Челябинск, Россия
В статье определены способы развития управленческих умений и навы-ков педагога посредством исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе. Основные теоретические положения и идеи монографии «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе» авторского коллектива (П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева, Т.Е. Романова, А.С. Великих, Л.В. Смирнова) рассмотрены в контексте формирования управленческой и профессиональной компетентности. Подходы, принципы, педагогические условия и средства эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся, положенные авторами в основу структурно-содержательной модели формирования исследовательских умений обучающихся, определены в качестве методологической основы личностного и профессионального развития педагога.
управленческие умения, лидерские умения, администраторские умения, профессиональная деятельность, коммуникация, конкурентоспособность, образовательное пространство, исследовательская деятельность, исследовательские умения, методологические подходы, принципы и педагогические условия формирования исследовательских умений, творческие задачи, ориентировочная основа деятельности, управление формированием исследовательскими умениями.
Кадровый потенциал является основой эффективной работы и развития современных образовательных учреждений. Поэтому вопросы кадрового менеджмента, вопросы отбора кадров в организации являются актуальными и определяют развитие педагогического образования, в котором наметился переход от предметно-центрического образования при подготовке специалиста к личностно-ориентированной подготовке, с приоритетом развития творческого потенциала учителя, широкого спектра его управленческих умений.
Управленческие умения являются не только следствием особых личностных качеств (лидерские умения) и приобретенных умений (администраторские умения), но и особым свойством осуществления профессиональной деятельности.
Потребность современного общества в специалистах с качественно новым уровнем подготовки и определяет необходимость поиска и внедрения универсальных научных методов познания в систему образования, использование исследовательских технологий в педагогической практике.
Принципиально новый подход к решению данных задач во многом обусловлен организацией исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования (на всех его уровнях, начиная с учащихся средней школы, и заканчивая бакалаврами и магистрами различных направлений подготовки). В связи с этим вышедшая работа [16] коллектива авторов под руководством профессора П.Ю. Романова «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе» является, несомненно, необходимой и значимой. Раскрывая факторы эффективной подготовки выпускника вуза, авторы отмечают, что она становится возможной в том случае, «…если сам процесс преподавания в вузе будет систематически, планомерно и органически включать в себя исследовательскую деятельность студентов, деятельность, направленную на познание и создание новых приемов, способов, идей, самостоятельное совершенствование и обновление знаний, овладение общими и частными методами исследования, способностью к самостоятельному, нестандартному решению профессиональных задач» [16, с. 8].Такой системный подход помогает сформировать в качестве основных результатов обучения многие компетенции не только в научно-исследовательской, но и управленческой деятельности в целом и является основой формирования творческой, неординарной личности учителя и руководителя.
В первой главе монографии, посвященной рассмотрению теоретических вопросов организации исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам, особое внимание уделяется факторам эффективной организации исследовательской деятельности, методологическим подходам к решению проблемы формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного образования, принципам моделирования и организации процесса формирования исследовательских умений.
По мнению авторов, основным средством формирования исследовательских умений являются творческие задачи: «Задача … является творческой, если: 1) решающему неизвестен способ ее решения (независимо от того, существует он или нет); 2) необходимые для решения знания и действия не актуализируются при восприятии условия задачи» [16, с.101].
Решение творческих математических и задач вооружает учащихся исследовательскими умениями, которые позволяют решать слабо структурированные проблемы, когда практически не известны цель и условия. Данные умения, совершенствуясь и видоизменяясь в процессе методической подготовки субъекта, переходят на соответствующий уровень, формируя такие администраторские умения будущего педагога, как обдумывание, предвидение и стратегическое планирование, создание рабочей обстановки, анализ сложных ситуаций, которые, в свою очередь, позволяют ему разрабатывать методики формирования исследовательских умений у школьников.
