Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье описывается новый подход к управлению созданием ценности в проектах организационных изменений с использованием ИТ-систем (организационных ИТ-проектах), основанный на применении сервисной модели продукта, управлении по стадиям и мониторинге ценности. Подход решает проблему невозможности контроля бизнес-ценности, создаваемой в проекте и состоящей в приращении ценности (стоимости) бизнеса в результате использования продукта проекта по причине реализации этой ценности на этапе постпроекта. Исследуются проблемы контроля ценности при использовании традиционного жизненного цикла ИТ-проекта и предлагаются пути решения. Описывается метод определения метрик ценности на основе сервисной модели продукта проекта и метод реализованной ценности — метод мониторинга, основанный на методе освоенного объема и предполагающий его дополнение вектором индексов реализации ценности с анализом их значений совместно с индексом выполнения сроков. Метод использует изменения в содержании проекта как инструмент управления созданием бизнес-ценности. Контроль риска расползания требований осуществляется при помощи показателя запаса устойчивости, рассчитываемого по ретроспективным данным о ранее выполненных изменениях. Для обоснования формулы расчета запаса устойчивости в работе приводится вывод и верификация эмпирическими данными формулы возрастания трудозатрат на изменения в зависимости от времени.
управление изменениями, ИT-проекты, устойчивость проекта, расползание требований, бизнес-ценность.
Введение
Статья посвящена проблеме создания бизнес-ценности в проектах организационных изменений, неотъемлемой частью содержания которых является создание или внедрение информационной системы. В качестве примера можно привести проекты автоматизации бизнес-процессов, внедрения ERP, CRM-систем, информационных систем управления проектами и др.
1. Аксенов Е. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент [Текст] / Е. Аксенов, И. Альтшулер. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
2. Зуйков К.А. Обеспечение устойчивости системы управления ИТ-проектами [Текст] / К.А. Зуйков // Российский журнал управления проектами. - 2016. - № 1.
3. Козодаев М.А. Практика построения проектных офисов (Часть 2) [Текст] / М.А. Козодаев // Управление проектами и программами. - 2012. - № 4. - С. 270-282.
4. Макконнелл С. Совершенный код. Мастер-класс [Текст] / С. Макконнелл. - М.: Русская редакция, 2010. - 896 с.
5. Пащенко Д.С. О факторах, тормозящих развитие российских IT-компаний в фазе зрелости [Текст] / Д.С. Пащенко // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2013. - С. 123-128.
6. Boehm B. Software engineering economics // 1981.
7. Boehm B. Balancing agility and discipline: A guide for the perplexed // Software Engineering Research And Applications; Lecture Notes in Computer Science: Springer-Verlag Berlin, 2004.
8. Briand L.C., Daly J.W., Wust J.K. A unified framework for coupling measurement in object-oriented systems // IEEE Transactions on software Engineering. 1999. Т. 25. № 1. С. 91-121.
9. Croteau A.-M., Bergeron F. An information technology trilogy: business strategy, technological deployment and organizational performance // The journal of strategic information systems. 2001. Т. 10. № 2. Pp. 77-99.
10. Dunn R. Software defect removal. New York, NY, USA, 1984. McGraw-Hill, Inc.
11. Eisenhardt K.M., Tabrizi B.N. Accelerating adaptive processes: Product innovation in the global computer industry // Administrative science quarterly. 1995. Pp. 84-110.
12. Fagan M.E. Design and code inspections to reduce errors in program development // Pioneers and Their Contributions to Software Engineering: Springer, 2001. Pp. 301-334.
13. Grady R.B. An Economic Release Decision Model: Insights into Software Project Management. 1999.
14. Humphrey W.S., Snyder T.R., Willis R.R. Software process improvement at Hughes Aircraft // IEEE Software. 1991. Т. 8. № 4. Pp. 11-23.
15. Knapp D. ITSM Process Design Guide. Fort Lauderdale, FL: J. Ross Publishing Inc., 2010. 255 p.
16. Kuprenas J.A., Nasr E.B. Controlling design-phase scope creep // AACE International Transactions. 2003. P. CS11.
17. Leffingwell D. Calculating the Return on Investment from More Effective Requirements Management // American Programmer. 1997. Т. 10. № 4. Pp. 13-16.
18. Nesheim T., Hunskaar H.M. When employees and external consultants work together on projects: Challenges of knowledge sharing // International Journal of Project Management. 2015. Т. 33. № 7. Pp. 1417-1424.
19. Nikula U. и др. Empirical validation of the Classic Change Curve on a software technology change project // Information and Software Technology. 2010. Т. 52. № 6. Pp. 680-696.
20. OGC. Managing Successful Projects with PRINCE2: The Stationery Office, 2009. 342 p.
21. Ohara S. A Guidebook for Project and Program Management for Enterprise Innovation (P2M). 2005. Project Management Association of Japan. 93 p.
22. PMI. Руководство к своду знаний по управлению проектами (руководство PMBoK) // Project Management Institute. - 2013. - Вып. 5. - 586 с.
23. Portougal V., Sundaram D. Business processes: operational solutions for SAP implementation. Hershey, PA: IRM Press, 2006. 329 p.
24. Rivard S., Raymond L., Verreault D. Resource-based view and competitive strategy: An integrated model of the contribution of information technology to firm performance // The Journal of Strategic Information Systems. 2006. Т. 15. № 1. Pp. 29-50.
25. Shull F. и др. What we have learned about fighting defects // Software Metrics, 2002. Proceedings. Eighth IEEE Symposium on. IEEE, 2002. Pp. 249-258.
26. Van Rensburg A.C.J. An object-oriented architecture for business transformation // Computers & industrial engineering. 1997. Т. 33. № 1. Pp. 167-170.
27. Willis R.R. Hughes Aircraft’s Widespread Deployment of a Continuously Improving Software Process // Software Engineering Institute. 1998. № 6.