ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДВИЖЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются стрессовые факторы в образовательном процессе, влияющие и на обучающихся, и на педагогов. Для образовательных организаций, реализующих методы образовательной кинезиологии, упражнения Гимнастики мозга, предложена работа на основе построения моделей антистрессового поведения участников образовательного процесса. Важной составляющей такой работы является программа профессионального развития самого педагога.

Ключевые слова:
стресс, стрессовые факторы, образовательная кинезиология, Гимнастика мозга, модели антистрессового поведения участников образовательного процесса.
Текст

16–18 марта 2017 г. в Москве в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» прошла II Всероссийская с международным участием конференция «Обучение на основе движения: от теории к практике образовательной кинезиологии».

Партнерами конференции стали: НОЧУ ДПО «Институт кинезиологии» и МОО «Ассоциация профессиональныx кинезиологов», Южный Федеральный Университет, «Мастерская Ольги Троицкой», МОО «Ассоциация кинезиологии».

Участники 2-ой конференции прибыли из 14 регионов РФ, граждане Украины и Белоруссии, конференцию посетил гость из Великобритании известный кинезиолог Вейн Топпинг.

Среди участников конференции: преподаватели и тренеры по образовательной кинезиологии, профессора и доценты вузов, научные работники, директора и зам. директоров образовательных организаций, учителя, педагоги, специалисты (психологи, нейропсихологи, логопеды, дефектологи, кинезиологи), музыкальные руководители, монтессори-педагоги, студенты, как прошедшие специальное обучение, так и интересующиеся кинезиологическими практиками в образовании. Всего в конференции приняло участие: 32 спикера, около 100 участников.

Цели конференции – знакомство с современными теориями и практиками образовательной кинезиологии; определение приоритетов в развитии и применении методов образовательной кинезиологии в практике российского образования и в обучении специалистов; выявление и обобщение инновационных идей, решений и передового педагогического опыта в российском образовательном пространстве; поддержка руководящих и педагогических кадров, работающих в инновационном и экспериментальном режиме. На 2-ой конференции было больше практических мастер-классов, особое внимание было уделено детям с ОВЗ, студентам вузов, организации инновационной работы образовательной организации по теме конференции; на 1-ом этаже Института для участников была открыта выставка методических материалов.

В Программе конференции были проведены доклады и мастер-классы российских и зарубежных ученых и практиков, разрабатывающих проблемы образовательной кинезиологии. Все формы участия в конференции были сертифицированы.

В рамках конференции также были организованы курсы повышения квалификации «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании в условиях реализации ФГОС» с выдачей Удостоверений о повышении квалификации ФГБНУ «ИИДСВ РАО» на 72 часа, прошло обучение 19 чел.

Каждый участник конференции получил возможность познакомиться с опытом образовательных площадок из разных регионов, узнать об инновационных практиках других организаций и о работе коллег из разных стран и регионов РФ, и Великобритании. Трехдневный практикум позволил познакомиться с лучшими кинезиологическими практиками, представил эффективные инструменты для работы в разных сферах.

По итогам конференции готовится выпуск Сборника материалов и методический комплект – диски со всеми видеоматериалами и презентациями спикеров.

Образовательная кинезиология – обучение на основе движения – широко известна в образовании более чем 80 стран мира более 50 лет. В России этот метод только получает широкую поддержку. В чем его суть и особенности?

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – говорил легендарный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Для многих педагогов сегодня эта очевидная и общепринятая истина становится особенно актуальна – дети познают мир через ощущения и движение. Но современная образовательная система обращается больше не к движениям и ощущениям детей, а к их мыслям и речевым высказываниям, что не позволяет детям учиться целостно, естественно, без стресса. Для детей естественно двигаться и играть – так почему же в образовательном процессе это не используется?