Особого внимания заслуживают педагогические условия, выявленные учеными, поскольку они, благоприятствуя эффективному формированию исследовательских умений обучающихся, способствуют формированию особых личностных качеств (лидерских умений) будущего педагога. Наиболее значимыми с точки зрения формирования управленческих умений являются следующие условия [16, с. 45]:
– оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения творческих задач, креативная организация учебного процесса способствуют развитию таких составляющих лидерства, как приоритеты и целеполагание. Умение ставить цели, достижимые в определенном временном интервале, управление временем основано на способности педагога планировать свою деятельность, на умении делегировать решение ряда задач своему окружению;
– создание ситуаций продуктивной совместной деятельности; необходимость рациональной диалогизации учебного процесса вместе с проблемностью изложения материала развивают навыки управления коммуникациями: гибкость поведения, умение услышать точку зрения другого, умение грамотно донести свою позицию для окружающих. Это обусловлено инновационным характером современной организации учебного процесса, все большей зависимостью от благоприятной социальной среды, которые выводят на первый план высокие требования к таким личностным характеристикам учителя, как предвидение и способность влиять на других людей, направлять их;
– обучение с учетом зоны творческого развития учащихся; реализация личностно-ориентированного подхода в обучении; оптимальное сочетание репродуктивных и творческих задач развивают умение конструировать желаемую ситуацию и организовывать переход из реального к желаемому, формируют способность системно анализировать ситуации, различать повод и причину возникающих проблем. Это и является основой умения принимать решение, необходимого для реализации профессиональной деятельности педагога.
Предложенные учеными системный, деятельностный, задачный, компетентностный подходы представляют собой целостный взаимосвязанный комплекс, который определяет стратегию формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного образования и направлен на формирование управленческих умений.
Во второй главе монографии авторы, раскрывая факторы эффективной подготовки выпускника вуза, особое внимание уделяют содержательному наполнению исследовательской деятельности, которая связана с профессиональными умениями и обеспечивает конкурентоспособность педагога в современном образовательном пространстве. Ученые констатируют, что «…исследовательская деятельность в области педагогики и методики преподавания, чтобы быть наполненной конкретным профессиональным содержанием, должна строиться на основе предметного материала исследовательского характера, а еще лучше, – на основе учебно-исследовательской деятельности в области специальных дисциплин» [16, с.18].
Успешность педагога складывается из двух одинаково важных умений: умения достигать учебной цели и умения управлять процессом обучения.
Достижению учебной цели способствуют разнообразные формы учебно-исследовательской деятельности: лекции проблемного характера; подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ в рамках учебных дисциплин; проведение практических, семинарских и лабораторных работ с элементами исследования.
Спектр математических дисциплин и тем, при изучении которых применяются различные методики организации исследовательской деятельности (решение задач с параметрами, изучение геометрических мест точек, теория нечетких множеств, решение дифференциальных уравнений); интерактивные методы обучения, ориентированные на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие обучающих и обучаемых, обеспечивают учащихся не только профессиональными знаниями, но и развивают управленческие способности. Они связаны с эффективными коммуникациями, кооперацией между людьми, мотивацией, созданием команд и умением работать в них. Проектная работа способствует развитию компетенций, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности на уровне управления процессом обучения и достижения поставленных целей. Умение управлять рабочими группами выражается в удовлетворенности учащихся от совместной деятельности, в улучшении функционирования и повышения сплоченности рабочих групп, что в целом и способствует реализации педагогических задач.
Таким образом, в условиях личностно-ориентированного обучения образовательный процесс приобретает конкретное смысловое значение. Управление становится системообразующим фактором педагогической системы, а педагогический менеджмент представляет собой искусство управления процессом обучения и учебно-познавательной деятельностью учащихся, важной составляющей которой является деятельность исследовательская. Системный подход в организации исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе обеспечивает подготовку современного преподавателя и рассматривается как процесс раскрытия сущностных сил, деятельностных способностей человека, его возможностей, компетентного и ответственного выполнения социальных и профессиональных ролей.
Монография «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе» содержит новые научные результаты, полезные для ознакомления и использования не только исследователям в области педагогики и преподавателям школ и вузов, но и специалистам факультетов повышения квалификации и руководителям органов народного образования.
