Институт физики, технологии и информационных систем (кафедра технологии и профессионального обучения, доцент)
Россия
В статье рассматривается проблема эффективности процесса организации внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся. Автор определяет активное использование электронных ресурсов при организации самостоятельной работы студентов как один из наиболее действенных способов решения данной проблемы в образовательной среде вуза. Описаны педагогические возможности таких интернет-ресурсов, как поисковые системы и каталоги, тематические сайты и порталы, личные сайты (страницы) педагогов, электронные почтовые сервисы, веб-форумы, блоги студентов, студенческие сайты-визитки, облачные сервисы, технологии вики, социальные сети.
электронные ресурсы, самостоятельная работа студента, Интернет-ресурсы, электронный портфолио студента, облачные технологии, вики-технологии.
Современные образовательные стандарты отводят значительную часть учебной нагрузки на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся. Проблема совершенствования содержания и форм организации самостоятельной работы студентов, повышения ее эффективности привлекает пристальное внимание исследователей. Самостоятельная работа обучающихся уже не рассматривается как компонент процесса обучения, способствующий только закреплению пройденного материала. Она понимается как одна из важнейших форм деятельности студентов, являющейся основой для формирования навыков поиска, оценки, отбора информации, основой исследовательской деятельности. Другими словами, самостоятельная работа приобретает роль основного средства индивидуализации образования, базы для овладения студентом социокультурными компетенциями, отражающими способность оперативно добывать знания.
Однако увеличение объема самостоятельной работы студентов зачастую влечет за собой потерю ее качества. Существующие учебно-методические пособия по организации самостоятельной работы студентов в основном включают теоретический блок и список вопросов и заданий для самоконтроля. При этом мало внимания уделяется формированию познавательной активности обучающихся, тренировке навыков поиска и отбора достоверной информации, развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Полностью отсутствует возможность консультации с педагогом и командной работы.
Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в образовательной среде вуза, на наш взгляд, может стать активное использование электронных ресурсов при организации самостоятельной работы студентов.
Создание виртуальной учебной среды, элементный состав которой сформирован из электронных ресурсов, предоставляет большие возможности для полноценной самостоятельной деятельности каждого обучающегося [3, с. 308]:
• различные источники информации;
• быстрое и удобное перемещение по массиву теоретического, справочного, иллюстративного материала;
• создание условий для самостоятельного выбора уровня сложности заданий;
• возможность изучения информации в удобном темпе, проработки сложных моментов несколько раз;
• исследование объектов, явлений, процессов в интерактивном режиме;
• возможность корректировки собственных действий с помощью механизмов обратной связи; и т.д.
Сегодня педагогам открываются широкие возможности использования лицензионных электронных ресурсов в учебном процессе. Однако готовые электронные образовательные продукты, доступные на Федеральных образовательных порталах, ориентированы на уровень начального и среднего (общего и профессионального) образования.
Поэтому при обучении студентов вуза мы считаем целесообразным использовать для организации их самостоятельной деятельности такие Интернет-ресурсы, как:
- поисковые системы и каталоги;
- тематические сайты и порталы в рамках изучаемого материала;
- личные сайты (страницы) педагогов;
- электронные почтовые сервисы;
- веб-форумы;
- блоги студентов;
- студенческие сайты-визитки;
- облачные сервисы;
- технологии вики;
- социальные сети.
В современных условиях универсальным и наиболее широко используемым видом внеаудиторной деятельности стало получение дополнительной информации профессиональной направленности из ресурсов сети Интернет. Студентам предлагается найти решение задачи на тематических сайтах и порталах в рамках изучаемого материала, используя поисковые системы и каталоги [2]. Очевидно, что выполняя подобную работу, студент учится не только добывать сведения, но и отбирать достоверную, полезную и актуальную информацию. Отметим, что самостоятельный поиск и выбор материала ведет к его осмыслению студентом, а это значительно облегчает процесс запоминания. Таким образом, использование данного типа самостоятельной деятельности обучающихся способствует пополнению и систематизации их знаний в рамках получаемой специальности.
Вместе с тем дистанционная работа студента в глобальной сети не всегда оказывается результативной. Это обусловлено основным отличием самостоятельной деятельности обучающихся от аудиторной – отсутствием непрерывного контроля со стороны преподавателя и возможности своевременно оказать помощь, задать верное направление деятельности. Поэтому педагогу необходимо находить альтернативные варианты консультирования студентов по вопросам самостоятельной работы.
