сотрудник
Волгоград, Волгоградская область, Россия
В данной статье рассматриваются проблемы управления развитием инвестицион- но-строительного комплекса в Волгоградской области. Проанализировано состояние инвести- ционно-строительного комплекса региона, при- ведено сравнение с общей тенденцией развития инвестиционно-строительного комплекса в России. В качестве решения проблем предло- жены зоны опережающего развития на террито- рии Волгоградского региона, а также рассмотре- ны варианты строительства кластеров в зоне Волгоградской агломерации.
инвестиционно-строительный комплекс, строительство, зона опережающего развития, инфраструктура, кластер, основные фонды, стратегия развития.
Введение
Основной задачей политики в области экономики выступает поиск групп сфер или отраслей, организаций, имеющих потенциал роста. Эта задача может быть актуальна для всех уровней управления [3, 7]. Её решение предполагает формирование программы мероприятий по развитию наиболее эффективных предприятий, потенциальных точек роста. Одним из основных факторов роста экономики в регионе наиболее часто выступает совершенствование строительной индустрии и предприятий, занимающихся сопряжённой с этой отраслью деятельностью.
Развитие инвестиционно-строительного комплекса – ключевой элемент народного хозяйства региона. Он сочетает большое количество субъектов строительной деятельности для решения основных задач планирования в регионе [5, 8]. Эти задачи связаны с повышением уровня жизни населения региона, развитием инфраструктуры производственного и непроизводственного назначения, а также с поиском финансовых возможностей для территориального развития региона. Именно поэтому актуальность разработки характеристик и выявление проблемы инвестиционно-строительной отрасли повышается с каждым годом.
Постановка и исследование проблем
Понятие «инвестиционно-строительный комплекс» очень широкое. Оно может включать совокупность многих сфер и отраслей, которые определяют создание и увеличение фондов организации. К таким отраслям могут относиться организации, занимающиеся выполнением проектных и подрядных работ, инвестиционное машиностроение, предприятия по выпуску строительных материалов [6]. К ним относятся поставщики спецоборудования и сырья, снабженческие посредники и предприятиях социально-бытового назначения. Центральным звеном данной структуры выступает капитальное строительство, выступающее отраслью общественной экономики. Это конечное звено использует результаты производства всех предшествующих отраслей. Оно позволяет превращать материальные средства и запасы в основные фонды. Форма капитальных вложений используется для инвестирования в основные фонды [2, 13].
Для адекватного реагирования на постоянный рост запросов заказчиков инвестиционно-строительный комплекс должен иметь внутреннюю гибкость, которая позволит проводить быстрые изменения технологий, организационных структур, методов принятия решений в области управления. Достижение внутренней гибкости обеспечивается с помощью внутриорганизационной координации. Быстрый перевод технологических ресурсов комплекса из одних зон в другие может быть достигнут с помощью эффективного управления [4, 10]. Рассмотрим состояние инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации, Центрального и Южного Федеральных округов в последние годы.
Рис. 2. Наличие основных строительных машин (экскаваторы одноковшовые) в Центральном Федеральном округе
Источник: http://www.gks.ru [15].
Данный рисунок наглядно отображает системную проблему, тормозящую развитие строительного комплекса не только в Центральном Федеральном округе, но и в России в целом. Необходимо выделить некоторые проблемы, приводящие к снижению темпов инвестирований в строительную индустрию Волгоградской области [1]. Первая из проблем — недостаточное обновление основных фондов, а также высокий уровень износа строительных машин, оборудования. Согласно данным Росстата, уровень износа основных производственных фондов составляет от 45 до 60% в зависимости от региона страны. Волгоградская область относится к регионам с высокой степенью износа техники: износ транспортного парка организаций составляет по экскаваторам — до 50%, бульдозерам — от 50 до 55%, скреперам — от 50%, передвижным кранам — от 50%. Это составляет проблему, поскольку высокий уровень физического и морального износа фондов напрямую влияет на эффективность строительного производства. Другой стороной данной проблемы следует считать парк строительной техники и повышение темпов его сокращения. Данная проблема приводит к снижению производительности труда и увеличению сроков строительства. Следует отметить и недостаточность малой механизации, что негативно сказывается на работе строительных предприятий. Выделенные проблемы снижают динамику инвестиций в строительную отрасль [14].