1. Васева О.Х. Роль отбора и подбора кадров в системе управления персоналом // Наука и инновации в современных условиях: сб. статей междунар. науч.-практ. конф-ции. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 96-99.
2. Васева О.Х. Система стимулирования труда работников средней общеобразовательной школы // Наука и инновации в современных условиях: сб. статей междунар. науч.-практ. конф-ции. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 99-101.
3. Васева О.Х., Маликова С.В. Управление как феномен создания, функ-ционирования и развития образовательных систем // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск, 2015.- № 3(4).- С. 102-107.
4. Васева О.Х., Мельник М.А. Роль лидера в управлении коммуникацией // Наука, образование и инновации: сб. статей междунар. науч.-практ. конф-ции. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 23-25.
5. Великих А.С. Формирование умений исследовательской деятельности учащихся при изучении геометрических мест точек // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. - Вып.3. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - С. 9-18.
6. Великих А.С., Романов П.Ю., Романова Т.Е. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода методом проектов // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2016.- №2. - С. 221.
7. Великих А.С., Санникова Е.С. Организация исследовательской работы одаренных детей при изучении геометрических мест точек // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. - Вып.5.- Магнитогорск: МаГУ, 2008. - С. 25-30.
8. Гладышева, М.М., Романов, П.Ю. Моделирование системы формирования исследовательских умений будущих инженеров-программистов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 6.- С. 150-161.
9. Дзамыхов А.Х., Ниматулаев М.М., Романов П.Ю. Аспекты методологии педагогики в информационном обществе / Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. науч. трудов Международной науч.-практ. конф-ции. - М., 2016. - С. 57-67.
10. Злыднева Т.П. Моделирование системы организации исследователь-ской деятельности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2006. - № 5. - С. 2230.
11. Злыднева Т.П. Обучение студентов исследовательской деятельности в рамках дисциплин информатики // Фундаментальные науки и образование: материалы Всероссийской научно-практ. конф-ции. - Бийск, 2006. - С. 289-293.
12. Злыднева Т.П. К вопросу об организации учебно-исследовательской деятельности магистрантов // Развитие науки и образования в современном мире: сб. науч. трудов Междунар. научно-практ. конф-ции. - Часть 4. - Люберцы: «АР-Консалт», 2015. - С. 85-88.
13. Злыднева Т.П. Методика организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения дисциплин информатики // Университетское образование: материалы междунар. научно-метод. конф-ции - Пенза, 2007. - С. 241-243.
14. Злыднева Т.П. Опытно-экспериментальная работа по организации ис-следовательской деятельности студентов в процессе изучения дисциплин ин-форматики // Психология и педагогика: пути и методы развития: сб. статей IIIМеждунар. науч.-практ. конф-ции. - Пенза, 2011. - С. 53-57.
15. Исследовательский подход в теории и практике педагогического образования: монография / Т.Е. Климова, В.А. Беликов, П.Ю. Романов [и др.]. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 360 с.
16. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: монография / П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева, Т.Е. Романова, А.С. Великих, Л.В. Смирнова-М.: ИНФРА-М, 2017. - 260 с.
17. Романов П.Ю. Задачи как средство подготовки будущего учителя математики в системе непрерывного образования // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 77-81.
18. Романов П.Ю. Задачный подход как основа подготовки учителя-исследователя / Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. статей / под ред. Т.М. Сигитова. - Пермь, 2016. - С. 64-66.
19. Романов П.Ю. Концептуальные основы формирования исследовательских умений в системе математического образования // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы X Всерос. науч.-практ. конф-ции. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - С. 283-286.
20. Романов П.Ю. Моделирование процесса формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург, 2003. - № 3. - С. 35-39.
21. Романов П.Ю. Организация исследовательской деятельности школьников в процессе обучения решению уравнений с параметром // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2016. - № 6.- С. 346.
22. Романов П.Ю. Принципы организации исследовательской деятельно-сти учащихся в системе непрерывного образования // Объединенный научный журнал. - 2001.- № 7 (7). - С. 39-43.
