Тамбов, Россия
Тамбов, Россия
Выделены и проанализированы основные подсистемы инфраструктуры: нормативная и организационная (производственно-технологическая, информационно и экспертно-консалтинговая, финансовая, сбытовая, кадровая), отражен перечень организаций, входящих в эти подсистемы, а также их цели и функции. Рассмотрены и проанализированы статистические данные по численности и выпуску аспирантов и докторантов и основным показателям развития науки региона, на основании чего был сделан вывод о сокращении не только количества кадров, занимающихся научными исследованиями и разработками, но и числа аспирантов и докторантов, выпускающихся из учебных заведений области.
инфраструктура, регион, инновации, инновационная поддержка инфраструктурного комплекса.
DOI: 10.12737/article_5967eb19a02dd2.28091419
УДК: 338.49
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ
Р. А. Коломин1
доктор экономических наук, профессор В. Ю. Лапшин1
1 – ФГБОУ ВО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Для активизации факторов инновационного роста региона необходимо создание предпосылок для формирования благоприятной окружающей инновационной среды, основным структурным элементом которой является инновационная инфраструктура. В статье авторами была рассмотрена инфраструктура инновационной деятельности аграрно-индустриального региона на примере Тамбовской области. Выделены и проанализированы основные подсистемы инфраструктуры: нормативная и организационная (производственно-технологическая, информационно и экспертно-консалтинговая, финансовая, сбытовая, кадровая), отражен перечень организаций, входящих в эти подсистемы, а также их цели и функции. Рассмотрены и проанализированы статистические данные по численности и выпуску аспирантов и докторантов и основным показателям развития науки региона, на основании чего был сделан вывод о сокращении не только количества кадров, занимающихся научными исследованиями и разработками, но и числа аспирантов и докторантов, выпускающихся из учебных заведений области. Несмотря на недостаток высококвалифицированных кадров, Тамбовская область обладает значительным потенциалом для развития. Помимо этого был проведен анализ основных показателей инновационной деятельности и затрат на научные разработки, которые показали изменение структуры финансирования. Наблюдается снижение внутренних затрат на исследования и разработки и значительное повышение доли финансирования за счет средств федерального бюджета. Выделены основные проблемы инновационного развития Тамбовской области: не развитая в целом система инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в регионе, низкий уровень инновационной активности, сокращение числа исследований и разработок новых продуктов и услуг;недостаточный объем финансовых ресурсов, направляемых в сферу исследований и разработок; отсутствие четко налаженной системы взаимодействия власти, науки и бизнеса, что, в свою очередь, ведет к незначительному проценту внедрения научных разработок в производство.
Ключевые слова: инфраструктура, регион, инновации, инновационная поддержка инфраструктурного комплекса.
FEATURES OF FORMATION OF SYSTEM OF INFRASTRUCTURAL SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN AGRARIAN-INDUSTRIAL REGIONS OF RUSSIA
R. A. Kolomin1
DSc in Economics, Professor V. Yu. Lapshin1
1 – Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Tambov State University named after G.R. Derzhavin», Tambov, Russian Federation
Abstract
For activation of factors of innovative growth in the region the creation of prerequisites for formation of the favorable environment the innovation environment are required, the main structural element of which is innovation infrastructure. In the article the authors examined the infrastructure of innovation activity of agrarian-industrial region on the example of Tambov region. Major subsystems of infrastructure are identified and analyzed: regulatory and institutional (industrial-technological, information and expert consulting, financial, marketing, personnel), the list of organizations included in these subsystems is shown, as well as their purpose and function. Statistical data on the number and production of postgraduate and doctoral students and the main indicators of development of science in the region are reviewed and analyzed, on the basis of which the conclusion was made about reducing not only the number of personnel engaged in scientific research and development, but also in the number of graduate and doctoral students, graduating from educational institutions of the region. However, despite the lack of highly qualified personnel, Tambov region has considerable potential for development. In addition, an analysis of the main indicators of innovation activities and expenditures for research and development was conducted, which showed a change in the financing structure. A decrease in domestic expenditure on research and development and a significant increase in the proportion of financing at the expense of the Federal budget are shown. The main problems of innovative development of the Tambov region are revealed: not developed overall system of infrastructure support of innovation activities in the region, low level of innovative activity, reducing the number of research and development of new products and services; insufficient financial resources in research and development; absence of clearly established system of interaction between government, science and business. This, in its turn, leads to a small percentage of introductions of scientific developments into production.
