АНТИСТРЕССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ ФРГ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Управлять стрессом означает научиться избавлять себя от негативных и болезненных установок, умение держать ситуацию под своим контролем.

Ключевые слова:
управление стрессом, держать ситуацию под контролем, «ранний» стресс, «острый» стресс, «зона комфорта».
Текст

«Кто сегодня до сих пор придерживается мнения, что профессия учителя во всех отношениях остается завидной (безопасной, с хорошей зарплатой и длительными праздниками, с неполным рабочим днем), тот глубоко ошибается. Учитель – это одна из самых стрессовых профессий. Преподаватель в повседневной жизни затрачивает гораздо больше энергии, чем обычный офисный сотрудник. Согласно статистике нет никакой другой профессии, сопоставимой со столь высокой степенью психоэмоциональной нагрузки» [2].

Почему многие учителя страдают синдромом эмоционального выгорания?

Немецкие исследования показывают, что условия труда учителя стали за последние два десятилетия более сложными и напряженными. Профессия учителя рассматривается сегодня, прежде всего, с точки зрения профессиональных отношений. Все чаще невероятные ожидания со стороны учеников, учебного плана, родителей обращены к учителю. В то время как престиж этой профессии в обществе невелик. Многие студенты, узнав о высоком риске для здоровья, спрашивают себя, доросли ли они до этой профессии. Новейшие исследования подчеркивают: чтобы дольше сохранить себя в профессии, учителю необходимо знать, каковы его индивидуальные и социальные ресурсы в отношении профессиональных требований, насколько его организм подвержен стрессу.

Под «стрессом» понимают совокупность всех факторов, которые вызывают напряжение тела вследствие угрозы/давления/принуждения, и проявляются в виде высокого кровяного давления, увеличения частоты дыхания, усиления секреции гормона и активации дополнительных энергий.

Факторы, которые вызывают стрессовые реакции, называются стрессорами. Они бывают разных видов и могут вызывать различные заболевания. Стресс не обязательно должен быть отрицательным. Он вполне может воодушевить спортсмена, учителя или директора школы к достижению максимальных результатов. Необходимо научиться находить здоровый баланс между напряжением и расслаблением.

Прежде всего, вы должны сделать личный стресс-анализ, чтобы выявить для себя особые источники стресса.

Стрессоры окружающей среды:

•            плохой рабочий климат;

•            непривычная среда;

•            переизбыток информации;

•            шум, холод, жара;

•            плохое освещение.

 

Профессиональные стрессоры:

•            слишком высокие требования;

•            отсутствие профессиональной пригодности;

•            отсутствие опыта работы;

•            информационный дефицит – «голод»;

•            непонятные задачи;

•            слишком высокий темп работы;

•            отсутствие отдыха.

 

Индивидуальные стрессоры:

•            неудачи;

•            страх перед задачей;

•            наказания;

•            личные проблемы.

 

Социальные стрессоры:

•            высокая ответственность;

•            отсутствие поддержки и помощи;

•            отсутствие признания;

•            конфликты с начальством.

Стресс есть следствие отсутствия равновесия между фактическими или предполагаемыми требованиями, субъективными способностями. Он проявляет себя как переживаемая сверхнагрузка, угроза (состояние напряжения), которая отражается заметным образом на общем самочувствии учителя [1]. Стресс-результат субъективной интерпретации: одну и ту же ситуацию каждый учитель оценивает по-разному (как вызов/шанс/требование/дополнительная нагрузка). Если бы учителя научились воспринимать напряженные условия преподавательской профессии с положительной стороны, тогда появилась бы у них возможность незаметным образом снять стресс, выступая в роли активного участника процесса, а не одинокой жертвы. Решающими в переживании стресса являются не объективные факторы, а наше собственное отношение к происходящему, умение держать ситуацию под своим контролем.

Быть подвергнутым стрессу означает неумение контролировать ситуацию. Стресс возникает посредством конфликтных ситуаций, выяснения отношений.

Чтобы предотвратить развитие стресса, учитель должен обращать внимание на следующие сигналы-подсказки психоэмоционального уровня [1]:

  1. длительное эмоциональное напряжение оказывает большое влияние на физическое и душевное здоровье, вследствие чего возникает ощущение беспомощности, отсутствие контроля над своим поведением;
  2. настроение колеблется от депрессивного до эйфорического, вследствие чего возникает чувство нервозности, раздражительности, неуверенности;
  3. реакция на окружающих в виде агрессии и недоверия;
  4. снижение работоспособности;
  5. пессимистический настрой по отношению к миру;
  6. преобладающее настроение – депрессивно-негативное;
  7. нарастание страхов (перед постоянными неудачами/болезнями).

На физиологическом уровне существует ряд симптомов «раннего» стресса:

1. головные боли, головокружение, рассеянность, нервозность;

2. мышечное напряжение, боль в спине, плече, затылке;

3. затрудненное дыхание, ком в горле;

4. озноб, потливость;

5. нарушение сна, сердечные боли, боли в груди, проблемы с ЖКТ.

У каждого учителя есть свои способы борьбы со стрессом. Назовем типичные ошибки:

  1. избегать решения проблемы;
  2. попытка «заглушить» проблему;
  3. дистанцироваться от сложившейся ситуации («я не был ответственным за неудавшуюся конференцию»);
  4. решать конфликт с помощью власти и силы влияния.

