Россия
Статья посвящена особенностям проведения аудита эффективности экономических субъектов с долей государственного участия, проблематике нормативно-правового обеспечения, организации, методики, а также дублирования контрольных функций при данном виде аудита.
экономические субъекты с долей государственного участия, эффективность, аудит эффективности, непрерывность деятельности.
Важное условие распределения государственных средств — их эффективное использование. В управлении же общественными финансовыми средствами обязательной функцией является контроль, одним из видов которого является аудит. Но, несмотря на то, что аудит эффективности занимает одно из основных мест в ряду контрольных мероприятий Счетной палаты, вопросы аудита эффективности в настоящее время недостаточно хорошо изучены применительно к оценке использования государственных средств (с методической точки зрения) как при осуществлении государственного аудита, так и при определении системы ключевых показателей эффективности для экономических субъектов с долей государственного участия.
Не менее важным является также тот факт, что все имеющиеся сегодня норма- тивные правовые акты по аудиту эффективности не содержат методики расчета и оценки показателей эффективности, которые к тому же зачастую являются некорректными.
При определении места экономических субъектов с долей государственного участия среди объектов аудита эффективности выявляется несколько проблем:
1) проблема идентификации экономических субъектов с долей государственного участия;
2) проблема определения доли государственного участия;
3) проблема определения организационно-правовой формы таких субъектов;
4) проблема идентификации видов аудита экономических субъектов с долей государственного участия в различных нормативных правовых актах и выделение в них аудита эффективности как самостоятельного направления контроля;
5) проблема идентификации понятия «эффективность» в различных нормативных правовых актах.
При рассмотрении первой из обозначенных проблем необходимо отметить, что в настоящее время существует путаница в определении таких понятий, как «экономические субъекты государственного сектора» и «экономические субъекты с долей государственного участия», причем единой законодательно определенной трактовки данных понятий нет. В этой связи идентификация понятий «экономические субъекты с долей государственного участия» и «экономические субъекты государственного сектора» приведена в табл. 1.
Вторая проблема связана с необходимостью определения доли участия государства в экономических субъектах с долей государственного участия (табл. 2).
Не менее важной является проблема идентификации организационно-правовой формы экономических субъектов с долей государственного участия, представленная в табл. 3.
Четвертая проблема связана с тем, что при проведении аудита эффективности экономических субъектов с долей государственного участия особое внимание необходимо, по нашему мнению, обратить на различные виды аудита, которым подвержены данные субъекты. Причем каждый из видов аудита так или иначе затрагивает при проверке вопросы эффективности, но трактует их по-разному. Идентификация видов внешнего аудита экономических субъектов с долей государственного участия представлена в табл. 4.
В приложении 7а к Методическим рекомендациям по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности [4] приведена таблица, которая содержит показатели, в соответствии с которыми аудиторы проводят анализ финансовохозяйственной деятельности аудируемых лиц.
При этом в ней наряду с показателями эффективности (рентабельности и оборачиваемости) присутствуют и показатели платежеспособности и финансовой устойчивости. Представляется, что их расчет очень важен в рамках аудита эффективности, так как позволяет проводить оценку эффективности с учетом рисков неплатежеспособности аудируемых лиц с долей государственного участия, помогает прогнозировать риски неплатежеспособности и анализировать логическую цепочку: «неплатежеспособен — нерентабелен — неэффективен».
Заметим, что в «Методических рекомендациях…» [4] отсутствует методика расчета и анализа показателей, рекомендованных для оценки финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
4. Методические рекомендации по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Утверждены приказом Росимущества от 21.01.2016 г. № 12 // СПС «Консультант Плюс»
5. СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016 № 4ПК) // СПС «Консультант Плюс»
6. Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов. Одобрены поручением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № ИШ-П13-2043
7. Егорова И.С. Особенности оценки эффективности внутреннего финансового аудита // Аудитор. - 2018. - № 4. - С. 29-35.
8. Егорова И.С. Особенности аудита эффективности: проблемы идентификации и осуществления // Аудитор. - 2017. - № 1. - С. 29-36.