоун сделал акцент на организации обучения и создании необходимых условий в образовательном процессе.
В 1948 – 1953 гг. в Бостонском университете США проводились исследования, связанные с проблемами обеспечения безопасности детей и их обучения в данной области. Среди них можно выделить работы о путях обеспечения безопасности учащихся дома (А. Криспо); по выявлению способов измерения и оценки уровня безопасности отдельных школьных помещений и школ в целом (Б. Джонсон, В. Вудс, Ч. Стопыра), по определению качества учебных пособий по безопасности для учащихся общеобразовательных школ (М. Коннолли, А. Коугл, В. Юргелевич, Т. Стетсон); по изучению опасности неправильных представлений в области здоровья и безопасности у учащихся и будущих учителей (Дж. Дзеновагис, Ф. Салливан, П. МакФерсона, А. Галарно, Дж. Борозне; по составлению диагностических материалов для проверки знаний учащихся о предупреждении несчастных случаев (Д. Хауленд).
Ч. Стопыра рассматривал задачи образования в области безопасности на основе определения, предложенного в стандарте управления образования Нью Джерси: «Безопасность – это совокупность знаний, привычек и отношения, которые управляют мышлением и поведением индивида во всех знакомых ситуациях, в которых могут произойти несчастные случаи». «Образование в области безопасности имеет целью обучить ребенка профилактике несчастных случаев как для себя, так и для других, а также руководство ребенком в приобретении информации и привычек, которые позволят ему приспособиться в жизненных ситуациях» [цит. по 17, с. 8].
С. Шоттс предложил рассматривать обучение безопасности «как инструкции для ориентации в информации и деятельности, которые помогут человеку избежать предотвратимых нечастных случаев» [14, с. 4]. Он приводит в своей работе ожидаемый результат обучения в области безопасности, провозглашенный Национальным Советом Безопасности США, состоящий в сформированности у мальчиков и девочек «полезных привычек», связанных с распознаванием потенциальной опасности, исправлением ситуации или обращением к тому, кто может помочь; высказыванием конструктивных предложений по обеспечению безопасности, критически оценивает предложения по безопасности от других лиц; способен думать о безопасности группы; безопасно выполняет указанные действия; адаптирует методы обеспечения безопасности к существующим условиям; участвует в мероприятиях по обеспечению безопасности учащихся; понимает, что в жизни существует много ценностей, одна из которых –безопасность [14, с. 10].
Шоттс видел оптимальным сочетание двух подходов к преподаванию вопросов безопасности: в рамках различных учебных предметов (обучение в области здоровья, физического воспитания, обществоведческие дисциплины, ручной труд, искусство, английский язык и др.) и в качестве самостоятельного учебного курса [14, с. 11]. Среди методов обучения, не упоминавшихся в более ранних исследованиях, Шоттс выделяет использование кинофильмов, целевые экскурсии, ученические клубы и комитеты безопасности.
Среди новых направлений исследований в области обучения безопасности жизнедеятельности в 50 – 60-е годы можно выделить: поиск перспективных научных подходов к обеспечению безопасности детей в школе и обучению в данном направлении (Д. Лэирд); подготовка обслуживающего персонала школ к обеспечению безопасности учащихся и демонстрации им соответствующих примеров поведения (В. Андерсон); изучение потребности детей в безопасности (Дж. Манн); создание школьных советов по обеспечению сохранения здоровья и безопасности учащихся (Дж. Кригин, Л. Гасс), влияние семейных отношений (Дж. Томпсмон); обучение в области охраны труда и безопасности для умственно отсталых обучаемых (З. Тейлор, К. Шеррилл); выявление методов поддержания у учащихся интереса к обучению в области здоровьесбережения и обеспечения собственной безопасности (Р. Шлаадт); преемственности обучения детей в области здоровья и безопасности от детского сада до старшей школы (В. Стреит).
В рамках проблем безопасности дорожного движения в школах США традиционно большое внимание уделялось вопросам формирования навыков безопасного вождения автомобиля. Серьезное исследование причин, по которым водители-подростки становятся причиной аварий провел в конце 50-х годов Дж. Малфетти. В качестве одной из ведущих причин он выделил пример поведения родителей. В 1963 г. вышла работа В. Вилгуса о необходимости обучения учащихся школ безопасному использованию оружия в ходе спортивной стрельбы и охоты.
