ББК 67 Право. Юридические науки
В статье сформулированы задачи науки, описаны и перечислены аспекты научной деятельности в сфере юриспруденции. Отвечая на вопросы о том, чем является право, и кто те лица, которые его изучают, автор констатирует, что унифицированный подход к пониманию права и способам, а также формам его изучения невозможен. Утверждается, что объективность востребованности юридической науки напрямую зависит от участия народа в правотворчестве. В основе права как социального явления и общественного регулятора лежат традиции, привычки, культура, социальный уклад общества, создающего право. В качестве примера приведены Скандинавские страны, в правотворчестве которых активное участие принимает их население. Автор излагает свою точку зрения относительно реализации концепции строительства правового демократического и социального государства посредством рационального, добросовестного и разумно достаточного правотворчества. Приводятся аргументы в пользу существования взаимозависимости качественного правотворчества и обеспечения надлежащего взаимодействия государства и общества. Рассматривается соотношение критериев научного изучения публичных правовых и исследования частноправовых явлений. Указывается на необходимость выстраивать последовательность осуществления научно-исследовательских работ в этой сфере в направлении от личности к обществу, а не наоборот, и точно определить предмет, задачи, цели, а также метод и средства научного аналитического подхода к изучению права. Обращается внимание на важность учета соотношения состояния и развития теории права, с одной стороны, и правоприменительной практики — с другой. Автор убежден, что в настоящее время объектом научных исследований в правовой сфере должна стать конвергенция демократических и автократических методов, средств и форм государственного управления. Следует использовать потенциал других, смежных с правовой, наук для достижения наибольшего эффекта в изучении права. Автор формулирует свои рекомендации, предназначенные для улучшения качества научно-изыскательской деятельности в правовой области, повышения уровня профессионализма в правоприменении, а также содействия выбору учеными и практикующими юристами наиболее оптимальных способов апробации полученных ими в ходе научно-исследовательских работ результатов. В частности, предлагаются конкретные формы обнародования этих результатов, внедрения их в учебный процесс в профильных учебных заведениях, тщательный отбор источников информации для анализа, выработка критериев оценки качества исследовательской деятельности, а также сочетание нормативного и функционального подходов к предназначению и роли права.
качество, юриспруденция, наука, исследователь, право, функциональный, подход, учения, опыт, задача, общество, проявление, концепция, модель, знания, источник, сущность, оценивание, критерии, результат, независимость, творчество, терминология, ссылки, представление.
1. Т