КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КАЛЛИГРАФИИ И ЕЕ РОЛЬ В ЦЕННОСТНО-КУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены современные подходы к изучению каллиграфии (искусства рукописного письма) с точки зрения ее коммуникативной функции. Воплощая тезис о единстве формы и содержания, каллиграфия исторически формировала традиции их связи и была одним из способов трансляции культурной памяти. Именно поэтому даже после изобретения печатного станка к искусству каллиграфии прибегали для создания государственных документов или при переписывании книг религиозного значения и т.д. Так, каллиграфия связана как с созданием, так и с трансляцией определенных коммуникативных ценностей. Онтологически каллиграфия относится к предметно-символическому пласту культуры, основанному на специфике национально-культурного кода. Она соединяет семантический пласт культуры и визуально-образные ряды, представляя собой одновременно инструмент и способ хранения принципов такого соединения, свойственные именно данной культуре. Отсюда — ее роль в поддержании межличностных и групповых контактов, включая контакты в сфере международных отношений. Причем современный контекст требует учитывать как взаимодействие каллиграфии с новейшими IT-технологиями, так и изменения, которые связаны с перемещением каллиграфии из сферы, обязательной для образованного человека, в область факультативной дисциплины. В статье рассматривается также терапевтическая роль каллиграфии, как и ее востребованность в образовательном процессе. Со ссылкой на новейшие исследования автор отмечает ценность красивого письма для развития мелкой моторики и связанных с ней интеллектуальных способностей, несмотря на попытки современной системы образования дистанцироваться от обязательного развития рукописных навыков. Все это позволяет утверждать, что комплексное изучение коммуникативного значения каллиграфии в культуре нуждается в продолжении.

Ключевые слова:
ценностно-культурные аспекты каллиграфии, коммуникативная функция каллиграфии, традиции каллиграфии, каллиграфия в современном диалоге культур, образный характер восприятия информации, воспитательное и образовательное воздействие каллиграфии на личность, современная межкультурная коммуникация.
Текст

Коммуникация современного типа все больше замыкается на технические средства, компьютерные технологии и другие инструменты, опосредующие прямой личностный контакт.

Список литературы

1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений [Текст] / В.М. Аллахвердов. - СПб., 2001. - 200 c.

2. Байкулова А.Н. Основные тенденции развития официального и неофициального общения [Текст] / А.Н. Байкулова // Известия Саратовского университета. Серия «Филология. Журналистика». - 2014. - № 3. - С. 22-25.

3. Борщевский А. Азбучные истины. Кошерная каллиграфия [Текст] / А. Борщевский. - Иерусалим, 2008. - 21 с.

4. Воевода Е.В. История организации профессиональной языковой подготовки специалистов-международников: от Киевской Руси к Российской империи [Текст] / Е.В. Воевода. - М.: МГОУ, 2010. - 154 с.

5. Глаголев В.С. Ценность личности и её творческий потенциал [Текст] / В.С. Глаголев // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - № 2. - С. 229-234.

6. Громова Т.Н. Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика [Текст] / Т.Н. Громова // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Теория коммуникации & прикладная коммуникация: сб. науч. тр. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - Вып. 1. - C. 43-52.

7. Диденко О.М. Разработка наглядных методических материалов каллиграфических знаков [Текст] / О.М. Диденко, Ю.Ф. Петрушкин // Вестник дизайнерского образования: материалы VII интернет-конференции «Формирование целостной готовности будущих дизайнеров к профессиональной деятельности» / под ред. А. В. Трошкина. - Донецк ДонНУ, 2016. - Вып. 7. - С. 30.

8. Компьютер вместо ручек: американских школьников больше не учат писать от руки [Электронный ресурс] // Russian.rt.com. - 2015. - 1 февр. - URL: https://russian.rt.com/ article/71800/ (дата обращения: 11.05.2017).

9. Почепцов Г.Г. Коммуникация как процесс. Теория коммуникации [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2006. - 656 с.

10. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] / А.П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 271 с.

11. Сикорский Н.М. Книговедение: энциклопедический словарь [Текст] / Н.М. Сикорский [и др.]. - М.: Сов. энциклопедия, 1982. - 664 с. - URL: ht tp://redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s01/e0001906/index.shtml/ (дата обращения: 12.05.2017).

12. Силантьева М.В. Ментально-символическое преодоление барьера «свой - чужой» как основа стратегий освоения инокультурного пространства [Текст] / М.В. Силантьева // Диалог культур и партнерство цивилизаций: XIV Международные Лихачевские научные чтения. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2014. - С. 429-431.

13. Силантьева М.В. Пространственно-временной континуум в синхронных контекстах современных (художественных) практик: возвращение архаики? [Текст] / М.В. Силантьева // Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике. - 2012. - С. 39-47.

14. Слезин В.Б. Лаборатория нейро- и психоневрологии. [Электронный ресурс]. - URL: http://bekhterev.ru/clinika/diagnostika/ funktsionalnaya-diagnostika/sotrudniki.php?ELEMENT_ID=41/ (дата обращения: 11.05.2017).

15. Чесноковская Л.В. Стереотипы в межкультурной коммуникации [Текст] / Л.В. Чесноковская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 4. - С. 91-95. - URL: https://e-koncept.ru/2015/15107.htm

16. Чобитько П. Каллиграфия должна быть обязательным уроком в школе [Электронный ресурс] // Ok-inform.ru. - 2012. - 7 июня. - URL: https://ok-inform.ru/obshchestvo/obrazovanie/69-pjotr-chobitko-kalligrafiya-dolzhna-byt-obyazatelnymurokom-v-shkole.html (дата обращения: 15.05.2017).

17. Шестопал А.В. Межкультурная коммуникация в свете современных модернизационных процессов / А.В. Шестопал, М.В. Силантьева // Межкультурная коммуникация: современная теория и практика: Материалы VII Конвента РАМИ. - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 10-16.

18. Abu-Rabia S., Siegel L.S. Reading skills in three orthographies: The case of trilingual Arabic-Hebrew-English-speaking Arab children [Text] / S. Abu-Rabia, L.S. Siegel // Reading and Writing. -2003. - № 7. - p. 611-634.

19. Bond Gifting, Inc. [Электронный ресурс]. - URL: https:// bond.co/about (дата обращения: 10.05.2017).

20. Chang K.-I. Flow of Qi: System of Real-Time Multimedia Interactive Application of Calligraphy Controlled by Breathing [Text] / Chang K.-I., Lee K.-T., Tsai W.-H., Liao H.-Y.M., Chen T., Hsieh J.-W., Tseng C.-C. // Advances in Multimedia Modeling: 17th International Multimedia Modeling Conference. - Taipei, Taiwan: Lecture Notes in Computer Science: Lecture Notes in Computer Science. - 2011. - P. 432-441.

21. Finland: Typing takes over as handwriting lessons end. Финляндия: уроки письма заменят занятиями по набору текста на клавиатуре [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bbc.com/news/blogs-news-from-elsewhere-30146160 (дата обращения: 10.05.2017).

22. Long-Term Experience of Chinese Calligraphic Handwriting Is Associated with Better Executive Functions and Stronger Resting-State Functional Connectivity in Related Brain Regions [Электронный ресурс]. - URL: http://journals.plos.org/plosone/article/file?idhttps://doi.org/10.1371/journal.pone.0170660&type=printable (дата обращения: 13.05.2017).

23. Postal Service Ready to Deliver Holiday Cheer [Электронный ресурс]. - URL: https://about.usps.com/news/national-releases/ 2016/pr16_091.pdf (дата обращения: 10.05.2017).

Войти или Создать
* Забыли пароль?