ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОДРЯДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Юридическая наука Российской Федерации практически не содержит публикаций, посвященных вопросам гражданско-правового регулирования строительных подрядных работ по законодательству Итальянской Республики. Вместе с тем, исследование такого института полагаем необходимо для осмысления закономерности развития строительных подрядных работ по праву Италии и возможности имплементации норм итальянского права в законодательство Российской Федерации. В ст. анализируются правовые нормы, регулирующие строительные подрядные работы, действующие в Российской Федерации и положения Гражданского кодекса Итальянской Республики. Отдельное внимание уделено правам, обязанностям и ответственности сторон по договору подряда по Гражданскому кодексу Итальянской Республики, делается вывод о возможной имплементации норм действующего Гражданского кодекса Итальянской Республики в действующее российское законодательство.

Ключевые слова:
договор подряда, договор строительного подряда, заказчик, подрядчик, права, обязанности и ответственность сторон по договору подряда, строительные подрядные работы, проект, изменения в проектную документацию, сдача-приемка выполненных работ, оплата работ, поэтапное принятие работ, отступления и дефекты в работе, расторжение договора, выход заказчика, Итальянская Республика, Гражданский кодекс Италии.
Текст

Одним из наиболее важных направлений совершенствования действующего законодательства в Российской Федерации в области строительства является, на наш взгляд, использование накопленного опыта в указанных сферах зарубежными странами. Особенный интерес автора в данном исследовании уделяется вопросам правового регулирования строительных подрядных работ на примере Итальянской Республики по той простой причине, что в правовой литературе практически отсутствуют публикации, направленные на изучение соответствующего правового опыта данной страны. В качестве примера одной из таких публикаций можно привести работу Сергачевой О.А. «Особенности правовой регламентации размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в Итальянской Республике», в которой автор анализирует действующие как на европейской уровне, так и на уровне Итальянской Республики, нормативные правовые акты в области организации размещения государственных заказов. Целью же авторов настоящей ст. является исследование института строительного подряда по законодательству Италии.

Если проводить анализ действующего законодательства Итальянской Республики, то можно сделать вывод о том, что регламентация правоотношений в области строительства регулируется на законодательном уровне нормами Гражданского кодекса Итальянской Республики, действующего на территории страны с 1942 г., а в случае если речь идет об  организации строительства для нужд органов государственной власти, то нормами Кодекса публичных договоров на выполнение работ, услуг и поставок в соответствии с директивами 2004/17/СЕ и 2004/18/СЕ .

В рамках настоящей работы, будет рассмотрено правовое регулирование института строительного подряда в законодательстве Италии, а отношения по организации закупок для обеспечения государственных нужд останутся за рамками настоящего исследования.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что действующий Гражданский кодекс Итальянской Республики не содержит отдельной главы (параграфа), регулирующего обозначенную область правоотношений по строительному подряду, как это предусмотрено Гражданский кодексом Российской Федерации, который включает как нормы  по строительному подряду – «Строительный подряд» (Глава 37, § 3), так и нормы, регламентирующие правоотношения в области подрядных работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд – «Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд» (Глава 37, § 5).

Гражданский кодекс Итальянской Республики посвятил подряду ст. 1655–1677 гл. VII из раздела III части книги IV. Прежде чем изложить их содержание, следует отметить, что исследуемые ст. ограничиваются исключительно правоотношениями так называемого «частного подряда» и, следовательно, не содержат специальных правил, касающихся государственных закупок, которые применяются в тех случаях, когда заказчиком является государство или государственный орган, и которые в настоящее время содержатся в едином правовом тексте Кодекса государственных подрядов (Декрет от 12.4.2006, № 163).

Так, в соответствии со ст. 1655 Гражданского кодекса Итальянской Республики под подрядом понимается договор, по которому одна сторона за счет собственных средств, на свой страх и риск, выполняет работу или услугу за вознаграждение в денежной форме.

