Оценка действующих программ и прогнозов развития организаций ракетно-космической отрасли (РКО) показала наличие ряда отдельных методик, не связанных между собой, и имеющих различную детализацию прогнозируемых показателей, в том числе человеческих ресурсов. На предприятиях отрасли отсутствует единый механизм прогнозирования количественного и качественного состава человеческих ресурсов. Целесообразно разработать для каждого предприятия отрасли модели компетенций, что позволит увязать требуемое количество работников с заказами на выпуск продукции и с наличным оборудованием и более точно прогнозировать качественный состав персонала.
человеческие ресурсы, программа развития, прогноз, организации ракетно-космической отрасли
Введение
В современной экономике российские организации все большее внимание уделяют прогнозированию человеческих ресурсов, их количественного и качественного состава. Перспективная потребность в человеческих ресурсах актуальна как среди производственных организаций, так и наукоемких, к которым относятся большинство организаций ракетно-космической отрасли. В развитии данного вида прогнозирования в отрасли возникают определенные проблемы, связанные с внедрением в организации, с недостаточной точностью, надежностью и детализацией прогнозов, с недостатками существующих методов прогнозирования, особенностями РКО. Решение этих проблем позволит совершенствовать кадровую политику в организациях РКО и повысить эффективность их деятельности в целом [1].
История развития теории человеческих ресурсов (капитала) начинается с классической экономической школы и продолжает совершенствоваться и видоизменятся. Инновационный путь развития предъявляет новые требования к качеству человеческих ресурсов наукоемких организаций - к профессиональным способностям, эрудиции, личным деловым связям, знаниям, умениям, навыкам, креативности, культуре поведения, т.е. к компетентности сотрудника. Дятлов В.А., под компетентностью понимает совокупность личностных характеристик, свойств, способностей, навыков и особенностей мотивации, которыми должен обладать человек для успешной работы в рамках заданных компетенций (типов задач) конкретной должности или компании в целом.
Прогнозирование человеческих ресурсов является одним из главных этапов плановой деятельности организации, поскольку от результатов планирования и прогнозов зависят как объемы деятельности (выручка), так и сумма расходов организации на содержание человеческих ресурсов и их обоснованность. Следует отметить, что для организаций РКО в качестве источника выручки выступает заказ на выполнение мероприятий по федеральной космической программе, федеральным целевым программам, государственному оборонному заказу, а также коммерческие контракты и предоставление прочих работ и услуг, например, по механической обработке, проведению различных испытаний, ремонту оборудования и других услуг в зависимости от профиля деятельности предприятия.
По сравнению с организациями других секторов, кадровая работа в РКО имеет свои особенности: высокая степень секретности и особый режим; стратегия привлечения и развития персонала – «растим свои кадры», привлечение в большой степени идет из профильных учебных заведений, так как с рынка труда уникальных специалистов привлечь практически невозможно; высокие требования и стандарты качества для многих категорий персонала (научная работа, производство, инженерно-технические работы); наличие широкого спектра категорий персонала – научного, инженерно-технического, производственного, персонала административной поддержки, персонала уникальных категорий; большая доля научных кадров; нагрузка в виде социальной работы (ввиду наличия своей социальной инфраструктуры – детские сады, санатории); наличие профсоюзов.
К задачам настоящей статьи относится ознакомление с существующими программами и прогнозами развития организаций РКО включая оценку показателей человеческих ресурсов, рассмотрение проблем, возникающих при составлении этих программ и возможные направления их решений.
- Программа инновационного развития
Программа инновационного развития (ПИР) представляет собой программу на среднесрочный период (5-7 лет) и содержит комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также на инновационное развитие.
Основные задачи - интеграция программы инновационного развития в бизнес-стратегию развития организации, содействие модернизации и технологическому развитию компаний путем значительного улучшения основных показателей эффективности (KPI) производственных процессов [2].
Среди KPI выделяют: уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности; экономия энергетических ресурсов в процессе производства; улучшение потребительских свойств производимой продукции (повышение качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности, уменьшение числа отказов и аварий при эксплуатации, увеличение гарантийного срока эксплуатации, повышение степени утилизации продукции); повышение производительности труда; повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства.