Современные психологи и медики бьют тревогу: стрессогенные факторы окружающей среды (особенно в мегаполисах) и неблагоприятные устойчивые тенденции сокращения резервов здоровья, естественных защитных сил организма и его функциональных возможностей у современных обучающихся, увеличивают рост числа психо-соматических причин пропуска учебных и внеучебных занятий, снижают двигательную и социальную активность детей, увеличивают процент психологических отклонений в их личностном и эмоционально-волевом развитии, нервно-психических заболеваний.

Не менее, а иногда и более подвержены стрессовым факторам и взрослые участники образовательного процесса – педагоги (учителя, воспитатели, специалисты, администрация) и родители детей. Во многих педагогических коллективах сегодня говорят о проблеме, «профессиональном выгорании», причем не в конце учебного года, а очень часто и спустя пару месяцев после его начала. Многим педагогам бывает сложно не только подготовить и организовать детей на учение, но и самих себя на преподавание.

Стрессовые факторы снижают качество жизни и качество образования, что обосновывает необходимость разработки, апробации и внедрения инновационных подходов к созданию здоровьесберегающих условий в образовательных организациях и воспитания здорового образа жизни. В качестве одного из эффективных подходов для решения вышеобозначенных проблем, решая задачи сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка и взрослых участников образовательного процесса, и соответствующих программ профессионального развития мы предлагаем рассмотреть методы образовательной кинезиологии.

Что такое образовательная кинезиология? Слово «образование» происходит от лат. «educere», означающего «вытягивать». «Кинезиология» является производным от лат. корня «kinesis», что означает «движение». В целом, это наука о движении человеческого тела, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Образовательная кинезиология – система повышения возможности взрослых и детей независимо от возраста путем «вытягивания» потенций, заключенных в теле. Это метод, дающий возможность людям любого возраста раскрыть скрытые потенциалы, имеющиеся в теле через двигательную активность.

Образовательная кинезиология занимается связями «интеллект – тело». Почему образовательная? Потому, что в процессе тренировки по этой системе мы получаем образование – знание о самих себе, знание о собственных проблемах, о том, что нам делать дальше, как компенсировать последствия перенесенного стресса. Организм как бы проходит переобучение. С помощью определенных упражнений он балансирует все процессы в теле, координирует работу обоих полушарий мозга, включает совместное интегрированное взаимодействие интеллекта и тела. Координированные движения и игры развивают крупную и мелкую моторику детей, которая влияет на структуру мышления и стимулирует их умственные способности.

Не всё мышление и учение сосредоточено лишь в голове! Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе обучения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для обучения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности и у детей, и у взрослых.

Любое учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу и нашей нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в нашем мозге.

Целью нашего инновационного проекта стала разработка форм и методов реализации программ профессионального развития и поддержки в области образовательной кинезиологии в системе образования.

В процессе работы в проекте педагоги образовательных организаций разных городов России, пройдя обучение, разрабатывали и апробировали индивидуально-ориентированные модели антистрессового поведения участников образовательного процесса в разных типах образовательных учреждений (в школе, детском саду, учреждении дополнительного образования детей, в психологическом центре, в семейном образовании).

Разрабатывая программы профессионального развития педагогов, мы вышли на обязательные, ключевые темы для освоения и осмысления как для тех слушателей, кто уже прошел базовое обучение методике, так и для начинающих ее осваивать.

1. Стресс – знакомая незнакомая вещь! Эмоциональное выгорание. Стресс как болезнь информационного века. Проблема стресса, с которой приходится работать педагогу и специалисту в образовании с взрослыми и с детьми.

2. Стресс-факторы в жизни ребенка: проблемы, связанные с друзьями, трудности адаптации; возрастные кризисы; развод родителей; серьезные семейные проблемы; небезопасные районы проживания; неадекватный уровень требований к ребенку; дефицит времени, высокие нагрузки; негативное отношение педагога; жестко-авторитарный стиль обучения и общения.