Keywords: infrastructure, region, innovation, innovation support of infrastructure complex.
Усиление позиций и повышение конкурентоспособности российской экономики необходимо осуществлять системно, планомерно и целенаправленно развивая регионы страны. В полной мере реализовать потенциал территории возможно только посредством модернизации его экономики и реализации инновационной деятельности. Необходимо создавать все условия для повышения инвестиционной и инновационной активности [2].
Особенно это актуально для аграрно-индустриальных регионов России, которые не имеют значительных запасов полезных ископаемых. Одним из классических примеров таких регионов является Тамбовская область, расположенная в центре России. Будущее таких регионов, прежде всего, за инновационным развитием [5].
Для достижения данных целей необходимо совершенствование инфраструктуры инновационной деятельности Тамбовской области.
Основной задачей инфраструктуры инновационной деятельности является создание благоприятных условий для инновационного развития региона [11]. Достижение этой цели возможно только благодаря системной работе по многим направлениям: формирование нормативной базы,учитывающей реалии современного рынка, а также сильные и слабые стороны региона; создание и поддержание эффективного функционирования организаций, оказывающих всестороннюю поддержку участникам инновационной деятельности и т. д. [6].
В целом, инфраструктуру инновационной деятельности можно разделить на нормативную и организационную подсистемы [4] (рис. 1).
К нормативной подсистеме можно отнести правовые акты, принятые на территории Тамбовской области и направленные на поддержку и развитие инноваций. Примерами таких актов могу служить:
- Постановление администрации Тамбовской
Инфраструктура инновационной деятельности |
Нормативная подсистема |
Организационная подсистема |
Рис. 1. Составляющие инфраструктуры инновационной деятельности
области от 24.09.2013 № 1057 (ред. от 05.07.2016) «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы»;
- Закон Тамбовской области от 25.04.2003 № 119-З (ред. от 25.07.2012) «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области» (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 25.04.2003 № 458).
В свою очередь, организационная подсистема состоит из:
- производственно-технологической;
- информационно и экспертно-консалтинговой;
- финансовой;
- сбытовой;
- кадровой [7].
- В состав производственно-технологической подсистемы входят:
А. Бизнес инкубаторы:
- Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор;
- Бизнес-инкубатор «Инноватика».
Бизнес-инкубаторы уже функционируют в исследуемом регионе и обеспечивают оказание следующих основных услуг:
- предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора;
- осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;
- почтово-секретарские услуги;
- консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учёта, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
- доступ к информационным базам данных [1].
Б. Согласно Государственной программе Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы» планируется строительство Технопарка «Мичуринский» [6].
В технопарке предполагается наличие следующих подразделений, оказывающих услуги резидентам:
Офисный комплекс – предоставляет офисные помещения членам технопарка;
Информационный центр, основная задача которого состоит в сборе и систематизации в виде базы данных информации касательно спроса и предложения на результаты инновационной деятельности, государственных грантах и заказах; информации о текущих проектах участников технопарка; предоставление накопленных данных внутренним и внешним пользователям;
Сервисные службы (маркетинг, бухгалтерия, консалтинг в области защиты интеллектуальной собственности, привлечение инвестиций и др.);
Учебный центр – разрабатывает и реализует учебные программы с целью подготовки новых специалистов и повышения квалификации действующих сотрудников согласно целям компаний-участников;
Центр сертификации и метрологии – предоставляет услуги по проведению испытаний, сертификации и патентования изделий и разработок, подготовке и оформлении технической документации;
Центр коллективного пользования оборудованием – обеспечивает участников технопарка лабораторным оборудованием, а также способствует взаимодействию с опытно производственным центром, что позволяет компаниям получить доступ к оборудованию, которое они не в состоянии приобрести самостоятельно, а также сократить продолжительность цикла производства опытных образцов.
