ЭТИКО-ПРАВОВАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены основные выводы монографии Н.В. Родионовой «Теория и методология исследования взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями», которая посвящена поиску способов изменения характера экономического развития, переориентации его с количественных стратегий на качественные, социально ориентированные. Обоснован способ решения на основе концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в системах управления, которая оказывает влияние на качество жизни. Для практической реализации данной концепции предложена структура модели этичного «экономического человека» в форме задачи оптимизации удовлетворения потребностей и общий методический подход к формированию этического контекста в системах партнерства предприятия, распределения его дохода и налогообложения.

Ключевые слова:
справедливость, эффективность, этическое сотрудничество, легитимность, консенсус.
Текст

В настоящее время представляется актуальным поиск таких концепций и моделей управления, в которых сочетаются экономические, этические и правовые аспекты управления. Представляемая читателю монография посвящена исследованию этого одного из наиболее актуальных предметов не только экономической, но и юридической науки, – взаимосвязей экономических, этических и правовых аспектов управления. Основным конструктом этих взаимосвязей служит идея справедливости, которая положена в основу концепции монографического исследования.

Суть предлагаемой концепции справедливого управления представляется как наиболее полное удовлетворение обоснованных и согласованных потребностей всех социальных групп предприятия, чьи интересы прямо или косвенно затронуты его деятельностью, на основе достижения максимально возможного уровня этически оправданной ее эффективности, при котором качество жизни кого-либо не ухудшится ни в одном из его аспектов. Для оправдания этичности управленческих решений, обоснованных как эффективные, предлагается использовать принципы справедливости, которые воспринимаются как совокупность согласованных этических требований, зависящих от ситуации и меняющихся с изменением ситуации. Их основные задачи состоят в том, чтобы ослаблять возникающие отрицательные внешние эффекты хозяйствования, снижать необоснованно завышенные трансакционные издержки предприятий и укреплять доверие в деловых отношениях. Управленческая деятельность по идентификации этических проблем, разработке, согласованию, формализации и применению принципов справедливости представляется как институциональная функция этико-правовой фильтрации систем управления. Обосновывается, что с введением данной функции в системы управления предприятиями экономические отношения обретут чувствительность к справедливости.

Жизнь современных людей протекает в многомерном пространстве, измерения которого прилагаются и к хозяйственной деятельности. На ее результаты, наряду с экономическими, сильные влияния оказывают этические и правовые факторы. Взаимодействуя, они порождают синергетические взаимосвязи экономики со всеми сторонами общественной жизни.Эти взаимосвязи способствуют не только повышению эффективности хозяйственной деятельности, но и возникновению этико-правовых проблем. Причем эти проблемы порождаются самим процессом осуществления хозяйственной деятельности.

Так, власть рынка, денег, науки и техники приводит к материализации сознания людей и оскудению их духовно-нравственного потенциала. Попирание нравственных норм в экономике оборачивается обществу колоссальными потерями, размеры которых прогрессивно нарастают. Деформируются и системы управления, в которых обостряются противоречия между формальными и неформальными нормами и правилами. Главная трудность исправления такой ситуации заключается в том, что нарастающий конфликт между экономическими целями предприятий и предъявляемыми к ним этико-правовыми требованиями невозможно ослабить способами, предлагаемыми экономической наукой с ее традиционной моделью «экономического человека». Данный методологический подход нуждается в совершенствовании на основе глубокого понимания взаимосвязи этики, права и экономики. Поэтому с 90-х годов ХХ в. исследователи все чаще прибегают к метаэкономической методологии исследований.

В монографии предпринята попытка совершенствования модели «экономического человека» на основе идеи о взаимосвязи показателей эффективности, качества жизни и справедливости в системах управления предприятиями. Для практической реализации такого методологического подхода в практике управления предприятиями предлагается идея этико-правового рамочного порядка, формируемого в ходе сотрудничества заинтересованных сторон с помощью комплексного применения правового механизма и экономико-математических моделей управления.

Научная и прикладная новизна выводов и рекомендаций, сформулированных в монографии, заключается в разработке этико-правового аспекта теории и методологии управления современными предприятиями, что может представлять интерес для юридической науки.

