КВЕСТ, КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ПО КАФЕДРЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная научная статья посвящена теме улучшения качества практических навыков и умений, повышения уровня заинтересованности и мотивированности при изучении профильных дисциплин курсантами высших учебных заведений системы МВД России путем применения различных моделей деловой игры на примере квеста.

Ключевые слова:
квест, практическое занятие, деловая игра, мотивация, уголовное судопроизводство, следственные действия, повышение качества знаний
Текст

На сегодняшний день современное образование делает уклон на то, чтобы обучаемые овладевали определенными компетенциями. Это отражено в стандартах рабочих программ школ и ВУЗов, а также в Федеральном законе об образовании РФ, в котором компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Часть преподавателей используют стандартные методы и общепринятые педагогические технологии в своей работе, которые также помогают овладеть необходимыми компетенциями. Другие же в свою очередь пытаются разнообразить педагогическую деятельность, включая в учебный процесс новые методы, способы, приемы обучения и воспитательные средства, которые впоследствии системно используют в образовательном процессе. 
Какая же задача ставится перед преподавателем сегодня? На наш взгляд, мы должны не снижая теоретической нагрузки в обучении, добиться от курсанта и слушателя освоения практических навыков и умений, способностей самостоятельно принимать верные решения, думать масштабно, процессуально. При этом научить работе в команде, как на основных должностях, оперативного уполномоченного, участкового уполномоченного, так и руководящих должностях – следователя, руководителя следственного органа, прокурора, судьи.
Вместе с тем время не стоит на месте, и достичь поставленных целей мы сможем, если, не опережая его, то хотя бы идя со временем в ногу. Нам необходимо адаптировать образовательный процесс к современным реалиям, делать не только его содержательным, но и интересным. При этом задействовать весь потенциал, всю имеющуюся материально-техническую базу для этого. В этой связи и хотелось бы обратить внимание на такую «вновь открытую» форму проведения занятия, как квест. 
Тема использования квеста в обучении не нова. Уже создана достаточная теоретическая база, защищены диссертационные исследования по применению формы занятия «квест» в различных образовательных программах.
Рассмотрим актуальность занятия-квеста. Оно связано с инновационными направлениями образования, где может использоваться информационная и коммуникационная технология в качестве научно-исследовательской основы занятия, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач. Занятие-квест может быть закончено как в рамках одной пары, так и быть долговременным проектом на протяжении нескольких пар, тем, а может быть всего учебного года. Благодаря использованию занятия-квеста в образовательном процессе обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы научно-практической работы. 
Задачами занятия-квеста являются развитие креативного мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование познавательной мотивации. По всем своим признакам комплекс занятий-квестов может являться педагогической технологией, потому что открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи. Действительно занятие-квест может использоваться на занятиях по многим учебным дисциплинам, т.к. может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и давать лучшие результаты в образовательном процессе. Если же рассмотреть занятие-квест как дидактическую игру, то он может быть направлен на формирование соответствующих образовательных компетенций: на развитие логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности. Как дидактическая игра, занятие-квест позволяет активизировать учебный процесс, привлекает внимание к предмету, чтобы учащиеся могли применить свои творческие способности, навыки самостоятельной
Что же представляет из себя квест? Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в аудитории, так и на местности, на учебных полигонах, в городе, то есть практически в любом окружении.
Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет курсантам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Так, проведение занятий в форме квеста уже активно практикуется. Причем не только в сердней школе, но и в ВУЗах. С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению. О применении веб-квест технологии как дидактического средства уже защищены кандидатские диссертации. Так что такое квест и как мы можем его использовать? Хотя на самом деле это нами уже давно практикуется, просто не в такой выраженной форме. 
Любой мыслящий человек рано или поздно начинает творить. Кому-то для начала необходима помощь, некоторый импульс способный подвигнуть человека к творческой деятельности. Живой квест вполне способен справиться с этой задачей.
Бурное развитие этого игрового направление привело к созданию жанров. На сегодняшний день можно выделить пять основных вида игр в реальности: Эскейп Рум, Квест в Реальности, Перформанс, Экшн Игра, Морфеус
Эскейп Рум (классика)
Классический жанр игры в реальности. Команду запирают в одной или несколько комнатах с заданием найти способ выбраться до истечения часа. По ходу игры команда находит улики, решает загадки, а так же может обнаружить дополнительные помещения.
Квест в Реальности (первый шаг за пределы стандарта)
Первый шаг в развитии направления. Здесь не обязательно стоит задача выбраться из комнаты. Дверь наружу может быть вовсе не закрыта. В квесте в реальности игрокам предлагается прожить определенную сюжетную линию. Спасти одного персонажа или все человечество, изготовить элексир молодости или философский камень и тому подобное. В нашем случае решить логическую уголовно-процессуальную задачу, предложенную преподавателем. 
Перформанс (добавим актеров)
Здесь, в игровом помещении кроме игроков присутствуют актеры, которые могут оказывать влияние на игровой процесс, или разыгрывать сцены. Представьте, что вы смотрите остросюжетный фильм, сцену перестрелки главного персонажа с толпой бандитов. А теперь представьте, что все это происходит по-настоящему, в одной комнате с вами. Вот это Перформанс.
Экшн Игра (добавим физическую нагрузку)
В этом виде игры в реальности вам придется серьезно попотеть. Этот жанр предполагает работу не только головой, но и остальными частями тела. Полоса препятствий с голивудскими декорациями. Прыгать на батуте, ползти по вентиляционным шахтам, убегать от мафии. Все это перемежается необходимостью быстро решать командные и логические задачи.
Морфеус (квест в нереальности)
В морфеусе игра происходит внутри вашем воображении. Все игроки завязывают глаза до конца игры. При этом лучше погрузиться в атмосферу помогут ведущий и актеры. В Морфеуса задействованы все органы чувств, кроме зрения. Игрокам предстоит слышать, чувствовать и осязать.
Каким образом мы это можем использовать в процессе обучения и где это уже используется? Фактически, на занятиях по уголовному процессу, предварительному следствию мы начинаем с использования такой формы квеста, как Квест в Реальности. 
Мы моделируем ситуации, предлагаем задачи, в ходе решения которых у курсантов есть определенная вариативность поведения. Так, по предлагаемой фабуле (квартирная кража, совершенная 2 преступниками) в момент установления одного из участников преступления у курсантов возникает необходимость его задержания. После задержания в рамках ст.ст. 91, 92 УПК РФ курсанты приходят к выводу, что необходимо избрать меру пресечения. В качестве вариантов ими выбираются одна из двух «основных» мер пресечения: заключение под стражу или подписка о невыезде и надлежащем поведении. Какие пути развития событий? 

