ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дано понятие информационно-воспитательной среды, показана важность ее развития в условиях информационного общества. Представлены направления развития информационно-воспитательной среды общеобразовательной организации. Приведен пример использования информационных ресурсов для воспитания информационной культуры личности в МБОУ Одинцовской СОШ №1.

Ключевые слова:
воспитание, воспитание подрастающего поколения, информационно-воспитательная среда, информационная культура личности, Интернет-ресурсы в воспитательных целях.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современная общеобразовательная организация является не только разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей: в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов она становится гибкой моделью инновационного влияния на формирование подрастающего поколения и среды его обитания [5].

Понятие «информационно-образовательная среда» стало применяться в образовательном процессе с начала 21 века, когда информационно-коммуникационные технологии стали активно проникать в образовательный процесс.

В Федеральном государственном образовательном стандарте закреплено следующее определение информационно-образовательной среды: «Это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения» [7, с. 46].

Словосочетание «информационно-воспитательная среда» встречается редко. Чаще говорят и пишут об информационной поддержке воспитательного процесса (Е.В. Виноградова) и организации воспитательной среды в образовательном учреждении (А.В. Беляев, В.С. Безрукова, А.С. Белкин, С.Я. Батышев, И.А. Шаповалов).

Мы понимаем под информационно-воспитательной средой все информационные ресурсы, влияющие на воспитание и развитие личности подрастающего поколения.

Президент России Владимир Путин в приветствии участникам Х Съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ отметил: «Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны» [6].

Каким же будет наше общество? Как правильно воспитать «будущее нашей страны»?

Современный подросток – это совершенно новый тип молодого человека, который родился уже с «телефоном в руке», работа с компьютером и планшетом знакома ему с пеленок, жизнь без гаджетов он уже не может себе представить. Он практически с рождения погружается в информационную среду: телевидение, радио, компьютер, планшет, Интернет…, – и все это влияет на его воспитание. Но ребенок не может фильтровать информацию по качеству, необходимости, полезности. Только общаясь с другими, он понимает, «что такое хорошо и что такое плохо».

В Законе об образовании Российской Федерации дано определение: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, с. 2].

Личностные ценности формируются при взаимодействии ребенка с другими людьми, в его окружении: в семье, творческом и спортивном коллективе, в компании друзей.

Задача взрослых – привить детям любовь к Родине, показать необходимость ее защиты. Нужно не только говорить о моральных ценностях, но и показывать высокоморальные поступки на своем жизненном примере.

В школе уже создана воспитательная среда: книги, стенды, выставки, воспитательные классные часы и мероприятия. Но в наш век информатизации большую роль в воспитании играет Интернет. И чаще всего этот контент несет в себе отрицательные моменты. Ведь родители редко контролируют, на какие сайты заходят их дети, с кем они общаются и на какие темы. К сожалению, наши учащиеся больше всего проводят времени в социальных сетях, где много различных групп антисоциальной направленности.

Поэтому и возникают противоречия между необходимостью Интернета, который несет в себе большое количество доступной информации, необходимой для самообразования и повышения интеллектуального уровня, и негативным влиянием Интернета, т.к. существует информация, оказывающая отрицательное воздействие на ребенка, у которого только формируется психика, происходит становление личности и утверждение морально-этических ценностей.

Необходимо и взрослым: родителям, учителям, – адаптироваться к новым условиям информационного века: найти новые методы и приемы воспитания, переосмыслить уже имеющийся опыт воспитания и, основываясь на нем, развивать новую систему воспитания.

«Информационная поддержка воспитательного процесса образовательного учреждения позволяет расширить информационный ресурс образовательного учреждения», – по утверждению Е.В. Виноградова [2, с. 7].

Информатизация воспитательного процесса позволит сформировать основные информационные взаимоотношения между участниками данного процесса, облегчит сбор, хранение и систематизацию информации, наполнит информационно-воспитательное пространство, влияющее на развитие личности подрастающего поколения, позволит создать единую среду, позволяющую с помощью ИКТ воздействовать на формирование личности обучающегося.

Так же необходимо говорить об информационной культуре личности, что является высоким уровнем развития человека в информационном обществе. Сюда относится умение ориентироваться в повышенном потоке информации, способность анализировать и синтезировать. Развитая личность современного информационного общества, по мнению Айдагуловой А.Р., характеризуется вовлеченностью «в социально-культурный процесс при активном взаимодействии с обществом, культурой и информацией, обладающей вариативным способом мышления и деятельности, психологически, профессионально и нравственно готовой к любым изменениям социально-культурной среды и пространства» [3, с. 10].

Необходимо создать такую модель информационно-воспитательной среды общеобразовательной организации, которая посредством ИКТ будет влиять на развитие социально-культурной личности в условиях информационного общества. Обозначим направления развития новой модели информационно-воспитательной среды в виде блоков.

  1.  Административный блок:
  •  составление и систематизация баз данных об учащихся-воспитанниках: персональные данные, характеристики, информация о достижениях и творческих работах и т.д.;
  •  базы данных нормативно-правовых документов, необходимых для воспитательного процесса и защиты прав всех членов воспитательного процесса.
  1.  Медиа-блок.
  •  видео-, аудиоматериалы, Интернет-сайты для влияния на воспитательные процессы личности, направленные на развитие тех или иных качеств личности.

Здесь могут быть привлечены материалы авторские или созданные учителями и обучающимися. Создание медиатеки воспитательного характера, аудиотеки, каталога Интернет-ресурсов, школьный сайт, сеть сайтов воспитательного характера, созданных педагогами и обучающимися.

