«ИСТОРИЯ НЕ УЧИТЕЛЬНИЦА … » (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ «ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ (ДО 1917 Г.)» О.А. САВВИНОЙ)
Рубрики: РЕЦЕНЗИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Добиться успеха в преподавании математики можно лишь творчески осмыслив опыт прошлого. Особый интерес в этом отношении представляет изучение прогрессивного методического наследия, которому и посвящена монография О.А. Саввиной «Очерки по истории методики обучения математике (до 1917 г.)». Эта работа обладает рядом достоинств. В ней освещены слабо изученные в отечественной историко-педагогической науке вопросы: зарождение методики арифметики, методики алгебры, методики геометрии в Европе и России, история создания учебников математики и пр.

Ключевые слова:
история методики обучения математике, рецензия на монографию О.А. Саввиной.
Текст

В последние десятилетия в отечественной педагогической науке обострился ряд противоречий. Все чаще всплывают факты нарушения преемственности педагогических идей, дидактического нигилизма  и пренебрежения опытом дореволюционной и советской школы. Часто новация представляет собой, по сути, не всегда обоснованную критику отечественных предшественников и предложения, основанные на заимствовании и подражании зарубежному опыту, без учета традиций русской школы.

Происходящие в нашем обществе постоянные процессы реформирования образования актуализируют проблему изучения истории развития научной мысли и педагогического опыта прошлого. Дореволюционная методическая школа решала те же проблемы, что волнуют образовательные учреждения и сегодня: поиск целей, методов и критериев отбора содержания математического образования, создание качественного учебника математики и пр. Лишь творчески осмыслив опыт прошлого, органически сочетая лучшие традиции отечественного образования с требованиями современности, можно добиться успеха в преподавании математики сегодня. Несомненный  интерес в этом отношении представляет изучение прогрессивного методического наследия, оставленного дореволюционными педагогами-математиками, которому и посвящена монография О.А. Саввиной.

Автор хорошо известен своими публикациями по истории математического образования ([2], [3], [4], [5], [6], [8], [9], [10], [11], [12]  и др.), на основе которых и составлена большая часть «Очерков». При этом важно отметить, что О.А. Саввиной удалось избежать повторов из ранее изданной в серии «Научная мысль» монографии «Урок математики в дореволюционной средней школе» [15].

Помимо собственных публикаций, для написания монографии были широко  использованы дореволюционные источники (учебная и методическая литература, периодические издания, архивные документы и пр. раритетные материалы). Введение в научный оборот новых фактов и источников составляет самостоятельную ценность рецензируемого исследования.  Так, например, в монографии впервые публикуется портрет дореволюционного педагога-математика Н.К. Вальцова [1, c. 117], а также приводится  первая программа по математике [1, с.166–170], опубликованная в «Журнале Министерства народного просвещения» в эпоху царствования Николая I, т.е. гораздо раньше «Толстовских реформ», с которыми в историко-педагогической науке и связывают появление первых официальных программ по школьным предметам. Выявлен вклад в развитие русской методики преподавания математики авторов учебников (Н.В. Бугаева, А.Ф. Малинина, Н.А. Шапошникова и др.). Не менее интересны свидетельства  об истории регламентации учебной литературы в России, об опыте поощрения учебников специальной наградой – «Премией Императора Петра Великого». Эти премии выдавались за лучшие учебные руководства для средних и низших учебных заведений, а также за книги для народного чтения.

В представленных 15-ти очерках раскрыты следующие важные исторические темы:

– зарождение методики арифметики, методики алгебры, методики геометрии в Европе и России;

– история  создания учебников математики в России;

 – реконструкция методических идей П.С. Гурьева, Д.Д. Галанина, В.А. Латышева, Ф.В. Филипповича и др.

К сожалению, автор лишь коснулся исследования становления методики создания пропедевтического курса геометрии, оставив за рамками исследования труды ряда геометров-методистов. Но это вполне объяснимо, поскольку данный раздел уже был освещен в историко-педагогической литературе (см., например, [16]).

В качестве общего лейтмотива работы часто выступает сопоставление западной и отечественной традиций. Показано, что, несмотря на тесное общение с Европой,  отечественная методика преподавания математики прошла свой самобытный путь, и все ее основные разделы оформились к началу ХX в. Методика преподавания арифметики зародилась в работах Ф.И. Буссе и П.С. Гурьева, методика алгебры – в работах А.Н. Страннолюбского и В.А. Латышева, методика геометрии – в работах  А.Н. Острогорского и др. В начале ХХ в. вышло в свет первое на русском языке пособие по методике преподавания математики В.Р. Мрочека и Ф.В. Филипповича, в котором рассматривались как общие, так и частные методики.

Отчасти можно согласиться с автором, что отличия западной и русской методических школ обусловлены разными мировоззренческими цивилизационными установками. Если западная система образования выросла на основе индивидуалистической протестантской этики, породившей капитализм, то отечественная  – укоренена в православии. В монографии показано, что западные заимствования (увлечение грубеизмом, практико-ориентированным обучением) не прижились в отечественной школе.

Удачной находкой автора является представление первоисточников в приложениях. Они не просто дополняют и иллюстрируют основной текст книги, но и позволяют проследить содержание математического образования в динамике. Так, в приложениях приведены программы по математике, датированные 1845 г. (утверждена министром народного просвещения С.С. Уваровым) и 1872 г. (утверждена министром народного просвещения Д.А. Толстым). Из их сравнения видно, что содержание математического образования в это время характеризовалось стабильностью.