В. Центр кластерного развития
Основная задача центра – формирование и развитие системы кластеров на территории региона, обеспечение синергии как внутри кластера, так и с внешним окружением. Привлечение необходимых ресурсов (материальных, кадровых, информационных и др.) Обеспечение и защита интересов участников кластера, а также выполнения совместных кластерных проектов.
На территории Тамбовской области можно выделить следующие формирующиеся или действующие кластеры:
- кластер по производству и переработке продукции растениеводства;
- кластер по производству и переработке продукции животноводства;
- кластер социального питания и продовольственной помощи;
- биоэкономический кластер;
- химический кластер;
- кластер по производству альтернативного
топлива;
- машиностроительный;
- легкой промышленности;
- кластер нанотехнологий;
- кластер строительной индустрии;
- рекреационно-туристический кластер.
- Информационно-консалтинговая подсистема представлена:
- Акционерным обществом «Корпорация развития Тамбовской области»;
- Автономной некоммерческой организацией «Тамбовское региональное агентство инвестиционного развития» (АНО «РАИР-Тамбов);
- Тамбовским региональным отделением общественной организации Вольного экономического общества России (ТРО ВЭО России);
- NexiaFinanceGroup Закрытое акционерное общество "Группа Финансы";
- ООО «Профессиональные комплексные решения».
Основные направления деятельности данных организаций:
- осуществление мероприятий с целью развития инновационного и инвестиционного потенциала Тамбовской области, повышения инвестиционной привлекательности региона;
- участие в разработке и сопровождении проектов развития региона, муниципалитетов, в том числе по отдельным направлениям деятельности;
- оказание консультационных услуг в сфере кластерного развития Тамбовской области;
- содействие реализации проектов государственно-частного партнерства;
- консультирование в области бизнес-плани-рования, управления проектами;
- создание системы обслуживания инвесторов по принципу «единого окна» (вся необходимая информация сконцентрирована в одном месте, тем самым исключается необходимость повторного и многократного обращения инвестора, а также гарантируется предоставление услуги в максимально короткие сроки);
- проведение экспертизы бизнес-проектов;
- оказание консалтинговых услуг в сфере продвижения инновационной продукции предприятий Тамбовской области на международные рынки;
- оказание консалтинговых услуг в сфере маркетинговой деятельности предприятий [3;13].
- Финансовая подсистема представлена Фондом содействия кредитованию МСП, Фондом микрофинансирования МСП.
- Сбытовую функцию выполняет Торгово-промышленная палата Тамбовской области.
- Кадровая подсистема: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров.
Анализ деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования показал, что, начиная с 2010 года наблюдается значительное снижение числа аспирантов в высших учебных заведениях области (что связано с сокращением приема в аспирантуру и докторантуру), причем из числа закончивших обучение – только треть защищает диссертацию (табл. 1) [9].
В свою очередь, это приводит к сокращению численности работников, занимающихся фундаментальными исследованиями и разработками (на 4,3 % по сравнению с 2010 годом (в сравнении с 1995 годом сокращение в два раза) (табл. 2) [5].
Однако, несмотря на недостаток высококвалифицированных кадров ,Тамбовская область обладает значительным потенциалом для развития.
В Тамбовской области (табл. 3) затраты на технологические инновации в 2015 г. составили 3417,5 млн р., что на 46 % больше аналогичных затрат за 2014 г.
