ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается роль самостоятельной работы на уроках в процессе развития личности и познавательной активности учеников, формирования предметных и метапредметных универсальных учебных действий. Разнообразие видов самостоятельной работы по дидактической цели позволяет педагогам применять данный вид работы практически на всех этапах урока

Ключевые слова:
самостоятельная работа на уроке, эффективное средство развития личности и познавательной активности учащихся, интерес к предмету, положительная мотивация
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения требует воспитания личности инициативной, с развитыми творческими способностями, готовой к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Как часто мы, учителя, слышим на уроках множество вопросов после объяснения какого-либо задания для самостоятельного выполнения, а затем получаем работы учащихся с низким уровнем качества; жалобы родителей на то, что дети дома не в состоянии выполнить домашнее задание без них, требуют разъяснений по каждому вопросу. Многие практикующие педагоги задаются вопросом о том, как решить данные проблемы. Значительный вклад в развитие теории самостоятельности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Исследования ученых показали, что одним из эффективных средств развития личности и познавательной активности учащихся является самостоятельная работа, а степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.

         Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. «Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда» [1, с. 29].

«Методику проведения самостоятельных работ необходимо тщательно продумывать, чтобы ускорить темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков» [2, с. 109].

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1)                 приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2)                 закрепление и уточнение знаний;

3)                 выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4)                 формирование умений и навыков практического характера;

5)                 формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт показал, что:

·                    систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач и т. д.) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний;

·                    организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления;

·                    при тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.

Развитие познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, интерактивные презентации и другие средства наглядности.

Мотивировать детей к выполнению домашнего задания также очень важно. Один из новаторских видов домашней работы - составление домашней работы для соседа по парте, например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке». Или как вариант домашнего задания по русскому языку – «Помоги учителю составить словарный диктант», – что широко используется автором учебников по русскому языку для начальной школы М.С. Соловейчик [3, с. 39].

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во- вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

Список литературы

1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1988. - 152 с.

2. Суворова Г.Л. Организация занятий в малокомплектной школе / Г.Л. Суворова // Сельская школа. - 2000. - №6. - С. 108-117.

3. Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка для 4 класса / М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009. - 149 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?