Такое широкое определение включает в себя разнообразные договорные конструкции, регулирующие отношения сторон по строительству объектов на территории заказчика; договор, заключенный с грузовой компанией по разгрузке судна; договор, согласно которому исполнитель своими собственными средствами и на свой страх и риск, организовывает праздники, фестивали и пр.

Гражданский кодекс Италии не содержит ограничений по форме договора подряда, исключение составляют случаи, когда закон это прямо предусматривает, например, для контрактов о государственных подрядах и строительстве судов, которые должны быть заключены в письменной форме под страхом недействительности. Соблюдение письменной формы для договоров подряда и строительного подряда не является также обязательным условием по законодательству Российской Федерации.

Отличительно важной чертой, как определяют в научных источниках Итальянской Республики, является тот факт, что подрядчик принимает в управление производственную деятельность, т.е. является предпринимателем (ст. 2082 Гражданского кодекса Итальянской Республики), который действует на свой страх и риск (например, в случае, если производственная деятельность работников подрядчика не является продуктивной, или если по причине, не зависящей от сторон в договоре подряда, результат работ повреждается, разрушается до ее принятия заказчиком, подрядчик несет потери за счет собственных средств, что является его коммерческим риском). Таким образом, Гражданский кодекс Итальянской Республики определил, что подрядчиком может быть как юридическое, так и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Как отмечают правоведы Италии, договор подряда основывается на «уверенности в квалификации подрядной организации», в связи с чем, по общему правилу, закрепленному в ст. 1656 Гражданского кодекса Итальянской Республики, подрядчик не имеет права без разрешения заказчика привлекать к выполнению работы субподрядчиков. В случае привлечения субподрядчика, с последним заключается договор субподряда. Без такого договора, данные правоотношения могут считаться недействительными. Его недействительность может быть опровергнута только заказчиком.

Смерть подрядчика, в соответствии со ст. 1674 Гражданского кодекса Итальянской Республики, не всегда является основанием к расторжению договора подряда. Однако, за заказчиком сохраняется право расторжения договора подряда, в случае если правопреемники подрядчика не внушают ему доверия.

Рассмотрим основные права и обязанности сторон по договору подряда в соответствии с законодательством Итальянской Республики.

Одним из основных прав заказчика является осуществление контроля за ходом исполнения работ подрядчика. Данное право закреплено в ст. 1662 Гражданского кодекса Итальянской Республики, согласно которой если по результатам проверки, выявляется, что исполнение работ не производится в соответствии с условиями, установленными в договоре и «квалифицированно», заказчик имеет право установить разумный срок, в течение которого подрядчик должен привести работы в соответствие с этими условиями; в случае если установленный срок прошел, и требования заказчика не удовлетворены, то договор считается расторгнутым, сохраняя право на возмещение ущерба за заказчиком. Любое решение, принятое в последствие в судебном порядке, в случае возникновения разногласий между сторонами (например, таких как разумность установленного срока и пр.) носят лишь дополнительный характер.

Указанная норма права, как отмечается в науке, вызывает спор по вопросу того, какими должны быть отступления в работе подрядчика, послужившими основаниями для расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке.

Сформировалось несколько основных направлений: сторонники первого направления считают, что нарушения и задержки со стороны подрядчика в ходе выполнения работ не обязательно должны быть «тяжелыми» и «не квалифицированными», приводящими к расторжению договора.

Сторонники второго направления, полагают, что именно наличие серьезных нарушений в работе подрядчика, можно сказать «рецидив» таких нарушений служат основанием для расторжения договора подряда в соответствии со ст. 1662 Гражданского кодекса Итальянской Республики.

В данном случае, следует согласиться с мнением тех цивилистов, которые в качестве основных критериев оценки оснований прекращения договора подряда в рамках ст. 1662 ГК Италии  указывают, что незначительные изменения не могут определить прекращение договора. Важно, что выявленные недостатки являются достаточными, чтобы предположить, что если они не устранены, то будут определять ответственность подрядчика по ст. 1667 Гражданского кодекса Итальянской Республики («Отклонения и дефекты в работе»).  