Таблица 1
Численность и выпуск аспирантов и докторантовв Тамбовской области (с 1990 по 2015 гг.)[1]
|
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов, единиц |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7 |
Численность аспирантов |
117 |
260 |
752 |
919 |
1159 |
677 |
Прием в аспирантуру |
29 |
138 |
278 |
298 |
430 |
192 |
Выпуск из аспирантуры – всего |
24 |
28 |
174 |
226 |
292 |
174 |
в том числе с защитой диссертации |
2 |
4 |
54 |
84 |
101 |
31 |
Число вузов, имеющих докторантуру, единиц |
2 |
4 |
54 |
84 |
101 |
31 |
Численность докторантов |
- |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Прием в докторантуру |
- |
7 |
23 |
32 |
37 |
20 |
Выпуск из докторантуры – всего |
- |
- |
8 |
11 |
12 |
10 |
в том числе с защитой диссертации |
- |
- |
2 |
5 |
2 |
3 |
Таблица 2
Основные показатели развития науки в Тамбовской области (с 1995 по 2015 гг.)[2]
|
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки |
26 |
24 |
23 |
22 |
30 |
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (на конец года), человек |
3234 |
2933 |
2800 |
1665 |
1594 |
Среднемесячная заработная плата одного работника по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки», р. (1990 г., 1995 г. – тыс. р.) |
291,0 |
1590,7 |
5521,4 |
11006,3 |
27096,6 |
Стоимость научных исследований и разработок, услуг, выполненных собственными силами, млн руб. (1990 г., 1995 г. – млрд. р.) |
40,5 |
315,4 |
638,2 |
1164,7 |
3395,3 |
Таблица 3
Основные показатели инновационной деятельности в Тамбовской области(с 2005 по 2015 гг.)3
|
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность (технологические, маркетинговые или организационные инновации), в общем числе обследованных организаций, процентов |
5.5 |
8.2 |
8.5 |
8.8 |
9.1 |
9.6 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, процентов |
4.1 |
3,6 |
4,4 |
3,0 |
6,3 |
6,1 |
Затраты на технологические инновации, млн р. |
131,8 |
871,1 |
2865,5 |
1841,8 |
2341,0 |
3417,5 |
в том числе по источникам финансирования: собственные средства организаций |
98,7 |
732,1 |
2144,5 |
1226,3 |
1985,6 |
3013,7 |
федеральный бюджет |
14,3 |
135,1 |
497,1 |
470,7 |
228,3 |
385,2 |
бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты |
- |
- |
5,4 |
1,7 |
5,1 |
- |
средства внебюджетных фондов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
иностранные инвестиции |
- |
- |
3,1 |
- |
- |
- |
прочие |
18,8 |
3,9 |
215,4 |
143,1 |
122,0 |
18,6 |
Большая часть привлекаемых инвестиций идет на развитие предприятий сельского хозяйства. Так, в списке приоритетных инвестиционных проектов Тамбовской области, требующих поддержки, 95 % направлены на строительство или модернизацию объектов, производящих сельскохозяйственную продукцию. Среди реализуемых проектов 84 % относятся к сфере АПК.
В январе-сентябре 2016 года внутренние затраты на исследования и разработки составили 723,5 млн рублей, что на 46,9 % меньше, чем в аналогичном периоде 2015 года (в ценах соответствующих лет) (табл. 4).
Удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки, профинансированных за счёт средств федерального бюджета составил 40,5 % в общем объёме внутренних затрат, против 17,5 % в том же периоде 2015 года.
Таким образом, к основным проблемам развития инновационной деятельности в Тамбовской области можно отнести следующее:
1. Не развитая в целом система инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в регионе;
2. Низкий уровень инновационной активности, сокращение числа исследований и разработок новых продуктов и услуг;
3. Недостаточный объем финансовых ресурсов, направляемых в сферу исследований и разработок;
4. Отсутствие четко налаженной системы взаимодействия власти, науки и бизнеса. Что в свою очередь ведет к незначительному проценту внедрения научных разработок в производство [10];
5. Недостаточное финансирование учебных заведений региона и как следствие нехватка высококвалифицированных кадров как в области управления инновационной деятельностью, так и в области фундаментальных исследований;
6. Отсутствие четкой системы информационного обеспечения инновационной деятельности, недостаточно эффективная работа действующих организаций, предназначенных для оказания информационных и консалтинговых услуг участникам инновационного процесса [12, 14].
Эти и многие другие проблемы являются препятствием для повышения инновационной активности в регионе [8].
Несмотря на то, что политика Правительства РФ и органов власти Тамбовской области нацелена на мобилизацию ресурсов для поддержки приоритетных направлений развития-инновационная инфраструктура региона еще далека от совершенства.