Современные сетевые технологии предоставляют широкий спектр возможностей для организации удаленного сотрудничества обучающихся и их преподавателей. В первую очередь речь идет о деловой переписке студентов с педагогами через электронные почтовые сервисы (e-mail). Безусловно, такой тип общения требует соблюдения определенных норм и этики электронной корпоративной переписки. Педагог обязан четко следовать данным нормам и следить, насколько их придерживаются обучающиеся. Таким образом, регулярное консультирование студентов по электронной почте будет способствовать усвоению ими правил деловой коммуникации.
Преподаватель может добиться большей эффективности от электронной переписки с обучающимися, если добавит форму обратной связи на свою личную страницу или сайт. В результате исчезает необходимость записывать электронную почту преподавателя, чтобы задать вопрос или переслать ему выполненное задание, студенту достаточно будет зайти на страницу педагога и отправить письмо через форму. В этом случае послание будет автоматически направлено на e-mail педагога, а ответ придет на почту обучающегося. Правила деловой электронной переписки также следует разместить на странице, содержащей форму обратной связи, для ускорения процесса их запоминания студентами.
Однако электронная почта – не единственный сервис для организации общения в Интернете. Помимо педагогов, консультантами студентов по вопросам профессиональной направленности могут стать специалисты в этой области. Для общения людей, объединенных совместными интересами, в глобальной сети создаются веб-форумы по различной тематике. Существует множество профессиональных форумов, суть которых – обмен знаниями, навыками, опытом. Вопросы, обсуждаемые на форуме, сгруппированы по темам, разделам и категориям, что позволяет быстро найти решение проблемы. В случае если тема еще не поднималась, участник может создать ее и задать свой вопрос. Работа на форуме происходит по определенным правилам, за соблюдением которых следит администратор сайта.
Таким образом, студент, зарегистрировавшись на профессиональном веб-форуме, сможет обсудить со специалистами проблемные или спорные моменты, возникающие в процессе выполнения самостоятельной работы по специальным дисциплинам. Задачей преподавателя становится подбор сайтов и рекомендация их к использованию студентам (список подходящих форумов можно разместить на веб-странице педагога).
Кроме того, навыки корпоративной коммуникации развиваются и вследствие межличностного общения студентов. В последнее десятилетие наиболее популярным средством связи среди молодежи оказались социальные сети. В сети ВКонтакте современные студенты обсуждают все аспекты своей жизни, в том числе и обучение. Сервис социальных сетей позволяет создавать закрытые виртуальные группы для членов конкретного сообщества. Участники такого виртуального коллектива не только делятся новостями, фотографиями, видеозаписями, но и ведут дискуссии по вопросам выполнения самостоятельной работы, обмениваются учебными материалами и своими наработками. Следует отметить, что общение в социальных сетях между студентами осуществляется в свободной форме и не требует соблюдения строгих правил, однако тематика бесед автоматически переводит его на более формальный уровень.
Внеаудиторная деятельность студента может быть тесно связана с созданием и оформлением собственных веб-сайтов. Речь идет о создании портфолио обучаемого. В последние годы создание портфолио как форма самостоятельной работы студентов широко используется в образовательной среде вуза. Очевидно, что в условиях компьютеризации образования электронный вариант оформления портфолио успешно заменяет бумажный.
С. Раве, руководитель Европейского института электронного обучения, определяет электронный портфолио (е-портфолио) как коллекцию достоверных и разнообразных данных (выбранных из большого архива), демонстрирующих достижения индивидуума (или организации) за определенный период времени, отобранных на основе рефлексивного анализа и презентуемых одной или нескольким целевым аудиториям в зависимости от конкретной цели, преследуемой индивидуумом (или организацией) [1, с. 2].
Мы будем понимать под электронным портфолио студента коллекцию творческих, проектных, исследовательских работ студента и результаты его участия в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, прохождения дополнительных курсов, разного рода практик, а также спортивные и другие достижения.
Наиболее удачной формой представления электронного портфолио студента может стать сайт-визитка. Во-первых, технологии создания сайтов позволяют организовать удобный и быстрый доступ к содержимому портфолио с помощью иерархического строения меню сайта. Во-вторых, размещение веб-страниц в глобальной сети Интернет устраняет привязку материалов к конкретному электронному носителю и позволяет получить доступ к портфолио с любого компьютера, имеющего выход в сеть.
Для выполнения сайта-визитки, содержащего электронный портфолио студента, на современном этапе развития интернет-технологий знание языков разметки гипертекста не является принципиальным условием. Существует множество онлайн-конструкторов сайтов с доступным, интуитивно понятным интерфейсом, таких как Ucoz.ru, Jimdo.com, Okis.ru и т.п. [5]
Альтернативной формой оформления электронного портфолио может стать блог, в котором студент сможет размещать актуальные записи о своей будущей профессии, делиться впечатлениями от прохождения практики, дополнять их фотографиями, рассказывать об успехах в учебе и творчестве, давать советы по написанию курсовых и дипломных работ. Для ведения блога достаточно зарегистрироваться на одном из сервисов, например: livejournal.com, Blogger.com, blogs.privet.ru, WordPress.com, а затем добавлять сообщения. Блоги интересны тем, что другие пользователи могут читать их, оставляя свои комментарии, и даже делиться с друзьями, если запись им понравилась.
