РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается религиозная безопасность российского общества. Под религиозной безопасностью следует понимать защиту российского социума от деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций на сознание, психику и поведение граждан России, а также сохранение традиционной религиозной системы в пределах исторически устоявшейся нормы. Делается вывод о том, что культивирование в обществе социально-опасных религий, оккультно-мистических объединений и движений влияют на духовный климат в стране, способствуя нарастанию межрелигиозной розни и дискредитации традиционных религий, разрушают национальное самосознание и духовно-патриотические ценности россиян.

Ключевые слова:
религиозный экстремизм, религиозная безопасность, религиозное мировоззрение, квазирелигиозные и псевдорелигиозные организации, миссионерство, идеология.
Текст

Религиозная безопасность является важной составляющей национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, духовной, экологической и социальной. Под религиозной безопасностью, с нашей точки зрения, следует понимать защиту российского социума от деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций на сознание, психику и поведение граждан России, а также сохранение традиционной религиозной системы в пределах исторически устоявшейся нормы. Религиозная безопасность непосредственно связана и с религиозным мировоззрением. Религия, вера в Бога, в нечто сверхъестественное помогает найти ответ человеку в многочисленных вызовах и угрозах окружающей действительности. Поэтому религия является главной мировоззренческой сферой жизни человека, влияющей на систему духовных ценностей и традиции того или иного общества. Фундаментальные вопросы человеческого бытия, которые поднимает религия, помогают человеку обрести смысл своего земного существования и по-иному смотреть на общество и его проблемы. Однако, зачастую, находятся и те, кто, используя духовные искания человека, пытается путём псевдорелигиозной пропаганды и манипулирования достичь своих корыстных целей.

Более двадцати лет назад религиозные организации нашей страны получили абсолютные или, как сказал Марк Смирнов (заместитель главного редактора журнала «Наука и религия»), «небывалые свободы» [1, с. 14]. Этот шаг позволил активизировать деятельность не только традиционных для России религий, но и чуждых для нашего общества организаций, прикрывающихся религиозным фоном. Если первые формируют и возрождают морально-нравственные ценности и выступают фактором духовного развития российского общества, то вторые дестабилизируют и негативно влияют на сознание наших граждан.

Исследователи Овчинникова А.И., Фоминская М.Д. выделяют следующие угрозы в сфере религиозной безопасности, которые выражаются в: «функционировании новых религиозных организаций и объединений, пришедших на территории России из-за рубежа и спонсируемых иностранными фондами, главными целями которых является атомизация, денационализация, депатриотизация общества; распространении идей религиозно-экстремистских группировок, главной целью которых является отделение от России некоторых территорий и создание на них теократических режимов; распространении религиозно-оккультных синкретических учений, астрологии, магии, различных псевдоэкстрасенсов и колдунов» [2, с. 7]. В совокупности все вышеперечисленные квазирелигиозные идеи являются угрозой традиционной системе ценностей и устоям российского общества.Такому разрушительному влиянию подвержены,в первую очередь, мировоззренческие императивы и патриотические ценности российских граждан.

В связи с этим, возникает вопрос – каковы причины возникновения новых религиозных организаций и движений экстремистского толка?

Ответ на данный вопрос кроется в том, что религиозные ценности затрагивают почти все социально значимые сферы общества. Религия, прежде всего, формирует религиозное сознание, включая тот его мировоззренческий аспект, который предполагает конфессиональный взгляд на всю совокупность явлений общественной и культурной жизни.

 Иными словами, когда ни одно мировоззрение и ни одна идеология не являются «обязательными» для общества в целом (как это было, например, в советскую эпоху), религиозные представления вполне законно и «на равных» с представлениями нерелигиозными оказываются в сфере общественного внимания. И это присутствие религиозного становится все более значимым по мере того, как значительные группы граждан, принадлежащих к разным социальным стратам, так или иначе обнаруживают свою связь с религией и религиозной традицией.

Степень религиозности людей может быть различной, так же, как и её мотивы. Однако суть происходящих изменений заключается не в самом факте обращения к религии значительного числа людей. Суть в том, что результатом этого обращения является не только и даже не столько участие обратившихся в религиозном культе и личная религиозная практика, сколько формирование у них религиозного мировоззрения.

Это, в свою очередь, означает, что как отдельные люди, так и группы граждан, опираясь на определенные вероучительные истины, вырабатывают свое отношение к функционированию различных областей социальной практики, интерпретируют их с религиозной точки зрения. И, таким образом, религиозные представления и религиозная аргументация становятся предметом и материалом общественной дискуссии по самым разным вопросам. Прежде всего, это касается общественной морали и культурного творчества, а также содержания образования, функционирования средств массовой информации, вплоть до экономики в аспекте ее нравственной мотивации. И, конечно, не остается без внимания само общественное устройство. Иначе говоря, практически нет ни одной общественно значимой сферы, которая не может быть рассмотрена через призму религиозных истин и ценностей, то есть религиозного мировоззрения.