Предприняты попытки:

  1. совершенствования структуры модели «экономического человека» с тем, чтобы ограничивать несправедливые эгоистические устремления хозяйствующих субъектов [1, с. 61–64]. Предложена методологическая модель этичного «экономического человека», в которой предприятие рассматривается не только как рациональный субъект хозяйствования, но также и как корпоративный институт справедливости, предназначенный:
  • для выявления потребностей всех социальных групп предприятия и их учета при разработке стратегии управления. Прежде чем учитывать выявленные потребности предлагается проводить их этическую фильтрацию на предмет оправдания с помощью принципов справедливости;
  • для согласования и формализации принципов справедливости, учитываемых в оперативном управлении в формах ресурсных ограничений и параметров неизбежных обязательств предприятия перед участниками его деятельности. В экономических моделях принципы справедливости могут применяться для проведения этической фильтрации допустимых вариантов управленческих решений;
  1. систематизации современных концепций справедливого хозяйствования и определения областей их рационального применения [1, с. 75–79];
  2. раскрытия сущности категории «справедливость» в экономическом контексте [1, с. 79–81], которую предлагается рассматривать в двух аспектах:
  • с позитивной точки зрения как выраженное совокупностью принципов требование предоставить всем субъектам хозяйственной деятельности равные права заявления о собственных потребностях и равные возможности их удовлетворения при условиях не причинения вреда кому-либо и обеспечения необходимого, согласованного уровня минимального равенства. Возникают потребности введения правовых процедур согласования этого уровня равенства, размеров санкций за причинение вреда, выработки принципов справедливости, регулирующих возможности реализации конкурирующих интересов, связанных с хозяйственной деятельностью;
  • с нормативной – совокупность разделяемых всеми заинтересованными лицами норм и принципов, оправдывающих допустимый уровень неравенства возможностей в управлении. Для оценки этого уровня необходимо руководствоваться законодательством, определяющим условия получения компромиссного согласия тех, кого касаются принимаемые решения.

В отличие от известных современных концептуальных подходов, в которых сущность справедливости представляется сугубо этическим идеалом межличностных отношений [2–6 и др.], в предлагаемой интерпретации она предстает как совокупность этико-правовых требований, на применение которых получено согласие тех, чьи интересы затрагиваются;

  1. обоснования форм и видов справедливости в системах управления, а также соответствующих им ее функций и принципов [1, с. 93–102]; предложения показателей справедливости в экономическом контексте и областей их применения в экономике [1, с. 107–113];
  2. уточнения сущности эффективности как цели управления в этическом контексте и разработки ее частных показателей, учитывающих этичность хозяйствования (с. 143–157);
  3. разработки методического комплекса для реализации концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в системах управления на предприятиях [1, с. 247–280].

Основными разделами работы являются: введение, пять логически увязанных глав, заключение, библиографический список и приложения [1].

В главе I «Взаимосвязи экономических и социальных факторов хозяйствования» приведены основные характеристики проблемы рассогласования этих факторов; рассмотрены недостатки методов оценки качества жизни с точки зрения учета взаимосвязи этих факторов; выделена связующая роль духовных скреп; исследованы методологические подходы к решению этико-правовых проблем современного хозяйства и определены недостатки модели «экономического человека» при обеспечении исследуемой взаимосвязи факторов; предложена ее модификация – модель этичного «экономического человека»; обоснована целесообразность концептуализации экономических и социальных факторов хозяйствования к категориям «эффективность», «качество жизни» и «справедливость»; выявлены взаимосвязи этих категорий, на основе которых сформулирована концепция управления предприятиями с учетом принципов справедливости; для практической реализации данной системы предложена структура задачи оптимизации удовлетворения потребностей человека.

В главе II «Сущность и показатели справедливости» прослежена эволюция воззрений на содержание категории «справедливость» в периоде от античности до современности, выделены ее ключевые структурные элементы и содержательное основание; представлен критический обзор современных концепций справедливого хозяйствования и обозначены проблемы их реализации; уточнена сущность категории «справедливость» в  экономическом контексте, определены ее формы и виды, функции и принципы, и намечено ее место в системе экономических отношений; особое внимание уделено методам оценки справедливости и выяснению возможности их практического применения в структуре задачи оптимизации удовлетворения потребностей человека; разработаны необходимые для ее формализации характеристики экономической справедливости; произведена классификация социальных показателей, которые могут применяться как показатели справедливости.

В главе III «Сущность и показатели эффективности» выявлены содержательные характеристики категории «эффективность» и основные тенденции их изменения в современном представлении, уточнена сущность эффективности в этическом контексте и установлены взаимосвязи ее принципов с принципами справедливости, освещены результаты сопоставительного анализа современных концепций оценки эффективности, рассмотрены ее традиционные показатели и отмечены их недостатки; предложены частные показатели эффективности, характеризующие этичность хозяйствования; указаны возможности практического применения показателей в задаче оптимизации удовлетворения потребностей человека.

