ЗАРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О СОТРУДНИКАХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья, посвящена проблеме эффективности оценки деятельности полиции, а также формированию общественного мнения о сотрудниках полиции в возрасте 9 – 10 лет. В статье рассмотрена позиция детей в вопросах оценки эффективности деятельности полиции на основе опроса школьников 2 – 4 классов. Исходя из полученных результатов, сделаны выводы и определены направления развития деятельности сотрудников полиции.

Ключевые слова:
общественное мнение, имидж сотрудника полиции, сотрудники правоохранительных органов, доверие граждан
Текст

В настоящее время одним из самых важных элементов оценки эффективности деятельности правоохранительных органов является общественное мнение. Сотрудники полиции принимают активное участие в обеспечении безопасности личности, общества в целом, государства, выполняя тяжелые задачи в различных районах страны. В своей деятельности им приходится осуществлять взаимодействие как с нарушителями законов, так и с законопослушными членами общества. Именно те оценки, которые исходят из гражданского мнения о работе сотрудников полиции, складываются в общественное мнение в том или ином субъекте страны [3].

Представления об уровне защищенности общества от преступлений, а также уровень доверительного отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел определяется, прежде всего, при их взаимодействии в процессе разрешения различных ситуаций, в зависимости от нанесенного ущерба, а также качества оказания помощи полицейскими. Все это требует высокой моральной подготовки, эффективного общения с коллегами, а также гражданскими лицами в различных ситуациях.

Зачастую оценку эффективности деятельности полиции исследуют исходя из мнения взрослых представителей российского общества. Однако формирование собственных взглядов происходит у человека еще в раннем возрасте. Нравственные идеалы, ориентиры, мысли и отношение человека к каким-либо явлениям закладываются в возрасте 9 – 10 лет, когда ребенок учится в начальных классах. В настоящее время в литературе отсутствуют данные, которые отражают объективное мнение детей о работе сотрудников правоохранительных органов. Именно поэтому в данной статье будет рассмотрена позиция детей в вопросах оценки эффективности деятельности полиции.

В целях изучения мнения учеников младших классов, был проведен опрос школьников 2 – 4 классов на базе школ Москвы и Подмосковья в количестве 68 человек, которым были заданы вопросы, касающиеся взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с гражданами. Анкета включала в себя 8 вопросов, на выбор предлагалось два варианта ответа. Упрощенная форма тестирования была выбрана исходя из возрастных особенностей опрашиваемых, которым предлагалось соглашаться или не соглашаться с предложенным вопросом. Результаты ответов будут представлены в процентном соотношении.

Первый вопрос был следующего содержания: «Полицейский – это значит хороший человек?» (Диаграмма 1). С данным вопросом был не согласен лишь 1 ребенок, ученик 4 класса. Таким образом, большинство детей видят сотрудника полиции с положительной стороны, считая его деятельность эффективной, справедливой и законной. Почти с такой же уверенностью дети считают, что полицейские выполняют свою работу хорошо, с чем согласилось 97 % опрошенных (Диаграмма 2).

Диаграмма 1                                  Диаграмма 2

Для сотрудников правоохранительных органов важным фактором в профессиональной деятельности является взаимодействие с общественностью. Большинство преступлений раскрывается с помощью информации, которая была получена от очевидцев и свидетелей. Данными лицами могут быть и несовершеннолетние, что не запрещается Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации (Далее - РФ). Поэтому школьникам был задан вопрос: «Вы бы помогли полицейскому, если бы он вас попросил об этом?» (Диаграмма 3). В результате выяснилось, что лишь 10 % не готовы оказать помощь сотрудникам полиции. Но 90 % детей, а это 61 человек из 68 ответили обратное. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что большинство детей при встрече с сотрудниками правоохранительных органов готовы оказать содействие. Половина опрошенных утверждает, что им оказывали помощь полицейские (Диаграмма 4). Возможно эта помощь проявлялась и в простом обращении детей к сотрудникам, после чего им была оказана необходимая поддержка, в результате у них осталось положительное мнение об этом взаимодействии. Можно сделать вывод о том, что целесообразным будет в ходе расследования преступлений не упускать возможности выяснения каких-либо обстоятельств совершения данного деяния у лиц несовершеннолетнего возраста.

Диаграмма 3                                                        Диаграмма 4

Чтобы узнать степень доверия детей к сотрудникам правоохранительных органов, был задан вопрос: «Боитесь ли Вы полицейских?». Было выяснено, что 39 % опрашиваемых испытывают страх перед полицейскими. Данное значение является достаточно весомым в общей статистике, позволяет предполагать, что доверие к сотрудникам правоохранительных органов может основываться не на эффективной их деятельности, а на боязни к представителям правоохранительных органов. Школьный возраст – время в жизни ребенка, когда происходит формирование жизненной позиции. Поскольку половина опрошенных утверждают, что сотрудники полиции не вступали с ними во взаимодействие, негативное отношение может возникнуть исключительно путем получения информации от источников, с которыми ребенок непосредственно контактирует. Поэтому детям был задан вопрос: «Вам когда-нибудь рассказывали о полиции что-либо плохое?». На данный вопрос положительно ответило 7 %. Возможно, полученные данные полностью не соответствуют действительности из-за того, что уровень страха перед сотрудниками правоохранительных органов достаточно высок.

