ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье отражены современные аспекты экологического воспитания детей и молодежи, сущностные характеристики этого процесса. Представлен проект Программы экологического воспитания детей и молодежи Российской Федерации. Обозначены актуальные формы и методы экологического воспитания. Раскрыты показатели экологической воспитанности школьников.

Ключевые слова:
экологическое воспитание, воспитание экологической культуры, система образования, социализация, технологии воспитания, показатели экологической воспитанности.
Текст

Теоретическое осмысление проблемы экологического воспитания и анализ практики организации этого процесса в системе образования Российской Федерации показали, что эта проблема, несмотря на ее активное многолетнее исследование, чрезвычайно остра и актуальна в связи с неблагоприятной современной экологической ситуацией, а также новыми требованиями к педагогическому процессу, связанному с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольных учреждениях, начальной, основной и средней школах.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., в числе обозначенных основных направлений развития воспитания выделила экологическое воспитание, которое включает «…развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, умений и навыков разумного природопользования, а также воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, нетерпимого отношения к действиям, которые могут принести вред экологии» [2, с. 10].

На современном этапе экономического и социокультурного развития российского общества идея всеобщего экологического образования и воспитания как проблема общенационального и общемирового значения встает предельно остро и является наиболее современной. В целях привлечения внимания общественности к экологическим проблемам 2017 год, согласно указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г., был провозглашен Годом экологии в России.

В документах, определяющих политику страны как в сфере образования, так и в сфере экологии, подчеркивается важность и значимость реализации системы непрерывного экологического образования и воспитания, а также необходимости формирования экологической культуры детей и молодежи.

Экологическое воспитание представляет собой длительный многоаспектный процесс приобщения обучающихся к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирования экологического сознания, воспитания ценностного отношения к природному миру, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, а также осознанного выполнения экологических норм и правил. Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры как нового качества личности, включающего развитое экологическое сознание, эмоционально-нравственное и деятельностно-практическое отношение к окружающей среде.

Как показал анализ состояния экологического воспитания населения, уровень экологической культуры россиян крайне низок. К основным характеристикам современного состояния экологического сознания относятся экологическое иждивенчество, а также дистанционирование большей части россиян от участия в решении экологических проблем, что актуализирует значимость организации экологического воспитания молодого поколения как растущей смены гражданского общества.

Следует отметить, что в образовательных организациях Российской Федерации реализуется определенная система экологического воспитания, которая включает:

•        экологическое воспитание в дошкольных учреждениях;

•        экологическое воспитание школьников в общеобразовательных организациях;

•        экологическое воспитание детей и молодежи в организациях дополнительного образования;

•        экологическое образование и воспитание в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

•        послевузовское образование (получение второго, экологического образования);

•        повышение квалификации в области экологии специалистов, управленцев и других категорий профессионалов;

•        экологическое воспитание населения средствами массовой информации, библиотек, музеев, образовательных центров заповедников, заказников и т.п.

Экологическое образование и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по программам, в основе которых лежит новая концепция воспитания дошкольников с учетом целостного взгляда на природу и понимания места человека в ней. Для дошкольников наиболее актуальными являются такие формы, методы и средства работы, как наблюдение за природными объектами и явлениями; знакомство с фольклором, народными традициями и обычаями; чтение книг, просмотр фильмов и телепередач на экологические темы; экологическая деятельность на открытых площадках – посадка и уход за растениями; организация живых уголков и уход за их обитателями; разнообразная творческая деятельность – рисование, лепка, аппликация, гербарии, поделки из природного материала и т.п.; участие в дидактических, сюжетно-ролевых и творческих сюжетных играх, экологических праздниках.

В системе школьного образования экологическое воспитание реализуется на всех ступенях в урочной и внеурочной деятельности, а также в процессе занятий в системе дополнительного образования.

Наиболее последовательно и логично система экологического образования представлена в начальной школе, где ее основой служит предмет «Окружающий мир». Что касается основной школы, то здесь нет специального курса «Экология», не выстроен в систему междисциплинарный подход, не используются возможности экологизации других предметов, что не отвечает требованиям процесса экологического образования и воспитания. Для старших школьников курс «Экология» не является обязательным предметом для изучения, хотя отдельные регионы вводят данный предмет в учебный курс.