В главе IV «Оценка влияния взаимосвязи показателей эффективности и справедливости хозяйствования на качество жизни в России» предпринята попытка с помощью статистической информации и фактов, полученных в ходе социально-экономического анализа и социологических исследований, установить характер, особенности, причины, остроту и тенденции этико-правовых проблем в экономике России. Приведены фактические доказательства рассогласования взаимосвязей показателей качества жизни, эффективности и справедливости. Показано, что при отсутствии этико-правовых рамок эти взаимосвязи действуют негативно, способствуя ухудшению качества жизни большинства людей и распространению неэтичных методов хозяйствования. Выявлены недостатки действующих систем управления и применяемых показателей.

В главе V «Методические разработки концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в системах управления предприятиями» изложена суть общего методического подхода к формированию этических контекстов в системах управления на предприятии, в основу которых положена модель этичного «экономического человека»; представлен разработанный методический комплекс, включающий методику оправдания этичности управленческих решений на основе согласованных принципов справедливости, методику обоснования удовлетворения потребностей работников предприятия с учетом их предпочтений и общую методику формализации принципов справедливости в задачах оптимизации управленческих решений; на основе этих методик выполнены разработки экономико-математических моделей формирования этических контекстов в системах коммерческого и социального партнерств, распределения чистого дохода предприятия и налогообложения доходов физических лиц. Данные модели представлены в виде структуры задачи оптимизации удовлетворения потребностей человека и рекомендованы как способ получения оправдания этичности управленческих решений, обоснованных как эффективные.

Предложенные в монографии теоретико-методологические разработки могут применяться в практике управления предприятиями. Они позволят расширить возможности для совершенствования функции контроля в управлении, его инструментов и методов, особенно применительно к этическим проблемам экономики. Практическая реализация концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в форме этико-правовой фильтрации систем управленияи управленческих решений позволит ограничивать посредством норм и правил несправедливые эгоистические интересы, обоснованно призывать бизнес к социальной ответственности, находить ресурсы и способы улучшения качества жизни всех.

Предложенные в монографии методические разработки могут использоваться в системах делового партнерства. Коллективное участие стейкхолдеров в разработке и согласовании принципов справедливости повысит прозрачность деловых отношений, а также правовое сознание и законопослушание людей.

  • редложенные рекомендации могут быть интересны не только менеджерам предприятий, но также юрисконсультам, правовым медиумам, исследователям юридической науки.

В монографии раскрыт этико-правовой генезис социально-экономических систем, что расширяет ракурс междисциплинарных исследований с пользой для развития не только экономических теорий, но и юридических, таких как: процессуальная теория,  теории правосудия, рамочных институтов, административного права, контрактов, партнерства.

Для практического решения проблемы, поставленной в монографии, необходимы юридические исследования, результатами которых будут: правовые скрепы и механизмы сотрудничества заинтересованных сторон в цепи «государство – бизнес – общество», способы установления рамок свободы действий и конструирования желаемых правил поведения в экономике; правовые основания системы мотивации социально ответственного поведения в экономике, процедуры переговорных процессов среди заинтересованных сообществ и правовой инструментарий коммуникационных процессов, юридические формы и статусы общественных договоров и соглашений, условия и способы правовой нормализации этических требований, системы контроля их выполнения и санкционирования их невыполнения и т.д.

 

Список литературы

1. Родионова Н.В. Теория и методология исследования взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями [Текст]: монография / Н.В. Родионова. - М.: ИНФРАМ, 2017.

2. Глазьев С.Ю. К стратегии социальной справедливости и развития [Текст] / С.Ю. Глазьев // Инвестиции в России. - 2015. - №9. - С. 16-22.

3. Семигин Г.Ю. Социальная справедливость и право. Основы взаимодействия [Текст] / Г.Ю. Семигин // Социологические исследования. - 2009. - № 3. - С. 72-81.

4. Солидарность и справедливость (развитие социального страхования и судьба его фондов) [Текст] // Человек и труд. - 1994. - №2. - С. 80-87.

5. Сухотин Ю.В. Об эффективности и социальной справедливости социально-экономических процессов [Текст] / Ю.В. Сухотин // ЭКО. - 1997. - № 12. - С. 3-15.

6. Цветков А.Н. Соотношение социальной справедливости и социальной приемлемости при определении уровня оплаты общественных благ Текст / А.Н. Цветков, Д.А. Калачева // Вестник Инжэкона. - 2003. - Вып. 1. - С. 38-42.

Войти или Создать
* Забыли пароль?