Программа инновационного развития содержит: 1) Результаты проведенного технологического аудита: оценка текущего состояния (проектируемых, предполагаемых к применению) оборудования и технологий, существующих и планируемых к разработке, производству и реализации продуктов и услуг, а также используемых и находящихся в процессе разработки объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности), организационно-управленческих и производственно-технологических процессов, связанных с разработкой, проектированием и производством выпускаемой продукции и услуг; 2) Сводная стратегия развития в части создания новых конкурентоспособных технологий, продуктов, услуг на период до 10 лет; 3) Разработанные и реализованные меры по внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг, а также совершенствованию механизмов планирования и управления процессами инновационной деятельности в компании; 4) Описание финансирования программы.
В комплекс мероприятий входят:
- определение состава и целевых значений основных показателей инновационного развития компании;
- планирование исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- проектирование, запуск в производство и вывод на рынок инновационной продукции и услуг;
- освоение передовых производственных и управленческих технологий, формирование и развитие системы управления качеством;
- разработка и вывод на рынки новой продукции;
- совершенствование системы информационной поддержки управления производственными и бизнес-процессами;
- повышение экологичности производства;
- повышение энергоэффективности производства, производительности труда и качества продукции за счет развития инновационной деятельности в компании;
- повышение квалификации персонала, отвечающего за технологическое развитие;
- программы партнерства с инновационными компаниями малого и среднего бизнеса;
Рекомендации по разработке программ инновационного развития включают также обеспечение взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями (формирование совместных исследовательских (конструкторских, технологических) работ, подготовка кадров и пр.); обеспечение взаимодействия с научными организациями, малыми и средними инновационными предприятиями (сотрудничество организаций с национальными исследовательскими центрами, федеральными центрами науки и высоких технологий, государственными научными центрами Российской Федерации, научными учреждениями государственных академий наук, другими научными организациями); участие в технологическом прогнозировании и деятельности технологических платформ.
Среди показателей (индикаторов) программы инновационного развития выделяют следующие, критические значения и размерность которых компания определяет самостоятельно на основе анализа результатов технологического аудита:
1) Показатели финансирования и результативности НИОКР: объем финансирования НИОКР за счет собственных средств (в процентах к выручке, без учета бюджетных средств, используемых компанией для проведения НИОКР); количество патентов и иных нематериальных активов, поставленных на баланс по результатам проведенных НИОКР; количество разработанных и внедренных в производство технологий и продуктов по результатам выполненных НИОКР.
2) Показатели технологического лидерства: количество патентов, полученных за последние 3 года; количество продуктов, защищенных патентами, полученными за последние три года; качество инновационного портфеля - баланс между прорывными (технологии, продукты и услуги, создающие новые рынки и новые категории продукции) и улучшающими проектами (направленными на развитие имеющихся на рынке продуктов).
3) Показатели эффективности инновационной деятельности: доля продаж новых продуктов (не старше трех лет) в общем объеме продаж; показатель эффективности внедрения - отношение объема продаж продукции, произведенной с использованием результатов НИОКР, к величине расходов на их проведение.
4) Показатели результативности корпоративной системы управления инновациями: количество инновационных предложений и проектов, полученных от сотрудников компании, и ожидаемый потенциал их окупаемости; количество проектов, переходящих с одного этапа процесса разработки и выведения на рынок инновационной продукции и услуг на следующий; продолжительность цикла инновационного процесса или его отдельных стадий (например, время, требуемое на создание прототипа продукции или выпуска опытной партии).
5) Показатели эффективности взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций: количество инновационных предложений от сторонних организаций; процент продаж от реализации разработок, полученных извне.
Программы инновационного развития распространяются на определенный перечень предприятий РКО в соответствии с перечнем акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития (утвержденным решением правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 протокол № 4, с изменениями от 30.01.2012 протокол № 1 [2].
2. Прогноз социально-экономического развития для РКО
Прогноз социально-экономического развития РКО представляет собой материалы к проекту прогноза социально-экономического развития (СЭР) ракетно-космической промышленности на очередной финансовый год и плановый период в части среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ. Основная задача: обеспечить корректировку федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Прогноз СЭР разработан с учетом утвержденных методических рекомендаций, сценарных условий функционирования экономики РФ и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, на основе прогноза объемов выпуска продукции организаций, с применением балансового, экстраполяционного и др. методов [3].
Содержит следующие разделы:
- Основные показатели прогноза социально-экономического развития РКП на отчетный год и плановый период: по видам деятельности (промышленность, научные исследования и разработки), по финансовой деятельности; инвестициям; показателям по труду; показателям по охране окружающей среды; показателям по внешнеэкономической деятельности;
- Формы расчетов к показателям раздела Финансы Госкорпорации «Роскосмос»: сводный расчет прибыли, расчет прибыли организаций, расчет материальных затрат, расчет амортизации амортизируемого имущества, расчет прочих затрат, расчет прибыли, остающейся в распоряжении организаций;
- Материалы к проекту прогноза, включающие основные параметры развития РКП и динамику объемов работ по организациям РКП на плановый год и прогнозный период.