В 1956 г. Д. Лэирд разработала перцептивный подход в обучении безопасности, который был призван объяснить, как ребенок воспринимает себя и свой мир, раскрывая факторы, которые приводят к искажению восприятия, и факторы, которые обеспечивают реалистичное прогнозирование и адаптацию ребенка в окружающем мире [7, с. 236]. Ряд исследований 60 – 70-х годов базируется на теории развития ребенка Ж. Пиаже, исследованиях эмпирических поведенческих законов Д. Премака, социальной когнитивной теории А. Бондуры. Большую популярность приобрели открытый Д. Премаком принцип положительного подкрепления и идея о выполнении одного вида деятельности для получения доступа к другому (желаемому). Положения теории А. Бандуры становятся основой для разработки эффективных методов обучения безопасному поведению: ролевое моделирование, обучение посредством наблюдения, прогнозирование результатов, поведенческие способности и стратегии повышения эффективности самостоятельной деятельности.
В середине 60-х годов в работах Г. Хоймана обобщаются и анализируются исследования в области экологии человека, разрабатывается экологический подход в рассмотрении проблем здоровья и безопасности человека. В 1967 г. Г. Перриш, Дж. Вихманн, Дж. Вейл и К. Карр предложили использовать для обеспечения предупреждения возникновения несчастных случаев с участием детей и их обучения в области безопасности эпидемиологический подход.
В 70-е годы в Америке начинается рассмотрение вопросов о раннем обучении в области безопасности. В работах Г. Пунке подчеркивается необходимость обучения детей безопасному использованию различных устройств, изобретенных человеком, арсенал которых постоянно пополняется. В 1975 г. К. Лихт приходит к выводу о том, что необходимо скорее обучение концептам безопасности, чем правилам. Он выдвинул идею о том, что ясное владение понятиями дает лучший эффект для развития мышления и навыка принятия решения в опасных ситуациях [8]. Лихт придерживался мнения, что обучение в области безопасности должно быть частью других дисциплин, для чего педагогам нужно иметь четкие представления о базовых понятиях безопасности, относящихся к преподаваемой ими области знаний [8].
Аналогичную идею в 1958 г. высказал Х. Стак: «На данном этапе все учителя должны быть учителями в области безопасности, необходимо в ходе обучения обеспечивать инструкциями по безопасности всех учителей» [16, с. 22]. С 1969 по 1978 г. проведено несколько исследований, связанных с обеспечением безопасности при изучении естественнонаучных дисциплин. Среди них работы Ч. Манна по начальной школе, Р. Виркуса – по средней школе и Дж. Бренана – по старшей школе.
В 1973 г. Дж. Ридинг проводил исследования по модификации поведения детей 5 – 9 лет. В 1975 г. Р. Дюкер разработал обучающую программу для детей в области безопасности в качестве пешеходов. Она включала в себя обучение учителей, практику в классе посредством игр, с использованием воссозданных на школьном участке улиц, макетов автомобилей. В 1978 г. В. Йитон и Дж. Бейли реализовали программу, основанную на непосредственных тренировках детей. В этом же году П. Финн приводит доказательства необходимости включения вопросов о гигиене и безопасности труда в учебные программы, чтобы дать учащимся возможность оценить свое здоровье и безопасность при выборе карьеры [2]. В
В конце 1970-х годов оформляется подход, названный «безопасность на основе поведения» (BBS). Проводятся исследования, доказывающие, что по мере увеличения в действиях индивида характеристик безопасного поведения, количество опасных инцидентов снижается. Широкое распространение получает теория перцептуального развития моторных навыков Е. Гибсон (1979).