Общим правом, как для заказчика, так и для подрядчика является право требовать внесения изменений в проект (изменений в условия договора подряда).

В целом, анализируя нормы Гражданского кодекса Итальянской Республики, к числу оснований для внесения изменений в договор подряда можно выделить четыре направления:

  1. согласованные изменения выполнения работ (ст. 1659 Гражданского кодекса Итальянской Республики);
  2. необходимые изменения в проекте (ст. 1660 Гражданского кодекса Итальянской Республики);
  3. изменения по решению заказчика (ст. 1661 Гражданского кодекса Итальянской Республики);
  4. изменения, возникшие в результате непредвиденных обстоятельств (ст. 1664 Гражданского кодекса Итальянской Республики).

1. В соответствии с ч. 1 ст. 1659 Гражданского кодекса Италии, подрядчик не имеет права внести изменения в согласованные условия работы, если отсутствует согласие заказчика. В данном случае одностороннее изменение договора прямо запрещено законом. Любые изменения возможны на основании соглашения сторон. В случае если цена работ была установлена на весь объем работы, подрядчик не имеет права требовать дополнительного вознаграждения. Разрешение заказчика должно быть подтверждено в письменной форме (ч. 2 ст. 1659 Гражданского кодекса Итальянской Республики). Причем, эта форма, которая должна соблюдаться, даже если договор был заключен в устной форме.

2. Под необходимыми изменениями в проекте (ст. 1660 ГК Италии) подразумевается какое-либо изменение, входящее в договор, но объективно не предсказуемое в соответствии с техническими правилами в момент первоначального формирования соглашения. То есть, если изменение условий договора продиктовано необходимостью охраны прав третьих лиц или соблюдением технических стандартов, регламентов, или является необходимым для выполнения работы «квалифицированно», то внесение данных изменений в договор, будет регулироваться нормами ст. 1660 ГК Италии. Если стороны не договорились о необходимости внесения изменений или о степени компенсации за увеличение работы, проведенной подрядчиком, данные разногласия передаются на разрешение в суд. В целях защиты прав подрядчика закон сохраняет за ним право на расторжение договора, если общая сумма изменений превышает шестую часть согласованной цены и предусматривает получение компенсации (ч. 2 ст. 1660 ГК Италии).

Заказчик также имеет право на расторжение договора в одностороннем порядке, в случае возникновения изменений в значительных обьемах (ч. 3 ст. 1660 ГК Италии). В этом случае, лимит шестой части работы не предусмотрен, в связи с тем, чтобы дать возможность заказчику более гибко оценить перспективы  и потребности при оценке продолжения работы.

3. Еще одним правом заказчика является внесение изменений в проект по инициативе заказчика. Данное право закреплено в ст. 1661 ГК Италии, согласно которой заказчик имеет право вносить изменения в проект, при условии, что их сумма не превышает шестую часть общей согласованной цены договора. В данном случае, подрядчик имеет право на вознаграждение за больший объем выполненных работ, даже если цена работы была установлена на весь объем работ. Однако в случае, если указанные изменения находятся в пределах, установленных ч.1 ст. 1661, но по своему характеру или количеству существенно отличаются от первоначальных условий, предусмотренных договором, право одностороннего внесения изменений в договор за заказчиком не сохраняется (ч. 2 ст. 1661 ГК Италии). В данном случае заказчик имеет право  расторжения договора подряда в одностороннем порядке, предусмотренным ст. 1671 ГК Италии.