Отсутствие тесных связей между субъектами инвестиционно-строительной деятельности снижает эффективность деятельности, замедляет скорость коммуникационных связей между участниками инвестиционной деятельности. Чтобы обеспечить высокую производительность деятельности, предприятиям необходимо обеспечить устойчивые связи. Это может быть достигнуто только с внедрением нового подхода к инвестиционно-строительной деятельности.
Существенной проблемой выступает сложная ситуация в жилищно-коммунальной сфере. Согласно данным Росстата, площадь аварийного и ветхого жилищного фонда составляет 93,3 млн м2.. Данный показатель обусловлен проблемами в обслуживании жилищного фонда, от которого зависит также износ домов.
Еще одной важной проблемой инвестиционно-строительного комплекса региона является слабое развитие предприятий строительной индустрии. Несомненно, влияние оказал экономический кризис, который определил трудное финансовое положение компаний не только строительной отрасли. Требуются модернизация компаний, объединение усилий, ресурсов, финансов для создания эффективно действующей системы [7].
Рассмотрение основных направлений решения исследуемых проблем
Необходимость модернизации строительного комплекса повышается с каждым годом. Она позволит повысить качество и увеличить объёмы строительства — жилого, социального и производственного назначения, а внедряемые передовые технологии и научные разработки будут способствовать этому. Для решения данного вопроса, в частности в Волгоградской области, ведущие ученые-экономисты региона разработали стратегию развития Волгоградской области до 2025 г.
Стратегия позволяет определить направления развития Волгоградской области в долгосрочной перспективе, она основана на выделении приоритетных кластеров и выявлении точек экономического роста региона [11]. Такая стратегия предполагает партнёрство государства и бизнеса. Для достижения намеченных Стратегией целей необходимо выделить задачи, которые позволят создать динамично развивающуюся и конкурентоспособную экономику. К этим задачам можно отнести: совершенствование отраслей по добыче природных сырьевых ресурсов, а также их глубокую переработку; модернизацию промышленных производств и повышение их эффективности; совершенствование агропромышленного комплекса. Также следует отметить развитие транспортной и инженерной инфраструктур и охрану экологической безопасности, которая может быть достигнута с помощью введения новых технологий.
Стратегия развития Волгоградской области предусматривает развитие четырех зон. Эти зоны опережающего развития региона определяют точки роста. Именно инвестиции, направленные в данные зоны, могут иметь достаточную эффективность. Были определены зоны, выделенные на основе специализации.
- Создание крупной городской агломерации — Волгоградская агломерация (г. Волгоград).
- Разработка месторождений полезных ископаемых — Промышленная зона (г. Котельниково).
- Разработка месторождений полезных ископаемых, создание лечебно-оздоровительных местностей и курортов — (Эльтон).
- Создание текстильного и швейного производства — Камышинский текстильный кластер (г. Камышин).
Наглядно данные зоны выделены на карте Волгоградской области (рис. 3).
Рис. 3. Зоны опережающего развития Волгоградской области
Источник: http://vygodazdes.ru, доработка авторов
Агломерация в г. Волгограде по проекту должна представлять территориально-экономическую интеграцию, состоящую из взаимосвязанных по функциональному принципу городов Волгограда, Волжского, а также районов Среднеахтубинского и Городищенского. Интенсивные хозяйственные, транспортные, трудовые, информационно-управленческие и рекреационные отношения, а также функциональная расположенность зон позволят создать эффективно действующую городскую агломерацию. Сердцем агломерации выступит г. Волгоград — крупный промышленный центр, включающий транспортные и логистические узлы [12].
Решение данной проблемы предполагает формирование жилищно-строительного кластера. Понятие «кластер» включает объединение организаций, занимающихся выполнением проектных и подрядных работ, организаций строительной индустрии для увеличения широты, размера и охвата строительства. В состав данного кластера могут входить подрядные организации, специализирующиеся на возведении как многоквартирных домов, так и занимающиеся индивидуально-жилищным строительством, организации по разработке природного сырья, предприятия, выпускающие стройматериалы и иные промышленные объединения, а также страховые и кредитные компании [6]. В границах Волгоградской агломерации можно выделить кластеры, представленные на рис. 4.
Рис. 4. Характеристика кластеров Волгоградской области
Источник: Разработка авторов.
