ИНЖИНИРИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ В ВОДОСНАБЖЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях ГЧП государство выступает в роли особого субъекта экономических отношений, который использует частную форму капитала для формирования необходимой инфраструктуры. Необходимая инфраструктура, в свою очередь, может сформироваться при помощи инновационной экономики, а не экспортно-ориентированной и добывающей экономики. Именно наукоемкие отрасли должны стать двигателем новой индустриализации, и они же должны быть более привлекательными для инвесторов. Инжиниринг служит связующим звеном между наукой и промышленностью. Как самостоятельный вид международных коммерческих операций, инжиниринг есть предоставление одной стороной другой стороне комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, усовершенствованием имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения изделия в производство и даже сбыта продукции. Коммунальная сфера долгое время находилась без внимания со стороны частного сектора по причине традиционной ответственности органов государственной и муниципальной власти, отсутствия долгосрочных тарифных программ, отсутствия законодательно закрепленных конкурсных процедур на право аренды коммунального имущества и ряда других факторов. Объекты коммунальной инфраструктуры входят в число наиболее приоритетных отраслей для реализации концессионных соглашений в Российской Федерации. В коммунальной инфраструктуре основные инфраструктурные проекты связаны с переработкой и утилизаций твердых бытовых отходов, а также развитием систем водоснабжения и водоотведения. Для модернизации отрасли необходим приток инвестиций и компетенций частного сектора, и экономика России заинтересована в развитии механизма заключения концессионных соглашений.

Ключевые слова:
инжиниринг, ГЧП, концессионные соглашения, водоснабжение.
Текст

Инновационный прогресс важен не только в сфере производства, но и для, пожалуй, самого главного комплекса отраслей – жилищно-коммунального хозяйства, особенно в области водоснабжения. Являясь частью общей системы экономики России, сфера ЖКХ может стать катализатором развития всей системы национальной экономики, в то время как потенциал этой отрасли недооценен. В последнее время водный сегмент российского жилищно-коммунального хозяйства начинает пользоваться все большей популярностью у частных предпринимателей. Водоснабжение и водоотведение (далее – ВиВ) находится в сфере социальных интересов и зависит от государства, поэтому деятельность водоканалов и установление «водных» тарифов подлежат государственному регулированию. Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) является основной моделью реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации систем водоснабжения.

Современное состояние отрасли ВиВ в России характеризуется следующими данными:

• в РФ 24 тыс. муниципальных образований, 50% из них имеют перебои с водоснабжением;

• только 71% проб воды соответствует гигиеническим нормам;

• износ трубопроводов по отдельным МО достигает 60%;

• износ оборудования насосных станций – 55%.

С целью реализации накопившихся проблем в ВиВ Водная стратегия РФ 2020 предполагает большие объемы финансирования – 662,4 млрд руб., из которых федеральное финансирование – 480,9 млрд руб., субъектов и местных бюджетов – 114,6 млрд руб., внебюджетные фонды – 66,9 млрд руб. [1].

Необходимо учитывать, что долгое время основной формой привлечения бизнеса в эту отрасль были договоры аренды. Со временем эта форма партнерства государства и бизнеса доказала свою неэффективность, поскольку при модернизации и развитии арендуемых основных фондов ответственность лежит на собственниках данного фонда и не переходит к арендатору, отвечающему только за их эксплуатацию. Кроме того, договоры аренды предусматривают инвестиционные обязательства, что является сдерживающим фактором для их применения. С этой точки зрения концессионные соглашения, как одна из форм ГЧП, имеют преимущества перед договором аренды, привлекая инвестиции со стороны частного сектора.

Актуальность применения концессионных соглашений в российских регионах объясняется следующими факторами:

•          в ряде отраслей инфраструктуры (водоснабжение и теплоснабжение) активно применяются механизмы привлечения частных инвестиций;

•          необходима межведомственная координация в вопросах применения и развития механизмов привлечения частных инвестиций в общественную инфраструктуру;

•          прогнозируемое сокращение бюджетных расходов, в том числе в инфраструктурные проекты.