Таким образом, еще одним правом заказчика является право на выход из договора. Как уже упоминалось выше, ст. 1671 ГК Италии, признает за заказчиком особое право на выход из договора (расторжение договора), который, в отличие от обычного выхода в соответствии со ст. 1373 ГК Италии, может быть осуществлен в adnutum (выход из правоотношений) даже если выполнение работ или услуг уже началось, без предварительного уведомления и без обоснования причин, по которым это право используется (поэтому в данном случае может идти даже речь просто об «утрате доверия» подрядчику), важным условием является то, что заказчик считает, что подрядчик не пострадал от понесенных расходов в связи с выполнением работ по договору. В данном случае, как отмечается в научной литературе, законодатель принял во внимание тот факт, что заказчик является окончательным судьей полезности и актуальности работ на пользу его интересам.

Таким образом, из содержания указанного права заказчика вытекают права подрядчика, а именно:  право требовать компенсации понесенных им затрат. Законодатель в данном случае в значительной степени защитил права подрядчика, которому, в случае выхода заказчика adnutum (выход из правоотношений) должны быть возмещены затраты на выполненные работы, понесенные расходы и упущенный доход. По сути, подрядчик имеет право на получение платы за уже сделанную работу, на возмещение понесённых расходов при выполнении работ, а также чистого дохода, который он бы получил, если бы завершил работу.

Указанная норма может нести и неблагоприятные последствия для заказчика. Исследователи данного вопроса в правовой доктрине Италии отмечают, что если за заказчиком сохраняется право принять решение на любом этапе работ расторгнуть договор, то в связи с этим подрядчик «не имеет никакого интереса к эффективному осуществлению согласованной работы, но имеет право достичь того же результата в экономическом плане, который он бы получил от исполнения договора».

4. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, в результате которых  произошло увеличение или уменьшение стоимости материалов или рабочей силы, приведших к  увеличению или уменьшению более чем на десятую часть общей согласованной цены договора, подрядчик и заказчик имеют право требования пересмотра цены договора. При этом пересмотр цены возможен только на разницу, превышающую десятую часть (ч. 1, 2 ст. 1664 ГК Италии).

Думается, что законодатель, устанавливая данную норму, принял во внимание, что в результате непредвиденных обстоятельств, возможно увеличение или уменьшение затрат на труд и на стоимость материалов (ст. 1664, п. 1 Гражданского кодекса), в рамках которого также покрываются увеличенные транспортные расходы и затраты на все категории занятых работников (не только на «затраты на рабочую силу»).  Как подрядчик – в случае увеличения затрат,  так и заказчик – в случае снижения затрат могут потребовать пересмотра цены, но только на часть, превышающую десятую часть первоначально согласованной суммы.

Часть 3 ст. 1664 ГК Италии регулирует так называемые «геологические сюрпризы», т.е. образование в процессе выполнения подрядных работ трудностей, в связи с возникновением геологических, водных и иных причин, не предусмотренных в договоре, которые делают более затратной реализацию работ для подрядчика. В связи с указанным выше обстоятельством – наличием риска – договор подряда долгое время относили к алеаторным, однако механизм регулирования цены, предусмотренный ч. 3 ст. 1664 ГК ИР, позволил уравновесить риски сторон и дал право подрядчику требовать справедливой компенсации своих расходов.

 Одной из основных обязанностей заказчика является оплата работы.  В случае, если по договору подряда стороны не согласовали условия оплаты работы или не установили способ ее определения, то оплата осуществляется исходя из существующих тарифов или из существующей практики. Если в этом случае стороны не согласовали цену работы, то цена работ определяется судом. Закрепление данной нормы в действующем Гражданском кодексе Итальянской Республики, как отмечается в научной литературе, является своего родом прогрессом, исключением из общего принципа, закрепленного в ст. 1346 Гражданского кодекса Итальянской Республики: договор действителен, даже если цена не определена или не может быть определена на основе существующих тарифов или практики. В этом случае вознаграждение определятся судом, как это закреплено в ст. 1657 Гражданского кодекса Итальянской Республики.