Стрессогенные факторы у детей: сокращение резервов здоровья, естественных защитных сил организма и его функциональных возможностей у современных обучающихся; увеличение числа психо-соматических причин пропуска учебных и внеучебных занятий; снижение двигательной и социальной активности обучающихся; увеличение процента психологических отклонений в личностном и эмоционально-волевом развитии, нервно-психических заболеваний у детей.

3. Стрессовые факторы у взрослых участников образовательного процесса – педагогов и родителей: оценка со стороны социума; неопределенность (обилие социально-ролевых ожиданий); повседневная рутина; взаимодействие с различными социальными группами; восприятие и осмысление одновременных коммуникаций разнообразного рода; поведение и отношение учащихся.

4. Следствия стресса: снижение качества жизни и качества образования.

5. Пути преодоления стресса: танец; медитация; спа-процедуры; общение с природой; спорт; творчество; музыка; здоровое питание; методы образовательной кинезиологии.

6. Разработка и апробация индивидуально-ориентированных моделей антистрессового поведения участников образовательного процесса.

Наиболее простой в освоении метод образовательной кинезиологии – комплекс упражнений «Гимнастика мозга» – был разработан в 80-х годах прошлого века педагогами и психологами Полом и Гэйл Деннисон. Это комплекс несложных упражнений, каждое из которых поможет ребенку и педагогу справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно осваивать мир, обучаться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать.

Гимнастика мозга состоит из 26 базовых, простых, доставляющих удовольствие движений и действий, которые позволяют за считанные минуты активизировать и правое, и левое полушарие. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.

Упражнения Гимнастики мозга помогают детям с помощью движения решить проблемы в школе, улучшить память и внимание, навыки письма и чтения, развить внутренний потенциал и творческие способности. Для взрослых (педагогов, студентов и родителей) – это возможность быстро восстановить ясное мышление и преодолеть усталость, восстановить силы, снять психоэмоциональное напряжение.

Использование данного метода позволяет воспитывающему взрослому обучиться  тому, как можно работать самому с собой, с детьми и взрослыми, используя простые и доступные методы, которые может применять каждый человек. Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов. Огромная польза и привлекательность Гимнастики мозга состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи в образовании, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Для эффективного обучения нужно двигаться и общаться (не менее 50% времени занятия / урока).

Открытия Пола и Гейл Деннисон основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности [3]. Всего несколько минут (5–7 мин.) занятий дают высокую умственную энергию, силы к учебе и познанию!

Необходимость разработать, апробировать и внедрить инновационные подходы к созданию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих условий в образовательных организациях позволила поставить задачи нашего инновационного проекта и представить ожидаемые результаты [1], [2].

Задачи:

1). Подбор и апробация упражнений «Гимнастики мозга» (ГМ) в образовательном процессе.

2). Интегрировать «Гимнастику мозга» в деятельность педагога и организации.

3). Разработать индивидуально-ориентированные модели антистрессового поведения участников образовательного процесса (Программы с методическими рекомендациями и видео-приложениями).

4). Обосновать принципы и алгоритм использования результатов внедрения моделей.

5) Транслировать разработки (в формате краткосрочного обучения педагогов и специалистов, а также семинаров, мастер-классов, издания статей в научно-педагогических изданиях, издания и реализации Программ и видео-материалов проекта).

Ожидаемые результаты:

1). Индивидуально-ориентированные модели антистрессового поведения участников образовательного процесса в разных типах образовательных организаций (Программы с видео-приложениями и методическими рекомендациями для педагогов).

2). Организационная модель реализации методов образовательной кинезиологии.

3). Алгоритм проектирования индивидуально-ориентированной модели антистрессового поведения участников программ.

4). Программа обучения (краткосрочного повышения квалификации).

5). Алгоритм и технологии оценки эффективности использования моделей.