Чтобы поддерживать и развивать эти позитивные тренды, необходимо активизировать сотрудничество фундаментальной науки и промышленности, создать условия для становления полноценной прикладной науки, которая, в свою очередь, обеспечит создание новых технологий производства и конкурентоспособных конечных продуктов потребления.

Водоснабжение имеет большой потенциал для применения инжиниринговых разработок и технологий, так как представляет собой комплекс действий по водоподготовке, транспортировке и подаче воды конечным потребителям. Инжиниринг в области ВиВ предполагает замену устаревшего оборудования, внедрение технологий, позволяющих снизить водопотребление и оптимизировать водоподачу, а также использование технологии повторного использования воды.

Примеры инжиниринговых решений, применяемых в сфере коммунального хозяйства и реализуемых с помощью концессионных соглашений:

  • переход от центральных тепловых пунктов к индивидуальным. Это поможет обеспечить экономию расхода тепловой энергии и гарантируют соблюдение необходимой температуры +60 °С при подаче горячей воды, а также исключить необходимость транспортировать горячую воду на разные расстояния по изношенным трубам;
  • использование вакуумных испарителей. Они используются для очистки промышленных стоков. Из стоков получают используемый в производстве дистиллят, занимающий малый объем, что значительно снижает затраты на его хранение и утилизацию;
  • бестраншейная технология восстановления старых и прокладки новых трубопроводов. Эта технология предупреждает старение и преждевременный выход из строя подземных инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, не нарушая сложившуюся экологическую обстановку.

Прогресс в такой важной составной части коммунальной инфраструктуры, как ВиВ, связан в первую очередь с развитым нормативно-правовым обеспечением отрасли, которое охватывает достаточно широкий круг условий и ограничений для применения концессионных соглашений в области ВиВ [2–11].

Были внесены изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», вступившие в силу 1 января 2017 г., которые были направлены на стимулирование заключения концессионных соглашений и увеличение объема частных инвестиций в сфере ЖКХ, в первую очередь за счет трансформации действующих договоров аренды в концессионные соглашения.

Документ установил возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, если только часть имущества зарегистрирована в предусмотренном законодательством РФ порядке. При передаче в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения предусматривается обязательное участие субъекта РФ в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения. Закон допускает возможность трансформации договоров аренды объектов коммунального комплекса в концессионные соглашения, если у арендатора права владения или пользования возникли до 1 января 2015 г.

Установлена и возможность увеличения инвестиционных обязательств концессионера по созданию или реконструкции объекта соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором аренды. Это происходит в случае, если такое увеличение обосновано в схеме ресурсоснабжения и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера согласованы в установленном правительством РФ порядке с региональным или местным органом власти, которые осуществляют регулирование тарифов.

Стороной концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отдельные объекты таких систем, не может являться зарубежная компания. Закон определяют особенности осуществления госрегистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимости и на объекты незавершенного строительства.

Основные преимущества концессионных соглашений в коммунальной инфраструктуре представлены в табл. 1.

Таблица 1

Преимущества концессионных соглашений в коммунальной инфраструктуре

Преимущество

Описание преимущества

Отдельные условия

формирования тарифов

для концессионеров

• включение в концессию обязательных условий об объеме и источниках инвестиций;

• установление долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера

Возврат выпадающих

доходов за счет

средств бюджета

В случае:

• изменения долгосрочных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

• изменения необходимой валовой выручки организаций коммунального комплекса;

• изменения долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса

Специальные

преимущества

для концессионеров

в коммунальном секторе

• возможность участия унитарного предприятия в обязательствах на стороне концедента и осуществления им отдельных полномочий концедента;

• возможность нахождения объекта концессионного соглашения у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с федеральными законами «О концессионных соглашениях», «О теплоснабжении» и «О водоснабжении и водоотведении» были утверждены правила дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере ВиВ [8]. Дисконтирование величин осуществляется при определении победителя конкурса на право заключения концессионного соглашения – в отношении: необходимой валовой выручки от поставок товаров и оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) на каждый год срока действия концессионного соглашения; объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, а также в сфере ВиВ на каждый год срока действия концессионного соглашения; расходов концессионера, подлежащих возмещению согласно расчетам на дату окончания. Этот нормативный правовой акт также увеличивает привлекательность участия инвесторов в реализации концессионных соглашений в водоснабжении.