Основным правом подрядчика является право, в соответствии с ч. 5 ст. 1665 Гражданского кодекса Италии на получение вознаграждения, которое возникает после принятия работы заказчиком (или отдельных частей в порядке ст. 1666 ГК Италии).

Всегда с принятием работ закон связывает такие важные последствия, как освобождение подрядчика от ответственности за очевидные дефекты,  недостатки или дефекты в работе, а также перехода прав риска, связанного с потерей и порчей предмета договора. Поэтому важное значение имеет промежуток времени приема результата работ. В связи с этим, нормами действующего законодательства, как Италии, так и России, закреплено право заказчика на проверку соответствия выполненной работы условиям договора перед ее принятием.

Сдача-приемка результата выполненной работы по договору подряда регулируется ст. 1665–1666 ГК Италии. Интерес вызывает содержание ст. 1665 ГК Италии, указанная процедура схожа с процедурой сдачи-приемки работ по российскому законодательству, однако содержит ряд отличительных особенностей.

Также как это предусмотрено нормами российского гражданского законодательства, по законодательству Италии заказчик имеет право проверить выполненную работу, прежде чем осуществить ее приемку.  Подрядчик обязан известить заказчика о готовности сдать выполненную работу. Однако, по законодательству Италии, в случае если заказчик, получив приглашение подрядчика на приемку работ, уклоняется без уважительных причин и не приступает к ее проверке, или не сообщает результат проверки в течение короткого промежутка времени, работа считается принятой (ст. 1665 ГК Италии). В российском гражданском законодательстве ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации подобное право подрядчика не содержит.

Одной из основных обязанностей подрядчика является обеспечение гарантии на отклонения и дефекты в работе.

Ст. 1669 ГК Италии содержит особый исключительный режим ответственности в случае, когда договор подряда касается строительства зданий или других объектов, используемых по своему характеру в долгосрочной перспективе.

Если объект недвижимости, в течение десяти лет с момента завершения, из-за недостатков почвы или дефекта конструкции полностью, или частично разрушился, либо представляет очевидную опасность разрушения или при наличии серьезных дефектов, подрядчик несет ответственность перед заказчиком и его преемниками. При этом объект недвижимости считается полностью или частично разрушенным, когда становится непригодным для использования в целом или частично, после того, как ему нанесен серьезный ущерб, понесенного структурными элементами. Исследователи в качестве аргументов возникновения очевидной опасности разрушения определяют те обстоятельства, когда эти разрушения являются очевидными для «глаз эксперта».

Что касается серьезных дефектов, юриспруденция постепенно расширила понятие: и оно охватывает сегодня не только те дефекты, которые имеют текущие последствия для стабильности и сохранения недвижимости, но и какие-либо другие серьезные изменения, которые могут повлиять на его нормальное использование, или, по крайней мере, существенно ограничить его использование. Однако к серьезным дефектам нельзя отнести эстетические недостатки и отклонения от договорных положений, для которых остаётся защита в соответствии со ст. 1667 и 1668 Гражданского кодекса Италии.

В юридической доктрине Италии в определении правовой природы ответственности подрядчика за допущенные отклонения и дефекты в работе выделяют два основных направления.

Сторонники первой теории считают, что ответственность подрядчика, предусмотренная ст. 1669 Гражданского кодекса Италии носит договорной характер.

Сторонники другого направления, «одобренного по существу юриспруденцией», полагают, что ответственность по ст. 1669 ГК Италии отнесена к внедоговорному виду, поскольку основная и главенствующая функция данной нормы подразумевает прямую защиту публичных интересов, выражающуюся в обеспечении стабильности и сохранности зданий.

Как отмечается в научной литературе, при рассмотрении вопроса внедоговорного характера ответственности юридическая наука продлила «пассивную легитимность» за счет различных субъектов правоотношений, с учетом их вины в допущении подрядчиком отступлений и дефектов в работе. В данном случае речь может идти о лицах, задействованных в выполнении подрядчиком работы, к которым можно отнести дизайнера, директора по строительству и пр.