На наш взгляд, ведение студенческих блогов по специальности и сайтов с портфолио способствует профессиональной самореализации и самосовершенствованию студентов.
В настоящее время в системе высшего образования широко используется такой вид самостоятельной работы, как создание студенческих проектов. Студенты, вовлекаемые в проектную деятельность, образуют рабочие группы, распределяют роли внутри этих групп и создают общий конечный продукт. При этом каждый выполняет свою часть работы под контролем преподавателя. Педагоги, изучающие применение метода проектов в образовании [4], считают, что эффективность формирования коммуникативных умений повышается в процессе совместной деятельности студентов друг с другом и с педагогами. Придерживаясь данного подхода, мы рассматриваем проектную деятельность студентов как одно из важнейших средств развития их коммуникативных и профессиональных навыков.
Сегодня веб-технологии открывают новый потенциал студенческого проектирования – возможность удаленной совместной работы над проектом в режиме онлайн. Такая возможность достигается за счет применения в образовательном процессе облачных технологий – создание проектов на так называемом файловом облаке. Под файловым облаком мы понимаем совокупность серверов, зачастую удаленных друг от друга на большие расстояния, объединенных высокоскоростной сетью и выполняющих специфические задачи. В качестве задач обычно выступает удаленное хранение файлов и использование программного обеспечения в режиме онлайн для создания документов различных форматов. Наиболее популярные облачные сервисы предлагают компании Google и Microsoft. Электронная почта, хранение данных, редактирование документов, средства коммуникации объединяются облачным сервисом и являются доступными для пользователя в окне программы.
Таким образом, выполняя самостоятельную работу над проектом, студенты могут не только хранить файлы удаленно с возможностью коллективного доступа к ним с любых компьютеров, но и создавать и редактировать документ (например, презентацию) совместно и одновременно, находясь у себя дома. Кроме того, сервисы дают возможность оставлять комментарии и общаться по ходу работы, используя чат.
Другим сервисом для студенческого совместного авторства является онлайн-пространство вики. Вики принято называть портал, позволяющий редактировать его содержимое пользователям, не обязательно являющимся создателями сайта. Вики-сайт может быть личным, но, как правило, он открыт для сотрудничества, таким образом, вики-технологии дают возможность развивать документы, размещенные на сайте, с течением времени. Изменения, внесенные пользователями, отслеживаются на отдельных веб-страницах, что позволяет со временем просмотреть весь процесс редактирования.
Вики-сайты раскрывают потенциал для совместной разработки студенческих проектов, предполагающих создание электронных материалов, их размещение и обсуждение в сети Интернет. Кроме того, технологии вики позволяют дополнять ресурсы Web 2.0 результатами собственных исследований. То есть, студент может использовать вики-сайт для поиска материала по тематике самостоятельной работы, но он также имеет возможность записать на этот сайт дополнительную информацию – свои разработки и открытия.
Очевидно, что виды самостоятельной работы студентов, которые становятся доступными педагогу при использовании рассмотренных выше электронных ресурсов, способствуют повышению мотивации обучающихся, их познавательной активности, самосовершенствованию, развитию навыков деловой коммуникации и, как следствие, повышению уровня профессиональной подготовки студентов в вузе.
1. Ravet S. EPortfolio: eStrategies pour des pratiques pedagogiques innovantes [Электронный ресурс] // URL: http://www.eife-l.org/publications/eportfolio/presentations/aurif0106 (дата обращения: 31.05.2017).
2. Ежова Н. М. Возможности и удобство использования поисковых машин в образовательных Internet-системах [Текст] / Н. М. Ежова // Образовательные технологии и общество. - 2012. - № 4. - С. 420-434.
3. Зятева Г. С. Принципы применения цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования информационной культуры студентов технологического колледжа [Текст] / Г. С. Зятева // Актуальные проблемы инновационно-технологического образования: материалы международной научно-практической конференции МПГУ. - М.: МПГУ, 2012. - С. 307-310.
4. Зятева Л. А. Экологическое проектирование - основа выработки безопасного стиля деятельности школьников [Текст] / Л. А. Зятева // Вестник БГУ. - 2010. - № 1. - С. 186-192.
5. Терентьев И. А. Сравнительный анализ популярных русскоязычных конструкторов сайтов [Текст] / И. А. Терентьев, А. Е. Иванова // Вестник МГУП. - 2012. - № 9. - С. 166-171.