Мы предлагаем выделить четыре кластера на территории Волгоградской агломерации:
1. Индустриально-промышленный кластер — предполагает модернизацию существующих производств и возведение нового. Строительство кластера предложено выполнить в южной части г. Волгоград, а также промышленной зоне г. Волжский. Предлагается создать промышленный кластера на основе существующего предприятия ОАО «Волжский трубный завод». Данное предприятие специализируется на производстве бесшовных труб, активное продукция завода используется в нефтегазовой, нефтехимической, автомобильной промышленности.
История завода началась в 1968 г., тогда основной продукцией завода были сварные трубы большого диаметра. Модернизация завода произошла в 2001 г. Тогда завод увеличил свои производственные мощности, расширил ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции. Но проводимая модернизация завода отразилась только на его внутренней структуре, и эффективность поставок данного предприятия недостаточная. Поставки выпускаемой продукции завода производятся не только по территории России, но и в страны ближнего и дальнего зарубежья, однако логистическая система завода не справляется с объёмами производства, нуждающимися в сбыте. Мощность завода составляет более 1000 тыс. т горячекатаных труб в год и более 900 тыс. т стали в год. Чтобы реализовать такую мощность, необходим транспортно-логистический центр, функциями которого будут обработка и хранение продукции, упаковка грузов. Также в его компетенции войдут таможенное оформление грузов и информационное обеспечение [5].
Совершенствование выпускаемой продукции, а также ее адаптация к изменяющимся рыночным условиям невозможны без научно-исследовательского центра. В организационной структуре завода уже существует научно-исследовательская лаборатория. Однако создание научно-исследовательского института будет рациональным решением данного вопроса. Также в составе кластера предусмотрена жилая зона — многоквартирные дома в шаговой доступности от завода для семей работников предприятия. Дело в том, что штат предприятия состоит из десяти тысяч сотрудников. Жилая зона вблизи завода решит проблему пространственной удалённости завода. Создание данного кластера будет эффективным решением для всего индустриально-промышленного комплекса города.
2. Транспортно-логистический кластер — предполагает строительство автомагистрали, в обход г.Волгограда, которая связывает магистрали федерального назначения и города Саратов, Москва, Ростов-на-Дону, Элиста и Астрахань. Необходимо отметить, что первостепенным и стратегическим значением для совершенствования транспортной системы Волгоградской области будет строительство объездной магистрали. Её строительство планировалось еще в 19990-е гг., однако, намеченные планы не были реализованы. Прокладка магистрали в объезд города имеет большое функциональное значение. Введение в оборот нескольких десятков тысяч гектаров с сопутствующей инфраструктурой и дорожно-сервисными предприятиями поможет эффективнее использовать транспортно-логистическую систему в Волгоградской области [7]. В чём преимущества данного кластера? Реализация данного проекта позволит вывести поток транспорта из г. Волгограда, тем самым будет снижаться загруженность дорожной сети Волгограда. Следует также отметить снижение автомобильного шума в городе, тем самым население города сможет жить в более комфортных условиях.
3. Туристско-рекреационный кластер — строительство предполагается на базе парка «Волго-Ахтубинская пойма». Данный природный парк — особо охраняемая природная территория и имеет выгодное расположение на левом берегу р. Волга. Парк располагается в северной части Волго-Ахтубинской поймы. Данный парк - находка для ценителей истории и культуры, жители нашей страны со всех уголков России приезжают в природный парк, чтобы провести свой отдых. В природный парк также организованы туристические поездки из разных городов нашей страны, а также из-за зарубежа. Рекреация в природном парке сформирована таким образом, чтобы не только обеспечить отдых туристов, но и максимально сохранить рекреационные ресурсы.
Рекреационные ресурсы в природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" составляют территории, которые пригодны для осуществления рекреационного отдыха. К таким занятия относят отдых у воды, в лесу, а также экскурсионные поездки. Предлагается создать туристско-рекреационный кластер на базе природного парка, в который войдут экскурсионные площадки, гостиница для туристов издалека, временная база отдыха, береговая зона отдыха, а также столовая. Данный кластер сможет обеспечить дополнительный приток туристов, создаст благоприятные условия для их размещения, проживания и полноценного отдыха.