В этой ситуации следует признать неадекватной такую трактовку «религиозного экстремизма», согласно которой любое проявление религиозного, затрагивающее общественно-политическую сферу, либо чревато «экстремизмом», либо им является.

Иными словами, религиозно мотивированные оценки социальных явлений, которые по негласной традиции принято считать сугубо светскими, с правовой точки зрения нельзя признать незаконными: ведь право каждого гражданина на свободу совести, вероисповедания, мысли и публичного слова сомнению не подвергается.

Официальные представители религиозных конфессий постоянно и все более активно выступают как в средствах массовой информации, так и на различных дискуссионных площадках, не только формулируя религиозную позицию, но и предлагая свою постановку актуальных нравственных и общественных проблем. Однако конфессиональный взгляд на основные сферы функционирования общества не является религиозным экстремизмом.

По мнению Р.Р. Абдулганеева религиозный экстремизм вырастает «из крайних форм общественного сознания, носящей характер социального явления, сопряженного с реализацией радикальной религиозной идеологии путем признания истинной четко определенной религиозной идеи, категорического непринятия религиозных, социальных, нравственных, политических и иных взглядов, идущих вразрез с провозглашенной единственно верной религиозной доктриной» [3, с. 75].

Очевидно, что точно провести границу, за которой начинается экстремизм, связанный с религией, очень непросто. Еще сложнее определить те проявления религиозности, которые порождают экстремизм как явление общественно-политического порядка. Последнее проблематично с точки зрения общества в целом и его политических институтов, но еще проблематичнее – с внутрирелигиозной (внутриконфессиональной) точки зрения, то есть с точки зрения богословия и официального церковного учения.

Однако специфика постсекулярной ситуации в том, что и общество в целом, и религиозные сообщества не вытесняют друг друга, но друг на друга накладываются, взаимопроникают. Соответственно, чтобы понять роль и функцию религии сегодня, нужно одновременно как различать эти социальные образования, так и сополагать их.

Теперь рассмотрим характер угроз в сфере религиозной безопасности со стороны псевдорелигиозных и деструктивных организаций.

На территории Российской Федерации действуют различные деструктивные религиозные организации и тоталитарные секты. Так, Э.Г. Филимонов выделяет следующие характерные черты нетрадиционных религиозных организаций и движений: 1) эклектизм вероучения и религиозной деятельности (то, что называется «учением» у многих нетрадиционных культов, является причудливой смесью христианства, буддизма, индуизма, ислама с оккультизмом, теософией, каббалой, йогой и тому подобной вневероисповедной мистикой); 2) социальная мимикрия: стремление скрыть свою псевдорелигиозную и мистическую сущность под безобидными, нерелигиозными светскими названиями («научное общество», «ассоциация», «фонд», «центр» и т.п.); 3) строгая организационно-иерархическая структура: «гуру», «учитель», «руководящий центр», «отделения», «рядовые члены», жесткая дисциплина, система наказаний и т.п.; 4) нацеленность на изменение, трансформацию сознания членов организации путем «программирования», «кодирования», «зомбирования» и т.п. с помощью специфических средств, начиная от многократного чтения мантр, религиозных текстов, медитации и кончая применением гипноза, наркотических средств и даже слабой концентрации нервно-паралитических газов и наркотиков, усиливающих состояние медитации; 5) активная миссионерская деятельность, направленная на привлечение в организацию новых членов; 6) стремление к максимальному получению коммерческой прибыли путем продажи литературы, магнитофонных записей, лекций и бесед, фильмов, эксплуатации бесплатного труда членов организаций, членских взносов, нищенства, пожертвований, а также вкладывания полученного капитала в различные отрасли промышленности, финансовую и торговую сферы [4, с. 301–302].

Активизация так называемых тоталитарных и псевдорелигиозных сект, которая началась с развалом СССР, вследствие духовно-идейного вакуума, приводит к огромному ущербу в укреплении монолитности многонационального и многоконфессионального государства, воздействует на уничтожение национальной самобытности. Подобного рода деяния таких организаций разрушает традиционный национальный уклад жизни, духовно-нравственные традиции, идеалы и ценности, угрожает целостности сознания. Проникновение и деятельность нетрадиционных религиозных культов в России связаны с попыткой западных держав нивелировать самобытность национальных этносов, объединенных общностью идей, взглядов и культуры, а также внедрить чуждые российским гражданам образцы массовой западной культуры и ослабить их национальное единство и самосознание.

