ПРАКСИОЛОГИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ АКТУАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Педагогической праксиологией1 как теорией педагогической деятельности и интегративной практикоориентированной областью педагогического знания выработаны ряд подходов и механизмов организации образовательной деятельности, позволяющих повысить уровень ее эффективности и результативности. Разработаны модели и описаны опыты применения праксиологического подхода, главный смысл которого заключается в повышении уровня соответствия образовательной деятельности её целеполаганию (в применяемых методах и используемых ресурсах) как в общей школе, так и в профессиональной. В частности, интерес представляют, на наш взгляд, дифференцированные по уровню решаемых задач модели праксеологизации образовательной деятельности (А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова, В.С. Федотова, 2012), исследования применения праксиологического подхода в организации практической профессиональной подготовки и при оценке её эффективности (Н.Б. Авалуева, Ю.В. Воронина, Н.Л. Галеева, Т.Н. Третьякова и др.). Термин «праксиологизация» как производный от «праксиология» и «праксиологический» введён в научный оборот и используется рядом российских учёных: Е.Н. Михайловой, Е.Е. Семченко, Ж.Н. Ахатовой. Анализ российских и зарубежных публикаций вместе с тем показал, что в настоящее время недостаточно отражены результаты применения праксиологического подхода в профессиональном туристском образовании в контексте его модернизации, одной из основных задач которой является актуализация содержания. Таким образом, была сформулирована проблема отсутствия научного описания практики применения праксиологического подхода в модернизирующемся образовательном процессе в контексте развития профессионального туристского образования. В связи с этим авторами статьи были проведены исследования и обобщены результаты лонгитюдного педагогического эксперимента, целью которого была апробация праксиологического подхода к формированию содержания образования в профильном образовательном учреждении (колледж и вуз туризма). Объектом исследования являлись результаты применения праксиологического подхода к формированию и реализации образовательных программ обучающихся в экспериментальных и контрольных группах по направлению подготовки «Туризм», предметом – педагогические новообразования, сформировавшиеся в ходе эксперимента. Содержание праксиологизации как механизма модернизации было сведено к имплементации отраслевого содержания в содержании образования, применении квази-профессиональных образовательных ресурсов и организационных форм, индивидуализации образовательных траекторий. Как результат применения праксиологического подхода были выявлены педагогические новообразования обучающихся, анализ которых позволяет сделать вывод об эффективности применённого подхода.

Ключевые слова:
праксиологизация профессионального туристского образования
Список литературы

1. Абдулатипова Э.А. Подготовка будущего менеджера по туризму в Республике Дагестан /Э.А. Абдулатипова, А.Х. Чупанов, Д.М. Маллаев //Известия Дагестанского государственного педагогического университета: Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. C. 25-29.

2. Авалуева Н.Б. Праксеологический подход к пониманию результативности и эффективности воспитательной деятельности //Воспитание. Научные дискуссии и исследования: Сб. науч. тр. /Под ред. Е.В. Титовой. СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 121-127.

3. Воронина Ю.В. Использование праксеологического подхода в системе повышения квалификации педагога// Педагогическое образование и наука. № 2, 2008. C. 35-38.

4. Галеева Н.Л. Система дополнительного профессионального образования как ресурс исследования образовательных систем: праксеологический подход // Педагогическое образование и наука. 2015. № 5. С.72-77.

5. Зуев П.В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход) Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.

6. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации. // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 4-17.

7. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005. 256 с.Праксиологизация как механизм актуализации содержания профессионального туристского образования.

8. Котарбиньский Т. Развитие праксиологии // Польское обозрение. 1962. № 12.

9. Ленглер О.А. Применение праксеологического подхода в процессе становления субъектности учащихся // Актуальные задачи педагогики (III): материалы междунар. заоч. науч. конф., г. Чита, февраль 2013 г. Чита: Изд-во Молодой ученый, 2013. С. 110-113.

10. Лукашеня З.В. Реализация праксеологического подхода к организации непрерывной технологической подготовки средствами консалтинга // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXXII международных психоло-гопедагогических чтений. Ростов н/Д: ИПО ЮФУ, 2013. С. 230-236.

11. Марон А.Е., Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 28-29.

12. Михайлова Е.Н. Исследовательская деятельность как цель и ресурс профессионального саморазвития педагога в концепции пракселогического подхода // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2009. Вып. 6 (84). С. 5-8.

13. Михайлова Е.Н. Праксеологический подход в исследовательской деятельности педагога. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2006. Вып. 10 (61). С. 25-27.

14. Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Праксиология и праксеология в историко-методологическом дискурсе //Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 76-87.

15. Сахарчук Е.С., Федулин А.А. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма. Т. 8. 2014. № 2. С. 49-55.

16. Третьякова Т.Н., Бай Т.В. Компетентностный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы бакалавров туризма // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 4 (37). С. 177-178.

17. Третьякова Т.Н., Казанцева А.Н. Праксеологический подход к туристскому образованию // В сборнике: Современные проблемы науки туриндустрии. Челябинск, 2016. С. 186-190.

18. Федулин А.А., Сахарчук Е.С., Лебедева О.Е. Организационные аспекты повышения квалификации специалистов в сфере туризма // Актуальні проблеми економіки. 2015. Т. 166. № 4. С. 327-330.

19. Чупанов А.Х. Использование тренинговых технологий в подготовке будущего менеджера туризма/ Э.А. Абдулатипова, А.Х. Чупанов А.Х., Д.М. Маллаев/ Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. № 1 (34). С. 22-27.

20. Чупанов А.Х. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды /Т.А. Матафонова, А.Х. Чупанов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 113-115.

21. Breidenstein Georg (2013): Schulkinder zwischen Peer-Kultur und Unterrichtsanforderungen oder: Wortsymbole kleben in der Morgensonne. In: Wannack, E. u.a. (Hrsg.): 4- bis 12-Jährige - ihre schulischen und außerschulischen Lern- und

Войти или Создать
* Забыли пароль?