Выделим эффективные стратегии поведения в конфликте:

  1. поиск социальной поддержки (проговаривать проблему с коллегами);
  2. сглаживание проблемы за счет общественных мероприятий;
  3. коллективное творческое дело, например, организация и проведение мастер-классов по отдельным проблемным ситуациям с целью глубокого анализа и совместного поиска возможных решений;
  4. работа в малых группах на конференции, направленной на избегание стресса («что мы хотели бы изменить в нашей школе?», «что мы можем изменить собственными силами?») [2]

Управление стрессом означает направлять все силы на собственное спасение, целенаправленно изменять свой образ жизни (забота о физическом здоровье, психоэмоциональном состоянии).

Неотложная психологическая помощь при «остром» стрессе заключается в выполнении следующих упражнений в спокойной домашней обстановке [3]:

  1. займите удобное положение, сидя или лежа;
  2. дышите глубоко и равномерно, закройте глаза, обращая свое внимание внутрь себя;
  3. представьте себя в «зоне комфорта» (реальной или вымышленной), запомните это место во всех подробностях (голоса, запахи, окружающую атмосферу);
  4. представьте, что Ваша «зона комфорта» отделена от внешнего мира, Вы, тем самым, находитесь в безопасности, ошущая внутреннюю уверенность и полное спокойствие.
  5. поблагодарите «зону комфорта», придумайте для нее кодовое слово и пароль, чтобы вернуться в это место, когда возникнет необходимость.

Практикуя эти упражнения регулярно, можно научиться избавлять себя от негативных и болезненных установок.

В отличие от стресса гнев есть нечто совершенно иное. Факторы, составляющие его, означают «выход из собственного Я». Гнев увеличивает риск инсульта.

Кто часто злится на других и быстро раздражается, вредит собственному здоровью. Последние медицинские исследования показывают, что сердитые люди более уязвимы к инфарктам.

Успех преподавателя заключается в умении быстро и эффективно устранять мелкие неприятности и решать мирным путем возникшие конфликты. Сотрудники Института человека в Мюнхене предлагают учителю завести дневник, куда нужно записывать свои личные переживания, неприятности и выход из них. В процессе ведения дневника следует ответить на следующие вопросы: что я чувствовал при той или иной неприятной ситуации? как отреагировал на нее? как долго эта проблема волновала меня?

В помощь себе можно воспользоваться методом worst case. Учитель задает себе простой вопрос: что самое худшее, что может случиться? И вдруг он обнаруживает, что на самом деле не все так плохо. Что последствия, которые наступают, не так уж и серьезны, или что проблема вовсе не столь значительна. Это сглаживает напряженную ситуацию.

Психологи говорят о сохранении собственных ресурсов, которые необходимы учителю, чтобы выполнить сложную работу: профессиональная мотивация, способность дистанцироваться, внутреннее спокойствие, чувство удовлетворения жизнью через работу в команде и хорошие социальные контакты.

Профессор Зиланд из университета Люнебурга, опубликовавший несколько статей про высокую занятость учителя, предлагает учителям проводить неделю «приятного дня» в учительской, чтобы мотивировать себя к работе на темы: «Есть еще жизнь после школы!» или «не все школы…»

Профессия учителя – это значительный стресс для здоровья. 30% педагогов страдают от переутомления, невозможности восстановления и чувства бесконечного недовольства собой. Еще 30% жалуются на усталость, безразличие, отчаяние и безнадежность. Это тревожный сигнал, заметила психолог У. Шмидт, которая занимается уже шесть лет профессиональной нагрузкой педагогов в университете Потсдам. В качестве основной нагрузки учителей были названы трудные учащиеся и трудные родители, высокая учебная нагрузка и большие классы.

Часто имеет смысл обсудить свои проблемы с посторонними коллегами. Этот шанс у вас есть, если вы принимаете участие в учительском форуме. Вы сможете анонимно обозначить свою проблему на форуме для дискуссии. В результате чего получите полезные советы и помощь в решении профессиональных задач.

Нельзя забывать про улыбку как средство снятия напряжения.

Улыбка ничего не стоит, но доставляет столько положительных эмоций.

Улыбка длится только мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Улыбка приносит счастье в класс.

Улыбка – лучшее средство от неприятностей и стресса.

Чем чаще будете улыбаться, особенно в период фрустрации и разочарования, тем реже будете подвергаться синдрому эмоционального выгорания.

Не каждый, кто страдает от влияния стресса, подвержен психическому или физическому расстройству. Одним из основополагающих условий для сохранения своего здоровья является собственная установка по отношению к факторам, которые невозможно изменить (например, смена поколений учеников с их новыми проблемами).

Список литературы

1. Linneweh, K. Stress-Kompetenz.Weinheim und Basel 2002

2. Kretschmann, R. Wie man vorbeugt, wie man sich schützt. Stressmanagement für Lehrerinnen und Lehrer. In: PÄDAGOGIK H.7/8, 2003, S. 14-20

3. Hennig, C., Keller, G. Anti-Streß-Programm für optimale Selbstorganisation. Offenbach, 2001.

Войти или Создать
* Забыли пароль?