Показатели по труду включают: среднегодовую численность, численность высвобождаемых (сокращаемых) работников, средний возраст, среднюю заработную плату, выплаты социального характера, количество сотрудников с ученой степенью. Прогноз социально-экономического развития составляется по всем организациям РКО.
3. Автоматизированная система управления бюджетного планирования, анализа и контроля исполнения бюджета
Система предназначена для автоматизации процесса формирования, анализа и контроля исполнения бюджета предприятий.
Система обеспечивает выполнение следующих функций: формирование, согласование и утверждение бюджетов; создание, формирование, проверка и согласование экземпляров отчетов; работа с аналитическими отчетами; выверка результатов внутригрупповых оборотов, расчет консолидационных корректировок, формирование консолидированной отчетности.
Итоговые отчеты содержат среднесрочный прогноз на три года по следующим формам: управленческий баланс; бюджет движения денежных средств; смета производственных затрат; инвестиционный план; бюджет движения товарно-материальных ценностей; прочие доходы и расходы; дебиторская задолженность; авансы полученные; кредиторская задолженность; авансы выданные; качественный и количественный состав работающих; фонд оплаты труда персонала; средняя заработная плата персонала; ключевые показатели деятельности (КПД). Система совершенствуется разработчиками, ведется на предприятиях Госкорпорации «Роскосмос» в соответствии с инструкцией [4, 5].
Выводы
Из оценки существующих программ и прогнозов развития организаций РКО следует, что в отрасли используется ряд отдельных методик прогноза, отличающихся степенью детализации прогнозируемых показателей, в том числе человеческих ресурсов, и не связанных между собой. Так, в программах инновационного развития, помимо определения мероприятий по инновационному развитию, выделяют направления сотрудничества с вузами, научными организациями, планируют финансирование на повышение квалификации сотрудников и пр., но не прогнозируют необходимый количественный и качественный состав персонала. В прогнозе социально-экономического развития для РКО среднегодовая численность также не представлена качественным составом. В автоматизированной системе управления бюджетного планирования представлен наиболее детальный прогноз финансового состояний организаций, в том числе человеческих ресурсов, но при разделении больше учитывается их отношение к основному или вспомогательному персоналу, чем оценка компетенции сотрудников.
Помимо рассмотренных программ и прогнозов, существуют также стратегия предприятия, внутренние документы, разные формы отчетности и прочие, однако отсутствует единый механизм прогнозирования количественного и качественного состава человеческих ресурсов в отрасли, включая компетенции. Большинство прогнозов человеческих ресурсов ограничивается прогнозом их количественного состава. Для повышения эффективности деятельности наукоемких организаций, повышения точности, достоверности и детализации прогнозов финансовой деятельности, организаций РКО и отрасли в целом целесообразно внедрить механизм прогноза качественного состава численности работников. Целесообразно разработать для каждого предприятия отрасли модели компетенций (полный набор характеристик, позволяющий человеку успешно выполнять функции, соответствующие его должности), что позволит увязать требуемое количество работников с заказами на выпуск продукции и с наличным оборудованием и более точно прогнозировать качественный состав персонала.
Процесс достаточно трудоемкий, так как связан с большой детализацией каждой категории персонала, однако отлаженный механизм позволит более корректно организовывать программы повышения квалификации кадров, снизить текучесть кадров, сократить потребность в уникальных кадрах, грамотно планируя их еще на этапе обучения и привлечения, повысить качество выпускаемой продукции, и как следствие - повысить конкурентоспособность. На начальном этапе возможно формирование модели компетенций по группам персонала с дальнейшей детализацией. Разработанный прогноз качественного состава персонала может дополнить систему бюджетирования, повысив тем самым достоверность его среднесрочного прогноза.
1. 1 Борисова Н.И., Маликова Д.С. Проблемы прогнозирования перспективной потребности в человеческих ресурсах в российских организациях в новых экономических условиях // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. Т. 1. № 2;
2. Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий: утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4;
3. Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития российской федерации на среднесрочный период: постановление Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. № 1234;
4. О начале бюджетного процесса ГК Роскосмос: приказ ГК Роскосмос от 14.09.2016 № 183;
5. Инструкция пользователя автоматизированной системы бюджетного планирования, анализа и контроля исполнения бюджета