В соответствии с этим результаты, отражающие состояние системы экологического воспитания детей разного возраста, таковы: 90% школьников младших классов получают экологические знания, эти показатели значительно выше, чем у учащихся средних и старших классов. Только 42% обучающихся основной школы получают экологическое образование. На этой ступени основная его доля реализуется через интегрированное обучение. Следует также отметить, что усвоение школьниками научных основ экологического образования происходит в процессе изучения таких предметов, как биология, география, история, литература. В старших, 10–11 классах реализация экологического образования происходит в двух формах. Экология как самостоятельный предмет изучается в профильных классах и в классах с углубленным изучением предметов. В остальных, общеобразовательных классах происходит интеграция экологических знаний в курсы естественнонаучной направленности. Экологические знания учащиеся также могут получить в рамках предпрофильной подготовки: в отдельных элективных курсах и спецкурсах в географо-биологическом, химико-биологическом, медицинском профилях. Особое внимание в организации экологического образования и воспитания уделено практической и творческой экологической деятельности, которая включает элементы исследовательской работы, а также реализацию экологических проектов.

В сложившийся системе экологического образования и воспитания в общеобразовательной школе можно отметить ряд недостатков и проблем:

•        образовательная деятельность в школе ориентирована на подготовку к единому государственному экзамену, который не включает показатели, включающие предметную область «Экология»;

•        структура внеурочной деятельности, особенно в старшей школе, включает в себя, в основном, факультативы, которые готовят школьников к сдаче ЕГЭ;

•        в школьном учебном плане не предусмотрен как обязательный предмет «Экология»;

•        образовательную деятельность начальной и основной школы регламентируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые экологическому образованию и воспитанию уделяют недостаточное внимание.

Согласно исследованию, проведенному по вопросам экологической грамотности школьников старших классов г. Москвы, лишь незначительная часть обучающихся охвачена неформальным экологическим образованием. Работой в кружках экологического профиля охвачена весьма малая доля старшеклассников: 3,6 % – в школе, 8,5% – в учреждениях дополнительного образования, 3,3% – в других организациях (колледжах, вузах, научно-исследовательских институтах, музеях, зоопарках, ботанических садах, заповедниках и заказниках и пр.). Общественные экологические организации охватывают своей деятельностью также небольшую часть детей и молодежи – около 3%. Если вспомнить период становления российского экологического образования в 1970–1980-е гг., практически сто процентов школьников были членами Всероссийского общества охраны природы. Более популярным среди обучающихся (6,8%) становится виртуальное общение в экологических группах в интернет-пространстве.

Следует отметить снижение доли участия юношей и девушек выпускных 11-х классов во всех формах экологического образования и воспитания. Видимо, это связано с усиленной учебной нагрузкой старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ, в которые предмет «Экология» не включен.

В России существует богатый опыт экологического воспитания в организациях дополнительного образования, в которых, помимо традиционных форм работы – практических занятий, экскурсий, природоохранных акций, массовых мероприятий, реализуются и новаторские, инновационные – экологические практикумы с использованием современного лабораторного оборудования; психологические тренинги экологической направленности; деятельность детских и молодежных экологических отрядов; экологический мониторинг состояния окружающей среды; исследовательские экспедиции совместно со специалистами особо охраняемых природных территорий и множество других форм работ. В организациях дополнительного образования реализуются дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучного и туристко-краеведческого профиля.

Таким образом, организация экологического воспитания, которое является обязательным элементом формирования экологической культуры детей и молодежи на всех ступенях образования, важна, актуальна и требует внесения значительных изменений в образовательный процесс учреждений разного типа. Это довольно длительный и сложный процесс, для реализации которого необходимы как теоретико-методологическое обоснование, так и практико-ориентированные исследования.

В 2011 г. учеными Российской академии образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы был разработан документ «Концепция экологического воспитания и модель реализации этой концепции в условиях школы полного дня с целью обеспечения воспитания и успешной социализации обучающихся». В концепции обозначена необходимость формирования и развития системы экологического воспитания детей и молодежи, эффективно формирующей экологическую культуру личности. Акцент в концепции экологического воспитания сделан на развитие у ребенка ценностного отношения к природе, окружающему миру. Основополагающим в концепции является аксиологический подход, и в модели ее реализации представлены именно такие формы и методы, такие технологии, которые формируют у ребенка эмоционально-ценностное отношение к социоприродной среде, а также к себе самому как части природы.