Подрядчик несет ответственность в порядке ст. 1669 Гражданского кодекса Италии, при условии, что заказчиком сделано заявление об устранении дефектов в течение одного года с момента их открытия.

При обнаружении дефектов и разрушения в пределах срока одного года заказчик обязан заявить об этом подрядчику. Свободная форма заявления (жалобы) и сопровождающие документы, имеющие информационный характер, могут быть сделаны либо путем внесудебного обращения, либо в виде судебного запроса. Бремя доказывания представления жалобы лежит на заказчике. Следует также отметить, что жалобы не требуется, если подрядчик признал наличие серьезных дефектов.

В отличие от норм Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, в отношении зданий и сооружений составляет 3 года, нормами Гражданского кодекса Италии указанный срок составляет продолжительность в один год. 

Срок давности истекает, если заказчик, сделав заявление о дефектах и недостатках, не действует в срок до одного года (ч. 2 ст. 1669 ГК Италии).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что законодательство Итальянской Республики не совершенно, и имеет ряд правовых недоработок, урегулировать которые призвана юридическая научная мысль итальянских ученых. Существующее на сегодняшний день широкое определение дефиниции «подряд», которое включает различные договорные конструкции и его схожесть с договорами другого характера, такими, как договор на оказание услуг, договор найма и пр., на наш взгляд, требует детального изучения и изменения. Отсутствие специальных норм, регулирующих правоотношения строительного подряда, также, на наш взгляд, являются правовым упущением законодателя Италии, однако этот подход является характерным для всего законодательства Италии, поскольку дает определенную правовую свободу участникам правовых отношений. Вместе с тем, нельзя не отметить ряд действующих норм, закрепленных в Гражданском кодексе Итальянской Республики, положительно влияющих на защиту прав и охраняемых законом интересов сторон по договору строительного подряда, это такие нормы, как десятилетняя ответственность подрядчика за отклонения и дефекты в выполненной работе, когда предметом договора подряда является строительство зданий или сооружений; односторонний отказ заказчика от договора (выход заказчика из договора); основания для внесения изменений в проектную документацию  и пр. Данный опыт, на наш взгляд, следует учесть при дальнейшей модернизации российского законодательства. С учетом изложенного, можно сделать вывод, что несмотря на недостаток специальных норм, регулирующих строительные подрядные и подрядные работы в законодательстве Италии, существуют общие принципы и положения, которые, несомненно, находят отражение в российском праве, анализ развития и современного состояния которых требует дальнейшего научного детального исследования.

 

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации Части первая, вторая, третья и четвертая. - Москва: Проспект, КноРус, 2016. - С. 282-286.

2. CodiceCivile.Libro Quarto Delleobbligazioni.Titolo III Dei singolicontratti.Capo VII Dell appalto. [Электронный ресурс] // URL:http://www.altalex.com/documents/codici-altalex/2015/ (дата обращения: 28.03.2016).

3. Codicedeicontrattipubblicirelativi a lavori, servizi e furniture in attuazionedelledirettive 2004/17/CE e 2004/18/CE [Электронныйресурс] // URL:http://www. CodiceAppalti.it. (датаобращения: 28.03.2016).

4. Contratto di appalto [dir. civ.] Diritto on line (2014) di Giovanni Iudica [Электронныйресурс] // URL:http://www.treccani.it/enciclopedia/contratto-diappalto-dir-civ (Diritto on lne) (датаобращения: 28.03.2016).

5. Сергачева О.А. Особенности правовой регламентации размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в Итальянской Республике // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. - № 2 (19). - С. 299-303.

6. PietroTrimarchi. Istituzionididirittoprivate. CapitoloXLV.Contratti di prestazioned”opera.L”appalto.// CopirightDott. Giuffre Editor, S.p.A. Milano.2014. p. 431-432. ISNB 88-14-18709-6.

Войти или Создать
* Забыли пароль?