Институт управления бизнес-процессов и экономики Сибирского федерального университета (кафедра «Бизнес-информатика», старший преподаватель)
сотрудник
Красноярск, Красноярский край, Россия
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ОКСО 02.04.01 Математика и компьютерные науки
ББК 3281 Кибернетика
ТБК 80 Гуманитарные науки в целом
Деловые имитационные игры ─ эффективный метод активного обучения принятия решений в игровой обстановке, соответствующей реальной профессиональной деятельности. Это позволяет усваивать содержание изучаемо-го вопроса и знакомиться со структурой и функционированием различных моде-лируемых систем, а также обеспечивает приобретение опыта принятия решений. Важными целями использования деловой имитационной игры являются – выра-ботка профессиональных мотив и интересов, развитие мышления специалиста, анализ профессиональной деятельности, обучение коллективной работе, взаимо-действию, навыкам принятия решений, воспитания ответственности и уважения ко всем участникам, обучение моделированию и другие. Статья посвящена дело-вым имитационным играм, которые в последние годы находят все более широкое применение в разных областях экономики. Рассмотрены различные точки зрения авторов к понятию «деловая имитационная игра». Исследованы основные прин-ципы деловых имитационных игр, описана схема организации и проведения игр. Проведен обзор деловых имитационных игр.
деловые имитационные игры; деловые игры; имитационные игры; игры; принципы игры; экспериментальная ситуация
Введение
В настоящее время все более широкое распространение получают деловые имитационные игры, основанные на компьютерном моделировании. Компьютерное моделирование является эффективной формой активного обучения. При этом обучаемые, как правило, исполняют какую-либо роль, решая свою профессиональную задачу в игровой обстановке, соответствующей реальной деятельности. Это позволяет не просто усваивать содержание изучаемого вопроса и знакомиться со структурой и функционированием различных моделируемых систем, но и обеспечивает приобретение опыта принятия решений. На основании данного метода моделируется ситуации и в ходе её анализа принимается общее совместное решение. Перед участниками игры, то есть игроками, ставятся определенные цели и задачи, которые они должны решить, используя свой опыт и знания. Итог игры – достижение главной цели, поставленной перед ними [3].
Главной отличительной особенностью деловой игры является обязательное наличие имитационной модели, которую реализуют уже участники игры. Они принимают на себя роли и стараются разыграть заданную ситуации, как можно более близкую к действительности. Кроме того, деловая имитационная игра обладает другими не менее важными чертами. К ним относятся, во-первых – близость к конкретной жизненной ситуации, наличие обстановки, которую необходимо проанализировать и принять решение; во-вторых – наличие конфликтности и противостояния интересов; в-третьих – невозможность собрать всю полную информацию; наличие экспертов, игроков и других важных составляющих, необходимых для проведения деловой игры [1].
Важными целями использования деловой имитационной игры являются – выработка профессиональных мотив и интересов, развитие мышления специалиста, анализ профессиональной деятельности, обучение коллективной работе, взаимодействию, навыкам принятия решений, воспитания ответственности и уважения ко всем участникам, обучение моделированию и другие.
Объектом имитации в играх являются процессы производства или его фрагменты, производственно-экономические и социальные отношения людей. Это может быть отрасль, объединение, предприятие, цех, участок, служба, отдел. Предметом являются имитационные игры как современный способ обучения.
Цель данной научно-исследовательской работы – анализ и применение деловых имитационных игр как метода изучения процессов функционирования организационно-экономических систем. Цель исследования предполагает решение следующих задач:
- исследовать понятие «деловой имитационной игры»;
- выделить основные принципы организации игр;
- описать общую схему проведения игр, выделив основные этапы и главные элементы;
- проанализировать существующие деловые игры.
Понятие «деловая имитационная игра»
В обыденном сознании слово «игра» ассоциируется с понятиями «соревнование», «противоборство», «имитация», «подражание», «несерьезность», «условность», «модель» и т.п. Кроме того, игру определяют как непродуктивный вид деятельности, где важен процесс, а не результат. Одни исследователи при определении игр в основу берут их соревновательный аспект, другие считают главной ролевую имитацию [15]. Так Сыроежин И.М. понимает деловую игру как модель процесса принятия решения [22]. Емельянов С.В., Ивановский А.Г. определяют её как модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей экономического, политического или престижного характера [10].
Бельчиков В.Я. и Бирштейн М.М. описывают деловую игру как метод имитации принятия решений управленцев или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с помощью компьютера в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости [4].