  1. Первая группа (более ленивых, немотивированных, безынициативных курсантов, студентов, слушателей) идут по пути наименьшего сопротивления, самостоятельно избирают меру пресечения в виде подписке о невыезде и надлежащем поведении, после этого преподаватель объявляет, что подозреваемый скрылся. У обучаемых появляется необходимость подготовить новый пакет документов для объявления подозреваемого в розыск, затем произвести действия по его поиску, задержанию. После они готовят еще один пакет документов для обращения в суд с ходатайством о его аресте (избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу), поддерживают в смоделированном учебном судебном процессе заявленное ходатайство. Если документы готовы надлежащим образом, позиция следователя обосновано, заявленное ходатайство отвечает требованиям законности, мотивированности и обоснованности, суд принимает решение о заключении подозреваемого под стражу. При этом курсанты данной группы пишут объяснение, почему избрали подписку о невыезде, что в свою очередь должно инициировать в отношении них служебную проверку.
  2. Вторая группа (как правило большинство) к вопросу избрания меры пресечения по заданной фабуле подходят более грамотно, продуманно. Среди данной группы могут находиться и курсанты первой группы, исправившие замечания, т.с. перешедшие на второй этап. Они на данном этапе принимают решение ходатайствовать перед судом об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Вместе с тем, качество предоставляемых ими документов на первом этапе, как правило, среднее, с рядом значительных упущений. В отношении данной группы преподавателем принимается решение о продлении срока задержания подозреваемого еще на 72 условных часа для более качественной подготовки документов. Далее у курсантов опять появляется определенный выбор: или не «заморачиваться» и отпустить подозреваемого под подписку о невыезде, перейдя на стадию первой группы или переосмыслить свои действия и выдать качественный материал для положительного решения в суде вопроса о заключении под стражу подозреваемого. 
  3. Третья группа обучаемых предоставляют в суд полный комплект документов, поддерживают позицию в суде, после чего судья принимает решение о заключении подозреваемого под стражу. В эту группу могут входить обучаемые как из первых двух групп, так и те, кто сразу выбрал верный путь решения квеста. 

При реализации этого квеста активно используются не только кабинетная форма работы, но и задействованы учебно-ситуационные полигоны, такие как комната для допроса, зал судебного заседания, помещение ИВС.
При этом в роли адвоката-защитника при рассмотрении вопроса судом об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу будут выступать курсанты из второй группы, роль судей будет предоставлена курсантам, проявившим максимальную подготовленность и знания и сразу предоставившими необходимый комплект документов. Оцениваться курсанты будут согласно проделанной работе. Курсанты из первой группы, несмотря на максимальное количество подготовленных документов, получают оценку «удовлетворительно», курсанты из второй группы претендуют на оценку «хорошо», в то время как курсанты, показавшие отличные знания, подготовку и эрудицию будут оценены на «отлично».
Таким образом, мы постепенно из квеста первого уровня «Квест в Реальности» переходим в квест следующего уровня «Перформанс», т.е. моделирование ситуаций с задействованием условных актеров, с приближением ситуации к практической деятельности. Естественно, в качестве актеров будут выступать курсанты из числа наиболее – наименее подготовленных, чтобы прочувствовать все аспекты своей деятельности. На этом этапе практических сотрудников (адвокатов, следователей, судей) в этой форме квеста следует привлекать в качестве непосредственных участников следственных действий, арбитров, наблюдателей. 
При изучении учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс» курсантами 2 курса характерен первый, более простой вид квеста – «Квест в Реальности», при изучении учебной дисциплины «Предварительное следствие в ОВД», «Дознание в ОВД» с большим количеством практических занятий курсантами 3 курс и 4 курсов характерен следующая форма квеста – «Перфоманс». Третьим этапом освоения работы  (соответствует квест «Экшн Игра») несомненно следует считать учебную дисциплину «Учения», изучаемую на 4 курсе. В этой форме квеста приглашенные сотрудники правохранительных органов, судьи, преподаватели должны уже выступать уже не участниками событий, а судьями. Смотреть качество производимых следственных и иных процессуальных действий, слаженность работы.
Таким образом, следует отметить, что такая форма проведения занятия, как «квест» активно используется, и имеет все шансы не только на закрепление, но и на развитие в системе профильного образования. Все это дает максимальный эффект в обучении, способствует не только теоретическому освоению материала, но и приобретению практических навыков.

 


Войти или Создать
* Забыли пароль?