Диаграмма 5                                                                            Диаграмма 6

 

 

Для того, чтобы выяснить отношение детей к сотрудникам органов внутренних дел им было предложено изобразить полицейского (например, на службе, в повседневной жизни и т.д.). Полученные изображения позволяют сделать определенные выводы, для чего были выбраны наиболее интересные варианты представления о данной профессии во взглядах учащихся начальной школы.

 

Рис. 1

Рисунок 1 принадлежит ученику 3 класса. Судя по жезлу регулировщика, на нем изображена сотрудница дорожно-постовой службы. Изначально в данном рисунке содержатся элементы, позволяющие отнести изображенную сотрудницу к представителям различных подразделений МВД России. Рядом с ней, на поводке, находится кошка, однако в процессе служебной деятельности сотрудниками полиции не используются кошки, поэтому было бы правильным изображать рядом с сотрудником полиции служебную собаку.

Автором рисунка 2 является ученица 3 класса, дочь сотрудницы полиции. Использование ярких цветов (желтого и красного) указывает на благополучное эмоциональное состояние ребенка, поэтому можно утверждать о большом уважении и любви к матери [2]. Однако наличие черного тона может указывать на снижение настроения автора, что может быть связано с большой самоотдачей и занятостью нарисованной женщины, как сотрудницы правоохранительных органов. Несмотря на это на рисунке присутствуют стертые линии, что является характерным признаком повышенной тревожности, в данном случае за свою мать, что может подтверждаться тесной связью между матерью и ее дочерью.

Рис. 2

Рисунок 3 является ярким примером искаженного восприятия учеником 2 класса действительности или же отсутствия необходимых знаний в области правил дорожного движения. Первой ошибкой является «Зебра», обозначающая пешеходный переход, которая должна состоять из чередующихся белых полос, которые отсутствуют на данном изображении. Самой главной ошибкой автора, безусловно, является светофор. Первоначальные знания в области дорожного движения дети получают о самом распространенном средстве регулирования дорожного движения – светофоре. Автор изображает его, неправильно располагая красное, желтое и зеленое стекла, что говорит об отсутствии знаний о значении светофора, а также его сигналов. Подобные ситуации могут повлечь за собой тяжелые последствия вследствие неправильного применения знаний о регулирующих сигналах в реальной жизни при участии ребенка в дорожном движении.

Рис. 3

На рисунке 4 учеником 4 класса был изображен полицейский рядом со светофором. Стоит заметить, что у ребенка имеются необходимые первоначальные знания о светофоре, на котором соблюдена цветовая последовательность. Однако на одном из реквизитов формы изображенного сотрудника полиции написано «МЧС», в отличие от действительного «Полиция». Данный факт можно распознать как неправильное представление о полицейских и иных сотрудников правоохранительных органов, к которым относится и Прокуратура РФ, МЧС России, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба войск национальной гвардии, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции РФ. Поэтому стоит проводить различные занятия по информированию учеников школ, которые позволят понять особенности и специфические функции, возложенные на Министерство внутренних дел РФ в целях избегания подобных ошибок в понимании рассматриваемой профессии.

Рис. 4

 

Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы и определить направления развития деятельности сотрудников полиции:

  1. В целом, мнение детей о полиции положительное, как и о профессиональной деятельности полицейских, однако следует продолжать осуществление взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с несовершеннолетними лицами в форме профилактических мероприятий, бесед и простого общения как во время исполнения служебных обязанностей, так и во время, свободное от работы.
  2. Различные мероприятия, которые проводят полицейские, а также простое общение с детьми, повышают уровень их доверия к сотрудникам правоохранительных органов. В результате, возможно, ожидать от несовершеннолетних лиц ответное оказание необходимой помощи, которая могла содействовать более быстрому и эффективному раскрытию преступления.
  3. Учащиеся начальных школ в большинстве случаев имеют искаженные представления о сотрудниках полиции, что проявляется в том, что полицейских путают с представителями иных силовых структур, а также деятельность полиции запоминается детьми по ярким сопутствующим атрибутам (жезл, патрульная машина, служебные животные и т.д.). Можно сделать вывод о том, что дети имеют лишь отрывочные знания о деятельности полиции, что возможно исправить путем проведения различных мероприятий, на которых деятельность полицейского должна преподноситься с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов, а также с упоминанием ярких запоминающихся атрибутов сотрудника полиции.
  4. Для того, чтобы сведения, которые были получены от лиц несовершеннолетнего возраста были достоверными, важен уровень доверия и отношения детей к полиции. Конечно, нельзя полностью оградить ребенка от получения заведомо ложной или негативной информации о представителях правоохранительных органов. Однако это напрямую зависит от восприятия поступков полицейских обществом в целом, в котором формируются устойчивые представления, взгляды. Это впоследствии выражается и в средствах массовой информации, и в непосредственном общении между членами общества. Поэтому высокие моральные, волевые качества, вежливость и забота, справедливость и законность, должны всегда проявляться в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

 

Список литературы

1. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Спб. 2003.

2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. - М.: Генезис, 2001.

3. Петров В.Е., Мальцева Т.В. Исследование моделей оценивания и прогнозирования имиджа сотрудников дорожно-патрульной службы. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 1 (23). С. 70-74. 2015.


Войти или Создать
* Забыли пароль?