В своё время при разработке плана по разрушению Советского Союза Геббельс в 1941 г. писал: «Мы можем раздавить Красную Армию, мы можем оттяпать у них огромные территории, мы можем остановить их заводы, но пока мы в каждой деревне не посадим своего священника, пока их не разделим по вере, этот народ в любом случае сумеет встать из пепелища» [5, с. 140–141].

Необходимо отметить, что данные религиозно-экстремистские организации являются одним из наиболее доступных и приемлемых средств достижения определенных геополитических целей, и направлены на разрушение традиционных религиозных и социальных систем. Имеют жесткий радикальный характер, отличаются особой жестокостью и цинизмом, имеют направленность в будущее.

Иная угроза со стороны псевдорелигиозных организаций заключается в том, что адептами данных организаций, осуществляется дискредитация таких патриотических ценностей как верность воинскому и гражданскому долгу, а также преданность Отечеству. И тогда не только о самопожертвовании во имя России, но и о добросовестном исполнении гражданских обязанностей, тем более о службе в Российских Вооруженных Силах речи идти не может. Они не считают себя гражданами России, той страны, в которой они живут и по своему мироощущению они могут являться гражданами другого государства, возможно даже выдуманного.

Ещё в 1987 г. один из крупных исследователей религиозного экстремизма в СССР В.Н. Арестов отметил, что религиозно-экстремистская деятельность, осуществляемая на территории бывшего Советского Союза, по большей части, специально созданное «орудие Запада» для продвижения своих взглядов и ценностей идеологическим противникам. Осуществляется эта деятельность через западные спецслужбы, благотворительные иностранные организации и фонды для того, чтобы внести в сознание большинства людей свой мировоззренческий аспект касательно основных вопросов человеческого существования. Религия же выступает инструментом, который используют западные страны и их спецслужбы для того, чтобы внести страх и хаос в общество путём его разделения, стравливания и атомизации, чтобы было легче управлять им.  Деятельность данных центров направлена на изменение сознания верующего населения с целью отторжения этой части от своей основы и противодействия ей путём привития антипатриотических чуждых взглядов на собственную историю, народ и власти [6, с. 3–26].

Через такие организации нередко осуществляется «тихая экспансия» других государств. А.В. Логинов в своей книге «Власть и вера» [7, с. 410] отмечает, что анализ исторического материала XVII–XX вв. свидетельствует о том, что так называемые миссионеры сыграли важную, если не решающую роль в колонизации многих стран, способствуя утверждению на обширных территориях влияния своих правительств. Многие политические деятели и исследователи напрямую отождествляют колонизацию с миссионерством. Результаты, достигнутые религиозными подвижниками, подчас оказывались значительнее и прочнее тех, которые были обеспечены другими средствами: военными, политическими, дипломатическими.

Более точно данную мысль выразил в 1913 г. католический миссиолог Шмидлин: «Именно миссионерство духовно покоряет колонии и осуществляет их внутреннюю ассимиляцию … Государство действительно может объединить протектораты внешним образом; однако именно миссионерство должно содействовать достижению более глубокой цели колониальной политики – внутренней колонизации. С помощью наказаний и законов государство может принудить к физическому подчинению, но именно миссионерство обеспечивает внутреннее послушание и преданность» [8, с. 94].

Другой исследователь новых религиозных движений, тоталитарных сект, деструктивных культов Н.В. Кривельская, анализируя пророческие слова русского философа И.А. Ильина, сказанные им в 1948 г. о возможной будущей участи России, пишет: «В самом деле, давно известно: сначала приходит религиозный миссионер, за ним ─ купец, а затем ─ солдат-завоеватель. Первый готовит почву и выполняет задачу раскола общества по религиозному признаку, организует своего рода «пятую колонну» среди части населения, готовой поддержать любые начинания иностранных хозяев. Купец устанавливает экономическую зависимость народа. Солдат же довершает дело, по сути, полностью сделанное уже предыдущими эмиссарами от религии и экономики.

Практическое воплощение в жизнь этой схемы на территории нашей страны разворачивается сегодня на глазах миллионов её жителей. Страну захлестнула иностранная религиозная интервенция (более того, вовсю идет второй этап – экономическое разрушение и закабаление России)» [9, с. 29]. Как мы видим из слов автора – разрушение целостности российского общества со стороны иностранных спецслужб, зарубежных организаций, фондов в трёх плоскостях – духовной (религиозной), экономической и военной. Причём военный удар и последующая территориальная экспансия представляют собой завершающую фазу войны против России, когда духовно-мировоззренческая, а затем экономическая самостоятельность страны будут сломлены. Такую «эсхатологическую картину» нашему государству предрекает исследователь.