23. Романов П.Ю. Психолого-педагогические основы решения творческих задач // Вестник Магнитогорского государственного университета. - Магнитогорск, 2001. - № 2-3. - С. 340-345.
24. Романов П.Ю. Системное управление формированием исследовательских умений обучающихся при подготовке учителей математики // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. - Вып.4. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - С. 76-82.
25. Романов П.Ю. Теория и практика формирования исследовательских умений в процессе математической подготовки студентов: учебное пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2003.- 86 с.
26. Романов П.Ю. Технологические аспекты подготовки педагога-исследователя в системе непрерывного образования // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова.- Вып. 9. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - С. 106-110.
27. Романов П.Ю. Технология воспитания педагога-исследователя в сис-теме непрерывного образования // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - Москва, 2001. - С. 290-294.
28. Романов П.Ю. Управление формированием исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования // Государственная служба. - М., 2002. - № 6 (20). - С. 99-105.
29. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений будущих учителей математики в системе непрерывного математического образования // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр./ под ред. П.Ю. Романова. - Вып.7. - Магнитогорск, 2010.- С. 91-94.
30. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дисс…. д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2003. - 47 с.
31. Романов П.Ю., Банникова Д.Д. Особенности формирования исследовательских компетенций школьников на уроках математики // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск, 2015.- № 2.- С. 63-67.
32. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Задачи с параметрами: методические указания. - Магнитогорск, МГПИ, 1996. - 44 с.
33. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Алгоритм выделения приема решения задач с параметрами // Наука в современном информационном обществе: материалы IXмеждународной научно-практ. конф-ции. - NorthCharleston, SC, USA, 2016. - С. 80-82.
34. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Методика построения ориентировочной основы действий при решении задач с параметрами // Научные исследования: от теории к практике. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (9). - С.121-123.
35. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Параметр в уравнениях и неравенствах с модулем: учебное пособие. - PalmariumAcademicPublishing (Saarbrücken). - 2016. - 68 с.
36. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Решение задач с параметрами. // Математика. Первое сентября. - 2001. - №12.- С. 13-15.
37. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Роль графической интерпретации ре-зультатов решения задач с параметрами в организации исследовательской деятельности учащихся // Современные проблемы обучения математике в школе / под ред. Е.И. Жилина. - Магнитогорск, 2000. - С. 84-90.
38. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Системный подход в обучении учащихся написанию уравнения касательной к графику функции // Систематизация и обобщения при обучении школьников математике / под ред. Е.И. Жилиной. - Магнитогорск, 1998. - С. 36-41.
39. Романов П.Ю., Романова Т.Е., Великих А.С. Решение задач с параметрами на основе симметрии аналитических выражений // 3i: intellect, idea, innovation - интеллект, идея, инновация. - Костанай, 2016.- № 1. - С. 164-171.
40. Романов П.Ю., Романова Т.Е., Милов Ю.Е. Формирование исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного математического образования // Проблемы развития современной науки сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. - Пермь, 2016. - С. 218-222.
41. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Уравнение касательной к графику функции. // Математика. Первое сентября. - 2001. - №16. - С. 17-20.
42. Романов П.Ю., Сайгушев Н.Я., Романова Т.Е., Милов Ю.Е. Формирование исследовательских умений обучающихся в условиях перехода на Госстандарт нового поколения // Мир науки, культуры, образования.- 2015. - № 6(55).- С. 65-68.
43. Романов П.Ю., Сайгушев Н.Я., Токмазов Г.В. Модель формирования исследовательских умений в условиях обучения учащихся по Госстандарту высшего образования // Современные наукоемкие технологии. - Пенза, 2016.- № 9-3. - С. 550-554.
44. Романов П.Ю., Токмазов Г.В. Методические аспекты формирования исследовательских умений в процессе решения математических задач // Физи-ко-математические науки и образование: материалы Всероссийской научно-практ. конф-ции / под общ.ред. В.П. Семенова, В.А. Кузнецова, Т.П. Злыдне-вой. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - С. 52-57.
