ЭТИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ (АНОНС О МОНОГРАФИИ РОДИОНОВОЙ Н.В. «ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представляется монография, которая посвящена поиску способов изменения характера экономического развития, переориентации его с количественных стратегий на качественные, социально ориентированные. Обоснован способ решения на основе концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в системах управления, которая оказывает влияние на качество жизни. Для практической реализации данной концепции предложена структура модели этичного «экономического человека» в форме задачи оптимизации удовлетворения потребностей и общий методический подход к формированию этического контекста в системах партнерства предприятия, распределения его дохода и налогообложения.

Ключевые слова:
качество жизни, справедливость, эффективность, социальный контекст.
Текст

Монография посвящена проблеме рассогласования экономических и социальных показателей в системах управления. Эта проблема является ключевой не только в экономической, но и социологической науке. С 90-х годов ХХ в. содержание данной проблемы все более обретает метаэкономический аспект. Для ее решения предлагается концепция взаимосвязи показателей эффективности и справедливости, которая предполагает формирование этических контекстов систем управления предприятиями. В работе предпринята попытка определения места справедливости в системе экономических отношений, конкретизации содержания данной категории в экономическом контексте; обоснования ее принципов, видов, форм и методов измерения в экономике; корректировок моделей эффективности с учетом согласованных этических требований.

В современных условиях хозяйствования многократно возросло влияние окружающего социального контекста на рациональный выбор. Жизнь людей протекает в многомерном пространстве, измерения которого прилагаются и к хозяйственной деятельности. На ее результаты, наряду с экономическими факторами, оказывают влияние социальные, особенно, политические, экологические, этические, религиозные, психологические. Взаимодействуя, они порождают взаимосвязи экономики с другими сторонами общественной жизни, обеспечивая либо гармонию, либо диссонанс экономических и социальных целей хозяйствования. Учесть влияния всех социальных факторов невозможно, поскольку их много, они неоднородны по природе, находятся в сложных неподдающихся формализации взаимосвязях, а некоторые латентны и неизмеримы. Их векторы могут иметь разные направления, благодаря чему факторы удерживают социально-экономическое равновесие, как, например, регулятивы политики и религии; или, напротив, действовать в унисон, усиливая лидерские влияния и порождая мультипликативные и синергетические эффекты.

В этих условиях хозяйствования в системах управления требуются более надежные методы экономического обоснования и этического оправдания эффективности управленческих решений. Важнейшим резервом ее повышения являются коммуникативные ресурсы. Условием их использования является согласование сталкивающихся интересов. Однако необходимый в демократическом управлении потенциал развития, основанный на консенсусе различных интересов, используется недостаточно.

Научная и прикладная новизна выводов и рекомендаций, сформулированных в монографии, заключается в разработке этического аспекта теории и методологии управления современными предприятиями.

  1. Выяснены недостатки применяемого методологического подхода к изучению современных проблем экономики, основанного на модели «экономического человека», которая не учитывает влияние неэкономических факторов хозяйствования; ограничивает ракурс исследования поведения человека до процесса получения средств, необходимых для удовлетворения его потребностей; отождествляет ценность одной и той же потребности для всех людей; игнорирует свободу индивида в выборе собственных предпочтений и его способность поступать иррационально в соответствии с велением совести; не учитывает смысл его жизни и индивидуальные ценности, а индивидуальные цели воспринимает как заданные и рассматривает способы их достижения вне зависимости от поведения других людей. На этом основании сделан вывод о том, что применяемая модель «экономического человека» неадекватна и предпринята попытка ее совершенствования [1, с. 53–57].

Уточнена структура модели «экономического человека». Предлагается ее этизация на основе использования конструкционных элементов, применяемых в моделях «психологического», «социального» и «духовного человека», что может устранить некоторые недостатки модели «экономического человека»: ограничить критерий максимизации полезности требованием улучшения качества жизни всех людей, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются хозяйственной деятельностью; учитывать изменчивость и сложный состав потребностей каждого индивида, а также такие их качества, как: духовность, нравственность, этические идеалы и ценности. Усовершенствованная методологическая модель, названная моделью этичного «экономического человека», может исправить указанные недостатки с помощью формирования этического контекста систем управления.

В этическом контексте предприятие представляется как корпоративный институт справедливости, который призван для развития внутренней мотивации сотрудничающих лиц и нравственных качеств деловых людей, выработки компромиссных управленческих решений. Можно ожидать, что корпоративный институт справедливости привнесет в процессы управления синергетические эффекты благодаря сотрудничеству сторон.

