Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
В данной статье рассмотрены аспекты психолого-педагогического сопровождения внедрения компетентностного подхода в свете стандартов второго поколения, а также проблема диагностики ключевых компетенций обучающихся. Авторами разработаны критерии, показатели и подобран диагностический инструментарий отслеживания ключевых компетенций.
компетентностный подход, психолого-педагогическое сопровождение, ключевые компетенции (коммуникативная, социальная, личностного самосовершенствования).
Реализация компетентностного подхода в профильном обучении определяет новые требования к содержанию и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
В условиях реализации компетентностного подхода и введения ФГОС психолого-педагогическое сопровождение, на наш взгляд, необходимо рассматривать как систему взаимодействия обучающегося, педагога-психолога, учителя предметника, классного руководителя, администрации, родителей и других субъектов образовательного процесса, обеспечивающую создание условий для успешного обучения и психологического развития, а также формирования ключевых компетенций обучающегося.
При этом необходимо отметить, что ФГОС предлагают обязательный учет возрастных особенностей обучающихся при организации образовательного процесса. Согласно деятельностному подходу, наибольший вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, присущий каждому возрастному периоду. Это соответствует современному социальному заказу, нашедшему отражение в концепции Государственного стандарта среднего и общего образования. В ней приоритетом общества и системы образования является формирование у вступающих в жизнь молодых людей способности «самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи» [3, с. 7], это возможно при условии, что образовательный процесс будет ориентирован на изменение ученика, выражающегося в личностном, социальном, коммуникативном и познавательном развитии. Отсюда следует, что всестороннее развитие личности обучающегося невозможно без (наличия) обладания коммуникативной, социальной и личностного самосовершенствования компетенциями. Как мы видим, эти компетенции нашли свое отражение во всех междисциплинарных и предметных образовательных программах.
1. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище: доклад международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. - Париж: UNESCO, 1996. - 53 с.
2. Коган Е. Ключевые компетентности как результат общего образования: подходы к оценке / Е. Коган, Г. Голуб, И. Фишман // Активная школа: теория, практика, перспективы. - М.: Американские советы по междунар. образованию АСПРЯЛ / АКСЕЛС, 2005. - С. 108-111, 125-128.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; Под. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - С. 7.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. (Стандарты второго поколения) / авт.-сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - С. 123, 131-132.
5. Ромек В.Г. Понятие уверенности как социально-психологическая характеристика личности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997. - 24 с.
6. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы» / Док. DECS / SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996. С. 109.
7. Социальная компетентность: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Журкова, С.А. Маничева. - М.: АСТ: СПб.: Прайм - Еврознак, 2008. - 351 с.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская и др.; Под. ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
9. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку. URL: http://school.edu.ru/attach/8/171.DOC., http://do.gendocs.ru/docs/index-91229.html