Следует отметить, что проекты ГЧП в сфере ВиВ являются достаточно распространенными в международной практике и традиционно относятся к важнейшим инфраструктурным концессиям. Основной критерий передачи объектов государственной собственности в этих сферах – повышение экономической эффективности их эксплуатации при сохранении социальной направленности, а также их статуса как государственной собственности.

Одна из самых удачных концессий в водоснабжении и канализации реализована в Буэнос-Айресе. На данный момент она остается одной из самых продолжительных в мире. Договор был подписан в декабре 1992 г. По условиям объявленного международного тендера победитель должен был предложить наибольшее снижение тарифов. Тендер выиграл консорциум AguasArgentinas (AA), возглавляемый французской компанией LyonnaisedesEaux-Dumez, предложившей сократить тарифы на 26,9%. В последующие 6 лет концессионер ежегодно вкладывал в строительство и модернизацию свыше 200 млн долл. США (в постоянных ценах 1996 г.). В результате производительность труда была удвоена. Концессия по снабжению водой охватывала территорию, на которой проживало 70% населения города, по канализации – 58%. В короткие сроки были построены новые сети, подключены новые потребители. Качественно возросли показатели эффективности. Потребители получили существенное снижение тарифов и расширение сети водоснабжения и канализации [12].

Аналогичный проект был реализован в 1999 г. в г. Монтерей (Колумбия) с охватом 300 тыс. жителей. Водоснабжение и канализация города были переданы в концессию на 20 лет испанскому консорциуму FCC, частично принадлежащему французскому конгломерату Vivendi – крупнейшему в мире оператору в сфере ЖКХ. Консорциум выиграл международный тендер, предложив тариф на свои услуги на 18% ниже конкурентов [13].

Водный сектор в Нидерландах отличается крайне низкими потерями воды (всего 5%). Основные факторы успеха – совместные с внешними партнерами исследовательские программы, хорошо развитые сети обслуживания, использование некоррозийных материалов при низких рабочих давлениях, высокий уровень автоматизации и контроля, гарантия надежности систем при умеренных тарифах, отказ от хлорирования, высокая собираемость платежей, полный сбор доходов (тарифы на воду составляют примерно 1% доходов средней семьи из четырех человек) [14].

Опыт Франции в реализации концессионных проектов в области инфраструктуры представляет несомненный интерес. Именно во Франции была создана одна из базовых моделей концессии, основой которой является недопущение приватизации концессионером передаваемого по соглашению государственного имущества, а также комплексный характер концессии, начиная от разработки его проекта и заканчивая проведением мероприятий по ее реализации. Производство услуг осуществляется за счет концессионера, при этом он имеет право взимать с потребителей платежи за предоставление этих услуг.

Если говорить о российском опыте, главной отраслью, где реализуются проекты ГЧП, является энергетика, а в частности теплоснабжение. На втором месте – водоснабжение, водоотведение [15]. По данным статистики, на 1 января 2014 г. в области водоснабжения и водоотведения реализуется порядка 30 концессий [16].

По оценкам Центра развития ГЧП, в 2014 г. произошел значительный рост числа концессионных проектов в коммунальной сфере, по предварительным оценкам примерно в 5 раз по сравнению с предыдущим годом.