Данная концепция легла в основу проекта Программы экологического воспитания детей и молодежи в системе образования Российской Федерации на 2017–2020 гг. (авторы В.А. Самкова, Е.М. Клемяшова, С.Н. Николаева, Л.Ю. Иванова и др.). В Программе отражена специфика деятельности по экологическому воспитанию в образовательных организациях разного типа, раскрыты задачи, содержание, методическое обеспечение и особенности организации воспитательного процесса, нацеленного на формирование и развитие экологической культуры детей и молодежи.

К основным содержательным линиям программы, которые соответствуют ведущим компонентам экологической культуры и обеспечивают непрерывность и преемственность всех этапов процесса экологического воспитания, относятся:

•        осознание универсальной ценности и целостности природы;

•        освоение норм и правил экологической этики;

•        постижение опыта ценностного отношения к природному миру в культуре народов России;

•        осознанное выполнение норм и правил экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;

•        освоение разнообразных видов практико-ориентированной экологической деятельности по наблюдению, изучению и оценке состояния природной среды, ее охране;

•        осознание социальной значимости экологической деятельности, разработанных и реализуемых проектов.

На отбор содержания в соответствии с целями и задачами непрерывного экологического образования и воспитания и разработку структуры программы повлиял ряд объективных и субъективных факторов, к которым можно отнести возрастные психофизиологические особенности учащихся, ведущий тип деятельности, характеризующий каждую возрастную группу (начальная, основная, старшая ступени); специфика их восприятия и отношения к природной и социальной среде.

В программе обозначены основные направления экологического воспитания: научно-экологическое (биоэкологическое, экологический мониторинг); эколого-этическое воспитание, эколого-правовое, эколого-экономическое, этно-экологическое; эколого-патриотическое; экологическое краеведение и туризм; эколого-эстетическое. Интеграция экологического воспитания с формированием культуры здорового образа жизни предусматривает развитие эколого-валеологического направления.

Акценты и соотношение направлений экологического воспитания меняется на различных возрастных этапах. Следует принять во внимание и то, что экологическое воспитание в образовательных организациях не должно сводиться лишь к нескольким направлениям, а должно быть сбалансированным.

Разработка программы экологического воспитания образовательной организации предусматривала анализ содержания программ различных учебных предметов и курсов и специальных программ, таких как программа духовно-нравственного воспитания, здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности и др. Данный анализ позволил раскрыть потенциал этих программ для развития экологической культуры школьников, а также подчеркнуть системообразующую роль экологического воспитания в целостной системе воспитания образовательной организации.

Программа экологического воспитания состоит из нескольких модулей, охватывающих различные ступени образования.

К основным направлениям экологического воспитания в модуле экологического воспитания дошкольной образовательной организации относятся:

•        формирование ценностного отношения к природе: осознания самоценности и многообразия значений природы, а также ценности общения с природой; осознание взаимосвязи человека и природы, восприятие себя как части природы;

•        развитие чуткости восприятия природы, чувства эмпатии к природным объектам;

•        формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;

•        развитие познавательного интереса к природному миру, осознание зависимости благополучия и красоты объектов живой природы (животных и растений) от здоровой и полноценной среды обитания;

•        осознание того, что чистота и порядок в окружающем предметно-природном мире является критерием его красоты; развитие желания и способности поддерживать порядок и чистоту в окружающей среде;

•        формирование желания сохранять природное окружение, помогать ему, умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

•        развитие умения детей замечать проявления красоты природных объектов и явлений в оформлении окружающего предметного мира, в котором живет человек; знакомство с изделиями народных промыслов (гжель, хохлома, дымковская игрушка и др.), отражающими красоту природы;

•        знакомство детей с разнообразными видами искусства (живопись, скульптура, музыка, литература), отражающими красоту природы, развитие эстетического вкуса;

•        развитие детского творчества, желания воплотить впечатления от красоты природы в собственной творческой деятельности (создание рисунков, поделок, композиций, литературное творчество и др.).

Модуль программы для начальной школы предназначен для организации внеурочной деятельности экологического содержания в 1–4 классах, а также для организации занятий в учреждениях дополнительного образования экологического профиля. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий на природе – на пришкольном участке, в ближайшем парке, у водоема, в лесу и т.п.

Основные задачи, которые позволяет решать данный модуль:

•        формирование и развитие у школьников начальных классов эколого-эстетического восприятия социо-природного мира;

•        формирование понятий и представлений об окружающем природном мире как целостной экологической системе;

•        изучение традиций разных народов, которые отражают отношение человека к природному миру;

•        формирование устойчивого познавательного интереса к окружающему природному миру;

•        развитие у детей представлений о разнообразных способах (формах) познания природы (наука, искусство, религия);

•        формирование элементарных навыков и умений, которые связаны с выполнением учебного исследования;

•        вовлечение воспитанников в социально значимую экологическую деятельность по изучению и сохранению природного мира.

В соответствии с содержательными линиями программы экологического воспитания основное содержание модуля для начальной школы может быть представлено в виде четырех блоков: осознание универсальной ценности и целостности природы; освоение норм и правил экологической этики, культурного опыта восприятия природы и отношения к ней в культуре народов России; осознанное выполнение норм и правил экологически грамотного поведения и образа жизни; освоение разнообразных видов социально значимой практической экологической деятельности по изучению, сохранению и улучшению состояния и социоприродной среды.

Созданию условий для эффективного экологического воспитания младших школьников способствует интеграция социально-педагогического потенциала организаций общего и дополнительного образования, вузов, научно-исследовательских институтов и лабораторий экологического профиля, учреждений культуры (биологические, краеведческие, художественные музеи и выставки, зоопарки), отделов экологического просвещения при особо охраняемых природных территориях (заповедники, заказники, национальные парки), общественных экологических организаций и семьи.

Социально значимый практический опыт учащихся начальной школы формируется посредством реализации разнообразных экологических проектов. К ним относятся исследовательские, творческие, игровые проекты, коллективные творческие дела, сюжетно-ролевые и деловые игры, посещение культурных центров, встречи с представителями различных профессий, имеющих отношение к экологии. Результат такого социального партнерства в процессе экологического воспитания школьников младших классов – совместные просветительские, воспитательные, социально-педагогические, практико-ориентированные программы и мероприятия.

Целесообразно взаимодействие образовательных учреждений с общественными, детско-юношескими и молодежными объединениями, а также с движениями экологической направленности.

Интегрированный, междисциплинарный характер модуля обладает большим воспитательным потенциалом. Его основная воспитывающая функция направлена на формирование у школьников начальных классов осознанной потребности познания окружающего природного мира и своих связей с ним; а также экологически целесообразных интересов, потребностей, норм и правил (гуманного отношения к окружающему природному миру, ко всем живым существам). Воспитание в процессе занятий в рамках данного модуля будет способствовать развитию интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности учащегося начальной школы, эколого-эстетического восприятия, способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию живым существам.

Процесс экологического воспитания в основной и средней школе осуществляется на основе базовых российских ценностей – патриотизма, гражданственности, семьи, здоровья, труда и творчества, науки, искусства, природы. Содержание модуля программы экологического воспитания в основной и средней школе нацелено на воспитание общей культуры гражданина России, ответственного за настоящее и будущее страны, вносящего свой вклад в сохранение ее природных богатств, уважающего народные традиции.

Реализация данного модуля программы способствует освоению школьниками опыта взаимодействия с природным миром и социокультурным окружением, формированию экологической культуры. Цель модуля программы – формирование экологической культуры как культуры ценностного отношения к природному миру, развитого экологического сознания, разумного потребления, деятельности, в основе которой лежит экологический императив, здорового образа жизни.

К основным направлениям реализации модуля программы относятся:

•        формирование у обучающихся мотивационной сферы, основанной на осознании самоценности природы и взаимосвязей в социо-природном мире;

•        овладение обучающимися опытом экологически грамотного и целесообразного взаимодействия с природным миром, в том числе и умением принимать решения в ситуациях морального выбора;

•        формирование у школьников культуры здорового образа жизни, культуры разумного потребления и экологически грамотного поведения в городской или сельской среде;

•        стимулирование у обучающихся процессов самопознания и саморазвития, личностного самоопределения, проектирования индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, помощь в укреплении осознания социальной значимости собственной экологической деятельности, соотнесении собственных возможностей и способностей с запросами и требованиями социального окружения, общества, государства;

•        освоение разнообразных видов социально значимой практической экологической деятельности по изучению, сохранению, улучшению состояния социо-природной среды.