Характер и границы предполагаемых изменений существующей практики образования – формы внедрения в образовательный процесс методов образовательной кинезиологии – использование упражнений Гимнастики мозга для: организации переменки-пятиминутки между и внутри учебных занятий; снятия учебного стресса при подготовке к экзаменам и тестовым испытаниям; снятия стресса и улучшения работоспособности у учеников в переходных классах (5-е, 10-е), в 1-х классах, у воспитанников групп в периоды адаптации к детской группе; улучшения координации движений, телесного баланса на занятиях с детьми, связанных с движением; улучшения зрительно-моторной координации обучающихся на занятиях, связанных с письмом и чтением; развития памяти и внимания при изучении иностранных языков, нового учебного содержания; преодолении голосовых и речевых проблем, связанных с чтением, с пением, декламацией и др. работой с голосом; преодоления затруднений при взаимодействии обучающихся с компьютером и пр. техническими устройствами (взаимодействия типа «человек – машина»); психо-коррекционной и психо-профилактической работы психолога, логопеда и другого помогающего специалиста; преодоления «эмоционального выгорания» и стресса у педагогов.

Ожидаемые результаты проекта: индивидуально-ориентированные модели антистрессового поведения участников образовательного процесса в разных типах образовательных организаций (Программы с видео-приложениями и методическими рекомендациями для педагогов); организационная модель реализации методов образовательной кинезиологии в образовательных организациях вне зависимости от их типа, а также возраста детей; алгоритм проектирования индивидуально-ориентированной модели антистрессового поведения участника образовательного процесса; Программа обучения (краткосрочного повышения квалификации) специалистов образования и студентов педагогических вузов по методам образовательной кинезиологии; алгоритм и технологии оценки эффективности использования моделей антистрессового поведения обучающихся в здоровьеформирующей деятельности образовательных организаций разного вида.

Условия применения комплексов Гимнастики мозга: основным требованием к квалифицированному использованию комплексов Гимнастики является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. Желательно, чтоб каждый ученик почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.

Если упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10–15 до 20–35 мин. в день. Заниматься можно ежедневно.

В работе с детьми рекомендуем взрослым (педагогам, родителям) системно применять упражнения Гимнастики мозга для тренинга определенных функций. Эти упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, ученика, с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашних заданий или контрольной работы.

Основные эффекты внедрения методов образовательной кинезиологии в образовательный процесс: оптимизация деятельности мозга; гармоничное развитие двухполушарного мышления; развитие интеллектуальных и творческих способностей; улучшение работы долговременной и кратковременной памяти; развитие способностей к обучению и усвоению информации; повышение эффективности выполняемых действий при  работе на компьютере; восстановление работоспособности и продуктивности; снятие стресса, нервного напряжения, усталости; формирование абстрактного мышления [1], [2].

В целом, образовательная кинезиология, работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон [3] является совершенно новым явлением, и адаптация этих методов к условиям российской образовательной системы является весьма актуальной. Сегодня более чем в 80 странах мира учителя включают эти упражнения в свои учебные программы, а родители – в повседневные игры и занятия с детьми. Гимнастика мозга и разработанные российскими педагогами модели становятся важными шагами в построении системы обучения на основе движения и образовательной кинезиологии – науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.

«Опытный учитель, сам наслаждающийся движением, вдохновит и заинтересует учащихся в программе без усилий», – говорит Пол Деннисон. Мы учимся не только головой, наше тело и наш мозг – это одно целое. Важно педагогам и родителям помнить об этом!

Список литературы

1. Бояринцева А.В. Образовательная кинесиология в ОУ: поиск баланса системы «интеллек-тело» / Развитие в интересаx ребенка: Сборник научно-методических материалов Третьего всероссийского педагогического Фестиваля “Берега Детства”/ Под ред. Е.А. Александровной, А.В. Бояринцевой - Москва: ИППД РАО; Экшен, 2014. - С. 72-74.

2. Бояринцева А.В. Формы и методы реализации программ профессионального развития в области образовательной кинезиологии в системе образования // Практическая кинезиология. Путеводитель по жизни. Научно-практический журнал. - №1(8)2016. - С. 29-35.

3. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей. - ИГ "Весь", 2015. - 320 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?