Примером российского опыта реализации концессионных соглашений в области водоснабжения является подписанное в апреле 2013 г. соглашение между мэрией Перми и ООО «Новогор-Прикамье» о передаче в концессию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Цель заключения концессионного соглашения – привлечение инвестиций в экономику Перми, обеспечение эффективного использования муниципального имущества и повышение качества услуг, предоставляемых потребителям.  Инвестиционные вложения в модернизацию, строительство объектов системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Перми составят более 3 млрд руб. за период до 2022 г. В период с 2023 до 2054 г. в развитие коммунальной инфраструктуры Перми должно быть вложено еще более 8 млрд руб. Передача муниципального имущества в концессию позволит повысить надежность городской системы водоснабжения и водоотведения, а также уменьшить число коммунальных аварий. В итоге повысится качество питьевой воды, подготавливаемой на очистных сооружениях и транспортируемой потребителям. При этом все имущество системы водоснабжения и водоотведения Перми (включая вновь созданное «Новогором-Прикамье» в ходе действия договора концессии) остается в муниципальной собственности, а компании передается только во временное пользование [17].

В 2010 г. было заключено соглашение между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и ООО «Югводоканал» сроком на 30 лет в отношении объектов водопроводно-канализационного хозяйства края. В рамках реализации соглашения ООО «Югводоканал» обязуется осуществить реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства Ейского, Троицкого и Таманского направлений, включая замену оборудования на более энергоэффективное, замену изношенных участков водоводов, проведение работ по повышению качества очистки питьевой воды и повышению качества услуг. В соответствии с планом инвестиций в реконструкцию и модернизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства превысят 7,8 млрд руб. [18].

29 апреля 2016 г. между администрацией г. Великого Новгорода и ООО «ТК Новгородская» подписано концессионное соглашение в отношении системы теплоснабжения и горячего водоснабжения г. Великого Новгорода, находящейся в хозяйственном ведении МУП «Теплоэнерго». По условиям соглашения в течение пяти лет «ТК Новгородская» обязана вложить в модернизацию оборудования 2 млрд руб. Мероприятия по модернизации теплового хозяйства начнутся уже в 2016 г. После истечения срока концессии оно остается в собственности города. Концессионное соглашение заключено сроком на 25 лет [19].

«Вода Ростова» – крупнейший не только в России, но и в Восточной Европе инвестиционный проект в сфере водопроводно-канализационного хозяйства, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства. Он финансируется из бюджетов Инвестиционного фонда РФ, Ростовской области и Ростова-на-Дону и средств инвестора – АО «Ростовводоканал», входящего в группу компаний АО «Евразийский». Стоимость проекта 37 125,45 млн руб. Сроки реализации 2004–2023 гг.

Инжиниринговое обеспечение проекта включает:

  • строительство водопроводных очистных сооружений, водоводов сырой и питьевой воды в северо-западной части г. Ростова-на-Дону;  
  • реконструкцию, строительство и приобретение магистральных водоводов; 
  • строительство и реконструкция сетей водопровода, канализации, очистных сооружений канализации; 
  • реконструкцию насосных станций водопровода и канализации;
  • переход на очистку питьевой воды гипохлоритом натрия вместо сжиженного газообразного хлора в качестве дезинфицирующего реагента; внедрение технологии УФ-обеззараживания воды на ОСВ;
  • внедрение зонального учета с целью сокращения потерь и создание системы дистанционного контроля и управления технологическими и гидравлическими режимами; 
  • приобретение и создание системы автоматического учёта и контроля энергопотребления.

В результате реализации I этапа инвестиционного проекта «Вода Ростова» ликвидированы «болевые точки» инфраструктуры водоснабжения и водоотведения. Объекты реконструкции и нового строительства выполнялись с использованием современных материалов, оборудования и технологий. Вновь созданные объекты модернизации позволили вывести качество оказываемых услуг на новый технологический уровень, обеспечить эпидемиологическую, промышленную и экологическую безопасность работы всех сооружений очистки питьевой воды [20].