45. Романов П.Ю., Токмазов Г.В. Формирование исследовательских уме-ний в процессе решения дифференциальных уравнений // Вестник Магнитогорского государственного университета. - 2000. - № 1. - С. 156-159.
46. Романов П.Ю., Токмазов Г.В., Панькина С.И. Использование ориентировочной основы решения задач в курсе математического моделирования // Физико-математические науки и образование: материалы Всероссийской научно-практ. конф-ции / под общ.ред. В.П. Семенова, В.А. Кузнецова, Т.П. Злыдневой. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - С. 62-70.
47. Романов П.Ю., Усанова О.А. Теоретические аспекты развития творческих способностей студентов высших учебных заведений // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск, 2015.- № 1(2). - С. 77-82.
48. Романова Т.Е. Задачи для обучения учащихся решению квадратных уравнений с параметрами // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. - Вып. 9. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - С. 110-116.
49. Романова Т.Е. Задачи как средство формирования приемов нахождения контрольных значений параметров при решении линейных и дробно-рациональных неравенств // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П. Ю. Романова. - Вып. 3. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - С. 60-75.
50. Романова Т.Е. Задачи как средство формирования у учащихся приемов нахождения контрольных значений параметров при решении систем уравнений с двумя переменными // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П. Ю. Романова. - Вып. 7. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С. 94-107.
51. Романова Т.Е. Исследование систем линейных уравнений с двумя не-известными и параметром // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова.- Магнитогорск: МаГУ, 2011. - С. 112-117.
52. Романова Т.Е. Методика выделения необходимых условий при реше-нии задач с параметрами // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материалы междунар. научно-практ. конф-ции.- Вологда: Научный центр «Диспут». - 2016. - С. 133-134.
53. Романова Т.Е. Моделирование как основа реализации преемственности при обучении учащихся решению текстовых задач // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск, 2015.- № 2. - С. 90-95.
54. Романова Т.Е. Обучение учащихся приемам нахождения контрольных значений параметров // Педагогические и философские аспекты образования: сб. науч. тр./ под ред. П. Ю. Романова.- Вып. 2.- Магнитогорск: МаГУ, 2005.- С. 62-68.
55. Романова Т.Е. Обучение учащихся решению систем линейных уравнений с параметрами // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр./ под ред. П.Ю. Романова. - Вып. 5. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - С. 94-98.
56. Романова Т.Е. Подготовка школьников к исследовательской деятельности посредством системы ключевых задач // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Пермь, 2016.- С. 66-70.
57. Романова Т.Е. Решение уравнений и неравенств первой степени. Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля: учебное пособие.- Магнитогорск, 2004.- 63 с.
58. Романова Т.Е. Симметрия в задачах с параметрами // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. - Вып. 8. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - С. 104-112.
59. Романова Т.Е., Великих А.С. Использование симметрии аналитических выражений в задачах с параметрами // Физико-математические науки и образование; материалы Всероссийской научно-практ. конф-ции / под общ.ред. В.П. Семенова, В.А. Кузнецова, Т.П. Злыдневой.- Магнитогорск: МаГУ, 2012. - Магнитогорск 2012.- С. 3-14.
60. Романова Т.Е., Романов П.Ю. Использование приемов нахождения контрольных значений параметров при построении ориентировочной основы решения квадратных уравнений с параметром // Современные наукоемкие технологии.- Пенза, 2016.- №12-1.- С. 186-191.
61. Смирнова Л.В. Применение информационных технологий при изуче-нии элективного курса по математике «Теория графов. Алгоритмы оптимиза-ции на графах» для профильной подготовки старшеклассников // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. - Вып. 7. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С. 107-120.
62. Смирнова Л.В, Смирнова С.С. Обучение студентов методам принятия решений в курсе теории нечетких множеств // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова.- Вып.9.- Магнитогорск: МаГУ, 2012.- С. 126-143.
63. Dzamyhov A.H., Nimatulaev M.M., Romanov P.Yu. Aspects of methodology of pedagogics in an informational society. - SHS Web of Conferences. 2016. - Т.29. - С. 01020.