2. В монографии предпринята попытка систематизации современных концепций справедливого хозяйствования и определения области их рационального применения [1, с. 75–79]. Раскрыта сущность категории «справедливость» в экономическом контексте [1, с. 79–81]; обоснованы ее формы и виды, а также соответствующие им ее функции и принципы [1, с. 93–102]; предложены показатели справедливости для экономических задач и области их применения в экономике [1, с. 107–113].

Сущность категории «справедливость» в экономическом контексте рассматривается с нормативной и позитивной точек зрения. Данное понимание справедливости позволило выделить четыре ее измерения в экономике – нормативное, процессуальное, процедурное и консеквенциальное, между которыми в управлении следует достигать гармонии.

В представленной панораме концепций справедливого хозяйствования (управления) выявлены особенности их методологических подходов к решению проблемы справедливости. Обоснована возможность практического применения противоречивых концептуальных идей, если воспринимать их не как всеобъемлющие, а как локальные альтернативные схемы управления хозяйственной деятельностью в конкретных сферах экономических отношений и областях рационального применения. По результатам анализа концепций выполнена их классификация по семи признакам, которая может быть использована при обосновании выбора этико-правовой модели хозяйственных отношений и разработке механизмов ее функционирования.

Выявлены противоречия этических критериев, которыми руководствуются разные концепции. Эти причины возникают из-за разных содержательных оснований деонтологических концепций, разного понимания сущности справедливости и роли ее принципов в системах управления, противоречивости суждений о возможности оценки этичности управления, разных идеологических контекстов, которым служит  идея справедливости. Отмечены общие недостатки принципов справедливости и обоснована их актуальность для процессуальных теорий справедливости.

Миссия справедливости в системе экономических отношений неоднозначна и обусловлена разнообразием ее форм. Наряду с известными коммутативной и дистрибутивной формами экономической справедливости предложено различать деятельностную и потребительскую формы, выражающие этико-правовое качество экономических отношений по поводу производства и потребления соответственно. Обобщены и упорядочены функции экономической справедливости, разрозненно представленные в разных теориях справедливости. Формово-функциональный разрез экономической справедливости позволил систематизировать ее принципы, распределив их по областям экономических отношений и сопоставив с соответствующими им принципами эффективности. Сформулированы требования к содержанию принципов, процедурам их разработки и согласования, применению и условиям реализации.

Предложено различать виды экономической справедливости, раскрывающие ее содержание с учетом влияния неэкономических факторов и отражающие различные стороны жизнедеятельности людей. Составлена классификация ее видов по десяти признакам. Эта классификация позволит конкретизировать принципы справедливости, выявлять их взаимосвязи с принципами эффективности, идентифицировать этико-правовые проблемы хозяйственной деятельности.

В монографии обосновано, что принципы справедливости могут стать мощным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности, который поддается управлению с помощью согласования и контроля соблюдения этических принципов.

Обоснована целесообразность использования известных социальных показателей в качестве показателей справедливости в экономических задачах, например, для проведения этико-правовой экспертизы допустимости проектируемых решений. Приведены подтверждающие примеры.

3. Разработан способ практической реализации концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в системах управления предприятиями: предложена усовершенствованная структура задачи оптимизации хозяйствования, условия которой дополнены подсистемой этических ограничений, необходимой для этической экспертизы допустимых решений. Благодаря этим ограничениям в задаче ведется поиск не оптимального, а удовлетворительного решения, согласующегося с принципами справедливости.

Основными разделами работы являются: введение, пять логически увязанных глав, заключение, библиографический список и приложения.

В главе I «Взаимосвязи экономических и социальных факторов хозяйствования» приведены основные характеристики проблемы рассогласования этих факторов; рассмотрены недостатки методов оценки качества жизни с точки зрения учета взаимосвязи этих факторов; выделена связующая роль духовных скреп; исследованы методологические подходы к решению этико-правовых проблем современного хозяйства и определены недостатки модели «экономического человека» при обеспечении исследуемой взаимосвязи факторов; предложена ее модификация – модель этичного «экономического человека»; обоснована целесообразность концептуализации экономических и социальных факторов хозяйствования к категориям «эффективность», «качество жизни» и «справедливость»; выявлены взаимосвязи этих категорий, на основе которых сформулирована концепция управления предприятиями с учетом принципов справедливости; для практической реализации данной системы предложена структура задачи оптимизации удовлетворения потребностей человека.