  1.  Блок виртуального общения.
  •  создание веб-форумов образовательного характера и организация плодотворного общения воспитанников;
  •  участие в Интернет-конкурсах;
  •  способность к виртуальному общению, содействующему самовоспитанию и самообразованию.

Современным детям просто необходимо привить гуманные нормы поведения, сформировать правильное отношение к таким темам, как терроризм, суицид, экстремизм. Для этого необходимо контролировать деятельность ребенка в Интернете. Нужно не замалчивать увиденное, а обсуждать и выражать отрицательное отношение к подобным материалам, объяснять, что это такое и чем чревато обществу и самому ребенку. Ведь будущее наших детей закладывается сейчас и сегодня. И от того, сколько внимания мы уделяем им, как мы с ними общаемся, зависит развитие их личности и душевных качеств.

Сегодня ключевая задача системы образования – создать психолого-педагогические условия для формирования социально активной гражданской позиции учащейся молодежи в условиях многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства страны, конкретного региона [4]. И немалую роль при этом должна играть информационно-воспитательная среда, ее широкие возможности в плане успешной киберсоциализации детей.

Для этого в нашей школе проводится курс классных часов для учащихся, направленный на безопасность в Интернете, где разъясняются правила общения с незнакомыми людьми, правила регистрации и работы на неизвестных сайтах, не забывая о защите персональных данных. Учителя рассказывают о возможных последствиях нарушения данных правил. Данные занятия позволяют формировать правильное поведение ребенка в глобальной сети, умение защитить себя и свои персональные данные, правильно реагировать на проблемные ситуации в виртуальном общении. На занятиях педагоги также объясняют, что за правонарушения, совершенные в Интернет-пространстве, они несут такую же ответственность, как и в обычной жизни.

Также организуются беседы для родителей, направленные на предупреждение детских ошибок в Интернете и отрицательных последствий родительского попустительства. Родители приучаются к информационным технологиям, как к воспитательным ресурсам, влияющим на развитие личности их детей не менее чем окружающие люди, а иногда даже более.

Так же мы рекомендуем «правильные сайты», которые воспитывают патриотизм, национальную идентичность, прославляют духовно-нравственные ценности. Но, просто гуляя по просторам Интернета, подростки редко задерживаются на таких страницах. Нужно создать условия для поиска необходимой информации и создания собственного творческого проектного продукта с ее использованием. Для этого необходимо привлекать детей и подростков, активно интересующихся информационными технологиями, к творческой и проектной деятельности. Научить их использовать свой интерес и умения в положительном русле.

Курс дополнительных занятий позволит развить уже имеющиеся умения в области информационных технологий, получить новые знания для работы в Интернете. Так, ребята изучают офисные приложения, учатся создавать творческие работы, писать статьи, а так же оформлять их и презентовать публике. Таким образом, в школе издается газета ученического самоуправления «Школьный звонок», на страницах которой они делятся новостями школьной жизни, поздравляют победителей различных конкурсов и соревнований, размещают свои первые стихи и рассказы. Газета помогает продвигать здоровый образ жизни и занятия спортом: ведь так приятно спортсмену, когда его фото красуется на страницах школьной газеты, на стенде школы, на сайте общеобразовательного учреждения. И другие ребята уже хотят быть на него похожими и повторить его успехи. Статьи наших юных журналистов описывают и школьные праздники, восхваляя, возможно, будущих, актеров, которые пока радуют школьную публику своими выступлениями. Так учащиеся применяют свои творческие способности в различных областях, информируют школьную и родительскую общественность о школьной жизни, помогают продвигать положительный образ родной школы.

Несколько занятий посвящены созданию собственных сайтов на воспитательные темы. Учащиеся с удовольствием изучают технологию создания Интернет-страниц, отбирают информацию для них, редактируют и оформляют свои проекты. Так создается воспитательный контент, положительно влияющий на развитие личности и его авторов, и посетителей.

Таким образом, необходимо развивать информационно-воспитательную среду общеобразовательной организации. Нужно так устроить деятельность воспитанников, чтобы они не просто получали информацию, а добывали ее сами, при этом формировали собственное отношение к увиденному или прочитанному материалу. При этом они смогут обсудить волнующую тему с педагогом в Интернет-месседже, высказать собственное суждение на веб-форумах дискуссионного характера, используя интерактивное общение. Что позволяет развивать методы взаимодействия воспитанника и педагога, повышать воспитательное воздействие. Виртуальная среда расширяет возможности воспитательного процесса, продолжая развитие личностных качеств не только во время образовательного процесса, но и во внеурочное время.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013.

2. Наука / педагогика - библиотека научных работ Электронный ресурс: Информационная поддержка воспитательного процесса образовательного учреждения / Виноградов Е.В. автореферат. - Кострома: КГУ, 2009. - 10 с. - URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/296585/d#?page=1 (Дата обращения: 26.06.17).

3. Наука /педагогика - библиотека научных работ Электронный ресурс: Формирование воспитательной медиасреды педагогического вуза / Айдагулова А.Р. автореферат. - Саратов: ФГБОУ ВПО СГУ, 2012. - URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/560579/a#?page=2 (Дата обращения: 30.06.17).

4. Нечаев М.П. Обеспечение преемственности воспитательной деятельности школы в условиях реализации ФГОС НОО и СОО // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 12-16.

5. Нечаев М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды. - М.: АСОУ, 2015. - 152 с.

6. Путин В.В. Приветствие участникам Х Съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. - М., 2014.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?