Модули программы экологического воспитания для основной школы (5–9 классы) и средней школы (10–11 классы) реализуются в процессе внеурочной деятельности экологической и естественнонаучной направленностей; в деятельности организаций детских объединений в рамках дополнительного образования детей; в процессе специально организованных мероприятий – экскурсий, практических и лабораторных занятий; полевых экологических практикумов; летних экологических лагерей; праздников, конкурсов, проектов экологической направленности и др.

Для старших школьников в воспитательный процесс включены современные активные технологии – проектные, игровые, кейсовые, тренинговые и т.п. Такие технологии включают комплексные эколого-экономические игры – «Цивилизация», «Голубая планета», деловые игры – «Строим Экоград», «Экологический баланс», практикум решения кейсов «Экологический бумеранг», социально-экологический проект «Шаг за шагом», технология «кейс-study», экологические тренинги, этюды, арт-технологии, современные интернет-технологии и другие формы работы [1].

В организации экологического воспитания учащихся основной и средней школы эффективна практика сетевого взаимодействия общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования и других организаций и учреждений, в арсенале которой широкий спектр информационно-коммуникационных методов, приемов, средств и технологий (например, школьники могут обмениваться файлами с помощью ультрапортативных персональных ноутбуков в сети WiFi или участвовать в дистанционных коммуникационных связях нескольких школ, которые участвуют в глобальном проекте).

Одна из наиболее перспективных и интересных форм сетевого взаимодействия – реализация инновационного проекта «Детская Экологическая Карта России», основой которого является сетевое взаимодействие в интернет-пространстве школьников из различных регионов России. На электронную карту учащиеся из разных городов наносят сведения экологического характера. Это могут быть сведения об экологической обстановке региона, «тревожные сигналы» о неблагополучном состоянии определенной местности. На такой карте могут быть также отмечены и наиболее чистые, экологически безопасные зоны, «экологические ниши», благоприятные для обитания живых существ. Естественно, такая карта – плод серьезной научно-исследовательской деятельности ее составителей – участников сетевого взаимодействия.

Современный образовательный процесс должен быть направлен на познание красоты природы, осознание ее детьми как высшей ценности, развитие способностей воспринимать и чувствовать природу, беречь ее, дорожить ею. Реализации этих задач будут содействовать создание в школе специальной эколого-развивающей среды, наполнение образовательной деятельности нравственно-экологическими идеями, смыслами, насыщение учебно-воспитательного процесса школы специальными методиками, технологиями, разнообразными формами организации деятельности, методами и методическими приемами развития экологической культуры учащихся.

Актуальные формы и методы воспитания экологической культуры позволяют расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, создавать ощущение присутствия в «большом» мире, чувство связи с тем, что находится за пределами школы, ближайшего окружения ребенка. Достижение этой цели возможно благодаря экологизации всех компонентов образовательного процесса школы – целей, принципов, содержания, методов, средств, форм организации.

Целью и результатом процесса экологического воспитания выступает экологическая воспитанность личности. Экологическую воспитанность можно представить как интегральное личностное качество, включающее систему мировоззренческих представлений и взглядов, эмоционально-нравственного отношение к социо-природному окружению и себе самому как части природы, а также опыт творческой экологической деятельности. К основным показателям экологической воспитанности относятся развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности обучающихся.

Научное осмысление сущности процесса экологического воспитания детей и молодежи, реализация системы мер по экологизации образовательного процесса школы – насыщению экологической составляющей учебных предметов, созданию эколого-развивающей среды, внедрению инновационных методов и технологий воспитания, новых форм социализации детей, расширению поля проектной деятельности экологической направленности будут способствовать эффективности научно-педагогической деятельности по экологическому воспитанию детей и молодежи, их успешной социализации, включенности в реальную социокультурную практику.

Список литературы

1. Экологическое образование и воспитание молодежи [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования / В.А. Самкова, Е.М. Клемяшова и др. - М.: ИАЭП, 2016. - 416 с.

2. Электронный ресурс: URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?