По мнению Жукова Р.Ф., Железняка П.Г. деловая игра – процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах игры [11].
Зарукина Е.В., Логинова Н.А. отмечают, что деловая игра – это имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем [12].
Арутюнов Ю. С. игрой называет такой вид человеческой деятельности, который отражает другие ее виды. Деятельность – игра, происходящая в измененных по сравнению с действительностью искусственных условиях [2]. По мнению Арутюнова Ю. С. деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач [2].
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности».
Емельянов С.В. и Ивановский А.Г. под имитационной игрой понимают игру, являющуюся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем. Имитационной моделью системы называют модель, исследование которой осуществляется путем эксперимента с ней, воспроизводящего процесс функционирования системы во времени. Примером таких моделей могут служить математические, алгоритмические, машинные, графические и другие модели [10].
Понятие «деловая игра» в словарях трактуется как форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности; метод поиска новых способов её деятельности или выполнения, метод эффективного обучения [23]; как средство подготовки реальных управленческих решений; как отработка в лабораторных условиях новых форм организации производства, как система диспетчерского управления [12]; как специально организованная деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст [8].
Несмотря на разнообразие мнений ряда исследователей, все они отмечали, что деловая игра – это, прежде всего, модель или имитационное моделирование, которое способствует выработке и принятию определенного решения в процессе её проведения.
Проанализировав литературные источники, можно выделить следующие основные принципы построения деловой имитационной игры [6, 8, 9]:
1) Принцип наглядности. Приближенность к реальному процессу моделирования, полное и четкое отражение всех основных моментов, функций, процессов моделируемой системы.
2) Принцип автономности сюжетов и эпизодов игры. Модель строится для определенной категории участников какого-то конкретного процесса. Невозможно построить одну универсальную модель, которая будет подходить для поиска и решения абсолютно всех проблем любого производственного процесса.
3) Принцип «открытости игровой модели». Для разработки игры необходима большая и масштабная работа квалифицированных специалистов и трата огромного количества времени. Значит, нужно чтобы, однажды разработанные элементы имитационной игры могли в дальнейшем входить в последующие разработки.
4) Принцип сбалансированности в игровом эксперименте игровой деятельности. Очень важно при построении игры следовать определенной схеме. Для начала формируется цель, для решения которой затеяно проведение игры, далее – описание деятельности по поводу игры, и, последнее – построение игровой деятельности, то есть самого хода игры.
5) Принцип проблемности содержания имитационной модели и процессы его развертывания в игровой деятельности. Разработчик закладывает в игру систему заданий в форме конкретных описаний производственных ситуаций, которые могут содержать противоречия, избыточность или неверные данные, взаимоисключающие альтернативы и т.п. Участник должен провести анализ ситуаций, вычленить проблему, её сформулировать, разработать способы и средства решения, принять решение, убедить других участников в его правильности и реализовать на практике.
Схема разработки деловых имитационных игр
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга:
• Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
• Игровая модель является фактически способом описания работы участников об имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Игровые имитационные эксперименты, как правило, проводятся в три этапа: 1) подготовительный этап; 2) игровой этап; 3) заключительный этап.
На подготовительном этапе участники игры знакомятся с игровыми материалами, проходят инструктаж, тестирование, участвуют в приемах «погружения» в игру и т.д. Игровой этап состоит из отдельных периодов. Каждый период соответствует выбранному циклу управления (год, квартал, месяц, декада, сутки). В перерывах между игровыми периодами (например, когда проводятся расчеты на компьютере) для участников игры могут быть прочитаны лекции, проведены тренинги, семинары и т.п. На заключительном этапе проводится межгрупповая дискуссия, во время которой каждая команда участников игры предлагает и защищает перед комиссией свой проект или вариант решения рассматриваемой в игре проблемы.
Обзор деловых имитационных игр
В 1970-80 годы в стране произошел всплеск деловых игр, различных по методике проведения. Это было связано с появлением понятия «человеческий фактор» как ведущего в эффективной организации производства, что где-то на 10 лет отстало от фундаментального западного понятия «человеческий ресурс». Введение целевого менеджмента, группового обучения рабочих, проведение игр в виде совещаний, а затем иных форм привлечения сотрудников к управлению организацией берет свое начало в модели «человеческие отношения».
В этот период появляются целые школы обучающих игр: школа В.К.Тарасова (Таллин), эмоционально-игровая методика Е.В. Гильбо (Ленинград), ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике. Новаторами в методике преподавания деловых игр явились ВУЗы. Насчитывается более 1000 различных видов обучающих игр.