В 1970-х годах в США проводятся многочисленные исследования в области обучения детей младшего школьного возраста безопасности на дорогах. Среди них работы об эффективных методах обучения детей-пешеходов (К. Кэмерон, 1982; Б. Джона, Дж. Энгель, 1983); о гендерных различиях в поведении пешеходов (К. Ховарт, Д. Рутледж, Р. Репетто-Райт, 1974; Р. Кноблау, Х. Тоби, Е. Шунаман, 1984; Л.Л. Болл, Д. Фарнхилл, Дж. Вангерман, 1984); о влиянии экономических и социальных условий, в которых живут дети на их безопасность на дороге (Ф. Ривара, М. Барбер, 1985); о развитии детского понимания расстояния, скорости и времени (Р. Зиглер, Д. Ричардс, 1979). Исследователи разработали несколько новаторских способов обучения детей в определении безопасных способов деятельности (Д. Ли, Д. Янг, 1987).
Таким образом, уже в 40-х годах ХХ в. в США были разработаны программы обучения в области безопасности, выделены основные задачи, методы обучения, подходы к оценке его результативности. В течение всего прошлого столетия активно развивалось соответствующее направление исследований. Накопленные в данной области опыт и знания представляют собой значительный потенциал, актуализация которого может оказать существенную помощь современным исследователям.
1. Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.). [Текст] / В.В. Гафнер. ФГБОУВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 200 с.
2. Finn, P. Integrating Occupational Health and Safety into the Health Education Classroom // Health Education & Behavior. 1978. P. 312-335.
3. Henig, M.S. (1928). Safety education in the vocational school. National Bureau of Casualty and Surety Underwriters, New York City.
4. Hill, W.F. (1940). A proposed program of safety education for the elementary schools of Arizona. MA thesis, UniversityofArizona.
5. Irwin, L.W. (1944).The Curriculum in Health and Physical Education. C.V. Mosby Company.
6. Judy, W.M. (1932). Accidents & Safety Education In the Industrial Arts Shops of Iowa, Iowa State College, Ames M.S.
7. Laird, D.C.S. (1956). A perceptual approach to the problem of safety for school children. Journal of School Health, 26: 236-244. doi:https://doi.org/10.1111/j.1746-1561.1956.tb04829.x
8. Licht, K. F. (1975). Safety and accidents - a brief conceptual analysis, and a point of view. Journal of School Health, 45: 530-534. doi:https://doi.org/10.1111/j.1746-1561.1975.tb04530.x
9. Malone, H.F. (1946). A Proposed Correlated Health, Physical, and Safety Education Program for Boys in Texas High Schools with Enrollment of Not More Than Two Hundred Fifty Students. MS thesis, North Texas State Teachers College.
10. Miner, F.H. (1930). How to teach safety in the high school. Thesis study, University of Southern California, Los Angeles, California.
11. Payne, G.E. Editorial-Some Reflections on Safety Education. The Journal of Educational Sociology 20, no. 6 (1947): 321-323.
12. Pitcher, L. (1935). A study of safety education in the California secondary school shops with recommendations. MS thesis, OregonStateUniversity.
13. Shallenberger, J.K. (l926). Accident prevention in the school shops. Inch. Arts M., June-Nov.
14. Shotts S.A. (1953). Safety education and practices in Oregon elementary schools. MS Ed thesis. Oregon State University.
15. Spencer, H.H. (1938). The present status of traffic safety in education. MS thesis, Indiana State University.
16. Stack, H.J. (1929). Safety education in the secondary schools. National Bureau of Casualty and Surety Underwriters, New York City.
17. Stopyra, Ch.J. (1950). A study of the health and safety environment, facilities and equipment in the elementary schools of Lawrence, Massachusetts. EdM thesis, Boston University.
18. Telford, M.L. (1930). Physical safety for school children. Journal of School Health, 1: 15-18. doi:https://doi.org/10.1111/j.1746-1561.1930.tb08311.x
19. Vaughn, J. (1928). Positive Versus Negative instruction. National Bureau of Casualty and Surety Underwriters, New York.
20. Veselak, K.E. (1959). Historical steps in the development of the modern school health program. JournalofSchoolHealth, 29: 262-269. doi:https://doi.org/10.1111/j.1746-1561.1959.tb08522.x
21. Vinje, M.P. (1981). Children as pedestrians: Abilities and limitations. Accident. Analysis and Prevention, 13, 225-240.