В июне 2015 г. между администрацией Волгограда, МУП «Городской водоканал Волгограда» и ООО «Концессии водоснабжения» было подписано концессионное соглашение сроком на 30 лет. Объем инвестиций в течение первых 3 лет составляет 7,1 млрд руб. Общий объем инвестиций до 2044 г. – 58,0 млрд руб.

Актуальные проблемы водоканала г. Волгограда до начала концессионного проекта: высокий уровень износа (более 80%) сетей и сооружений, высокий уровень износа техники и спецтранспорта, высокая энергоемкость оборудования (0,32–0,65 кВтч/куб. м), несоответствие качества очистки стоков установленным нормативам (98,5% нестандарт проб), низкий уровень собираемости платежей (около 88%), высокий уровень потерь воды (38%), персонал и организация, неэффективные стимулы персонала к повышению производительности труда, неэффективная система взаимодействия между подразделениями водоканала.

Основные направления и инвестиций в проект:

•          создание автоматизированной системы учета и управления реализацией воды и стоков с разработкой гидравлической модели;

•          строительство главного канализационного коллектора «Разгуляевский» в Дзержинском и Центральном районах Волгограда;

•          реконструкция станций водоподготовки, водопроводных насосных станций канализационных насосных станций с применением энергоэффективных технологий;

•          строительство новых и реконструкция ветхих магистральных, разводящих и квартальных сетей водоснабжения и водоотведения;

•          внедрение инновационных технологий на очистных сооружениях канализации;

•          создание объектов системы водоотведения в отдаленных городских поселках [21].

Важно, что заключение Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа Город-герой Волгоград является первым опытом применения обновленного концессионного законодательства в сфере ЖКХ такого масштаба (более 1 млрд долл. США). Для целей финансирования проекта ООО «Концессии водоснабжения» в октябре 2015 г. зарегистрировало программу неконвертируемых процентных документарных облигаций, размещаемых путем открытой подписки. Общий объем облигационной программы – 7,5 млрд руб. В декабре 2015 г. ООО «Концессии водоснабжения» осуществило дебютный выпуск облигаций на сумму 1,5 млрд руб. в рамках Программы облигаций. Приобретателями облигаций стали негосударственные пенсионные фонды. Это первый пример выпуска концессионных облигаций в сфере ЖКХ.

Несмотря на имеющийся положительный опыт в реализации концессионных соглашений, как в России, так и за рубежом, в отрасли существует достаточно много препятствий его использования. Одно из препятствий – это высокая раздробленность водоканалов. Для повышения инвестиционной привлекательности необходимо их объединение на уровне региона.

Доступом к централизованному водоснабжению в настоящее время обеспечены 115 млн человек, к водоотведению лишь 89,6 млн человек. Российские системы водоснабжения и водоотведения изношены на 60–70%. Наиболее критические компоненты: головные сооружения, которые производят воду либо очищают стоки и магистральные водоводы. Разводящие сети в некоторых случаях способны выдерживать более длительный период сверхнормативной эксплуатации.

Важно отметить, что инструментарий, находящийся в распоряжении частного инвестора, не позволяет использовать весь потенциал водопроводно-канализационного хозяйства.

Основных причин две. Первая – это договорная модель в виде концессии, которая законодателем выделена как приоритетная. Однако не следует забывать, что современная концессия в отличие от дореволюционной – это наиболее затратный, сложный и высокочувствительный к внешним факторам инструмент. Неслучайно количество конкурсов на заключение концессионных соглашений стремится к нулю. Второй фактор – это тарифы. Несмотря на декларации об установлении долгосрочных тарифов, на практике это не применяется. Ограничения роста тарифов без учета инвестиционной нагрузки являются «стоп-фактором» привлечения частных инвестиций. Большинство водоканалов находится в положении, когда тарифы покрывают постоянные и переменные затраты. В данном случае уместно говорить об арендной модели, когда частный оператор будет отвечать за экономию текущих издержек. У тех водоканалов, которые имеют тарифы на подключение либо ранее установленные инвестиционные надбавки, уместно говорить о долгосрочной аренде с инвестиционными обязательствами. И только те водоканалы, которые имеют в тарифной выручке чистую прибыль, могут рассчитывать на концессию [22].

Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова отмечает, что заложенная индексация роста тарифов на услуги водопроводно-канализационного хозяйства в прогнозе социально-экономического развития (СЭР) не покрывает потребности отрасли на реализацию целей и задач, поставленных государством. Учитывая состояние отрасли, говорить о концессии как единственном инструменте управления отраслевыми предприятиями сложно, так как отсутствует четкая и прогнозируемая долгосрочная перспектива для инвестора [23].

Первая и необходимая задача, заложенная в Концепции развития водопроводно-канализационного хозяйства до 2030 года – это восстановление рентабельности отраслевых предприятий. Для этого, во-первых, надо ввести систему бенчмаркинга, стандартизировать деятельность, чтобы понять количество финансовых средств, позволяющих содержать систему в работоспособном состоянии. Во-вторых, заняться укрупнением и объединением небольших водоканалов, чтобы обеспечить экономическую целесообразность работы системы водоснабжения и водоотведения в маленьких муниципальных образованиях. В-третьих, обеспечить взаимосвязь документов территориального планирования и схем водоснабжения. В-четвертых, разработать четкую кадровую политику, и последнее – отобрать лучшие отраслевые практики и обеспечить их тиражирование.

Несмотря на существующие проблемы в отрасли водоснабжении, концессионные соглашения имеют большие перспективы развития.

Уже к 2015 г. число концессионных соглашений в сфере коммунальной инфраструктуры увеличилось в пять раз. В результате к 1 сентября 2015 г. объявлено более тысячи концессионных конкурсов, заключено 452 концессионных соглашений, принято 5730 долгосрочных тарифных решений. В рамках утвержденных инвестиционных программ запланированы инвестиции: в теплоснабжение – 62 млрд руб., водоснабжение – 35 млрд руб., водоотведение – 32 млрд руб., из них заемных средств – 25%: теплоснабжение – 17 млрд руб., водоснабжение – 8 млрд, водоотведение – 8 млрд руб. В рамках утвержденных инвестиционных программ всего предусмотрено 431 млрд руб. инвестиций, из которых заемных средств около 130 млрд руб. [24].

Прогнозируемые тренды применения концессионных соглашений в коммунальной инфраструктуре в сфере ВиВ:

•          укрупнение объектов на межмуниципальном уровне с последующей передачей «портфеля» объектов единому оператору;

•          значительное увеличения количества сделок.

В сферу ЖКХ сегодня все активнее приходят инвесторы, благодаря предпринятым Минстроем России шагам в развитие  ГЧП. В первую очередь это решение о долгосрочных тарифах. С 2016 г. в обязательном порядке осуществлен переход на долгосрочное тарифное регулирование. Сначала они устанавливаются на три года, а далее – не менее чем на пять лет. В концессии тарифная формула фиксируется на весь срок соглашения. Такая мера способствует увеличению объемов частного инвестирования в отрасль, так как открывает для бизнеса возможность качественного долгосрочного планирования.

Минстрой России рассчитывает модернизировать существующие системы ЖКХ за счет частных инвесторов. Для государства, которое стоит на страже интересов граждан, важно, чтобы услуги в сфере ЖКХ оказывались качественно и бесперебойно, а целевые показатели улучшались. Интерес бизнеса – получение прибыли. Совместить их интересы – значит, привлекая инвестиции в ЖКХ, добиться максимально эффективного управления его объектами в соответствии с ресурсной, технической, энергетической, экономической политикой предприятия, не повышая тарифы в значительной мере. Интерес бизнеса к концессионному соглашению базируется на его стабильности и прибыльности. Тарифы должны компенсировать расходы на модернизацию и обслуживание производственных фондов. Когда рентабельность продаж достигнет 10–15%, тогда и объекты ЖКХ станут привлекательны для частного капитала. 