Рассмотрим некоторые примеры деловых имитационных игр.
Деловая игра 1. М.М. Бирштейн «Пуск цеха»
Цель игры ─ разработать такую технологию, которая позволила бы в конечном итоге не только обучить руководителей, но и осуществить запуск предприятия.
Суть игры ─ данная игра показывает отражение всей совокупности производственно-технических показателей: количественного и качественного выпуска продукции, степени использования оборудования, движения незавершенного производства, квалификации работающего персонала и др. Кроме того, при имитации пуска детально прорабатываются производственные моменты: загрузка оборудования, освоение норм выработки, использование незавершенного производства, использование рабочего времени, наличие бракованной продукции и преодоление дефектов и многое другое. Все эти проблемы тесно взаимосвязаны, поэтому целесообразно решать их одновременно.
Организаторы игры ─ экспертизу принимаемых решений осуществляют директор завода, технический директор и начальник отдела организации производства, находившиеся в центральной диспетчерской и слышавшие все распоряжения играющих через коммутатор.
Результат ─ эффект от проведения игры на данном предприятии весьма значительный, а полученный на этой игре опыт служит фундаментом для аналогичных игровых разработок.
Деловая игра 2 И.Л. Рудая «Дельта»
Цель игры ─ выработать и закрепить при помощи данной игры навыки стратегического управления промышленного предприятия в условиях конкуренции.
Суть игры ─ осуществление условной хозяйственной системы, в рамках которой предприятие осуществляет свою деятельность. Участники игры обеспечивают функционирование предприятия, его конкурентоспособность и финансовую устойчивость в условиях компьютерной модели.
Правила игры ─ в игре одновременно принимают участие от 2 до 6 команд, каждая из которых осуществляет руководство отдельным предприятием. Команда состоит из 2-5 участников, совместно разрабатывающих маркетинговую стратегию и принимающих коллективные решения по управлению производством.
Организаторы игры ─ программное обеспечение «Никсдорф Дельта», состоящий из двух частей: Модуля Руководителя и Модуля Участника игры. Общее руководство игрой и установку начальных параметров, определяющих развитие экономической ситуации, осуществляет преподаватель.
Результат ─ для оценки результатов игры используются комплексные экономические показатели, отражающие эффективность использования производственных и финансовых ресурсов и положение предприятия среди конкурентов.
Деловая игра 3. Н.Е. Мокиевская, Н.А. Баклушина «Квест»
Цель игры ─ создать условия для поддержания или создания интереса к дисциплинам естественного цикла, для стимулирования деятельности участников, для развития познавательных процессов и практических навыков работы.
Суть игры ─ разрабатывается определенный план приключений, даются вводные задачи, а все остальное зависит от действий участников игры.
Правила игры ─ состав команды от 2 до 5 человек. Прежде чем перейти к выполнению заданий, команды должны разгадать загадку-ключ, где ответом являлся номер аудитории, в которой проходил один из этапов. В результате выполнения заданий игроки набирают определенные баллы, необходимые для выполнения заданий «квеста». По итогам первых трех этапов команды попадают на базу, на которой они могут обменять заработанные ими баллы на информацию, а также приобрести принадлежности, необходимые для выполнения коллажа на последнем этапе деловой игры. После жюри подсчитывают баллы, и определяют команду-победителя.
Организаторы ─ группа лиц, управляющие процессом создания и проведения игр.
Результат ─ при проведении эксперимента у обучаемых не только повышается уровень освоения учебного материала, но и меняется мотивация к изучению дисциплины.
Деловая игра 4. В.Ф. Комаров «У озера»
Цель игры ─ определить степень влияния технологизации на продуктивность процесса принятия решения.
Суть игры ─ данная игра предназначена для моделирования процессов согласования групповых и общественных интересов в рамках хозяйственной деятельности.
Правила игры ─ 8 команд по 1-3 человека. Каждая команда исполняет роль директора предприятия. Игра в виде периодов, равных месячному технологическому циклу. Всего таких периодов 48. Игра протекает в виде отдельных ходов. Каждый ход игрока означает принятие им решения из пяти альтернатив. Решения принимаются анонимно. В результате принятого решения игрок получает определенное количество очков.
Организаторы оценивают разработанные командами проекты решений, взаимоотношения между командами и внутри команды, а также сравнивают стратегию всех команд, и на полученном опыте оценивают эффективность разных стратегий принятия решения.
Результат ─ технологизация процесса принятия решений позволяет значительно повысить качество получаемых решений. Технологизация процессов принятия хозяйственных решений, участие в них широких масс трудящихся, повышение гласности принимаемых решений – радикальный путь повышения эффективности управления.
