Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье описан опыт проектирования профессиональных компетенций на основе анализа профессиональных стандартов в области природообустройства и водопользования. Показано, как на основе анализа трудовых функций и трудовых действий, отобранных из профессиональных стандартов в области природообустройства, определяются задачи деятельности выпускника высшей школы, как обобщаются эти задачи при рассмотрении разных профессиональных стандартов, относящихся к одному направлению (профилю). Обобщенные задачи деятельности составляют основу при формировании профессиональных компетенций для выбранного профиля, что позволяет сформировать примерные основные образовательные программы разработчикам модернизированных федеральных государственных стандартов высшего образования (третьего поколения) и основные профессиональные образовательные программы в вузах, в которых ведется подготовка выпускников по направлению «Природообустройство и водопользование».
профессиональные стандарты, трудовые функции, задачи деятельности, профессиональные компетенции, при- мерные основные образовательные программы.
1. Введение в проблему
Результатом освоения образовательной программы выпускником высшей школы выступает формирование у него компетенций [1, 2]. Модернизированный стандарт третьего поколения, условно названный ФГОС 3++, требует формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 536 с.
2. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. - № 8. - С. 21-26.
3. Татур Ю. Г. Компетентность в модели качества подготовки специалистов /Ю.Г. Татур // Высшее образование. 2004. № 3. С. 24-31.
4. Галямина И. Г. Опыт проектирования основных образовательных программ, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Природообустройство и водопользование» / И. Г. Галямина. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 155 с.
5. Галямина И.Г Алгоритм формирования компетенции и проблема ее оценки/ И. Г. Галямина // Вестник УМО. 2012. № 4. С. 14-22.
6. Как работодатели оценивают современных выпускников. URL: http://career.ru/-article/15186 (дата обращения: 02.01.2015)
7. Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала. Информационный бюллетень / Мониторинг экономики образования. 2014. № 1(75).
8. Характер взаимодействия российских компаний и системы высшего образования глазами работодателей: итоги опроса 2013 г. // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 162-175.
9. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. М.: Дело, 2016. - 104 c
10. Рубин Ю. Б. Высшее образование в России. Качество и конкурентоспособность / Ю. Б. Рубин. М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2014. - 448 c.