В главе II «Сущность и показатели справедливости» прослежена эволюция воззрений на содержание категории «справедливость» в периоде от античности до современности, выделены ее ключевые структурные элементы и содержательное основание; представлен критический обзор современных концепций справедливого хозяйствования и обозначены проблемы их реализации; уточнена сущность категории «справедливость» в  экономическом контексте, определены ее формы и виды, функции и принципы и намечено ее место в системе экономических отношений; особое внимание уделено методам оценки справедливостии выяснению возможности их практического применения в структуре задачи оптимизации удовлетворения потребностей человека; разработаны необходимые для ее формализации характеристики экономической справедливости; произведена классификация социальных показателей, которые могут применяться как показатели справедливости.

В главе III «Сущность и показатели эффективности» выявлены содержательные характеристики категории «эффективность» и основные тенденции их изменения в современном представлении, уточнена сущность эффективности в этическом контексте и установлены взаимосвязи ее принципов с принципами справедливости, освещены результаты сопоставительного анализа современных концепций оценки эффективности, рассмотрены ее традиционные показатели и отмечены их недостатки; предложены частные показатели эффективности, характеризующие этичность хозяйствования; указаны возможности практического применения показателей в задаче оптимизации удовлетворения потребностей человека.

В главе IV «Оценка влияния взаимосвязи показателей эффективности и справедливости хозяйствования на качество жизни в России» предпринята попытка с помощью статистической информации и фактов, полученных в ходе социально-экономического анализа и социологических исследований, установить характер, особенности, причины, остроту и тенденции этико-правовых проблем в экономике России. Приведены фактические доказательства рассогласования взаимосвязей показателей качества жизни, эффективности и справедливости. Показано, что при отсутствии этико-правовых рамок эти взаимосвязи действуют негативно, способствуя ухудшению качества жизни большинства людей и распространению неэтичных методов хозяйствования. Выявлены недостатки действующих систем управления и применяемых показателей.

В главе V «Методические разработки концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в системах управления предприятиями» изложена суть общего методического подхода к формированию этических контекстов в системах управления на предприятии, в основу которых положена модель этичного «экономического человека»; представлен разработанный методический комплекс, включающий методику оправдания этичности управленческих решений на основе согласованных принципов справедливости, методику обоснования удовлетворения потребностей работников предприятия с учетом их предпочтений и общую методику формализации принципов справедливости в задачах оптимизации управленческих решений; на основе этих методик выполнены разработки экономико-математических моделей формирования этических контекстов в системах коммерческого и социального партнерств, распределения чистого дохода предприятия и налогообложения доходов физических лиц. Данные модели представлены в виде структуры задачи оптимизации удовлетворения потребностей человека и рекомендованы как способ получения оправдания этичности управленческих решений, обоснованных как эффективные.

 Практическая реализация обоснованных в монографии рекомендаций будет способствовать решению следующих социологических задач: уменьшению неопределенности социальной среды хозяйствования и усилению благоприятных воздействий ее факторов; созданию платформ дискуссий о справедливости всех заинтересованных в ней лиц; расширению поля консенсуса, необходимого для укрепления коллективной справедливости; системному пониманию этических проблем экономики и углублению направлений социальной политики; профилактике конфликтов в экономике; этическому оправданию индивидуальных выгод бизнеса и власти; позитивным социальным переменам; сплочению гражданских сообществ; улучшению качества жизни.

Полученные научные результаты направлены на развитие теории и методологии управления социально-экономическими системами в соответствии с принципами справедливости. Наряду с тем, актуализируются интересы к социологическим исследованиям в области теорий этической и психологической контрактации, социальной консолидации, социального согласия, деонтологической теории этики, общественного благосостояния, социологического измерения, деловой мотивации, деловой коммуникации, конфликтологии.

Практическое применение показателей справедливости в системах управления требует разработки необходимого методического обеспечения. Необходимы: психологические паттерны, мотивирующие этичные психологические ожидания и позволяющие этично участвовать в деловых дискуссиях; методы достижения консенсуса конкурирующих и конфликтующих интересов с помощью согласования локальных этических принципов на коммуникационных площадках, а также методы достижения компромиссов по неудовлетворенным ожиданиям и др.

 

Список литературы

1. Родионова Н.В. Теория и методология исследования взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями Текст : монография / Н.В. Родионова. - М. :ИНФРАМ, 2017. - URL: www.dx.doi.org/10.12737/monography_593fa5f3b24933.10259049.

Войти или Создать
* Забыли пароль?