Деловая игра 5. В.Ф. Комаров «Коррупция»
Цель игры ─ изучить в активной форме процессы функционирования предпринимательских структур в рамках хозяйственной деятельности, характеризующейся высоким уровнем коррупции.
Суть игры ─ игру используют для разработки основ концепции противодействия коррупции, для сбора экспертных данных по проблемам проявления и негативным последствиям коррупции, а также для выработки предложений по мерам противодействия коррупции.
Правила игры ─ 8 игроков. Игра состоит из двух больших сюжетов: имитационный и проблемный. Игровой сюжет включает в себя пять игровых эпизодов. Организаторы игры разрабатывают сценарный план, общую последовательность игры. После проведения игры составляют отчёт об игровом имитационном эксперименте. Эффективность применения игры зависит от того, насколько удачно исследователь организовал послеигровое обсуждение, как успешно он использовал для этого полученные в «игровой лаборатории» факты и наблюдения.
Результат ─ данная игра эффективно влияет на разработку основ концепции противодействия коррупции на сбор экспертных данных по проблемам проявления и негативным последствиям коррупции, а также выработку предложений по мерам противодействия коррупции.
Деловая игра 6. С.А. Аристов «Фермер»
Цель игры ─ смоделировать экономические процессы в агропромышленной отрасли, усвоить взаимосвязь множества различных факторов, влияющих на успех деятельности фермера.
Суть игры ─ игра позволяет моделировать деятельность фермера или какого-либо структурного подразделения агропромышленного комплекса на протяжении многих лет игрового времени.
Правила игры ─ в данной игре может участвовать не более 16 человек. Фермер, банкир, торговый агент, руководитель игры, ассистент руководителя, а также различные атрибуты. Поскольку в деловой игре «Фермер» моделируются непросто предпринимательские действия, но и их сезонная динамика, минимально возможным игровым циклом может быть год. Но он, как правило, недостаточен для выявления устойчивых тенденций, поэтому целесообразно брать за основу игровое трехлетие. А в некоторых случаях, когда игрокам не угрожает «цейтнот», стоит продлить игру до «пятилетки».
Организаторы игры ─ на основе анализа итоговых данных руководитель игры производит обобщение и выдает рекомендации каждому из участников. Процесс управления игрой осуществляется при помощи диалоговых экранных форм, появляющихся на экране при обращении к соответствующим разделам главного меню, а пошаговое изменение игрового времени осуществляется при помощи экранных клавиш «Закончить день» и «Закончить месяц».
Результат ─ результат деятельности фермера зависит от агротехнических, технических, биологических, экономических факторов и многих других.
Деловая игра 7. И.Е. Алексеева «Менеджер по слияниям и поглощениям»
Цель игры ─ смоделировать укрупнение бизнеса за счет приобретения полного или контрольного пакета акций другой компании.
Суть игры ─ условная система бизнеса, стремящаяся заключать сделки приобретения акций, тем самым укрупняя свое производство.
Правила игры ─ в игре могут участвовать от 2 игроков и обучаемый студент или группа студентов. Два типа субъектов: менеджер компании покупателя (Инвестор) и менеджер компании продавца (Контригрок). Игрокам предоставляются данные о компании, в отношении которой будет имитироваться сделка слияния или поглощения, уставной стоимости одной акции компании и общем количестве акций компании. У Инвестора имеются денежные средства, определенные условиями игры, на приобретение компании Контригрока. Задача игроков состоит в том, чтобы договориться о сделке слияния или поглощения, то есть количестве и стоимости акций, которые будут приобретаться у компании Контригрока.
Организаторы игры ─ ответственным за обоснованность результатов оценки бизнеса является оценщик – независимое лицо, имеющее соответствующую профессиональную квалификацию. Его работа осуществляется в условиях стремления участников сделки к удовлетворению собственных целей, приводящих к конфликту интересов.
Результат ─ эффективность алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия решений в задаче оценки бизнеса при сделках слияния и поглощения подтверждена результатами деловой имитационной игры, свидетельствующими априори о позитивных структурных изменениях на множестве сделок.
Проанализировав рассмотренные деловые игры можно сделать вывод, что опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам: 1) деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности; 2) наглядно представляют последствия принятых решений; 3) дают возможность проверить альтернативные решения.
Кроме того, достаточно хорошо проработанные игры при использовании их в других условиях требуют в большинстве случаев адаптации применительно к отраслевому профилю и его особенностям. Для решения всех этих задач необходим широкий информационный материал, ориентированный, прежде всего, на облегчение разработок комплексов деловых игр по специальностям.
Заключение
Выполнив данную научно-исследовательскую работу, можно сделать следующие выводы:
Сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач. Исходя из истории возникновения, игра первоначально зародилась как метод, предназначенный для поиска наиболее правильного и верного решения в условиях неопределенности и влияние многих факторов. Данный метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.
Кроме того, деловая игра – это, прежде всего, модель, способствующее выработке и принятию определенного решения. На этапе её организации и проведения необходимо поставить и соблюдать семь основных принципов: наглядность игровой имитационной модели, открытость игровой модели и другие. Реализация этих принципов позволяет конструировать и применять деловые игры как метод поиска верного решения на основе моделирования реальной ситуации.
Методология развития игры включает три основных этапа: 1) подготовительный; 2) игровой; 3) заключительный. Ни один из них нельзя исключить, поскольку все они обусловлены особенностями мышления человека и соотносятся с классическими этапами принятия решения.
На основе анализа существующих деловых имитационных игр можно говорить о том, что их главная цель ─ принятие решений в различных производственных ситуациях, которые осуществляются по заданным правилам. Участники игрового процесса тесно взаимодействуют друг с другом в ходе проведения игры. Это способствует у них формирования умений и навыков социального взаимодействия, общения, индивидуального и совместного принятия решений.
1. Абдурахманов К.Х., Зокирова Н.К., Ахмедов О.М. Эффективность применения кейсов и имитационных деловых игр в подготовке магистров // Из-вестия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 1 (6). С. 1-7.
2. Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Приме-нение активных методов обучения: тез. докл. научн. -техн. школы-семинара. Л., 1987. 85 с.
3. Баркалов С.А., Бабкин В.Ф, Щепкин А.В. Деловые имитационные игры в организации и управлении. Учебное пособие. М.: АСВ, 2003. 200 с.
4. Бельчиков В.Я., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. 304 с.
5. Бурков В.Н., Ивановский А.Г., Малевич А.А., Немцева А.Н. Дело-вые игры в принятии управленческих решений. Учебное пособие. М.: МИСИС, 1986.
6. Велесько Е.И., Быков А.А., Неправский А.А. Система имитационного моделирования управления предприятием деловая игра «Дельта»: Учебное пособие. Минск: Экоперспектива, 1999. 109 с.
7. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Со-временная высшая школа. 1982. № 3. С. 129.
8. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровож-дение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика. Новоси-бирск: Наука, 1987. С. 61-77.
9. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развития лично-сти. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР. 1983. 32 с.
10. Емельянов С.В., Бурков В.Н., Ивановский А.Г. Метод деловых игр. Обзор. М., 1976. 58 с.
11. Жуков Р.Ф., Железняк И.Г., Лифшиц А.Л. Методика, разработка и оформление деловых игр. Л.: ИПК СП, 1975. 263 с.
12. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обу-чения: рекомендации по разработке и применению: учеб.- метод. пособие СПБ: СПБГиЭУ, 2010. 59 с.
13. Комаров В.Ф. Деловая игра «Коррупция». Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. 48 с.
14. Комаров В.Ф. Деловая игра «У озера». Ручная имитационная игра по проблеме рационального использования возобновимых природных ресурсов. Москва: Изд.: Аргус, 1994. 25 с.
15. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука. СИБ. Отд-ние, 1989. 272 с.
16. Комаров В.Ф. Деловая игра «Коррупция». Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. 48 с.
17. Литвиненко Е.А., Рыбальского В.И. Игровые занятия в строитель-ном вузе. Киев: Вища школа, 1985. 303 с.
18. Мокиевская Н.Е., Баклушина Н.А. Адаптация иноязычных студен-тов в образовательном процессе вуза. В сборнике: Человек, общество, образова-ние: состояние, проблемы и пути их решения. Международная научно-практическая конференция. Пензенский государственный технологический уни-верситет. 2015. С. 35-39.
19. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
20. Рудая И.Л. Стратегическая деловая игра Никсдорф Дельта: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика. 2002. 280 с.
21. Седельникова И.М. Разработка методики анализа заинтересованных сторон // Актуальные вопросы современной науки. № 4-1. 2008. С. 55-59.
22. Сыроежин И.М., Вербицкий А.А. Методика разработки и использо-вания деловых игр как формы активного обучения студентов. М.: НИИ ВШ, 1981. 36 с.
23. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 41 с.