Таблица 4
Затраты на научные исследования и разработки в январе-сентябре 20164[3]г.
|
Всего |
В том числе по формам собственности |
||||
Федеральная |
Субъектов РФ |
Муниципальная |
Частная |
Смешанная российская собственность |
||
Затраты на исследования и разработки – всего |
768,6 |
407,4 |
2,9 |
2,2 |
85,7 |
270,4 |
в том числе: внутренние затраты на исследования и разработки |
723,5 |
363,9 |
2,9 |
2,2 |
84,2 |
270,3 |
из них: -внутренние текущие затраты |
696,4 |
338,0 |
2,9 |
2,2 |
84,2 |
269,1 |
-капитальные затраты |
27,1 |
25,9 |
- |
- |
- |
1,2 |
Внешние затраты на исследования и разработки |
45,1 |
43,5 |
- |
- |
1,5 |
0,1 |
Внутренние затраты на исследования и разработки за счет средств федерального бюджета |
292,7 |
245,2 |
- |
- |
- |
47,5 |
1,2,3Источник: составлено по даннымТерриториального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области [9].
[3] 4Источник: составлено по даннымТерриториального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области [9].
1. Александрова, А. И. Структура управления инновационной деятельностью [Текст] / А. И. Александрова // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3 (47). - С. 62-65.
2. Бухтиярова, Т. И. Формирование региональной инновационной инфраструктуры: методологический подход [Текст] / Т. И. Бухтиярова, А. В. Дубынина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2015. - № 1. - С. 5-16.
3. Ерыгин, Ю. В. Концепция построения инновационной инфраструктуры в регионе [Текст] / Ю. В. Ерыгин, Е. В. Борисова // Вестник СибГАУ. - 2014. - № 4 (56). - С. 269-275.
4. Лапшин, В. Ю. Приоритетные направления формирования социально-ориентированной модели рынка труда в России [Текст] / В. Ю. Лапшин, И. М. Лапшина // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 4. - C. 90-96.
5. Лапшин, В. Ю. Современные тренды в управлении и организации инновационной инфраструктуры на микроуровне [Текст] / В. Ю. Лапшин, Р. А. Коломин // Лесотехнический журнал. - 2015. - № 4. - C. 266-274.
6. Развитие малого и среднего предпринимательства государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы: постановление администрации Тамбовской области № 1057 от 24.09.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttp://www.garant.ru/hotlaw/tambov/497724/.
7. Соколов, Д. С. Инновационная инфраструктура в современной России: понятие, содержание, особенности [Текст] / Д. С. Соколов, Н. С. Томилина // Инновационная наука. - 2016. - № 1-1 (13). - С. 172-177.
8. Теребова, С. В. Инновационная инфраструктура в регионе: проблемы и направления развития [Текст] / С. В. Теребова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 6 (36). - С. 199-212.
9. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tmb.gks.ru.
10. Чернышев, А. С. Формирование инновационной инфраструктуры в регионах России [Текст] / А. С. Чернышев // Инновации. - 2008. - № 3. - С. 83-86.
11. Innovative Susceptibility in the Regional Innovation System [Теxt] / G. Y. Belyakova, O. N. Vladimirova, A. T. Petrova, A. S. Shchitnikov // Asian Social Science. Published by Canadian Center of Science and Education. - 2015. - Vol. 11. - № 6.
12. Prospective Mechanisms of Peripheral Areas Investment and Innovation Potential Formation [Теxt] / T. V. Karpenko [et al.] // Asian Social Science. Published by Canadian Center of Science and Education. - 2015. - Vol. 11. - № 20.
13. Kashitsyna, T. Strategic Development of the Innovative Infrastructure of a Region [Теxt] / T. Kashitsyna, M. Berkovich // Asian Social Science. Published by Canadian Center of Science and Education. - 2014. - Vol. 10. - № 21.
14. Kaspina, R. G. Small Business Innovation in Russian Universities [Теxt] / R. G. Kaspina, T. V. Yerina // Mediterranean Journal of Social Sciences. November. - 2014. - Vol. 5. - № 24.