4. Инфраструктурная поддержка бизнеса — предполагает возведение бизнес-центра международного значения. Данный кластер будет построен на базе Волжского интермодального терминала. Интегрирование технологических и организационных инфраструктур бизнеса позволит возвести международные научно-деловые центры, профильный и отраслевой бизнес-инкубаторы, выставочные и сервисные комплексы. Данный кластер включает не только технопарк, предусмотрена зона обслуживания пассажиров, выставочно-рекреационный и торговый центры [4]. Для осуществления эффективного мониторинга планируется создать центр финансово-кредитного содействия.
Реализация концепции кластеров в строительной отрасли предполагает взаимосвязь корпоративных структур, инвестиционных, посреднических, научных, учебных и общественных организаций Волгоградской области.
Заключение
Инвестиционно-строительный комплекс в г.Волгограде занимает важную позицию не только в Волгоградской области, но и во всём Южном Федеральном округе. У него много недостатков: отсутствие тесных связей между субъектами инвестиционно-строительной деятельности, наличие проблем в жилищно-коммунальной сфере, слабое развитие предприятий строительной индустрии.
Экономический кризис обусловил нехватку инвестиций, приостановку некоторых строительных проектов. Однако строительная отрасль способна двигать систему вперёд и развиваться. Снижение темпов и объемов строительства выступают временным явлением. Именно развитие кластеров на территории Волгоградской области способно укрепить строительный комплекс региона и оказать прямое влияние на его стабилизацию [5].
Не только Волгоградский регион нуждается во внедрении кластерного подхода, но и вся национальная экономика России. Применение кластерного подхода в инвестиционно-строительной деятельности сможет обеспечить рост внутреннего регионального рынка. В перспективе кластерный подход в Волгоградской области открывает возможности для укрепления её конкурентоспособности, поскольку кластерная структура создаст положительный эффект не только для субъектов кластера, но и для региона. Данный эффект проявляется в снижении безработицы, росте заработной платы, активизации предпринимательской деятельности. Кластерные структуры позволят повысить благосостояние населения региона, ускорить региональный научно-технический прогресс, совершенствовать региональную экономическую систему. Кластеры смогут объединить обособленные строительные компании и организации, это будет способствовать повышению эффективности деятельности, улучшит работу инвестиционно-строительного комплекса в регионе.
1. Асаул А.Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система // Экономика строительства. 2004. № 6. С. 16-25.
2. Андреева Е.О., Борисова Н.И. К Вопросу об энергосбережении в современном архитектурно-строительном комплексе // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 39. С. 117-122.
3. Ашнина Ю.А., Борисова Н.И., Борисов А.В. Оценка состояния строительной отрасли на уровне современного города //Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-2 (69-2). С. 922-925.
4. Ашнина Ю.А., Борисов А.В., Борисова Н.И. Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 39. С. 177-183.
5. Борисова Н.И., Борисов А.В. Проблемы и перспективы применения энергосберегающих технологий в строительном комплексе Волгоградской области // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 13-2. С. 25-31.
6. Борисова Н.И., Борисов А.В. Глобальные и региональные аспекты современного развития экологического строительства // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 1 (09). С. 19-27.
7. Иншакова О.В. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2010-2025 гг.). Волгоград, 2010. С. 132-139.
8. Борисова Н.И., Борисов А.В. Проблемы повышения энергоэффективности российских городов в новых инновационных экономических условиях. В сборнике: Актуальные проблемы внедрения энергоэффективных технологий в строительство и инженерные системы городского хозяйства Материалы II международной научно-практической конференции. 2015. С. 13-18.
9. Максимчук О.В., Першина Т.А., Голикова Г.А., Борисова Н.И., Ивашова С.И. Концепция управления энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве: системный подход: Монография. Волгоград, 2015.
10. Митенев В.В., Кирик О.Б. Кластер как фактор развития экономики / В. В. Митенев // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2006. № 34.
11. Онищенко М.Ю., Борисова Н.И., Борисов А.В. Энергосберегающие технологии в строительстве // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 (54). С. 132-135.
12. Сизов В.В. Роль кластеров в формировании региональной экономической политики. B.В. Сизов - Томск: ТГТУ, 2008.
13. Таранова А.В., Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу о развитии экологического строительства в Волгоградской области в новых экономических условиях // Экономика строительства. 2016. № 3. С. 66-74.
14. Шипкова Е.В., Борисова Н.И., Борисов А.В. Реализация потенциала энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве России и Волгоградской области // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 439-444.
15. Данные Федеральной Службы Государственной Статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru