ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются проблемы профессионального образования сельской молодежи. Ставится проблема организации профессионального образования молодежи в связи с ее последующей занятостью.

Ключевые слова:
занятость молодежи, профессиональное образование, профессиональная подготовка.
Текст

В результате распада системы обязательного государственного распределения, существовавшей в советский период, выпускники СПО и вузов столкнулись с проблемой самостоятельного поиска рабочего места, к чему они в подавляющем большинстве не были готовы. Становление выпускника ссуза и вуза как производительного работника чрезвычайно усложнилось, так как образовался разрыв между учреждениями профессионального образования и работодателями, который в настоящее время имеет значительные масштабы.

Источником другой проблемы является старение населения. Уже в ближайшие десятилетия (после того как старшее поколение уйдет на пенсию) молодежь не сможет на необходимом уровне восполнить трудовой потенциал государства, как в количественном, так и в качественном выражении. Основанием для такого вывода служит довольно длинный ряд противоречий, существующих в российском обществе. В частности, требования современного инновационного производства выше уровня подготовки молодого поколения. Образовательный потенциал, накопленный российским обществом, — тоже. В результате получаемые знания отстают от уровня развития технологий. Квалификация, полученная выпускниками, зачастую не соответствует требованиям производства. Профессиональная ориентация молодежи строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних атрибутах. В дополнение к этому юноши и девушки не считают труд ценностью, а воспринимают его лишь как средство достижения личного блага. Стремление «жить хорошо» не совпадает у них со средствами достижения этой цели. Рынок образовательных услуг не соответствует потребностям рынка труда. Платные услуги развиваются быстрее, чем способность их оплачивать.

Третья проблема порождена переходом к постиндустриальному типу экономики, связанному с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих условиях возрастают требования к деловым и личностным характеристикам выпускников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам. По данным социологических исследований, проведенных лабораторией сравнительного анализа систем профессионального образования в России и за рубежом ТОИПКРО в 2011–2012 гг., не удовлетворены подготовкой специалистов в системе среднего профессионального образования 38% работодателей Сибирского федерального округа, в вузах — 30%. Особенно много нареканий вызывает практическое освоение профессии. Значительное количество молодых людей в определенной степени не готово к переходу от учебы к работе. Например, в Сибирском регионе после окончания обучения по специальности устраиваются примерно 40–50% выпускников.

Список литературы

1. Пальянов М.П., Новикова Т.Г., Абатурова В.В. Особенности модернизации профессионального образования в России и за рубежом (сравнительный анализ) // Профильная школа. - № 2. - 2013. - С. 23-32.

2. Демченко А.Р., Морозова М.В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профильного обучения за рубежом // Педагогика. - № 8. - 2013. - С. 81-87.

Войти или Создать
* Забыли пароль?