Последнее приложение содержит перечень книг, включенных в каталоги по математике для гимназий и прогимназий в 1881 и 1884 г. Перечень книг так удобно расположен, что сразу видно, какие учебники повторялись, какие исключались, а какими дополнилось следующее издание каталога. Так, в каталог 1884 г. были включены в качестве руководств книги А. Воронова (по арифметике), П.Ф. Никульцева (по алгебре), Г.А. Тиме (по тригонометрии), которых ранее не было в каталоге за 1881 г.  А книга по тригонометрии А. Серре из раздела «руководства» была перенесена в раздел «пособия».

Название монографии очень точно отражает ее суть и содержание, поскольку в ней приводятся именно очерки, а не целостное описание всей истории методики обучения математике. При этом хронологические рамки исследуемого периода довольно широкие: XVI – начало ХХ в. Понятно, что реконструировать целостную картину методической мысли в России – это сверхзадача, которая, возможно, и не по силам одному исследователю. Однако у О.А. Саввиной есть многообещающий задел в виде многочисленных научных результатов, не вошедших в эту книгу, поэтому работу следует продолжить, чего и пожелаем автору.

И последнее. О востребованности монографии. В первую очередь, надо сказать, что в практике подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» в вузах России широко используется изучение дисциплины «История методики обучения математике»,  литература по которой не только бедна, но и выходила довольно давно (см. [1], [7]). Книга О.А. Саввиной и призвана восстановить этот пробел.

Монография адресована студентам, аспирантам, преподавателям математики средней и высшей школы, исследователям истории математического образования в России. Представляется, что круг читателей может быть еще шире. Книга будет полезна всем, интересующимся историей нашего отечества, а также родителям, стремящимся воспитывать и обучать своих детей на основе традиционных, проверенных временем и длительным опытом, методик.

 

Список литературы

1. Галанин Д.Д. История методических идей по арифметике в России [Текст] / Д.Д. Галанин. - М.: Кн. маг. «Наука», 1915. - 252

2. Колягин Ю.М. «Арифметика» Н.В. Бугаева [Текст] / Ю.М. Колягин, А.А. Малютин, О.А. Саввина // Математика в школе. - 2009. - №9. - С. 59-65.

3. Колягин Ю.М. и др. Русская школа и математическое образование: наша гордость и наша боль [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина, О.В. Тарасова. - Орел: ООО Полиграфия фирма «Картуш», 2007. - Т. I - III.

4. Колягин Ю.М. и др. Математики-педагоги России. Забытые имена. Книга Николай Васильевич Бугаев [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина. - Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2009. - 276 с.

5. Колягин Ю.М. и др. Математики-педагоги России. Забытые имена. Книга 1. Филипп Васильевич Филиппович [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - 90 с.

6. Колягин Ю.М. и др. Учебник и школьная программа: как все начиналось [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина // Математика в школе. - №- 2013. - С.58-68.

7. Ланков А.В. К истории развития передовых идей в русской методике математики [Текст] / А.В. Ланков. - М.: Учпедгиз, 1951. - 151 с.

8. Саввина О.А. Евклид vs модернизм в преподавании математики [Текст] / О.А. Саввина // Математика в школе. - 2015. - №9. - С. 49-56.

9. Саввина О.А. Зарождение методики преподавания математики в Европе [Текст] / О.А. Саввина // История науки и техники. - 2016. - №3. - С. 54-59.

10. Саввина О.А. Исторические очерки о преподавании высшей математики в средних учебных заведениях России. Часть 2 (вторая половина XIX - первые семнадцать лет ХХ вв.): монография [Текст] / О.А. Саввина. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. - 246 с.

11. Саввина О.А. «Малининская эпоха» в истории русского учебника математики [Текст] / О.А. Саввина // Математика в школе. - 2013. - №3-4. - С. 66-75.

12. Саввина О.А. Методические взгляды П.С. Гурьева (к 200-летию со дня рождения) [Текст] / О.А. Саввина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2007. - №1-2. - С. 88-92.

13. Саввина О.А. Методические идеи Д.Д. Галанина (к 150-летию со дня рождения) [Текст] / О.А. Саввина, О.А. Коломникова // Начальная школа. - 2007. - №10. - С.106-112.

14. Саввина О.А. Н.А. Шапошников и Н.К. Вальцов - соавторы, коллеги и не только [Текст] / О.А. Саввина, Е.Р. Шапошникова // Математика в школе. - №5. - 20- С. 44-49.

15. Саввина О.А. О вкладе русских офицеров в развитие отечественного математического образования [Текст] / О.А. Саввина // Математика в школе. - 2016. - № 2. - С. 48-54.

16. Саввина О.А. Очерки по истории методики обучения математике (до 1917 года) : монография [Текст] / О.А. Саввина. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 189 с.

17. Саввина О.А. Урок математики в дореволюционной средней школе [Текст] / О.А. Саввина, И.А. Марушкина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 80 с.

18. Тарасова О.В. История школьной геометрии с древних времён и до конца XIX века: Основные этапы развития элементарного курса: монография [Текст] / О.В. Тарасова. - Орёл: ОАО «Типография Труд», 2004. - 452 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?