Основными условиями успеха или, иначе говоря, благодатной почвой для деятельности нетрадиционных религий является религиозная неграмотность населения, что является недоработкой и недостатком работы традиционных религиозных культов. Часто люди уходят в секты из-за духовной неграмотности и коррумпированности местных священнослужителей. Информационный вирус искаженной религиозной идеологии внедряется в несформированное религиозное мировоззрение основной массы населения. Недостаток и дефицит истинного религиозно-конструктивного знания восполняется зараженной деструктивной идеологией и становится определяющим фактором поведения новых рекрутов, которые, в свою очередь, становятся такими же разносчиками и распространителями нового религиозного учения. В двустороннем противостоянии одна сторона использует брешь в работе другой в виде неграмотности не только населения, но и самих священнослужителей в религиозных вопросах.

По причине распространенной религиозной неграмотности населения всё большую опасность для российского общества начал представлять быстро распространяющийся сегодня в нашей стране оккультизм. Причин для этого в современной России много. Главной из них, на наш взгляд, является потеря большинством людей, как духовных ориентиров, так и надежного источника благополучного материального существования.

В настоящее время в России пышным цветом расцвели различные бюро, центры и салоны прорицателей, целителей, гадалок, астрологов, знахарей. Для многих людей черные и белые маги, колдуны стали субъектами, формирующими их образ жизни и мировоззрение. Для многих россиян астрологический прогноз важнее прогноза погоды.

В 1997 г. известные учёные нашей страны обратились к общественности со следующими словами: «Мы, нижеподписавшиеся учёные, представляющие различные области знаний, хотим привлечь внимание общественности к проблеме духовной безопасности российского общества. В нашем обществе возник определённый вакуум в духовной жизни, который быстро заполняется извращёнными представлениями, примитивными предрассудками, антинаучными и псевдонаучными идеями.

Газеты, телевидение и радио заполонены сообщениями о «пользе» деятельности некоторых религиозных сект, сенсационных «открытиях» уфологов, коварных действиях инопланетян против людей, политических прогнозах астрологов и «ясновидящих» и, конечно, о «достижениях» колдунов, магов и псевдоцелителей. Реклама деятельности шарлатанов достигла позорного размаха и осуществляется с грубым нарушением законодательства о рекламе и лицензировании медицинской деятельности. Мы считаем, что распространение и пропаганда мракобесия во всех его формах и проявления представляют серьезную угрозу духовным, нравственным и социальным ценностям нашего общества и опасности для физического и психического здоровья людей» [10, с. 29].

В заключении хотелось бы отметить, что активизация религиозной сферы жизни российского общества сопровождается активизацией псевдорелигиозных организаций и движений. Сегодня в России оккультизм, новые квазирелигиозные организации нередко выступают в качестве научных, духовных и даже религиозных объединений, которые пытаются выступать в оппозиции к традиционным религиям, а зачастую и государству в целом. Культивирование в обществе социально-опасных религий, оккультно-мистических объединений и движений влияют на духовный климат в стране, способствуя нарастанию межрелигиозной розни и дискредитации традиционных религий, разрушают национальное самосознание и духовно-патриотические ценности граждан России.

Список литературы

1. Религия, власть и общество в современной России[Текст] / Под ред. М. Смирнова. - М.: «Праксис», 2015. - С.14.

2. Овчинникова А.И., Фоминская М.Д. Религиозная безопасность России и роль права в её обеспечении[Текст] /А.И.Овчинникова, М.Д. Фоминская// Северо-кавказский юридический вестник. 2014, №3, с.7.

3. Абдулганеев Р.Р. Религиозный экстремизм как один из дестабилизирующих факторов современного общества[Текст] /Р.Р. Абдулганеев// Закон и право. - 2011. - № 2. - С. 75.

4. Филимонов Э.Г. Нетрадиционные религии и культы в России[Текст] / Э.Г. Филимонов // Религии народов современной России: словарь. М., - 2002.- С. 301-302.

5. Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Кравченко А.Г. Основы национальной безопасности[Текст]: Учеб. Пособие/А.И.Овчинников, А.Ю. Мамычев, А.Г. Кравченко. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 140-141 с.

6. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержания, причины и формы проявления, пути преодоления[Текст] /В.Н. Арестов:моногр. Харьков: «Вища школа», 1987, - с. 3-26.

7. Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности[Текст] /А.В.. Логинов- М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - С. 410.

8. От политики государственного атеизма - к свободе совести: Материалы семинара-совещания (Москва, 23-26 мая 2000 г.). М.: РАГС, 2000, - С. 94.

9. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты[Текст] /Н.В.. Кривельская М., 1999. - С.29.

10. Самообман, который может привести к трагедии // Метафрасис. - №1(68). 1997. - С. 29.

Войти или Создать
* Забыли пароль?