Однако инвестиции будут неэффективны без инжинирингового обеспечения отрасли – внедрения новых технологий и установки нового оборудования. Это поможет повысить эффективность производства и получить доходность на вложенный капитал [25].

Главная задача государства – создать условия для развития современной, многоуровневой инжиниринговой инфраструктуры. Тем самым завершить переход от традиционной, старой модели инжиниринга к комплексному инжинирингу.

 

 

Список литературы

1. Официальный сайт Ассоциации «Центр развития ГЧП» [Электронный ресурс] // URL:http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp+.pdf

2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572

3. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867

4. Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145984

5. Федеральный закон от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200655

6. Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения» [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177617

7. Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения» (ред. от 15.11.2016) [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162327

8. Постановление Правительства РФ от 03.06.2014 № 510 «Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164122

9. Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 № 748 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания граждан» (ред. от 23.09.2016) [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64488

10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 495 «Об установлении требований к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению» (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88650

11. Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 № 1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155920/

12. Горячий С.А. Государство и рынок: концессии как форма взаимодействия [Электронный ресурс] / С.А. Горячий // электронная версия научного журнала. URL:http://economics.open-mechanics.com/articles/472.pdf

13. Материалы рабочей группы экспертов по тематике «Финансирование воды для всех» Всемирного водного форума [Электронный ресурс] // URL:http://www.cawaterinfo.net/int_org/wwc/pdf/water_for_all_1_ru.pdf

14. Проскурякова Л.Н. Сценарные развилки в сфере водных ресурсов [Электронный ресурс] / Л.Н. Проскурякова. - URL:https://issek.hse.ru/news/146273180.html

15. Ефремова В. Промышленность и инновации [Электронный ресурс] / Валентина Ефремова // электронная версия журнала Коммерсант.ru, 2016. - Вып. 207 - С. 14. -URL: http://kommersant.ru/doc/3137126

16. Официальный сайт РФ для размещения информации о проведении торгов [Электронный ресурс] // URL:https://torgi.gov.ru/index.html

17. Новая Городская Инфраструктура Прикамья торгов [Электронный ресурс] // URL:http://www.novogor.perm.ru/news/2013-04-26-3090

18. Горячий С.А. Концессионная модель организации рынка коммунальных услуг [Электронный ресурс] / С.А. Горячий // электронная версия научного журнала. URL:http://economics.open-mechanics.com/articles/441.pdf

19. Официальный сайт Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру [Электронный ресурс] // URL: http://www.investinfra.ru/monitoring-investinfra/477-monitoring-kontcessii-i-infrastrukturnye-investitcii-4-aprel-2016.html

20. Ростовский водоканал попробует себя в девелопменте [Электронный ресурс] // URL:http://www.vedomosti.ru/realty/articles/2015/07/15/600650-rostovskii-vodokanal-poprobuet-sebya-v-developmente«Концессии и инфраструктурные инвестиции»

21. Официальный сайт Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру [Электронный ресурс] // URL:http://www.investinfra.ru/downloads/RosPromEco_SM.pdf

22. Пузанов Д.В. Инвестиции текут мимо [Электронный ресурс]: электронная версия газеты. - URL:https://rg.ru/2014/01/14/vodosnabzhenie.html

23. Материалы заседания Попечительского совета Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения [Электронный ресурс] // URL:http://raww.ru/pressroom/association-news/190-popechitelskij-sovet-ravv-podderzhal-konczepcziyu-strategii-razvitiya-vodoprovodno-kanalizaczionnogo-kompleksa-rf-do-2030-goda.html

24. Официальный сайт информационного агентства «Наш Маркс» [Электронный ресурс] // URL:http://nash-marks.ru/?p=6778

25. Официальный сайт журнала «Новости GMP» [Электронный ресурс] // URL:http://gmpnews.ru/2013/07/innovacii-napryamuyu-zavisyat-otinzhiniringovyx-kompanij/

Войти или Создать
* Забыли пароль?